Для магистров ООП
050400.68 Психолого-педагогическое образование (Возрастная психофизиология)
(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)
По очной форме обучения
№ п/п | Наименование | Наличие место/ (кол-во экз.) | Потребность (кол-во студ.) | Примечания (экз. на одного студента) |
Основная литература | ||||
Базовый модуль 1 | ||||
1 | Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология: учебник/ Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 с. | Библиотека КГПУ /30 | 6 | 5 |
2 | Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник / В. В. Шульговский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 528 с. | Библиотека КГПУ /20 | 6 | 3,3 |
Базовый модуль 2 | ||||
1 | Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с. | Библиотека КГПУ /50 | 6 | 8,3 |
2 | Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие/ В. М. Смирнов, С. М. Будылина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 336 с. | Библиотека КГПУ /15 | 6 | 2,5 |
Дополнительная литература | ||||
Базовый модуль 1 | ||||
1 | Данилова, Н.Н.. Психофизиология: Учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. - (Классический университетский учебник) | Библиотека КГПУ /6 | 6 | 1 |
Базовый модуль 2 | ||||
1 | Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с. | Библиотека КГПУ /14 | 6 | 2,3 |
Методические пособия, рекомендации | ||||
Модули 1, 2 | ||||
1 | Учебно-методическое пособие для студентов по основам нейрофизиологии и ВНД. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2010.- 240с. | На электронных носителях/Методкабинет кафедры | 6 | По требованию |
2 | Физиологическая и патофизиологическая терминология. Словарь. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2008. | Библиотека КГПУ /30 | 6 | 5 |
Электронные ресурсы | ||||
1 | Основы нейрофизиологии и ВНД (Я.В. Бардецкая) | http://www.edu.kspu.ru/course/view.php?id=902 | 6В 3ского возраста образование», | По требованию |
Журнал рейтинговой оценки магистров
ИСП, гр. N ___ «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов»
|
Модуль 1
Модуль 2
Итоговый
Доклад
Разработка презентации доклада .
Составление дополнительной библиографии
Обзор периодики
Составление тестов и в-в суждений
Индив. домашнее задание
Письменная работа (ауд.)
Групповая работа
Доклад
Тестирование
Контрольное тестирование
Баллы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, магистратура)
| Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С) | Количество зачетных единиц/кредитов | |||
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов | Магистр | Профессиональный цикл | 3 кредита (ЗЕТ) | |||
Смежные дисциплины по учебному плану | ||||||
Предшествующие: школьный курс по физике, химии, биологии, основы генетики, возрастная анатомия и физиология, основы нейрофизиологии и ВНД, невропатология. | ||||||
Последующие: Психофизиология развития и обучения. Классификация психических явлений и методы психофизиологии. Психофизиология индивидуальных различий. | ||||||
Входной МОДУЛЬ (проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам) | ||||||
| Форма работы* | Количество баллов 5 % | ||||
min | max | |||||
| Тестирование | 0 | 5 | |||
Итого | 0 | 5 | ||||
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1 | |||
| Форма работы* | Количество баллов 30 % | |
min | max | ||
Текущая работа | Групповая работа (проект) | 2 | 3 |
Доклад | 2 | 3 | |
Разработка презентации доклада | 2 | 3 | |
Составление дополнительной библиографии | 2 | 3 | |
Обзор периодики | 1 | 2 | |
Составление тестов и вопросов-суждений | 2 | 3 | |
Индивидуальное домашнее задание | 2 | 3 | |
Письменная работа (аудиторная) | 2 | 3 | |
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 5 | 7 |
Итого | 20 | 30 |
БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2 | |||
| Форма работы* | Количество баллов 40 % | |
min | max | ||
Текущая работа | Групповая работа (проект) | 2 | 3 |
Доклад | 2 | 3 | |
Разработка презентации доклада | 2 | 3 | |
Составление дополнительной библиографии | 2 | 3 | |
Обзор периодики | 1 | 3 | |
Составление тестов и вопросов-суждений | 2 | 3 | |
Индивидуальное домашнее задание | 2 | 3 | |
Письменная работа (аудиторная) | 2 | 4 | |
Промежуточный рейтинг-контроль | Тестирование | 10 | 15 |
Итого | 25 | 40 |
Итоговый модуль | |||
Содержание | Форма работы* | Количество баллов 25 % | |
min | max | ||
Тестирование | 15 | 25 | |
Итого | 15 | 25 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ | |||
Базовый модуль/ Тема | Форма работы* | Количество баллов | |
min | max | ||
БМ №1 Тема № 3 | Составление библиографии по теме | ||
Тестирование | |||
БМ № 2 Тема № 5 | …… | ||
…… | |||
Итого | 0 | 10 | |
Общее количество баллов по дисциплине (по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля) | min | max | |
60 | 100 |
*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем
ГЛОССАРИЙ
Адаптация сенсорная - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Адаптация сенсорная может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.
Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды организма. Анализатор состоит из трех частей: 1)переферический отдел – рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2)проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий головного мозга, передаются к низшим уровням анализатора и регулируют активность рецепторов; 3)корковые проекционные зоны.
Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.
Апперцепция (лат. perceptio –восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности.
Вестибулярные ощущения – ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.
Взаимодействие анализаторов – влияние функционирования одного анализатора на состояние другого. Анатомо-физиологической основой взаимодействия анализаторов являются близость нервных путей и межцентральные связи анализатров.
Восприятие – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Гештальт - (нем. Gestalt – образ, форма) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологи ей и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощуще ний) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.
Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.
Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.
Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.
Кажущееся движение – иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен».
Кинестетические ощущения – ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях, связках.
Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.
Модальность (от лат.modus – способ) – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивных) отражают свойства объективной реальности в специфической закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т.д.).
Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот).
Парадоксальный холод – ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.
Психофизика — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма. Психофизика основана Г, Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия психофизики, разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.
В настоящее время психофизика состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о сенсорных шкалах, используемых для измерения вышепороговых ощущений. Причем предмет психофизики часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, например почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле психофизику можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивене).
В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная психофизика допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуации этих шумов, в то время как классическая психофизика исходит из того, что единственным источником возбуждения сенсорной системы является действие раздражителя. Соответственно этому современная психофизика рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая психофизика — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключичительно внесенсорными факторами.
В области измерения вышепороговых ощущений классическая психофизика исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления или едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером. Напротив, современная психофизика допускает возможность непосредственного количественного измерения величины ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы. Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом.
Термины «классическая психофизика» и «современная психофизика» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.
В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение психофизики по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая психофизика отождествляется в этом случае с объективной психофизикой, а к субъективной психофизика относят, во-первых, субъективные сенсорные шкалы, а во-вторых, в соответствии с широким толкованием предмета психофизики,— субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии.
Рецептивное поле. Для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существует рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки.
Сенсибилизация - (лат. Sensibilis – чувствительный) - повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей.
Синестезия (греч. sunaisthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое.
Стимул – физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.
Субсенсорное восприятие – (лат. sub. – под и sensus – чувство, ощущение) – форма непосредственного психического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного.
Транспозиция – узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.
Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.
Электроокулограмма - запись электрической активности наружных мышц глазного яблока.
Электроокулография - метод регистрации движения глаз, основанный на графической фиксации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц.
Электроретинограмма - запись биоэлектрической активности сетчатки глаза.
Электроретинография - метод исследований биоэлектрических потенциалов сетчатки, возникающих в ответ на световую стимуляцию глаза.
Электростимуляция - метод восстановления сниженной функции мышц, нервных стволов, внутренних органов путем раздражения этих органов электрическим током.
Электроэнцефалограмма - запись биоэлектрической активности головного мозга; может осуществляться в одном или нескольких участках волосистой части головы.
Электроэнцефалография - метод исследования суммарной биоэлектрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния мозга.
Элиминация - исключение, удаление, устранение.
Эмпирический - основанный на опыте.
Эндогенный компонент ВП - связанный с деятельностью модулирующих систем мозга и отражающий субъективную оценку внешнего воздействия.
Энцефалография - метод рентгенографического исследования головного мозга.
Эффектор - специализированные органы или ткани, реагирующие на импульсы, поступающие к ним из высших отделов ЦНС, и выполняющие под действием этих импульсов свои функции.
Эфферентное звено рефлекса - конечная часть рефлекторной дуги, обеспечивающая проведение возбуждения от ЦНС к исполнительному органу (мышце или железе).
Эфферентные волокна - нервные волокна, проводящие импульсы из центральной нервной системы к мышцам и внутренним органам.
Эфферентные пути - нервные волокна, проводящие импульсы от высших отделов головного мозга к мышцам и внутренним органам.
Эфферентный синтез - стадия функциональной системы, наступающая после стадии принятия решения и заканчивающаяся действием; представляет результат интеграции возбуждения ЦНС и периферических органов, состоит из программы действия и управляющего эфферентного возбуждения, передающегося к исполнительным органам (мышцам, железам).
Дата: 2018-12-21, просмотров: 464.