Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Кафедра специальной психологии

 

Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Возрастная психофизиология в образовании

Квалификация (степень): магистр

 

 

 

Красноярск 2016

УМКД обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ

 

"05" сентября 2016 г.

 

Заведующий кафедрой 

д.м.н., профессор                                                                             С.Н. Шилов

 

Одобрено научно-методическим советом

 

"20" сентября 2016 г.

 

Председатель НМСС                                                                       

 

 

 

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 2016/17 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

1. Изменен титульный лист.

2. Скорректирована рабочая учебная программа.

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Специальной психологии "05" сентября 2016 г., протокол № 1

 

 

Внесенные изменения утверждаю:

 

Заведующий кафедрой ___________________________

 

 

Декан факультета (директор института) ____________________________                                                                   

 

"_____"___________ 20___г.

 

                                

 

Протокол согласования учебной программы дисциплины « Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов » с другими дисциплинами направления и профиля 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа: Возрастная психофизиология в образовании

на 2012/17 учебный год

 

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д. Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу  
Психофизиология развития и обучения Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

Классификация психических явлений и методы психофизиологии Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

Психофизиология индивидуальных различий Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

 

 

Заведующий кафедрой                                       __________________________________

 

Председатель НМС                                             __________________________________

 

"____" ___________201 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов» для магистров очной формы обучения направления подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» магистерской программы «Возрастная психофизиология в образовании» включает в себя следующие элементы:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для магистров, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие магистранту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов».

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов», который представлен различными тестами, вопросами для самостоятельной работы, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения магистрантом.

5. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения магистрантом компетенции в области психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Введение

Современные социально-экономические преобразования, развитие науки, внедрение новых технологий повышают уровень требований к профессиональной компетентности будущих специалистов. Перед высшим образованием стоит задача готовить не только грамотного исполнителя, но и формировать личность, стремящуюся к профессиональному росту и развитию. В связи с этим особую актуальность приобретает освоение психофизиологии как одного из этапов изучения психологии. Знакомство с основами психофизиологических знаний на лекционных и практических занятиях, самопознание, самоанализ будут способствовать раскрытию внутренних резервов личности, формированию профессиональной направленности магистрантов.

Курс «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов» является дисциплиной по выбору и направлен на изучение закономерностей системной организации психических процессов и принципов переработки информации в центральной нервной системе. Этот курс находится на стыке разных наук: психологии, нейронаук, физиологии, в том числе физиологии высшей нервной деятельности, генетики, биохимии, медицины и т.д.

В предполагаемом курсе основное внимание уделено механизмам формирования сенсорных и перцептивных (сенсорноперцептивных) систем в онтогенезе, роли активирующих систем; сенсомоторной интеграции в процессах обнаружения и распознавания и т.д. Макроуровень анализа физиологических механизмов психических явлений сочетается с их изучением на нейронном и молекулярном уровнях.

 

Целями освоения дисциплины « Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов» являются :

1. знакомство с общими закономерностями и механизмами работы сенсорных системы; 

2. изучение механизмов передачи информации в сенсорных системах;

3. механизмы взаимодействия перцептивных систем;

4. обеспечение усвоения содержания психофизиологических основ сенсорных, перцептивных процессов, психомоторики.

Место дисциплины в структуре ООП магистратуры: М.2 – профессиональный цикл (дисциплины по выбору).

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способностью проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способностью анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

способностью проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПКПП-1);

способностью проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПКПП-2);

способностью проводить диагностику образовательной среды, определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков (ПКПП-7);

Наименование раздела, темы

Объем в часах

Всего Л ЛЗ СРМ

Модуль 1. Основные понятия  психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов

Тема 1. Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. 14 2 2 10 Тема 2. Психическая организация процессов восприятия. 14 2 2 10

Лекции.                                                                                 

Таблица 3 – Состав и объем лекций.

 

№ п/п Тема лекции   Часы
1 2 3
1 Лекция №1. Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. 2
2 Лекция №2. Психическая организация процессов восприятия. 2
3 Лекция №3. Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. 2
4 Лекция №4. Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. 2
5 Лекция №5. Вестибулярная система. 2
6 Лекция №6. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. 2
7 Лекция №7. Обонятельная система. Вкусовая система. Висцеральная сенсорная система. 2
8 Итого 14

 

 

Лабораторные занятия

Таблица 4 – Состав и объем лабораторных занятий

Номер ЛЗ Номер раздела или темы Тема и краткое содержание ЛЗ ( лабораторных занятий ) Характер и цель ЛЗ Кол-во часов
1 2 3 4 5

Модуль 1. Основные понятия психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов

1 Тема 1   Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. Беседа. Уяснение магистрами методологических требований по изучению предмета «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов». Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
2 Тема 2   Психическая организация процессов восприятия. Опрос. Дискуссия. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2

