ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

       Учебная дисциплина «Педагогика» относится к федеральному компоненту учебного плана университета и ее содержание реализуется на I курсе в течение 2 семестра для студентов тренерского и педагогического факультетов дневного обучения.

  Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для обучающихся по направлениям 032100 (62) Физическая культура, 032101 (65) Физическая культура и спорт, 032102 (65) Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), она определяет структуру и содержание курса «Педагогика».

  В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в вузах физической культуры, педагогики отводится важное место. Дисциплина базовая, овладение студентами учебным материалом курса позволит более успешно изучать другие педагогические дисциплины: «Педагогика ФКиС», «Социальная педагогика», «ОНМД», «Акмеология» и др., а также ряд частных методик: «ТиМФК», «Теория и методика избранного вида спорта» и др. Изучение педагогики играет огромную роль в профессионально-педагогической подготовке студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту. Она помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.

  Цель учебной дисциплины: Вооружение будущих специалистов знаниями основ педагогической науки, опыта их применения и путей использования в практике работы по физической культуре и спорту; формирование на этой основе педагогической компетентности, развитие творческого педагогического мышления.

  Задачи учебной дисциплины:

1. Создание положительной мотивации к овладению знаниями курса, возбуждение потребности к самостоятельному добыванию педагогических знаний.

2. Формирование системы знаний основ педагогической науки для применения их в профессионально-педагогической деятельности.

3. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности (учитывать закономерности педагогического процесса, руководствоваться в своей деятельности педагогическими принципами, творчески подходить к определению методики обучения и воспитания своих учеников, осуществлять выбор содержания, форм, методов  обучения, воспитания с учетом поставленных задач, особенностей воспитанников и др.).

 

  Принципы отбора содержания учебной дисциплины: научности, структурного единства содержания на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, личностной ориентации, доступности, вариативности.

  Критерии отбора содержания учебной дисциплины: целостное отражение в содержании задач профессионального и личностного развития студентов; научная и практическая значимость содержания; соответствие сложности содержания учебной дисциплины реальным учебным возможностям студентов; соответствие объема содержания учебной дисциплины времени, отводимому на ее изучение; соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе университета.

  Учебная программа разработана в полном соответствии с современным состоянием педагогической теории. При составлении программы учитывались достижения в области общей педагогики, педагогической и социальной психологии и других наук. В программе акцентированы теоретико-методологические вопросы  образования, воспитания, обучения и развития личности. В ней представлен материал, обеспечивающий формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности личности, развитие педагогического мышления, овладение кругом научно-прикладных знаний и умений, необходимых для педагогической деятельности специалиста данного профиля.

     Программа по педагогике включает следующие разделы: «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Теория воспитания», «Управление образовательными системами». В связи с небольшим количеством часов, отведенных на изучение студентами дисциплины «Педагогика», ряд  педагогических тем (это касается прежде всего раздела «Теория воспитания») наиболее полно раскрываются в таких специальных дисциплинах, как «Педагогика ФКиС», «Социальная педагогика». В курсе педагогики наиболее полно представлен раздел «Дидактика», темы которого в последующие годы обучения конкретизируются и углубляются при изучении студентами «Педагогики ФКиС», «Теории и методики физической культуры» и «Теории и методики избранного вида спорта».

  Основными формами занятий по предмету являются лекции, практические занятия, консультации преподавателей и самостоятельная работа.

  Балльно-рейтинговый контроль учебной деятельности студентов осуществляется с помощью текущего, рубежного и промежуточного контролей (см. технологическую карту дисциплины).

  Текущий контроль:

1. Устное собеседование по отдельным вопросам темы занятия.

2. Письменный опрос знаний студентов.

3.  Контрольное тестирование по пройденным темам.

4. Проверка качества выполнения практических заданий и самостоятельных работ.

 

  Рубежный контроль:

1. Опрос по I разделу курса – «Общие основы педагогики», который включает в себя следующие темы: «Педагогика как наука, ее предмет, задачи», «Методы педагогического исследования», «Развитие, воспитание и формирование личности», «Целостный педагогический (образовательный) процесс».

