ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
(для набора 2018 г.)
Курс: 2
Семестр: 3, 4
Программа подготовки: вариативная
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП: 2 года, 5 мес.
Квалификация выпускника: магистр
(бакалавр/ магистр/специалист)
)
Нижний Новгород, 2018 г.
Авторы:
Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и культуры речи РГУП
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Румянцева Ольга Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Ипатова Ирина Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ РГУП;
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры), утв. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 N 1763.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения обсуждался и одобрен кафедрой языкознания и иностранных языков
(протокол № 13 от «27» июня 2018 г.).
Зав. кафедрой Ипатова И.С., к.пед.н., доцент
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения рассмотрен Методической комиссией
(протокол №4 от «29» июня 2018 г.).
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения утвержден Учебно-методическим советом
(протокол № 12 от «02» июля 2018 г.).
© Российский государственный университет правосудия, 2018
© Новикова Л.И., Румянцева О.О., Ипатова И.С., 2018
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ
учебно-методического комплекса по дисциплине (модулю)
Теория и практика делового общения
наименование дисциплины в соответствии с учебным планом
для набора 2018 года на 2018 - 2019 уч.г.
Наименование структурного элемента УМК | Краткое содержание изменения | Дата и номер протокола заседания кафедры |
Факультативные элементы УМК: __________________________________
Актуализация выполнена: __________________________________________
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «__» ________ 201__г.
подпись
Зав. кафедрой Ипатова И.С., к.пед.н., доцент
(ФИО, ученая степень, ученое звание)
_______________ «___» ________ 201__г.
подпись
(подпись)
ОГЛАВЛЕНИЕ
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1. Цели освоения дисциплины …………………………………………………………...…… 6
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы (ОПОП) …...... 6
3. Требования к результатам освоения дисциплины ……………………………………...… 7
4. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………………………….... 7
5. Содержание дисциплины ……………………………………………………………….….. 7
6. Оценочные средства по итогам освоения дисциплины …………..………………..……. 15
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины …………....……. 15
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ……………………………...……. 16
Приложение к рабочей программе №1 (Карта обеспеченности литературой) …...……. 17
Приложение к рабочей программе №2 (Карты компетенций) ……………………...……. 19
II. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ (ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ)
Паспорт фонда оценочных средств …………………………………………………….……. 37
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения ОПОП …………………………………………………………………………………………………...39
Вопросы для семинаров, коллоквиумов, групповых дискуссий …………..………………..40
Комплект разноуровневых задач/заданий ……………………………………………..……. 43
Комплект заданий для контрольной работы …………………………………………..……. 47
Темы рефератов (эссе, докладов, сообщений) ………………………………………...……. 49
Перечень тем для круглого стола (диспута, дебатов, дискуссии) ……………..……..……. 52
Оценочное средство «Деловая (ролевая) игра» …………..……………………………...…. 55
Фонд тестовых заданий ………………………………………………………………………. 58
Вопросы для зачета ………………………………………………………………….…..……. 61
III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)
1. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по видам учебных занятий .... 64
2. Учебно-методические рекомендации для обучающихся по выполнению различных форм самостоятельной работы ……………………………………………………..…..……. 65
3. Учебно-методические рекомендации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами по освоению дисциплины (модуля) ……..…….. 68
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 Юриспруденция
Профиль (специализация) Магистерская программа
«Корпоративный юрист»
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)
Рабочая программа
Курс: 2
Семестр: 3, 4
Программа подготовки: вариативная
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП: 2 года, 5 мес.
Квалификация выпускника: магистр
(бакалавр/ магистр/специалист)
Для набора 2018 г.
Нижний Новгород, 2018 г.
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины «Теория и практика делового общения» является формирование у магистрантов системы знаний теории деловых коммуникаций, развитие практических навыков эффективных коммуникаций: деловая беседа, телефонные переговоры, публичные выступления, переговоры, работа с документами.
Основная цель достигается в процессе решения ряда задач:
1) понимание социально-психологических основ делового общения;
2) овладение принципами построения деловых отношений с людьми;
3) развитие навыков организации делового общения (деловой беседы, публичных выступлений, переговоров, работы с деловыми документами);
4) овладение умением убеждать;
5) профессиональное отстаивание взглядов в спорах, дискуссиях;
6) овладение методами бесконфликтного общения;
7) создание собственного имиджа;
8) обучение магистрантов рациональной и эффективной технологии подготовки и произнесения публичных речей;
9) выявление роли различных факторов, снижающих эффективность процессов делового общения, и коррекция этих факторов;
10) формирование основ этики и этикета делового общения.
11) формирование у студентов психологических, нравственных, речевых качеств, необходимых в повседневной деятельности специалиста.
2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ОПОП)
Дисциплина «Теория и практика делового общения» (М.1 В.1) относится к вариативной части общенаучного цикла и связана с такими дисциплинами, как, «Этические начала в праве», «Русский язык в деловой документации», а также дисциплинами профессионального цикла «Документационное обеспечение судопроизводства», «Теория и практика аргументации», «Юридическая техника» и др. Дисциплина тесно связана и опирается на ранее изученные дисциплины – «Этика юриста», «Философия», «Психология», «Социология», «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Риторика», «Основы культурологии». По сути, дисциплина призвана составить единое образовательное пространство с любой другой, предмет изучения которой распространяется на языковые, коммуникативные аспекты, значимые в юридической практике.
Особенностью данной дисциплины является то, что она носит во многом прикладной характер. Реализация программы должна способствовать формированию психологических, речевых, нравственных качеств, реализуемых в повседневной и профессиональной деятельности. Знания и умения, приобретаемые магистрантами в процессе освоения содержания дисциплины, будут использоваться в практической профессиональной деятельности для реализации делового общения.