Модуль 2. Психофизиология анализаторных систем

3 Тема 3   Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. Опрос. Дискуссия. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
4 Тема 4   Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
5 Тема 5   Вестибулярная система. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
6 Тема 6   Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
7 Тема 7   Обонятельная система. Вкусовая система. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
8 Тема 8   Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. Опрос. Доклады магистров. Уяснение сути и смысла вопросов плана лабораторного занятия. 2
9 Итого     16

 

Формы самостоятельной работы магистров

Направления самостоятельной работы магистров во внеучебное время:

       

1. Решение задач и тестовых заданий по курсу психофизиология сенсорных и перцептивных процессов.__________________________________

2. Реферирование отдельных тем курса и подготовка докладов и презентаций

    для выступления на лабораторных занятиях.

3. Участие в научно-исследовательской работе.

4. Изготовление таблиц, схем, презентаций._________________________

Анализ результатов обучения и перечень корректирующих мероприятий по учебной дисциплине

(заполняется по мере необходимости, но не реже, чем 1 раз в 3 – 4 года).

После окончания изучения магистрами учебной дисциплины по результатам ее преподавания ежегодно осуществляются следующие мероприятия:

1) анализ и обработка результатов преподавания дисциплины и результатов контролей (промежуточного и итогового);

2) возможность пересмотра и внесение изменений в учебные, методические и организационные формы и методы преподавания дисциплины;

3) рассмотрение возможностей внесения пожеланий заказчиков в содержание и реализацию изучения дисциплины магистрами (портфель заказчика);

4) формирование перечня рекомендаций и корректирующих мероприятий для оптимизации трехстороннего взаимодействия между магистрами, преподавателями и потребителями выпускников образовательной профессиональной программы (ОПП);

5) рекомендации и мероприятия по совершенствованию преподавания и изучения дисциплины.

Учебно-методическое обеспечение учебной программы дисциплины

 

Методы обучения:

1. Лекции;

2. Лабораторные занятия;

3. Самостоятельная работа магистров.

 

Средства обучения:

1. Учебная и дополнительная литература.

2. Банк тестов и ситуационных задач.

3. Муляжи, таблицы.

4. Персональные компьютеры и обучающие и контролирующие программы.

5. Кабинет, оборудованный учебно-демонстрационным полиграфом «БИОПАК» (США).

6. Диагностический электроэнцефалографический комплекс с программным обеспечением.

7. Видеопроекторы, видеомагнитофон, телевизор, видеофильмы.

8. Мультимедийная установка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МАГИСТРОВ

Методические рекомендации для магистров по различным формам работы

Представленная рабочая модульная программа дисциплины «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» отражает содержание курса и последовательность его изучения. Каждый из дисциплинарных модулей содержит рейтинг-контроль текущей работы, промежуточный рейтинг контроль и итоговый рейтинг контроль, включающие многие виды самостоятельной работы (подготовка рефератов, практические задания, тестовые задания, выступление на семинарах и др.), которые в совокупности дают общую оценку полученных знаний. При подготовке к практическим занятиям магистру необходимо ориентироваться не только на лекционный материал курса, но и на основную и дополнительную специальную литературу по курсу, современные инновационные технологии, видео-, аудиоматериалы, источники Интернет. Изучение дисциплины предполагается через лекционные и лабораторные занятия. Содержание предмета разделено на 2 базовых модуля. Каждый модуль обеспечен промежуточным рейтинг-контролем, который позволяет контролировать процесс усвоения дисциплины. Магистр в праве самостоятельно выбирать форму выполнения заданий по рейтинг-контролю текущей работы.

УМКД содержит специальный материал (хрестоматии, учебные пособия, лекции и др.), который является базовым при подготовке магистра.

Все задания лабораторных занятий разделены на две категории: теоретические и практические. Это деление условное и введено для большей четкости структуры УМКД. Однако в характере заданий действительно имеются некоторые отличия. Задания первой категории направлены на осмысление, обобщение и закрепление теоретического материала; на усвоение той или иной темы; на закрепление терминологии; на проверочное, творческое осмысление материала и др.

Задания второй категории предусматривают усвоение некоторых алгоритмов практических умений. Количество баллов, которые получает магистр в промежуточном рейтинг-контроле определено степенью сложности выполняемого задания.

Оценка результативности прохождения учебного курса магистром предполагает дифференцированный подход, в зависимости от активности работы магистра при изучении дисциплины.

Методические рекомендации для магистров

по самостоятельным формам работы

УМКД по «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» предусматривает перечень самостоятельных форм работы, все виды заданий предусмотрены учебным планом и носят научно-практический характер. При подготовке заданий магистру необходимо ориентироваться на базовый лекционный курс, содержание практических занятий.

