Модуль 2. Психофизиология анализаторных систем
Тема 3. Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. 14 2 2 10 Тема 4. Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. 14 2 2 10 Тема 5. Вестибулярная система. 14 2 2 10 Тема 6. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. 14 2 2 10 Тема 7. Обонятельная система. Вкусовая система. 12 1 2 9 Тема 8. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. 12 1 2 9 Итого   108 14 16 78

Содержание разделов и тем дисциплины.

Наименование раздела.   Содержание

Модуль 1. Основные понятия психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов

Тема 1. Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. Основные функции сенсорных систем: обнаружение, различение, передача и преобразование сигнала, кодирование сигнала и его особенности, детектирование сигнала, опознание образов Обнаружение и различение сенсорных сигналов. Понятие о рецепторе. Классификация рецепторов: по характеру ощущений, возникающих у человека при их раздражении; по источнику поступления информации, по характеру контакта с внешней средой; в зависимости от природы раздражителя. Механизм возбуждения рецептора. Чувствительность сенсорных систем. Порог реакции. Критерии порога «Шумы» в сенсорных системах. Порог различения интенсивности. Закон Вебера. Пространственное и временное различение сигналов. «Сенсорная маскировка». Передача и преобразование сигнала в нервный код. Кодирование сигнала. Особенности кодирования: множественность и перекрытие кодов, отсутствие декодирования. Детектирование сигнала. Нейроны-детекторы. Опознание образов «Сенсорные иллюзии». Возбудительное и тормозное взаимодействие в анализаторах. Адаптация сенсорных процессов: глобальная и локальная. Переработка сенсорной информации. Рецептивное и проекционное поля. Общие принципы организации и функционирования сенсорных систем. Многослойность. Многоканальность. «Сенсорные воронки». Нервная модель стимула.
Тема 2. Психическая организация процессов восприятия. Психологическое строение восприятия. Мозговая организация восприятия. Роль первичных (проекционных) отделов зрительной коры. Вторичные отделы зрительной коры как аппараты, осуществляющие исполнительскую (операционную) часть перцептивной деятельности. Возможность широкого симультанного синтеза как фактор зрительного восприятия. Вклад в построение зрительного восприятия затылочной и затылочно-теменной областей обоих полушарий. Роль доминантного и субдоминантного полушарий в построении перцептивной деятельности. Участие лобных отделов мозга в организации перцептивной деятельности.

Модуль 2. Психофизиология анализаторных систем

Тема 3. Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. Аккомодация. Аномалии рефракции глаза. Зрачковый рефлекс. Рецепторный аппарат зрительного анализатора. Структура и функции сетчатки. Фотохимические реакции в рецепторах сетчатки. Электрические явления в сетчатке и зрительном нерве. Электроретинограмма. Световая и контрастная чувствительность зрения. Зрительная адаптация Инерция зрения, слитие мельканий, последовательные образы. Цветовое зрение. Теории цветоощущения. Восприятие пространства: острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение, оценка величины объекта, оценка расстояния, роль движения глаз.
Тема 4. Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. Слуховая сенсорная система. Слуховая система. Структура и функции слуховой системы. Теории слуха. Слуховые ощущения. Тональность (частота звука). Анализ частоты звука(высоты тона). Слуховая чувствительность и адаптация. Громкость звука. Бинауральный слух.
Тема 5. Вестибулярная система. Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата. Электрические явления в вестибулярной системе. Рефлексы и вестибулярная стимуляция. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов. Функции вестибулярной системы.
Тема 6. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Свойства тактильного восприятия. Температурная и болевая рецепция. Проприорецепция (мышечная и суставная рецепция). Передача и переработка соматосенсорной информации.
Тема 7. Обонятельная система. Вкусовая система. Рецепторы обонятельной системы. Кодирование обонятельной информации. Проводящие пути и центры вкусовой сенсорной системы. Чувствительность обонятельной системы. Вкусовые рецепторы. Проводящие пути и центры вкусовой сенсорной системы. Вкусовые ощущения и восприятие.
Тема 8. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. Висцеральные ощущения и восприятие. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы. Возрастные особенности формирования и функционирования сенсорных систем.

 

 

Лекции.                                                                                 

Таблица 3 – Состав и объем лекций.

 

№ п/п Тема лекции   Часы
1 2 3
1 Лекция №1. Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. 2
2 Лекция №2. Психическая организация процессов восприятия. 2
3 Лекция №3. Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. 2
4 Лекция №4. Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. 2
5 Лекция №5. Вестибулярная система. 2
6 Лекция №6. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. 2
7 Лекция №7. Обонятельная система. Вкусовая система. Висцеральная сенсорная система. 2
8 Итого 14

 

 

Лабораторные занятия

Таблица 4 – Состав и объем лабораторных занятий

Номер ЛЗ Номер раздела или темы Тема и краткое содержание ЛЗ ( лабораторных занятий ) Характер и цель ЛЗ Кол-во часов
1 2 3 4 5

Модуль 1. Основные понятия психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов

1 Тема 1   Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. Беседа. Уяснение магистрами методологических требований по изучению предмета «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов». Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
2 Тема 2   Психическая организация процессов восприятия. Опрос. Дискуссия. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2

Модуль 2. Психофизиология анализаторных систем

3 Тема 3   Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
4 Тема 4   Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
5 Тема 5   Вестибулярная система. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
6 Тема 6   Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
7 Тема 7   Обонятельная система. Вкусовая система. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
8 Тема 8   Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
9 Итого     16

 

Формы самостоятельной работы магистров

Направления самостоятельной работы магистров во внеучебное время:

       

1. Решение задач и тестовых заданий по курсу психофизиология сенсорных и перцептивных процессов.__________________________________

2. Реферирование отдельных тем курса и подготовка докладов и презентаций

    для выступления на лабораторных занятиях.

