ЛЕКЦИЯ (тезисы) 4. МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План

1. Понятие методов, методических приемов обучения, их значение в учебном процессе. Функции методов обучения. 

2. Классификация методов обучения по источнику знаний.

3.  Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.

4. Требования к выбору методов обучения.

5. Средства обучения, их значение в учебном процессе, требования к выбору.

 

1. Методы обучения – это способы совместной деятельности педагога и учеников, направленной на решение различных дидактических задач и овладение изучаемым материалом.

Методы обучения активизируют собственные силы личности учеников и способствуют развитию, как познавательных процессов, так и личностных свойств и качеств. Под влиянием рационально используемых педагогом методов обучения ученики познают себя (свои интересы, склонности, возможности и т.п.), у них формируются понятия о ценностях в мире и установки на свою роль в изменении и совершенствовании мира.

Составной частью методов обучения или отдельной их стороной являются методические приемы, использование которых повышает эффективность методов обучения.

Методические приемы обучения – это части каких-либо методов обучения, которые усиливают действие основных методов или создают организационные предпосылки для их успешного применения. Например, объяснение физического упражнения (метод словесного обучения) воспринимается полнее и точнее, когда осуществляется в замедленном темпе с акцентированием внимания учеников на отдельных его элементах (методический прием обучения). Формирование двигательных умений и навыков проходит быстрее и эффективнее, если многократное выполнение физических упражнений (практический метод обучения) дополняется организацией текущего контроля и элементами анализа выполняемого учеником движения (методический прием обучения) с целью выявления причины допускаемой ошибки.

Отдельные методы обучения могут выступать в роли методического приема и наоборот. Например, в ходе изложения лекционного материала (метод словесного обучения) преподаватель включает кратковременную беседу со слушателями (методический прием обучения), которая может решать разные задачи: акцентировать внимание слушателей на отдельном вопросе; проверить, как воспринимается излагаемый материал и др.

Группировку методов обучения по определенному признаку называют классификацией.

Наибольшее распространение получили классификации методов обучения: по источнику, из которых ученики получают знания и по характеру познавательной деятельности учеников в процессе обучения, с разной степенью проявляемой при этом самостоятельности.

2. Классификация по источнику знаний включает три группы методов обучения: словесные, наглядные, практические.

К словесным методам обучения относят: рассказ (повествовательное изложение фактов, событий, развивающихся во времени и имеющих сюжет); описание (раскрытие внешних признаков изучаемых явлений, физических упражнений); объяснение (раскрытие внутренних закономерностей изучаемых явлений, что позволяет выявлять причины достоинств и недостатков в выполнении физических упражнений); беседу (вопросно-ответная форма общения с учениками, решающая разные задачи: введения учеников в курс предстоящей работы; объяснения, повторения и закрепления материала; обобщения и систематизации знаний); лекции (монологическая форма изложения материала); учебную дискуссию (обмен взглядами, суждениями по конкретной проблеме и отстаивание их); работу с книгой (организация самостоятельной работы учеников с использованием составления плана прочитанного, выписки цитат, конспектирования, написания тезисов, рецензий, аннотаций, рефератов и др.)

Эффективному использованию словесных методов обучения способствует: постоянное совершенствование разнообразных форм изложения учебного материала, добиваясь его понимания, аргументированности; совершенствование грамотности речи, дикции, регулирования темпа изложения материала. Чтобы обратить внимание учеников на отдельные стороны изучаемого вопроса, используется выбор нужного тона и интонаций, эмоциональность изложения, сочетание вербального (словесного) общения с невербальным (владение мимикой, жестами, пластикой движений).

 К наглядным методам обучения относят: демонстрацию (показ изучаемых предметов, явлений с использованием разных видов наглядности – натуральной, изобразительной, символической и др.); наблюдение за изучаемым предметом или явлением с последующим их анализом и обсуждением; экскурсии, ориентированные на изучение предмета или явления в естественных условиях (учебно-тренировочное занятие, соревнование, на стадионе и др.) или в специально организованных условиях (музей и др.).

К практическим методам обучения относят: упражнения, предполагающие многократное применение знаний на практике, а также углубление их, выработку соответствующих умений и навыков, развитие творческих способностей; лабораторные и практические работы, ориентирующие на самостоятельную деятельность в соответствии с полученными знаниями и инструкцией, разработанной педагогом. Эффективность практических методов обучения возрастает в условиях:

§ Целенаправленного использования учениками усвоенных знаний на практике, формирования умений и навыков, повторения и закрепления учебного материала.

