1. Принципы кодирования информации в нервной системе.
2. Векторное кодирование в зрительной системе.
3. Восприятие и его механизмы.
4. Особенности фонематического слуха и акустического гнозиса у детей.
5. Психофизиологические особенности развития словаря и зрительных представлений у детей.
6. Использование методики условно-рефлекторных ориентировочных реакций для исследования слуха у детей 1—3 лет жизни.
7. Историческая роль учения Й. Мюллера о специфической энергии органов чувств.
8. Исследования Д. Хьюбела и Т. Визела нейронов-детекторов.
9. Электроэнцефалографические исследования процессов восприятия.
10. Теория В.Д. Глезера уровней переработки зрительной информации.
11. Роль полушарий головного мозга в восприятии зрительной информации.
Методические указания по подготовке рефератов
Под реферированием понимается анализ опубликованной литературы по проблеме, то есть систематизированное изложение чужих обнародованных мыслей с указанием на первоисточник и в обязательном порядке с собственной оценкой изложенного материала. Магистр обязан показать самостоятельную творческую работу.
Источником для написания реферата может быть любое опубликованное произведение, включая работы в Интернете (с указанием точного адреса веб-страницы), а также интервью, которое автор реферата взял у того или иного специалиста (с обязательным указанием даты и места интервью).
Все цитаты и любые не общеизвестные сведения (мнения специалистов, цифры, факты, и пр.), почерпнутые из этих источников, должны иметь свои ссылки или сноски. Переписанные без ссылок и сносок монографии, учебники, рефераты, статьи из журналов расцениваются как неудовлетворительная работа. Минимальное количество источников – пять, причем статьи и заметки из газет и ненаучных журналов, конспекты лекций и семинарских занятий источниками не признаются.
Рекомендуемый объем реферата – от 15 до 25 машинописных страниц, не считая титульного листа и страницы с указанием использованной литературы.
Реферат должен быть сдан не позже оговоренной с преподавателем даты.
Средства и материально – техническое обеспечение дисциплины.
Компьютерный класс, оснащенный компьютерами типа «Pentium», объединенными в локальную сеть с выходом в Интернет, информационные ресурсы которого могут быть использованы магистрами для более глубокого изучения дисциплины.
Контрольно-измерительные материалы
Вопросы по самоконтролю
1. Рецепторы, механизмы обнаружения и различения сигнала.
2. Приведите схему функционирования сенсорной системы.
3. Опишите механизм кодирования интенсивности раздражителя рецепторным потенциалом.
4. Приведите примеры взаимодействия сенсорных систем.
5. Психофизиологические механизмы кодирования, декодирования и детектирования информации.
6. Опишите в тетради концепцию детекторного кодирования.
7. Раскройте этапы опознания образов.
8. Приведите примеры «сенсорных иллюзий».
9. Общее понятие анализатора, его анатомическое и физиологическое строение.
Вопросы к зачету
1. Предмет и задачи психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов.
2. Передача и переработка сенсорных сигналов (общая характеристика и схема).
3. Что называют рецептором?
4. Как классифицируются рецепторы?
5. Перечислите основные свойства рецепторов.
6. Как формируется рецепторный потенциал?
7. Что называется абсолютной чувствительностью сенсорной системы?
8. Что называется дифференциальной сенсорной чувствительностью?
9. Что называется порогом различения интенсивности раздражителя?
10. Обнаружение и различение сигнала, понятие о сенсорных порогах.
11. Передача, преобразование сигналов, кодирование, декодирование, детектирование сигналов.
12. Механизм переработки информации в сенсорных системах (вертикальный и горизонтальный механизмы – схемы).
13. Психофизиология сенсорных процессов: этапы деятельности сенсорных систем.
14. Какое свойство отличает существенную информацию от не существенной?
15. Каковы основные способы кодирования сенсорной информации?
16. В чем состоит процесс декодирования сигналов?
17. Как различаются нейроны – детекторы по своим функциям?
18. Укажите на различия общей и локальной адаптации сенсорных систем
19. В чем состоит суть опознания сенсорных образов?
20. Что называется рецептивным полем?
21. Анатомические и физиологические особенности слухового анализатора.
22. Слуховая чувствительность и адаптация.
23. Громкость звука. Бинауральный слух.
24. Возрастные особенности органа слуха.
25. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.
26. Анатомо-физиологическое строение органа зрения.
27. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.
28. Возрастные особенности органа зрения.
29. Рефракция, ее виды и методы исследования.
30. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с поражением органа зрения.
31. Повреждения органа зрения у детей.
32. Профилактика и первая помощь при повреждениях органа зрения.
33. Зрительное восприятие и его особенности у детей с нарушениями зрения.
34. Вестибулярная система. Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата.
35. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов.
36. Соматосенсорная система. Кожная рецепция.
37. Свойства тактильного восприятия.
38. Температурная и болевая рецепция.
39. Проприорецепция (мышечная и суставная рецепция). Передача и переработка соматосенсорной информации.
40. Обонятельная система. Рецепторы обонятельной системы.
41. Чувствительность обонятельной системы. Кодирование обонятельной информации.
42. Вкусовая система. Вкусовые рецепторы.
43. Проводящие пути и центры вкусовой сенсорной системы.
44. Вкусовые ощущения и восприятие.
45. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы.
46. Висцеральные ощущения и восприятие.
47. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы.
48. Возрастные особенности формирования и функционирования сенсорных систем.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 423.