3. Участие в научно-исследовательской работе.

4. Изготовление таблиц, схем, презентаций._________________________

Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине

(заполняется по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в 3 – 4 года).

После окончания изучения магистрами учебной дисциплины по результатам ее преподавания ежегодно осуществляются следующие мероприятия:

1) анализ и обработка результатов преподавания дисциплины и результатов контролей (промежуточного и итогового);

2) возможность пересмотра и внесение изменений в учебные, методические и организационные формы и методы преподавания дисциплины;

3) рассмотрение возможностей внесения пожеланий заказчиков в содержание и реализацию изучения дисциплины магистрами (портфель заказчика);

4) формирование перечня рекомендаций и корректирующих мероприятий для оптимизации трехстороннего взаимодействия между магистрами, преподавателями и потребителями выпускников образовательной профессиональной программы (ОПП);

5) рекомендации и мероприятия по совершенствованию преподавания и изучения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение учебной программы дисциплины

 

Методы обучения:

1. Лекции;

2. Лабораторные занятия;

3. Самостоятельная работа магистров.

 

Средства обучения:

1. Учебная и дополнительная литература.

2. Банк тестов и ситуационных задач.

3. Муляжи, таблицы.

4. Персональные компьютеры и обучающие и контролирующие программы.

5. Кабинет, оборудованный учебно-демонстрационным полиграфом «БИОПАК» (США).

6. Диагностический электроэнцефалографический комплекс с программным обеспечением.

7. Видеопроекторы, видеомагнитофон, телевизор, видеофильмы.

8. Мультимедийная установка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАГИСТРОВ

Методические рекомендации для магистров по различным формам работы

Представленная рабочая модульная программа дисциплины «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» отражает содержание курса и последовательность его изучения. Каждый из дисциплинарных модулей содержит рейтинг-контроль текущей работы, промежуточный рейтинг контроль и итоговый рейтинг контроль, включающие многие виды самостоятельной работы (подготовка рефератов, практические задания, тестовые задания, выступление на семинарах и др.), которые в совокупности дают общую оценку полученных знаний. При подготовке к практическим занятиям магистру необходимо ориентироваться не только на лекционный материал курса, но и на основную и дополнительную специальную литературу по курсу, современные инновационные технологии, видео-, аудиоматериалы, источники Интернет. Изучение дисциплины предполагается через лекционные и лабораторные занятия. Содержание предмета разделено на 2 базовых модуля. Каждый модуль обеспечен промежуточным рейтинг-контролем, который позволяет контролировать процесс усвоения дисциплины. Магистр в праве самостоятельно выбирать форму выполнения заданий по рейтинг-контролю текущей работы.

УМКД содержит специальный материал (хрестоматии, учебные пособия, лекции и др.), который является базовым при подготовке магистра.

Все задания лабораторных занятий разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры УМКД. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др.

Задания второй категории предусматривают усвоение некоторых алгоритмов практических умений. Количество баллов, которые получает магистр в промежуточном рейтинг-контроле определено степенью сложности выполняемого задания.

Оценка результативности прохождения учебного курса магистром предполагает дифференцированный подход, в зависимости от активности работы магистра при изучении дисциплины.

Методические рекомендации для магистров

по самостоятельным формам работы

УМКД по «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» предусматривает перечень самостоятельных форм работы, все виды заданий предусмотрены учебным планом и носят научно-практический характер. При подготовке заданий магистру необходимо ориентироваться на базовый лекционный курс, содержание практических занятий.

Подготовка к практическим занятиям по «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» (доклады, рефераты, опросы и др. виды деятельности) требуют от магистров умения успешного поиска информации и, соответственно, оформления научной мысли в реферативном ключе. В ходе самостоятельной работы по данному курсу магистр должен уметь:

 - осуществлять отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, 

 - отделять эту информацию от второстепенной;

           - анализировать и синтезировать знания по исследуемой проблеме;

           - обобщать и классифицировать информацию по исследовательским

               проблемам;

           - логично и последовательно раскрывать вопросы тем разделов

               дисциплины;

           - грамотно строить научный реферативный текст;

           - стилистически правильно оформлять научную мысль. 

Методические рекомендации для преподавателей

В целях оптимизации учебного процесса преподавателю рекомендуется:

1.  Обеспечить магистров необходимой информацией по изучаемому курсу, а именно:

а) тематическими планами лекционного и практического курса;

б) списком необходимой литературы (основной и дополнительной);

в) планами семинарских занятий с вопросами для самопроверки, списком необходимой литературы и практическими заданиями;

г) перечнем заданий для самостоятельной работы (темами рефератов, списком источников для конспектирования, подбором тем для составления библиографий и т.д.);

д) перечнем вопросов к экзамену или зачету;

е) сведениями об основных параметрах модульно-рейтинговой системы (модули, рейтинг-контроль и пр.).

2. Своевременно подводить промежуточные итоги успеваемости и информировать о них магистров;

3. Внедрять в учебный процесс новые технологии, в т. ч. компьютерные

(электронные учебные пособия, программы тестирования);

4. Соблюдать единство требований;

5. Соблюдать нормы корпоративной культуры в общении с коллегами,

этические нормы во взаимоотношениях с магистрами;

6. Следить за обновлением информации по читаемому курсу в литературе, периодических изданиях, сети INTERNET, постоянно работать над совершенствованием лекционного материала.

Самостоятельная работа магистров (СРМ)

Дата: 2018-12-21, просмотров: 55.