Для освоения программы дисциплины студент должен обладать знаниями, умениями, навыками, указанными в картах компетенций по дисциплине.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
В совокупности с другими дисциплинами ОПОП дисциплина «Теория и практика делового общения» обеспечивает формирование следующих общекультурных (ОК) компетенций:
Таблица 1
№ п/п | Код компетенции | Название |
1 | ОК-2 | способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста |
2 | ОК-3 | способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень |
3 | ОК-4 | способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
4 | ОК-5 | компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом |
Планируемые результаты освоения дисциплины в части каждой компетенции указаны в карте компетенций.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 2
Вид учебной работы
Трудоемкость
Зач.
ед.
Час.
По
Семестрам
5. Содержание дисциплины
Тема
Всего часов
В том числе
Самостоятельная работа
5.4.1. Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины
Таблица 5
№ раздела (темы) дисциплины | Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение | Кол-во часов |
1 | Понятия «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения». Стили общения: ритуальное общение; манипулятивное общение; гуманистическое общение. Правила общения (правила Грайса). Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения:; характеристика теорий поведения. Перцептивная сторона общения: особенности восприятия людьми друг друга; первое впечатление; длительное общение; Барьеры в общении (классификация). Психологические особенности партнеров. Классификация абстрактных типов собеседников. | 6 |
2 | Роль этики в деловом общении. Этические принципы и нормы в деловых отношениях. «Золотое» правило этики общения. Деловая этика и ее специфика: соревнование интеллектов, допускающее умолчание, хитрости, неожиданные ходы и т.д. Обязательность, ответственность и компетентность как главные составляющие деловой этики. Нравственные эталоны и образцы поведения руководителя. Деловая этика и этикет: характеристика понятий, основные принципы делового этикета. Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Имидж делового человека. Особенности служебного этикета. Подарки и сувениры в деловой сфере. Цветочный этикет. Официальные приемы. Виды официальных приемов. Организация приемов и правила поведения на них. | 8 |
3 | Эмоции в жизни делового человека. Характеристика эмоций. Причины отрицательных эмоций. Формирование позитивного эмоционального состояния. Стрессы и стрессовые состояния. Причины возникновения стрессов. Признаки стрессового напряжения. Профилактика и преодоление стресса. Профессиональное выгорание и его профилактика. Характеристика синдрома профессионального выгорания и условия его появления. Стадии профессионального выгорания и группы риска. Факторы и симптомы профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания. Характеристика эмоциональных состояний. Аутогенная тренировка, медитация, массаж, сон. Природа и причины конфликтов. Сущность и структура конфликта. Понятие конфликтогена. Причины конфликтов. Динамика конфликтов. Типология конфликтов. Классификация и характеристика конфликтов. Типы поведения личности в конфликтных ситуациях. Медиация. Посредники в конфликте и их функции. | 8 |
4 | Кинесические особенности общения: мимика, взгляд, поза, жесты, походка. Классификация и особенности основных жестов. Характеристика жестов и поз. Межнациональные различия жестов. Проксемические особенности общения. Пространственное расположение собеседников и дистанция между ними. Взаимоотношения партнеров во времени. Стол переговоров. Национальные особенности пространственного расположения собеседников. Особенности визуального контакта. Характеристика взглядов человека. Виды взглядов и их трактовка. Национальные особенности визуального контакта. Паралингвистические особенности общения. Эмоциональная выразительность речи. Характеристика «удачного» и «неудачного» голоса. Просодические и экстралингвистические средства: интонационный строй речи, сила, громкость, тембр голоса, скорость речи, паузы. | 8 |
5 | Культура речи делового человека. Понятие и слагаемые культуры речи. Особенности речевой культуры. Развитие речевой культуры юриста. Публичные выступления. Подготовка к публичному выступлению. Условия и приемы поддержания внимания к выступлению. Завершение выступления. Культура делового спора. Принципы честного спора. Позволительные и непозволительные уловки. Психологические механизмы влияния на партнера. Характеристика механизмов психологического воздействия. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции. Культура слушания партнера. Стили и виды слушания. Методы эффективного слушания. Типичные ошибки в процессе слушания. Развитие техники слушания. Деловая документация. Культура деловой переписки. Стандарты деловой переписки. Информативность и убедительность делового письма. | 8 |
6 | Основные формы организации делового общения. Деловые беседы. Понятие деловой беседы. Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы. Типы собеседников в деловом общении. Культура организации деловых бесед. Культура деловых совещаний. Общая характеристика совещаний и собраний. Виды и типы совещаний. Подготовка, организация и проведение совещаний. Структура совещания. Культура поведения сотрудников на совещании. Уровень работы ведущего и успех совещания. Особенности общения с иностранными партнерами. Подготовка и проведение брифингов и пресс-конференций. Технология моделирования брифинга, пресс-конференции: определение контингента, социального статуса аудитории, предполагаемые вопросы, прогнозирование линии поведения аудитории, наиболее типичные и неординарные ситуации. Требования к выступающему: краткость и содержательность, обоснованность суждений, исключение двусмысленностей и слов с двойным значением, предельная ясность и точность. Независимость ответов выступающего от его внутреннего эмоционального состояния и настроения. | 8 |
7 | Деловые переговоры. Классификация переговоров (по содержанию и целям, охватываемой области, количеству и статусу участников). Особенности деловых и коммерческих переговоров. Разработка стратегии и тактики переговоров, анализ информации, определение позиции, согласование условий, составление «сценария» переговоров, распределение «ролей» участников переговоров, подготовка вспомогательных материалов и проектов намечаемых к обсуждению документов. Проработка условий конечных документов переговоров. Использование таких методов подготовки, как «деловая игра», «мозговая атака», анализ балансовых листов и др. Техническое обеспечение переговоров. Стадии подготовки и проведения переговоров. Организационная подготовка деловых переговоров и составление программы, определение участников, времени и места их проведения. Технология ведения переговоров. Завершение и анализ результатов переговоров. Типы вопросов (закрытые, открытые, контрольные, зеркальные и др.) и их классификация (по характеру, функциям, содержанию). Ведение переговоров. Выбор концептуального подхода: конфронтационного (торг) либо партнерского (совместное решение проблемы). Симметричные и асимметричные решения. Способы подачи позиции (открытие ее, закрытие, постепенное приоткрывание – «салями»). Оферта, возможная реакция на предложения, методы торга, акцепт. Возможные тактические приемы со стороны партнера (завышение требований, расстановка по нарастающей, пакетирование и т.д.). Наиболее распространенные способы завершения переговоров. Техника аргументации (риторические методы: противоречия, «извлечения выводов», сравнения, «да-но», «бумеранга», видимой поддержки и т.д.; спекулятивные методы: преувеличения, анекдота, ссылки на авторитет, апелляции, дискредитации, искажения и т.д.). Применяемые риторические выразительные средства (наглядные, впечатляющие, эстетические, коммуникативные и т.д.). Национальные особенности делового общения. Международная субкультура переговоров – их специфика в странах Запада и Востока. Кросс-культурный анализ и национальные подходы в вопросах: формирования делегаций и механизма принятия решений; ценностных ориентаций, особенностей восприятия и мышления; особенностях поведения и характерных тактических приемов. | 8 |