Подготовка к практическим занятиям по «Психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов» (доклады, рефераты, опросы и др. виды деятельности) требуют от магистров умения успешного поиска информации и, соответственно, оформления научной мысли в реферативном ключе. В ходе самостоятельной работы по данному курсу магистр должен уметь:

 - осуществлять отбор существенной информации, необходимой для полного освещения изучаемой проблемы, 

 - отделять эту информацию от второстепенной;

           - анализировать и синтезировать знания по исследуемой проблеме;

           - обобщать и классифицировать информацию по исследовательским

               проблемам;

           - логично и последовательно раскрывать вопросы тем разделов

               дисциплины;

           - грамотно строить научный реферативный текст;

           - стилистически правильно оформлять научную мысль. 

Методические рекомендации для преподавателей

В целях оптимизации учебного процесса преподавателю рекомендуется:

1.  Обеспечить магистров необходимой информацией по изучаемому курсу, а именно:

а) тематическими планами лекционного и практического курса;

б) списком необходимой литературы (основной и дополнительной);

в) планами семинарских занятий с вопросами для самопроверки, списком необходимой литературы и практическими заданиями;

г) перечнем заданий для самостоятельной работы (темами рефератов, списком источников для конспектирования, подбором тем для составления библиографий и т.д.);

д) перечнем вопросов к экзамену или зачету;

е) сведениями об основных параметрах модульно-рейтинговой системы (модули, рейтинг-контроль и пр.).

2. Своевременно подводить промежуточные итоги успеваемости и информировать о них магистров;

3. Внедрять в учебный процесс новые технологии, в т. ч. компьютерные

(электронные учебные пособия, программы тестирования);

4. Соблюдать единство требований;

5. Соблюдать нормы корпоративной культуры в общении с коллегами,

этические нормы во взаимоотношениях с магистрами;

6. Следить за обновлением информации по читаемому курсу в литературе, периодических изданиях, сети INTERNET, постоянно работать над совершенствованием лекционного материала.

Самостоятельная работа магистров (СРМ)

Вопросы по самоконтролю

1. Рецепторы, механизмы обнаружения и различения сигнала.

2. Приведите схему функционирования сенсорной системы.

3. Опишите механизм кодирования интенсивности раздражителя рецепторным потенциалом.

4. Приведите примеры взаимодействия сенсорных систем.

5. Психофизиологические механизмы кодирования, декодирования и детектирования информации.

6. Опишите в тетради концепцию детекторного кодирования.

7. Раскройте этапы опознания образов.

8. Приведите примеры «сенсорных иллюзий».

9. Общее понятие анализатора, его анатомическое и физиологическое строение.

Вопросы к зачету

1. Предмет и задачи психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов.

2. Передача и переработка сенсорных сигналов (общая характеристика и схема).

3. Что называют рецептором?

4. Как классифицируются рецепторы?

5. Перечислите основные свойства рецепторов.

6. Как формируется рецепторный потенциал?

7. Что называется абсолютной чувствительностью сенсорной системы?

8. Что называется дифференциальной сенсорной чувствительностью?

9. Что называется порогом различения интенсивности раздражителя?

10. Обнаружение и различение сигнала, понятие о сенсорных порогах.

11. Передача, преобразование сигналов, кодирование, декодирование, детектирование сигналов.

12. Механизм переработки информации в сенсорных системах (вертикальный и горизонтальный механизмы – схемы).

13. Психофизиология сенсорных процессов: этапы деятельности сенсорных систем.

14. Какое свойство отличает существенную информацию от не существенной?

15. Каковы основные способы кодирования сенсорной информации?

16. В чем состоит процесс декодирования сигналов?

17. Как различаются нейроны – детекторы по своим функциям?

18. Укажите на различия общей и локальной адаптации сенсорных систем

19. В чем состоит суть опознания сенсорных образов?

20. Что называется рецептивным полем?

21. Анатомические и физиологические особенности слухово­го анализатора.

22. Слуховая чувствительность и адаптация.

23. Громкость звука. Бинауральный слух.

24. Возрастные особенности органа слуха.

25. Гигиенические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с нарушениями слуха.

26. Анатомо-физиологическое строение органа зрения.

27. Основные зрительные функции и методы их исследования у детей.

28. Возрастные особенности органа зрения.

29. Рефракция, ее виды и методы исследования.

30. Рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с поражением органа зрения.

31. Повреждения органа зрения у детей.

32. Профилактика и первая помощь при повреждениях орга­на зрения.

33. Зрительное восприятие и его особенности у детей с нару­шениями зрения.

34. Вестибулярная система. Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата.

35. Основные афферентные пути и проекции вестибулярных сигналов.