§ Создания ситуаций для переноса усвоенных знаний, умений и навыков в новые, нестандартные условия.

§ Предупреждения появления ошибок путем систематического использования текущего контроля, организации самоконтроля, оценки выполнения учебных заданий и коррекции работы учеников.

§ Установления связи усвоенных умений и навыков с усвоенными ранее, постепенного их усложнения в разнообразных ситуациях.

§ Разнообразия обстановки, в которой выполняются разучиваемые двигательные или другие действия, что предупреждает утомляемость от однообразия работы, повышает интерес к решению учебной задачи.

§ Рациональное распределение повторений учебных заданий во времени.

  3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учеников позволяет усложнять формы и способы работы учеников, создавать более благоприятные условия для проявления и формирования их индивидуальности, для использования собственных возможностей в процессе познания мира и самого себя.

   Эта классификация  включает комплекс методов, активизирующих познавательную и практическую деятельность учеников, побуждает к самостоятельному творческому поиску способов преодоления возникающих в учебной работе трудностей. Классификация включает объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и методы проблемного обучения - проблемного изложения материала, частично-поисковый, исследовательский.

 Объяснительно-иллюстративный метод предполагает передачу знаний в готовом виде путем использования комплекса тех или иных словесных и наглядных методов обучения. Применение комплекса данных методов позволяет преобразовать пассивно усвоенные знания в активно осмысленные и используемые в разных ситуациях практической учебной работы. Ученик может объяснить причины переноса знаний, реализованных в умениях, в другие ситуации. Этому способствуют объяснение и демонстрация изучаемых предметов и явлений в развитии и изменении, наблюдение за ними, сравнение данных наблюдений ряда учеников и т.п.

  Репродуктивный метод предполагает: самостоятельное   теоретическое обоснование выполняемых практических заданий; выявление совместно с преподавателем алгоритмической последовательности практических действий и работе по алгоритму с последующим объяснением его значимости. Широко используется программирование (разработка) «шагов», «порций» в практической работе (разделение учебного материала на отдельные части) и разработка форм контроля за усвоением каждой части, прежде, чем перейти к усвоению последующей; функции контроля могут выполнять технические средства. Контролирующие устройства позволяют поддерживать обратную связь с учениками, давая информацию о соответствии их действий заданному образцу. Примером программированного обучения физическим упражнениям может быть использование тренажеров, а также устройств, контролирующих направление, силу, ритм, амплитуду движений и т.п.

  Проблемное обучение характеризуется созданием проблемных ситуаций, организацией самостоятельного поиска учащимися вариантов их решения и проверкой правильности этих вариантов.

  Проблемной характеризуют такую ситуацию, при которой ученик хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает теоретических знаний, фактического материала, и он должен сам их искать. Поисковой деятельности ученика предшествует формулировка гипотезы, предположения об обоснованном варианте решения проблемной задачи. Гипотеза формулируется на основе логических рассуждений, анализа (мысленного отделения друг от друга элементов изучаемого явления и одновременно выделения тех данных, которые уже известны и послужат для конструирования гипотезы), синтеза (объединения тех элементов, которые явятся основой гипотезы). Проверка гипотезы включает ее оценку и выбор правильного решения, которое можно объяснить и научно обосновать. Проверка может быть логической и экспериментальной в зависимости от характера проблемы и возможностей ученика.

        Проблемное обучение имеет разные виды.

  Проблемное преподавание предполагает постановку перед учениками проблемной задачи (не имеющей традиционного решения) и раскрытие путей ее решения, показывая трудности и противоречия, которые приходится преодолевать, формулируя гипотезу и осуществляя поиск ее доказательств. Решение проблемной задачи преподавателем называют методом проблемного изложения материала. Использование метода позволяет учащимся усвоить способ и логику решения проблем определенного типа, но еще без умения осуществлять это самостоятельно. Проблемой называют сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения. Вопрос, на который нет готового ответа, носит проблемный характер.