8 | Этикет электронной переписки. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий: видео-, аудио- и компьютерные конференции. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (Instant Messengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях. Особенности телефонного общения. Этикет телефонных разговоров. Рекомендации по ведению телефонных разговоров. Завершение телефонного разговора. | 6 |
ВСЕГО | 60 |
5.4.2. Формы самостоятельной работы
Таблица 6
1-8 | 28 | Работа с учебной литературой, интернет-ресурсами, по дисциплине |
1-8 | 18 | Выполнение заданий и упражнений, тестов, контрольной работы |
2,3,4,8 | 4 | Подготовка к тренингам, невербальным и речевым разминкам, ролевым заданиям, играм |
1-8 | 8 | Подготовка выступления на семинаре (доклада, сообщения, презентации), к участию в дискуссии |
5 | 2 | Подготовка к выступлению и дискуссии на «круглом столе» |
Итого: | 60 |
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
по дисциплине «Теория и практика делового общения »
Шифр и название КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурная компетенция выпускника программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Добросовестное исполнение профессиональных обязанностей обеспечивается профессионализмом, морально-волевыми качествами, нравственно-этическим поведением работника (юриста), формируемыми при освоении общекультурной компетенции ОК-2.
ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ,
ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-2) на этапе изучения дисциплины «Теория и практика делового общения»:
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- сущность, теоретическое обоснование и значение морали как регулятора общественных отношений;
- предмет и значение профессиональной этики как раздела этического знания;
- содержание и значение основных этических категорий;
- сущность и значение нравственных основ юридической деятельности;
- соотношение морали и права в регулировании общественных отношений;
- общие морально-этические требования к юридическим профессиям.
УМЕТЬ:
- оперировать юридическими и этическими понятиями и категориями;
- анализировать и интерпретировать этические нормы и правила;
- определять морально-этическое содержание принципов и норм права;
- давать этическую оценку поступков и намерений.
ВЛАДЕТЬ:
- общими навыками добросовестного исполнения профессиональных обязанностей, соблюдения принципов этики юриста.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРЕЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-2), КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРЕДСТВА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Оценочные средства
2
(пороговый)
3
(базовый)
Удовлетворительно
Хорошо
Зачет
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Полностью сформированные знания
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Полностью сформированные знания
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Полностью сформированные знания
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Умение сформировано полностью
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Умение сформировано полностью
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Умение сформировано полностью
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован полностью
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован полностью
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован полностью
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
по дисциплине «Теория и практика делового общения »
Шифр и название КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурная компетенция выпускника программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Успешное осуществление профессиональной деятельности на основе поиска новых решений профессиональных задач обеспечивается способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень на постоянной основе, в том числе посредством саморазвития.
ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ, ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-3) на этапе изучения дисциплины «Теория и практика делового общения»:
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- средства и способы самоорганизации, саморазвития и самообразования;
- основные понятия философии, виды мировоззрения
- законы логики и правила выводного знания, основные виды умозаключений и доказательств;
- содержание, структуру, виды и формы аргументации;
- основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации
- принцип устройства глобальной сети, организацию доступа в Интернет.
УМЕТЬ:
- использовать изученный понятийно-категориальный аппарат;
- определять цель и ставить задачи при самообразовании;
- планировать свою деятельность;
- работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями.
ВЛАДЕТЬ:
- навыками работы с компьютером как средством управления информацией, способами работы с информацией в глобальных компьютерных сетях для поиска информации;
- навыками самостоятельного освоения средств и методов (способов) легитимного извлечения и переработки информации из глобальных компьютерных сетей;
- навыками повышения уровня своей профессиональной компетентности.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРЕЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-3), КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРЕДСТВА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Оценочные средства
2
(пороговый)
Удовлетворительно
Зачет
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
по дисциплине «Теория и практика делового общения »
Шифр и название КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурная компетенция выпускника программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Указанная компетенция является общекультурной компетенцией социального взаимодействия, освоение которой обеспечивает формирование навыков межличностных коммуникаций. Готовность к осуществлению всех видов профессиональной деятельности предполагает наличие у магистра знаний русского и иностранного языка, комплекса умений и навыков их использования для решения любых профессиональных задач.
ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ,
ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-4) на этапе изучения дисциплины «Теория и практика делового общения»
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- основные сведения по русскому языку и культуре речи, риторике, позволяющие свободно пользоваться русским языком как средством делового общения (функциональные стили языка, базовые понятия современной юридической риторики, виды красноречия и др.);
- основные сведения по иностранному языку, позволяющие пользоваться языком как средством делового общения;
- грамматические и лексические явления, характерные для юридической коммуникативной сферы (субъязыка).
УМЕТЬ:
- применять языковые знания на практике деловой коммуникации (различать особенности стилей речи и использовать это в практике общения, различать основные виды красноречия, пользоваться невербальными средствами общения).
- аудировать оригинальную монологическую и диалогическую речь по специальности, опираясь на языковой материал (русскоязычный, англоязычный и пр.);
- читать и переводить оригинальную научную иностранную литературу по специальности, учитывая страноведческие и профессиональные знания и навыки языковой и контекстуальной догадки.
ВЛАДЕТЬ:
- основными языковыми средствами, тропами и фигурами речи.
- основными способами использования языка как средства делового общения (навыками невербальной коммуникации, навыками описания предмета речи, навыками использования основных стратегий повествования, навыками рассуждения),
- навыками письменной речи (виды речевых произведений: план-конспект прочитанного, изложение содержания прочитанного в форме резюме; сообщение, доклад по темам);
- подготовленной, а также неподготовленной монологической речью в виде резюме, сообщения, доклада; диалогической речью в ситуации научного и профессионального материала.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРЕЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-4), КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРЕДСТВА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Оценочные средства
2
(пороговый)
Удовлетворительно
Зачет
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
КАРТА КОМПЕТЕНЦИИ
по дисциплине «Теория и практика делового общения »
Шифр и название КОМПЕТЕНЦИИ: ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНЦИИ
Общекультурная компетенция выпускника программы магистратуры по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Указанная компетенция является общекультурной компетенцией социального взаимодействия, освоение которой обеспечивает формирование навыков управления коллективом в профессиональной деятельности, при проведении коллективных научных исследований на основе лидерских качества.
ПОРОГОВЫЙ (ВХОДНОЙ) УРОВЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ,
ТРЕБУЕМЫЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ (ОК-5) на этапе изучения дисциплины «Теория и практика делового общения»
Для того чтобы формирование данной компетенции было возможно, обучающийся должен:
ЗНАТЬ:
- правила работы в коллективе; цели и особенности коллективной работы;
УМЕТЬ:
- применять правила работы в коллективе на основе толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий;
ВЛАДЕТЬ:
- навыками работы в коллективе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ, ХАРАКТЕРЕЗУЮЩИЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИИ
(ОК-5), КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И СРЕДСТВА ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
Планируемые результаты обучения
(показатели достижения заданного уровня освоения компетенций)
Оценочные средства
2
(пороговый)
Удовлетворительно
Зачет
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Сформированные знания, имеющие незначительные пробелы
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Умение сформировано, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
Навык сформирован, но имеет несущественные недостатки
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)
Фонд оценочных средств
промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Курс: 2
Семестр: 3, 4
Программа подготовки: вариативная
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП: 2 года, 5 мес.
Квалификация выпускника: магистр
(бакалавр/ магистр/специалист)
Для набора 2018 г.
Нижний Новгород, 2018
Составитель:
Ипатова И.С., к.пед.н., доцент, зав. кафедрой языкознания и иностранных языков
___ ________ 2018г.
Фонд оценочных средств текущего контроля успеваемости (промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины) по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры), утв. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 N 1763.
Обсужден на заседании кафедры языкознания и иностранных языков
(протокол № 13 от «27» июня 2018г.)
Заведующий кафедрой Ипатова И.С., к.пед.н., доцент
___ __________ 2018 г.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра языкознания и иностранных языков
Вопросы для семинаров, коллоквиумов, групповых дискуссий
по дисциплине Теория и практика делового общения
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
2. Вопросы.
Тема (раздел) семинара, коллоквиума: Общение как социально-психологическая категория, теоретические основы делового общения.
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Понятие общения. Виды общения (с примерами). | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
2. | Основные теории общения (общая характеристика). | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. | Интерактивная, коммуникативная, перцептивная стороны общения (общая характеристика). | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
4. | Специфика делового общения и его классификации. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
5. | Основные структурные характеристики барьеров общения. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
6. | Дискуссия: «Общение и коммуникация: подмена понятий» | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
7. | Дискуссия: «Светский раут и фактическое общение». | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
8. | Дискуссия: «О чем говорят барьеры в речевом общении – и что при этом следует говорить коммуникантам?» | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
Тема (раздел) семинара, коллоквиума: Этика и этикет в деловом общении. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях.
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Этика делового общения «по вертикали», «по горизонтали | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
2. | Деловая этика и этикет: характеристика понятий, основные принципы делового этикета. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. | Особенности служебного этикета. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
4. | Современные информационные технологии и этические аспекты их использования в деловом общении. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
Тема (раздел) семинара, коллоквиума: Эмоции в жизни делового человека,
преодоление конфликтов в деловой сфере. Невербальные средства общения.