36. Соматосенсорная система. Кожная рецепция.

37. Свойства тактильного восприятия.

38. Температурная и болевая рецепция.

39. Проприорецепция (мышечная и суставная рецепция). Передача и переработка соматосенсорной информации.

40. Обонятельная система. Рецепторы обонятельной системы.

41. Чувствительность обонятельной системы. Кодирование обонятельной информации. 

42. Вкусовая система. Вкусовые рецепторы.

43. Проводящие пути и центры вкусовой сенсорной системы.

44. Вкусовые ощущения и восприятие. 

45. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы.

46. Висцеральные ощущения и восприятие.

47. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы.

48. Возрастные особенности формирования и функционирования сенсорных систем.

Для магистров ООП

050400.68 Психолого-педагогическое образование (Возрастная психофизиология)

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)

По очной форме обучения

(общая трудоемкость 108 часов)

 

Модули. Наименование разделов и тем

Всего часов

Аудиторных часов

Внеауди-

торных

часов

Результаты обучения и воспитания

Формы и методы контроля

всего лекций семинаров лаборат. работ Знания, умения, навыки компетенции
Модуль I. Тема 1. Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. 14 4 2 - 2 10 Знать: Основные функции сенсорных систем: обнаружение, различение, передача и преобразование сигнала, кодирование сигнала и его особенности, детектирование сигнала, опознание образов. Уметь: интерпретировать общие принципы организации и функционирования сенсорных систем. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль I. Тема 2. Психическая организация процессов восприятия. 14 4 2 - 2 10 Знать: Роль первичных и вторичных (проекционных) отделов зрительной коры. Вклад в построение зрительного восприятия затылочной и затылочно-теменной областей обоих полушарий. Участие лобных отделов мозга в организации перцептивной деятельности. Иметь: навыки в решении ситуационно-логических задач. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 3. Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. 14 4 2 - 2 10 Знать: Рецепторный аппарат зрительного анализатора. Структура и функции сетчатки. Теории цветоощущения. Восприятие пространства: острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение, оценка величины объекта, оценка расстояния, роль движения глаз. Иметь: представление об электроретинограмме. Методах исследования зрительной системы. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 4. Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. 14 4 2 - 2 10 Знать: Структуру и функции слуховой системы. Теории слуха. Слуховые ощущения.  Бинауральный слух. Иметь: представление о тональности (частота звука). Анализе частоты звука (высоты  тона). Слуховой чувствительности и адаптации. Громкости звука. Методах исследования слуховой системы. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 5. Вестибулярная система. 14 4 2 - 2 10 Знать: Строение и функции рецепторного вестибулярного аппарата. Электрические явления в вестибулярной системе. Иметь: представление о рефлексах и вестибулярной стимуляции. Функциях вестибулярной системы. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 6. Соматосенсорная система. Кожная рецепция. 14 4 2 - 2 10 Знать: Свойства тактильного восприятия. Температурная и болевая рецепция. Проприорецепция (мышечная и суставная рецепция). Иметь: навыки в решении ситуационно-логических задач. ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 7. Обонятельная система. Вкусовая система. 12 3 1 - 2 9 Знать: Рецепторы обонятельной системы. Кодирование обонятельной информации. Чувствительность обонятельной системы. Вкусовые рецепторы. Вкусовые ощущения и восприятие. Иметь: представление о проводящих путях и центрах вкусовой и обонятельной сенсорных систем.   На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Модуль II. Тема 8. Висцеральная сенсорная система. Интерорецепторы. 12 3 1 - 2 9 Знать: Висцеральные ощущения и восприятие. Проводящие пути и центры висцеральной сенсорной системы. Иметь: представление о возрастных особенностях формирования и функционирования сенсорных систем.   На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров. При устном опросе и тестовом контроле
Итого 108 30 14 - 16 78      

3.2.1.2. Технологическая карта внеаудиторной учебной работы по дисциплине

Для магистров ООП

050400.68 Психолого-педагогическое образование (Возрастная психофизиология)

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)

По очной форме обучения

Номер модуля

Номер темы

Трудоемкость и сроки выполнения

Планируемые результаты

(компетенции)

 

Содержание

Основные учебные действия

 

Формы и методы самоконтроля

Формы и методы контроля и оценивания

I 1 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Понятие о сенсорных системах. Основные функции сенсорных систем. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. Написание рефератов На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
I 2 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Психическая организация процессов восприятия. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. Написание рефератов На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 3 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Зрительная система. Оптическая система глаза, ее строение. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение задач и тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. Написание рефератов На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 4 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Слуховая система. Строение и функции слухового анализатора. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 5 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Вестибулярная система. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. Написание рефератов На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 6 10 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Соматосенсорная система. Кожная рецепция. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 7 9 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Обонятельная система. Вкусовая система. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.
II 8 9 ОК-4, ОПК-5, ОПК-7, ПКПП-1, ПКПП-2, ПКПП-7 Висцеральная сенсорная система. Интерорецеп- торы. Подготовка к лабораторному занятию, дискуссии, создание презентаций 1.Подготовка к занятию по теме. 2.Чтение учебника, лекций, решение тестов. Использование информационных ресурсов сайта университета, компьютерного класса, библиотеки. Написание рефератов На лабораторном занятии контроль исходного уровня знаний магистров, при собеседовании и тестовом контроле.