  Проблемное учение предполагает формулировку проблемной задачи и самостоятельное ее решение учениками, включающее формулировку гипотезы, ее проверку, объяснение и доказательства с разной степенью помощи преподавателя в зависимости от индивидуальных возможностей и способностей учеников. Решение проблемной задачи с помощью преподавателя называют частично-поисковым методом проблемного обучения. Самостоятельное решение учениками проблемной задачи называют исследовательским методом. Значительная мера самостоятельности учеников не исключает помощи педагога, тренера, особенно в планировании самостоятельной работы, требующей творческого подхода, умения сравнивать разные точки зрения по исследуемому проблемному вопросу, обосновывать и доказывать свое суждение. Ход самостоятельной исследовательской работы ученика может включать следующие этапы:

1. Осознание учениками при помощи педагога, тренера целей (конечного результата деятельности), задач (этапов для достижения цели), методов, средств и условий, необходимых для их решения.

2. Создание проблемной ситуации, когда выполняющие работу не знают, как ее решить практически.

3. Разработка вариантов решения проблемной ситуации.

4. Выбор наиболее эффективного варианта, его обоснование и проверка в практической деятельности.

5. Сравнение планируемого конечного результата с достигнутым, выявление причин достоинств и недостатков выполненной работы.

Характерной чертой проблемного обучения является преобладание учения над преподаванием в условиях взаимодействия педагога и учеников, что активизирует познавательную деятельность занимающихся и способствует развитию познавательных способностей.

   4. Выбор методов обучения педагогом не может быть произвольным. Он предполагает учет следующих факторов, влияющих на ход процесса обучения:

1. Цель обучения, задачи, которые решаются на конкретном занятии, уроке.

2. Уровень мотивации обучения у учеников.

3. Закономерности и вытекающие из них принципы обучения в процессе решения конкретной образовательной задачи (объяснить новый материал, повторить пройденный и др.).

4. Объем требований и содержание, которое надо реализовать.

5. Уровень подготовленности учеников, активность и интерес учеников к задаче занятия, урока.

6. Возраст и работоспособность учеников, сформированность у них умений и навыков учебной работы.

7. Материально-техническое оснащение учебного процесса.

8. Количество учеников в группе, классе.

9. Подготовленность самого педагога к предстоящей работе и др. Кроме того, могут быть непредвиденные обстоятельства, которые требуют от педагога коррекции своей работы по ходу ее выполнения.

   5. Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения. Средства обучения – учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др. Их выбор зависит от поставленных целей урока, методов учебной работы, возраста учащихся, характерных особенностей отдельных учебных предметов, материальной оснащенности учебного учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

 Основная:

1. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.

2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004.– 608с

3. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 576 с.

4. Педагогика. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. Белорусовой В.В., Решетень И.Н. – М..: Физкультура и спорт, 1986.

5. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996.- 432 с.

6. Романова, А.В. Основы технологий обучения: Учебное пособие/ А.В.Романова.- СПб: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 2001.- 80с.

7. Хуторский, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторский.- СПб:Питер, 2001.- 544с.

 

Дополнительная:

1. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/ В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров.- М.: Просвещение, 2006.- 574 с.

2. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 304 с.

3. Айсмонтас, Б.Б. Теория обучения: Схемы и тесты./Б.Б.Айсмонтас.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.- 176с.

4. Голуб, Б.А. Основы общей дидактики: Учеб. пособие для студ. педвузов/ Б.А.Голуб.- М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 96с.

5. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т.Лихачев.- М.: Просвещение, 1992.- 528с.

6. Оконь, В. Введение в общую дидактику/ Пер. с польского Л.Г.Кашкуревича, Н.Г.Горина.- М.: Высш. шк., 1990.- 382с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.

8. Романова, А.В. Педагогическая теория и практика во взаимодействии: Учебное пособие/ А.В.Романова, О.И.Дранюк.- СПб: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997.- 33 с.

9. Сидоров, А.А. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура»/ А.А.Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин.- М.: «Терра-Спорт», 2000.- 272с.

10. Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп./ В.И.Смирнов.- М.: Логос, 2002.- 304 с.

11. Стефановская, Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 368 с.

12. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.- М.:Педагогическое общество России, 2002.- 224с.

13. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 2-е изд./ И.Ф.Харламов.- М.:Высш. шк., 1990.

14. Хуторский, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов/ А.В.Хуторский.- СПб:Питер, 2001.- 544с.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 248.