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Эмоции в жизни делового человека. Характеристика эмоций. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
2. | Стрессы, конфликты, профессиональное выгорание: профилактика и преодоление. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. | Знаковые системы общения (общая характеристика). | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
4. | Невербальные комплексы. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
Тема (раздел) семинара, коллоквиума: Активные формы делового общения. Психологические аспекты делового общения при переговорах.
№ п/п | Вопросы | Код компетенции (части) компетенции |
1. | Основные формы организации делового общения и их специфика. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
2. | Организация и проведение совещаний, пресс-конференций, брифингов. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. | Дискуссия: «Культура деловых совещаний». | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
4. | Стадии подготовки и проведения переговоров. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
5. | Дискуссия: «Психологические особенности партнеров по переговорам и методы воздействия на партнера». | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. Критерии оценки.
Критерии | Оценка |
Магистрант правильно, полно и всесторонне ответил на вопросы, продемонстрировав глубокие знания, знает все основные определения, последователен в изложении материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. | отлично |
Магистрант правильно с небольшими ошибками ответил на вопросы, продемонстрировав базовые знания, знает основные определения, последователен в изложении материала, владеет необходимыми умениями и навыками при выполнении практических заданий. | хорошо |
Магистрант правильно с небольшими ошибками ответил на более чем половину вопросов, продемонстрировав базовые знания, знает некоторые основные определения, владеет большей частью базовых умений и навыков при выполнении практических заданий. | удовлетворительно |
Магистрант не знает большинства разделов программного материала, допускает существенные ошибки, не смог ответить правильно более чем на 50% вопросов, с большими затруднениями выполняет практические задания, задачи. | неудовлетворительно |
Критерии оценивания дискуссионных вопросов:
Критерии | Оценка |
Коммуникативная задача полностью выполнена: цель общения успешно достигнута, тема раскрыта в заданном объеме. Участник демонстрирует умение развернуто, логично и точно высказываться на заданную тему. Участник высказывает интересные и оригинальные мысли, относящиеся к обсуждаемой теме, аргументирует свою точку зрения, делает выводы. | отлично |
Коммуникативная задача выполнена не полностью: цель общения в основном достигнута, однако тема раскрыта не в полном объеме. | хорошо |
Коммуникативная задача выполнена частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта в ограниченном объеме. | удовлетворительно |
Коммуникативная задача не выполнена: цель общения не достигнута, содержание не соответствует коммуникативной задаче. Заметно отклонение от темы. | неудовлетворительно |
Составитель_______________________/Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра языкознания и иностранных языков
Темы для эссе
№ п/п | Тема | Код компетенции |
1. | Почему, по вашему мнению, русский человек не любит светского общения? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
2. | Как вы понимаете высказывание Маленького принца, героя Экзюпери: «Слова – источник недопонимания»? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. | В чем, по вашему мнению, состоит умение объяснять? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
4. | Что для вас «честное слово»? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
5. | Почему существует суд чести, но нет суда достоинства? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
6. | Существует «Кодекс чести судьи». Может ли быть составлен «Кодекс достоинства судьи»? Ответ аргументируйте содержанием понятий. | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
7. | Какие особенности общения вы наблюдаете в социальных сетях? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
8. | Что говорит о коммуниканте его письменная речь? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
9. | Что говорят о коммуниканте сравнения в его речи? | ОК-2, ОК-3, ОК-4, ОК-5 |
3. Критерии оценки .
Критерии | Оценка |
Содержание соответствует теме доклада (сообщения, эссе); работа опирается на полную источниковую базу. Магистрант демонстрирует умение развернуто, логично и точно высказываться на заданную тему, показывает высокую степень владения литературным материалом по проблеме, высказывает интересные и оригинальные мысли, относящиеся к обсуждаемой теме. Грамотно ставит проблему, анализирует, сравнивает и обобщает данные, аргументирует свою точку зрения, делает выводы. Работа отличается системным научно-теоретическим характером. | отлично |
Содержание соответствует теме доклада, (сообщения, эссе); работа опирается на неполную источниковую базу. Выделена проблема, есть вывод. | хорошо |
Содержание соответствует теме реферата доклада, (сообщения, эссе), но раскрыта в ограниченном объеме: проблема не поставлена. | удовлетворительно |
Содержание отличается заметным отклонением от темы. Проблема не поставлена. Выводы иллюзорны. | неудовлетворительно |
Составитель_______________________/Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра языкознания и иностранных языков
Деловая игра
«Поговорим, как юрист с… юристом…».
1. Тема (проблема):
Выстраивание грамотного делового профессионального общения.
2. Ход игры представляет собой ситуацию делового общения юристов (форма общения – по выбору магистрантов).
3. Задания:
Этапы эвристической игры:
Первый этап – организационный. На этом этапе формируются пары (группы) игроков и группа экспертов; обсуждаются цели и правила игры. При этом в задачу экспертов входит разработка критериев оценки представления деловой коммуникации.
Второй этап – непосредственно игровой.
Третий этап – подведение итогов. На этом этапе каждый из экспертов обосновывает критерии своих оценок и результаты выступлений участников. Задача экспертов выявить:
а) самого дипломатичного,
б) самого интеллигентного,
в) самого авторитетного,
г) самого творческого и пр.
И в заключение игру анализирует и подводит ее итоги ведущий (преподаватель-организатор).
4. Роли (функции):
Ведущий игры. Рассказывает о замысле, основных этапах игры, задачах ее участников; направляет ход игры в нужное русло; стимулирует активность ее членов, следит за корректностью коммуникантов (особенно спорящих), подводит ее итоги.