 

КАРТА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для магистров ООП

050400.68 Психолого-педагогическое образование (Возрастная психофизиология)

(направление и уровень подготовки, шифр, профиль)

По очной форме обучения

№ п/п Наименование Наличие место/ (кол-во экз.) Потребность (кол-во студ.) Примечания  (экз. на одного студента)
  Основная литература      
  Базовый модуль 1      
1 Югова, Е. А. Возрастная физиология и психофизиология: учебник/ Е. А. Югова, Т. Ф. Турова. - М.: Академия, 2011. - 336 с. Библиотека КГПУ /30 6 5
2 Шульговский, В. В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии: учебник / В. В. Шульговский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2008. - 528 с. Библиотека КГПУ /20 6 3,3
  Базовый модуль 2      
1 Столяренко, А. М. Физиология высшей нервной деятельности для психологов и педагогов: учебник/ А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 463 с. Библиотека КГПУ /50 6 8,3
2 Смирнов, В. М. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учебное пособие/ В. М. Смирнов, С. М. Будылина. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. - 336 с. Библиотека КГПУ /15 6 2,5
  Дополнительная литература      
  Базовый модуль 1      
1 Данилова, Н.Н.. Психофизиология: Учебник для вузов/ Н.Н. Данилова. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. - (Классический университетский учебник) Библиотека КГПУ /6 6 1
  Базовый модуль 2      
1 Дубровинская, Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 144 с. Библиотека КГПУ /14 6 2,3
  Методические пособия, рекомендации      
  Модули 1, 2      
1 Учебно-методическое пособие для студентов по основам нейрофизиологии и ВНД. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2010.- 240с. На электронных носителях/Методкабинет кафедры 6 По требованию
2 Физиологическая и патофизиологическая терминология. Словарь. Под ред. проф. Савченкова Ю.И. и Шилова С.Н. – Красноярск, 2008. Библиотека КГПУ /30 6 5
  Электронные ресурсы      
1 Основы нейрофизиологии и ВНД (Я.В. Бардецкая) http://www.edu.kspu.ru/course/view.php?id=902 6В 3ского возраста образование», По требованию

Модуль 1

Модуль 2

Итоговый

Групповая работа

Доклад

Разработка презентации доклада .

Составление дополнительной библиографии

Обзор периодики

Составление тестов и в-в суждений

Индив. домашнее задание

Письменная работа (ауд.)

Тестирование

Групповая работа

Доклад

Разработка презентации доклада . Составление дополнительной библиографии Обзор периодики Составление тестов и в-в суждений Индив. домашнее задание Письменная работа (ауд.)

Тестирование

Контрольное тестирование

 

Баллы

Ф.И.О.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

                                                               

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование дисциплины/курса

Уровень/ступень образования

(бакалавриат, магистратура)

 

Статус дисциплины в рабочем учебном плане (А, В, С)

Количество зачетных единиц/кредитов
Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов

Магистр

Профессиональный цикл

3 кредита (ЗЕТ)

Смежные дисциплины по учебному плану

Предшествующие: школьный курс по физике, химии, биологии, основы генетики, возрастная анатомия и физиология, основы нейрофизиологии и ВНД, невропатология.

Последующие: Психофизиология развития и обучения. Классификация психических явлений и методы психофизиологии. Психофизиология индивидуальных различий.

Входной МОДУЛЬ

(проверка «остаточных» знаний по ранее изученным смежным дисциплинам)

 

Форма работы*

Количество баллов 5 %

min

max

 

Тестирование

0

5

Итого

0

5

             

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 1

 

Форма работы*

Количество баллов 30 %

min max
Текущая работа Групповая работа (проект) 2 3
  Доклад 2 3
  Разработка презентации доклада 2 3
  Составление дополнительной библиографии 2 3
  Обзор периодики 1 2
  Составление тестов и вопросов-суждений 2 3
  Индивидуальное домашнее задание 2 3
  Письменная работа (аудиторная) 2 3
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование 5 7

Итого

20 30

 

БАЗОВЫЙ МОДУЛЬ № 2

 