2. Тестирование, проводимое УМО.

  Промежуточный, семестровый контроль (итоговая аттестация по предмету): экзамен по предмету, проводимый в форме собеседования, на котором проверяется усвоение теоретического материала курса, умение иллюстрировать теоретические положения примерами из практики физической культуры и спорта. 

Показателями овладения теоретическими знаниями предмета являются выявленные при собеседовании их систематичность, глубина, прочность, действенность. Показателем умения творчески использовать приобретенные знания - качество учебной работы. Критерием оптимальности обучения является реализация каждым студентом своих учебных возможностей (способность преодолевать в учебной работе свои субъективные и объективные препятствия).

Основные понятия дисциплины:

Образование как социальное явление

Образование как  процесс

Воспитание в широком и узком его значении

Обучение

Развитие

Педагогическая деятельность

Педагогический (образовательный) процесс

Педагогическое взаимодействие

Педагогическая технология

Педагогическая задача

   Преподавание

   Учение

   Знания

   Умения

   Навыки

   Закономерности обучения

   Принципы и правила обучения

   Содержание образования

   Методы, методические приемы и средства обучения

 Технологии обучения

   Формы организации обучения

   Принципы воспитания

   Содержание воспитания

   Средства  воспитания

Методы воспитания

   Управление образовательными системами

Методы управления

Формы организации управления

 

В процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика» студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями.

 

Должен знать:

- Предмет, функции, задачи, основные понятия педагогики, смежные с педагогикой науки и ее отрасли.

- Роль образования и воспитания в общественном прогрессе, их влияние на формирование и совершенствование личности.

- Назначение и характеристику методов педагогического исследования, этапы научно-исследовательской работы.

- Роль биологического, социального фактора в развитии личности. Движущие силы и источники развития личности.

- Основные составляющие педагогического процесса, его движущие силы, закономерности и свойства, структурные компоненты.

- Понятие о дидактике и частных методиках, основные категории дидактики, характеристику деятельности учащихся и педагога в процессе обучения, звенья процесса обучения, его функции.

- Научные основы содержания образования, нормативные документы, характеризующие содержание образования в современных образовательных учреждениях.

- Систему принципов обучения и правила их реализации.

- Понятие средств, методов и приемов обучения, их назначение, классификации методов обучения по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся. Особенности программированного обучения. Условия выбора методов и средств обучения.

- Методы проверки и оценки знаний учащихся.

- Формы организации обучения. Типы и структуру уроков, дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.

- Сущность воспитательного процесса, его закономерности и особенности.

- Цели и задачи воспитания на современном этапе развития общества.

- Систему принципов воспитания и правила их реализации.

- Характеристику средств воспитания как видов деятельности, способствующих формированию личности.

- Классификацию методов воспитания, ее характеристику, условия выбора методов воспитания.

- Основы внутришкольного управления

 

Должен уметь:

- Объяснить роль образования, воспитания в общественном прогрессе и в процессе формирования личности.

- Раскрыть и обосновать связи между развитием, воспитанием, обучением, образованием.

- Осуществлять обоснованный выбор методов педагогического исследования и использовать их для сбора материала по ходу исследования.

- В учебно-воспитательном процессе обоснованно выделять его структурные компоненты и звенья процесса обучения.

- Пользоваться в учебно-воспитательном процессе нормативными документами, характеризующими содержание образования.

- Выявлять пути реализации принципов обучения, анализируя их достоинства и слабые стороны в реальной учебно-воспитательной работе.

- Отбирать средства обучения с учетом образовательной задачи.

- Осуществлять выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленной образовательной задачей, возрастными особенностями учащихся, находить их оптимальное сочетание. Оценивать их эффективность в реальном педагогическом процессе.

- Различать типы уроков, свойственную им структуру.

- Руководствоваться принципами воспитания в учебно-воспитательном процессе.

- Осуществлять выбор соответствующих средств, методов воспитания, ориентируясь на заданные педагогические ситуации.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.