Игроки (группы или пары), которые представляют деловое общение (совещание, переговоры, прием нотариуса и пр.).
Эксперты, которые оценивают участников по владению элементами этикета, культуре речи и общения в целом; владение приемами деловой коммуникации.
5. Ожидаемый результат:
Развитие умений и навыков делового профессионального общения.
6. Методические материалы по проведению:
1. Андреев В.И. Деловая риторика: Практический курс делового общения и ораторского мастерства. М.: Народное образование, 1995.
2. Бакирова Г.Х. Тренинг управления персоналом. СПб.: Речь, 2006.
3. Ипатова И.С. Барьеров.нет // barriers.net. Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений и магистрантов. Нижний Новгород: ФГБОУ ВО «РГУП» (Приволжский филиал), 2016.
Время проведения ролевой игры – 2 часа.
7. Критерии оценки.
Критерии | Оценка |
Участник демонстрирует умение «охватывать спор», т.е. постоянно держать ситуацию под контролем; умеет слушать оппонента; работать в команде; умеет атаковать аргументами; владеет культурой речи и этикой коммуниканта. | отлично |
Участник демонстрирует понимание и усвоение материала средней степени сложности; умений и навыков работы в команде, наблюдения и принятия решения, способностей контактировать и слушать других, риторических способностей, лидерских качеств; продуктивное мышление, творческие способности, умение доказывать и отстаивать свою точку зрения. | хорошо |
Участник демонстрирует определенную степень понимания основных понятий, включается в работу команды, делает попытку доказывать свою точку зрения. | удовлетворительно |
Участник не демонстрирует определенную степень понимания основных понятий, пассивен, не имеет или не может доказать свою точку зрения. | неудовлетворительно |
Составитель_______________________/Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра языкознания и иностранных языков
Фонд тестовых заданий
по дисциплине Теория и практика делового общения
1. Перечень компетенций (части компетенции), проверяемых оценочным средством (наименование, код):
ОК-2 способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
ОК-3 способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
ОК-4 способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
ОК-5 компетентное использование на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом.
2. Тестовые задания.
Тест состоит из заданий с выбором одного варианта из предложенных ответов.
1. Наука делового общения сформировалась
а) в I тыс. до н.э.
б) в XVIII веке
в) в XIX веке
г) в XX веке
2. Объектом науки делового общения является:
а) деловой этикет
б) правила делового письма
в) деловая практика
г) ценностные ориентации деловых партнеров
3. Наука делового общения не связана
а) с философией
б) юриспруденцией
в) физической культурой
г) культурой речи
4. К основным единицам речевого общения не относится...
а) речевое взаимодействие
б) речевое событие
в) дискурс
г) речевая ситуация
5. Структурным компонентом делового общения не является
а) цель
б) средства
в) гаджеты
г) формы
6. Видом делового общения не является
а) деловое письмо
б) приглашение на свадьбу
в) прием у нотариуса
г) частная юридическая консультация
7. Речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта – это речевая (-ое)...
а) поведение
б) событие
в) взаимодействие
г) ситуация
8. Деловая беседа – это…
а) общение двух бизнесменов
б) общение двух юристов
в) диалог людей, связанных отношениями дела
г) монолог профессора (лекция)
9. Деловым приветствием в строго официальной обстановке не является:
а) Здравствуйте!
б) Добрый день!
в) Привет!
г) Рад Вас видеть!
Вопросы для зачета
по дисциплине Теория и практика делового общения
Вопросы и задания для подготовки к зачету
Теоретические вопросы
22. Подготовка и проведение брифингов и пресс-конференций.
23. Психологические особенности партнеров. Классификация абстрактных типов собеседников.
Практическое задание:
Разбор ситуации делового общения с позиции одного из коммуникантов (говорящего, слушателя, оратора, аудитории – по произвольному выбору преподавателя).
Требования к результатам освоения дисциплины | Оценка |
Магистрант показывает хорошие знания учебного материала по теме; умет привести примеры; логично и последовательно излагает материал темы, раскрывает смысл вопросов, дает полные ответы на дополнительные вопросы; умеет анализировать конкретную ситуацию делового общения, предлагаемую для рассмотрения в ходе зачета; способен переносить теоретические знания в сферу практической юридической деятельности и собственной коммуникативной практики. | зачтено (отлично) |
Магистрант в полной мере усвоил программный материал, успешно справляется с зачетным заданием, однако для четкого, «чеканного» ответа ему требуются наводящие вопросы преподавателя. | зачтено (хорошо) |
Магистрант в достаточной мере усвоил основной программный материал, но испытывает серьезные затруднения при практическом применении теоретических знаний. | зачтено (удовлетворительно) |
Магистрант имеет существенные пробелы в знании основного материала по программе, допустил принципиальные ошибки при выполнении зачетного практического задания. | не зачтено (неудовлетворительно) |
Составитель_______________________/Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
Заведующий кафедрой _______________________/ Ипатова И.С.
(подпись) ФИО
____ ___________20___г.
ПРИВОЛЖСКИЙ ФИЛИАЛ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
по направлению подготовки (специальности) 40.04.01 Юриспруденция
Профиль (специализация) Магистерская программа
«Корпоративный юрист»
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю)
По видам учебных занятий
Общие положения
Дисциплина «Теория и практика делового общения» изучается на протяжении одного семестра (двух семестров – для магистрантов заочной формы обучения). Порядок изучения тем изложен в тематическом плане. Основными видами учебных занятий являются лекции, семинарские и практические занятия, в т.ч. в интерактивной форме, индивидуальные консультации.