Форма работы*

Количество баллов 40 %

min max
Текущая работа Групповая работа (проект) 2 3
  Доклад 2 3
  Разработка презентации доклада 2 3
  Составление дополнительной библиографии 2 3
  Обзор периодики 1 3
  Составление тестов и вопросов-суждений 2 3
  Индивидуальное домашнее задание 2 3
  Письменная работа (аудиторная) 2 4
Промежуточный рейтинг-контроль Тестирование 10 15

Итого

25 40

 

Итоговый модуль

Содержание

Форма работы*

Количество баллов 25 %

min max
  Тестирование 15 25

Итого

15 25

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Базовый модуль/

Тема

Форма работы*

Количество баллов

min max
БМ №1 Тема № 3 Составление библиографии по теме    
  Тестирование    
БМ № 2 Тема № 5 ……    
  ……    

Итого

0 10

Общее количество баллов по дисциплине

(по итогам изучения всех модулей, без учета дополнительного модуля)

min max
60 100

*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем

 

 

ГЛОССАРИЙ

Адаптация сенсорная - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя. Адаптация сенсорная может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза.

Анализатор – нервный аппарат, осуществляющий функцию анализа и синтеза раздражителей, исходящих из внутренней и внешней среды организма. Анализатор состоит из трех частей: 1)переферический отдел – рецепторы, преобразующие определенный вид энергии в нервный процесс; 2)проводящие пути – афферентные, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передается к вышележащим центрам нервной системы, и эфферентные, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры полушарий головного мозга, передаются к низшим уровням анализатора и регулируют активность рецепторов; 3)корковые проекционные зоны.

Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при поражении коры головного мозга и ближайших подкорковых структур.

Апперцепция (лат. perceptio –восприятие) – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от общего содержания психической деятельности человека, направленности и др. личностных способностей его психической деятельности.

Вестибулярные ощущения – ощущения движения и равновесия. Вызываются движением жидкости в полукружных каналах внутреннего уха.

Взаимодействие анализаторов – влияние функционирования одного анализатора на состояние другого. Анатомо-физиологической основой взаимодействия анализаторов являются близость нервных путей и межцентральные связи анализатров.

Восприятие – 1) субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующийцелостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Гештальт - (нем. Gestalt – образ, форма) – функциональная структура, которая по присущим ей законам упорядочивает многообразие отдельных явлений. Термин предложен гештальтпсихологи ей и первоначально применялся к описанию психики, но в дальнейшем был распространен на область физических, физиологических, социальных и других явлений. Понятие о гештальте зародилось при изучении сенсорных образований, когда потребовалось отграничить от входящих в их состав отдельных компонентов (ощуще ний) способ их структурирования (например, хотя мелодия при ее исполнении в различных тональностях и вызывает различные ощущения, она узнается как одна и та же). Этот способ стал пониматься как гештальт, имеющий собственные законы, изучение которых гештальтпсихология выдвинула в качестве своей главной задачи. Среди законов гештальта были выделены: тяготение частей к образованию симметричного целого; группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия, «прегнантность», (тенденция каждого психического феномена принять более определенную, отчетливую, завершенную форму) и др. Эти положения отразили общую методологическую ориентацию гештальтпсихологии; неправомерно придавшей характер законов отдельным фактам, выявленным при изучении процесса восприятия, а само восприятие истолковавшей как «чистый» феномен сознания, а не как психический образ объективной реальности, который строится в предметной деятельности и зависит от предшествующего опыта.

Замыкание – тенденция воспринимать определенные фигуры скорее законченными, замкнутыми, чем незаконченными. Например, круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура.

Иллюзии восприятия – (лат.illusio – ошибка, заблуждение) – неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие.

Индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов окружающих его. Например, движение луны, индуцируемое движением облаков.

Кажущееся движение – иллюзорное движение от одного стимула к другому как функция временного промежутка между стимулами. Примером являются движущиеся картинки. Это явление известно как «стробоскопический эффект», или «фи-феномен».

Кинестетические ощущения – ощущения, возникающие от движений тела и мышечного напряжения; вызываются механическими воздействиями на рецепторы в мышцах, сухожилиях, связках.

Константность – относительная независимость воспринимаемых характеристик объектов от параметров раздражения рецепторных поверхностей органов чувств.

Модальность (от лат.modus – способ) – одно из основных свойств ощущений, их качественная характеристика (цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха в обонянии и т.п.). Модальные характеристики ощущений, в отличие от других их характеристик (пространственных, временных, интенсивных) отражают свойства объективной реальности в специфической закодированной форме (длина световой волны отражается как цвет, частота звуковых волн - как тон и т.д.).

Относительное движение (двигательный параллакс) – видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных объектов влево, если голова движется влево (и наоборот).

Парадоксальный холод – ощущение холода, появляющееся при воздействии очень горячего раздражителя на холодовые точки кожи.

Психофизика — одна из психологических дисциплин, обычно определяемая как наука об измерении ощущений человека. П. изучает отношения между величинами физических раздражителей той или иной модальности и интенсивностью вызываемых ими ощущений, отвлекаясь при этом от рассмотрения промежуточных физиологических процессов организма. Психофизика основана Г, Фехнером, который рассматривал ее как науку о функциональных соотношениях между сознанием и телесным миром. Пытаясь решить эту общую проблему, Фехнер в своем фундаментальном труде «Элементы психофизики» (1860) уделил преимущественное внимание измерению ощущений как области, где соотношения между объективным и субъективным наиболее доступны для экспериментального исследования. Им были введены основные понятия психофизики, разработаны некоторые психофизические методы, ставшие классическими, сформулирован основной психофизический закон о соотношениях между рядами физических и психических величин. Создание Фехнером психофизики положило начало экспериментальной психологии.

В настоящее время психофизика состоит из двух больших разделов: учения об измерении сенсорной чувствительности и учения о сенсорных шкалах, используемых для измерения вышепороговых ощущений. Причем предмет психофизики часто понимается шире, чем он был определен ранее. Во-первых, для оценки эффективности воздействующих раздражителей используются не только осознанные ощущения, но и др. ответные реакции организма — моторные реакции, кожно-гальваническая реакция, депрессия альфа-ритма, вызванные потенциалы и др. (объективная сенсометрия). Во-вторых, раздражителями считаются не только поддающиеся количественному измерению физические стимулы, но и любые другие стимулы, которые наблюдатель может упорядочить по какому-то их общему признаку, например почерки по степени разборчивости, цвета по степени привлекательности и т. п. В таком широком смысле психофизику можно определить как науку об ответах организма на служащие стимулами формообразования внешней среды (С. Стивене).

В области учения о порогах различие между ними состоит в том, что современная психофизика допускает существование в сенсорной системе собственных сенсорных шумов и рассматривает обнаружение раздражителей малой интенсивности как выделение слабого сигнала на фоне флуктуации этих шумов, в то время как классическая психофизика исходит из того, что единственным источником возбуждения сенсорной системы является действие раздражителя. Соответственно этому современная психофизика рассматривает реакцию ложной тревоги в качестве закономерного ответа сенсорной системы; классическая психофизика — как чисто поведенческую реакцию, вызванную исключичительно внесенсорными факторами.

В области измерения вышепороговых ощущений классическая психофизика исходит из предположения о невозможности непосредственной количественной оценки субъектом интенсивности собственных ощущений и признает единственно возможными косвенные методы измерения ощущений, которые приводят к созданию шкалы накопления или едва заметных различий. Отношение между субъективным и объективным рядами, получаемое с помощью этих методов, выражается логарифмическим законом, предложенным Фехнером. Напротив, современная психофизика допускает возможность непосредственного количественного измерения величины ощущений. Реализация этого допущения привела к разработке прямых методов измерения ощущений, на основе которых строятся объективные сенсорные шкалы. Отношение субъективного и объективного рядов, получаемое с помощью прямых методов, выражается сформулированным Стивенсом степенным законом.

Термины «классическая психофизика» и «современная психофизика» следует считать достаточно условными: оба научных направления имеют своих сторонников среди современных ученых.

В некоторых зарубежных работах можно встретить подразделение психофизики по методологическому принципу на объективную и субъективную (А. Пьерон). Классическая психофизика отождествляется в этом случае с объективной психофизикой, а к субъективной психофизика относят, во-первых, субъективные сенсорные шкалы, а во-вторых, в соответствии с широким толкованием предмета психофизики,— субъективные шкалы суждений (вкусов, эстетических и политических мнений и т. п.). Последние находят широкое применение в дифференциальной и социальной психологии.

Рецептивное поле. Для каждого нейрона в проводящей системе или в сенсорной зоне коры существует рецепторная поверхность (например, сетчатки), стимуляция которой вызывает активность клетки.

Сенсибилизация - (лат. Sensibilis – чувствительный) - повышение чувствительности органов чувств при действии на них адекватных и неадекватных раздражителей.

Синестезия (греч. sunaisthesis – совместное чувство, одновременное ощущение) – явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но и одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое.

Стимул – физическая энергия, возбуждающая рецептор и вызывающая ответ организма.

Субсенсорное восприятие – (лат. sub. – под и sensus – чувство, ощущение) – форма непосредственного психического отражения действительности, обуславливаемая такими раздражителями, о влиянии которых на его деятельность субъект не может дать себе отчета; одно из проявлений бессознательного.