Научно-исследовательская работа магистрантов (доклад, сообщение, презентация) согласуется в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Итоговой формой контроля является зачет.
Подготовка к тестированию и зачету
При подготовке к тестированию и зачету студентам следует систематизировать весь программный материал, как освоенный магистрантами при подготовке к семинарским занятиям самостоятельно, так и детально рассмотренный под руководством преподавателя в аудитории.
2. Учебно-методические рекомендации по выполнению различных форм
самостоятельной работы
Вопросы, не рассмотренные на лекциях, семинарских и практических занятиях, а также углубленное изучение ряда проблем дисциплины осваиваются студентами в ходе самостоятельной работы. Все оставшиеся в ходе подготовки к занятиям вопросы следует выписать на полях в конспекте лекций (тетрадь по дисциплине рекомендуется одна: и для записи лекций, и для подготовки к семинарским занятиям, и для составления собственного тезауруса по дисциплине) и впоследствии прояснить их на семинарских занятиях или индивидуальных консультациях с преподавателем.
Контроль самостоятельной работы студентов осуществляется посредством сформированной преподавателем системы контроля на семинарских и практических занятиях методом устного опроса или посредством тестирования. Учебным планом для студентов очной формы обучения предусмотрено выделять для самостоятельной работы более 50% часов от объёма учебных занятий, что свидетельствует о высокой значимости этой формы работы для успешного освоения студентами изучаемого курса.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы студентов может осуществляться в пределах времени, отведенного на обязательные учебные занятия по дисциплине, или в специально отведенное время (зачет).
Научно-исследовательская работа магистранта предполагает подготовку доклада, сообщения, презентации или реферате по темам дисциплины и написание научной статьи по теме диссертационной работы. Темы согласуются в ходе индивидуальных консультаций с преподавателем. Особое внимание следует обратить на оформление ссылок во избежание фиксации плагиата.
Методические рекомендации по написанию реферата
Подготовка и написание реферата способствует выработке навыков самостоятельной работы, что особенно важно для будущей деятельности в качестве юриста, когда при исполнении возложенных обязанностей, им необходимо принять единоличное решение и нести полную ответственность за его законность и обоснованность.
Написание реферата дает возможность магистранту глубоко и обстоятельно изучить правовую литературу по выбранной теме, проанализировать те или иные спорные проблемы, критически осмыслить сложные положения теории и практики, сформулировать свою позицию и дать ей теоретическое обоснование.
Перечень представленных на кафедре тем рефератов позволяет выбрать одну из них, наиболее близкую по избранной специализации и научному интересу. При выборе темы целесообразно избрать ту, которая представляет определенные сложности: недостаточно исследована в теоретическом плане или не совсем обстоятельно регламентирована в законодательном порядке и т.д.
Тему реферата следует согласовать с преподавателем. Он же окажет помощь студенту в составлении плана научного исследования и в выборе законодательных актов и правовой литературы.
Изложение материала должно носить творческий, самостоятельный характер. Если необходимо обратиться к какому-либо источнику законодательного или теоретического характера, надо сделать на него ссылку. Критические замечания в адрес других авторов должны быть сделаны в корректной, уважительной форме. Примеры из практики судебно-следственной деятельности надлежит приводить лишь в тех случаях, когда они раскрывают какое-либо теоретическое положение.
Структурно реферат целесообразно построить следующим образом: во введении (предисловии) дать обоснование выбора темы; материал изложить по главам (разделам) и завершить заключением, в котором будут даны предложения и рекомендации законодательного, организационного или теоретического характера.
Методические рекомендации по подготовке доклада (презентации)
Доклад – это запись устного сообщения на определенную тему. Он предназначен для прочтения на семинарском занятии, научной конференции.
Перед написанием доклада магистранту необходимо вникнуть в сущность правовой проблемы, которую ему предстоит освещать. Для этого нужно иметь развернутый перечень литературы, посвященной анализу рассматриваемого вопроса.
Уже сам процесс обобщения литературы по теме требует серьезных творческих усилий, ибо предполагает кропотливую работу с каталогом в библиотеке, знакомство с дополнительной учебной литературой, усвоение тематики статей, публикуемых в периодических изданиях. Методическую помощь по составлению структуры доклада, списка литературы магистрант может получить у преподавателя.
Важный предварительный этап работы над докладом – это составление его плана. План должен предусматривать вводную часть, перечень основных вопросов и заключительную часть.
Во вводной части необходимо обосновать актуальность темы, обозначить целевую установку доклада, дать обзор информационных источников, которые использует автор в своем докладе.
В основной части доклада должна присутствовать логически стройная, исчерпывающая аргументация по обоснованию тех тезисов, которые автор выдвигает в качестве главной идеи доклада. Это могут быть 2-3 положения, сформулированные в форме утверждения по поводу рассматриваемой проблемы. Каждому положению целесообразно посвятить отдельный вопрос (раздел) доклада.
Аргументация, выдвигаемая автором, должна иметь научный характер. Это значит, что магистранту следует работать лишь с той информацией, которая имеет объективный характер и возможность проверки (официальные документы, статистические данные авторитетных организаций, материалы из публикаций в научных изданиях и т.д.). Такую информацию необходимо тщательно систематизировать и выявить в ней главное, сущностное, а уже на этой основе строить рациональную, логически непротиворечивую цепь аргументов, доказывающих истинность выдвигаемых докладчиком тезисов.
Заключительная часть доклада должна содержать обоснованные выводы, которые вытекают из рассмотренных докладчиком положений
Методические рекомендации по написанию эссе
1. Выберите тему для эссе[1].