Транспозиция – узнавание структуры, основанное на сохранении отношений между элементами. Например, транспозиция мелодии в другую тональность.

Целостность восприятия - свойство восприятия, состоящее втом, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

Электроокулограмма - запись электрической активности наружных мышц глазного яблока.

Электроокулография - метод регистрации движения глаз, основанный на графической фиксации изменения электрического потенциала сетчатки и глазных мышц.

Электроретинограмма - запись биоэлектрической активности сетчатки глаза.

Электроретинография - метод исследований биоэлектрических потенциалов сетчатки, возникающих в ответ на световую стимуляцию глаза.

Электростимуляция - метод восстановления сниженной функции мышц, нервных стволов, внутренних органов путем раздражения этих органов электрическим током.

Электроэнцефалограмма - запись биоэлектрической активности головного мозга; может осуществляться в одном или нескольких участках волосистой части головы.

Электроэнцефалография - метод исследования суммарной биоэлектрической активности мозга, отводимой с поверхности кожи головы, дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния мозга.

Элиминация - исключение, удаление, устранение.

Эмпирический - основанный на опыте.

Эндогенный компонент ВП - связанный с деятельностью модулирующих систем мозга и отражающий субъективную оценку внешнего воздействия.

Энцефалография - метод рентгенографического исследования головного мозга.

Эффектор - специализированные органы или ткани, реагирующие на импульсы, поступающие к ним из высших отделов ЦНС, и выполняющие под действием этих импульсов свои функции.

Эфферентное звено рефлекса - конечная часть рефлекторной дуги, обеспечивающая проведение возбуждения от ЦНС к исполнительному органу (мышце или железе).

Эфферентные волокна - нервные волокна, проводящие импульсы из центральной нервной системы к мышцам и внутренним органам.

Эфферентные пути - нервные волокна, проводящие импульсы от высших отделов головного мозга к мышцам и внутренним органам.

Эфферентный синтез - стадия функциональной системы, наступающая после стадии принятия решения и заканчивающаяся действием; представляет результат интеграции возбуждения ЦНС и периферических органов, состоит из программы действия и управляющего эфферентного возбуждения, передающегося к исполнительным органам (мышцам, железам).

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет

им. В.П. Астафьева»

Кафедра специальной психологии

 

Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Направление подготовки: 050400.68 Психолого-педагогическое образование Магистерская программа: Возрастная психофизиология в образовании

Квалификация (степень): магистр

 

 

 

Красноярск 2016

УМКД обсужден на заседании кафедры специальной психологии ИСП КГПУ

 

"05" сентября 2016 г.

 

Заведующий кафедрой 

д.м.н., профессор                                                                             С.Н. Шилов

 

Одобрено научно-методическим советом

 

"20" сентября 2016 г.

 

Председатель НМСС                                                                       

 

 

 

Лист внесения изменений

 

Дополнения и изменения в учебной программе на 2016/17 учебный год

 

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

 

1. Изменен титульный лист.

2. Скорректирована рабочая учебная программа.

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

Специальной психологии "05" сентября 2016 г., протокол № 1

 

 

Внесенные изменения утверждаю:

 

Заведующий кафедрой ___________________________

 

 

Декан факультета (директор института) ____________________________                                                                   

 

"_____"___________ 20___г.

 

                                

 

Протокол согласования учебной программы дисциплины « Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов » с другими дисциплинами направления и профиля 050400.68 Психолого-педагогическое образование

Магистерская программа: Возрастная психофизиология в образовании

на 2012/17 учебный год

 

Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину Кафедра Предложения об изменениях в дидактических единицах, временной последовательности изучения и т.д. Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу  
Психофизиология развития и обучения Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

Классификация психических явлений и методы психофизиологии Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

Психофизиология индивидуальных различий Специальной психологии Предложений и дополнений нет

05.09.2012

Протокол №1

 

 

 

Заведующий кафедрой                                       __________________________________

 

Председатель НМС                                             __________________________________

 

"____" ___________201 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов» для магистров очной формы обучения направления подготовки 050400.68 «Психолого-педагогическое образование» магистерской программы «Возрастная психофизиология в образовании» включает в себя следующие элементы:

1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для магистров, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие магистранту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов».

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «Психофизиология сенсорных и перцептивных процессов», который представлен различными тестами, вопросами для самостоятельной работы, что позволяет углубить и расширить теоретический материал по изучаемым темам.

4. Тематики рефератов, которая отражает наиболее актуальные и значимые проблемы психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов, и проверяет освоение вопросов рекомендованных для самостоятельного изучения магистрантом.

5. Вопросов к зачету, который является итоговым контролем освоения магистрантом компетенции в области психофизиологии сенсорных и перцептивных процессов.

Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 552.