2. Эссе по дисциплине «Профессиональная речь юриста» должно представлять собой самостоятельную письменную работу, прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема (не менее 5 листов печатного текста) на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и вами, но обязательно должна быть согласована с преподавателем).
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы; самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария; выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Иными словами, эссе предполагает подробный разбор предложенной задачи с развернутым мнением, собственной аргументацией и детальным анализом примеров, иллюстрирующих проблему.
3. Еще раз обратитесь к списку тем, сопоставьте с остальными предложенными – выбранную, но уже с позиций не только интереса, но и точности понимания, четкости представления объема проблемы.
4. Процесс создания эссе можно представить по фазам:
обдумывание — планирование — написание — проверка — правка.
5. Главным требованием содержательного характера эссе является высказывание собственного взгляда автора на рассматриваемую проблему. (Здесь возможны варианты: сопоставление уже известных точек зрения и мнения пишущего или только выражение субъективных мыслей автора по рассматриваемому вопросу). Качество эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих: исходный материал, качество его обработки и четкости соотнесения вашей аргументации с поднятыми в эссе проблемами. Доказательность, а отнюдь не голословные цветастые утверждения делают эссе состоятельным.
6. Планирование предполагает не только определение цели, основных идей, источников информации, но и сроков представления работы.
7. Напишите эссе.
6. Проверьте текст на правильное соблюдение коммуникативных качеств речи: корректность, информативность, точность, ясность, богатство, экономичность, уместность, чистоту, правильность, выразительность, последовательность, определенность, непротиворечивость, обоснованность, аргументированность изложения.
По речевому построению эссе представляет собой динамичное чередование полемичных высказываний, вопросов, содержит установку на разговорную интонацию и лексику. Вместе с тем, рассуждая на научные темы, вам не избежать терминологии, поэтому обратите внимание на доступность трактовок терминов.
В качестве средств художественной выразительности при написании эссе приветствуется использование метафор, ассоциаций, сравнений, афоризмов, цитат (однако чужое мнение при этом не должно затмить вашего), проведение параллелей и аналогий и т.п.
При написании эссе следует избегать таких фраз, как «В данном эссе я расскажу о…», «В этом эссе рассматривается проблема…» и т.п. Лучше замените их вопросами, постановкой проблемы или обращением к читателю, поскольку ваша цель – донести до него свою точку зрения, стать ему интересным.
Заголовок эссе не находится в прямой зависимости от темы: кроме отражения содержания работы он может являться отправной точкой в размышлениях автора, выражать отношение части и целого.
8. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, которая не держит мысль в жестких внешних рамках жанровых требований, но и не предполагает «потока сознания». Не увлекайтесь лирическими отступлениями от темы, не отступайте от цели.
9. Обязательным формальным требование эссе является заголовок. Остальное: содержание, способ изложения мыслей, постановка проблемы, формулирование выводов и т.д. – пишется по усмотрению автора.
10.. Оформите работу в соответствии с требованиями оформления контрольных работ (с титулом и списком использованной литературы).
Контрольная работа по учебной дисциплине «Теория и практика делового общения» выполняется магистрантами заочной формы обучения в соответствии с требованиями учебного плана Российского государственного университета правосудия и предполагает анализ выбранной магистрантом ситуации делового общения.
Контрольное задание нацелено на тщательную проработку и усвоение магистрантом материала дисциплины, на формирование умения на практике применять знания о специфике видов и средств общения, продуцируя аналитический опыт разбора собственных коммуникативных ситуаций.
Контрольная работа оформляется титульным листом, включает список использованной литературы. Список литературы является обязательной составной частью контрольной работы. В нем указывается вся (учебная, справочная, юридическая, публицистическая и др.) литература, использованная при выполнении работы.
Для проверки контрольная работа представляется в электронном виде на сайте Университета в системе электронного обучения Femida.
Результат проверки проставляется в электронной ведомости. Контрольная работа оценивается «зачтено» либо «не зачтено».
Успешное выполнение контрольной работы является условием допуска студента к сдаче зачёта по дисциплине.
3. Методические рекомендации для обучающихся
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
(для набора 2018 г.)
Курс: 2
Семестр: 3, 4
Программа подготовки: вариативная
Форма обучения: заочная
Срок освоения ОПОП: 2 года, 5 мес.
Квалификация выпускника: магистр
(бакалавр/ магистр/специалист)
)
Нижний Новгород, 2018 г.
Авторы:
Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, зав. кафедрой русского языка и культуры речи РГУП
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Румянцева Ольга Олеговна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского языка и культуры речи РГУП
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Ипатова Ирина Серафимовна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой языкознания и иностранных языков ПФ РГУП;
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения разработан в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция (уровень магистратуры), утв. Приказом Минобрнауки России от 14.12.2010 N 1763.
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения обсуждался и одобрен кафедрой языкознания и иностранных языков
(протокол № 13 от «27» июня 2018 г.).
Зав. кафедрой Ипатова И.С., к.пед.н., доцент
_______________ «__» ________ 2018 г.
подпись
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения рассмотрен Методической комиссией
(протокол №4 от «29» июня 2018 г.).
Учебно-методический комплекс по дисциплине (модулю) Теория и практика делового общения утвержден Учебно-методическим советом
(протокол № 12 от «02» июля 2018 г.).
© Российский государственный университет правосудия, 2018
© Новикова Л.И., Румянцева О.О., Ипатова И.С., 2018
ПРОТОКОЛ ИЗМЕНЕНИЙ
учебно-методического комплекса по дисциплине (модулю)
Дата: 2018-12-21, просмотров: 412.