Учебная дисциплина «Педагогика» относится к федеральному компоненту учебного плана университета и ее содержание реализуется на I курсе в течение 2 семестра для студентов тренерского и педагогического факультетов дневного обучения.
Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения для обучающихся по направлениям 032100 (62) Физическая культура, 032101 (65) Физическая культура и спорт, 032102 (65) Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), она определяет структуру и содержание курса «Педагогика».
В системе теоретико-педагогических дисциплин, изучаемых в вузах физической культуры, педагогики отводится важное место. Дисциплина базовая, овладение студентами учебным материалом курса позволит более успешно изучать другие педагогические дисциплины: «Педагогика ФКиС», «Социальная педагогика», «ОНМД», «Акмеология» и др., а также ряд частных методик: «ТиМФК», «Теория и методика избранного вида спорта» и др. Изучение педагогики играет огромную роль в профессионально-педагогической подготовке студентов, будущих специалистов по физической культуре и спорту. Она помогает будущим специалистам лучше познать свою профессию, повышать педагогическую культуру, непосредственно подготавливает их к практической деятельности.
Цель учебной дисциплины: Вооружение будущих специалистов знаниями основ педагогической науки, опыта их применения и путей использования в практике работы по физической культуре и спорту; формирование на этой основе педагогической компетентности, развитие творческого педагогического мышления.
Задачи учебной дисциплины:
1. Создание положительной мотивации к овладению знаниями курса, возбуждение потребности к самостоятельному добыванию педагогических знаний.
2. Формирование системы знаний основ педагогической науки для применения их в профессионально-педагогической деятельности.
3. Формирование умений использовать полученные знания в практической деятельности (учитывать закономерности педагогического процесса, руководствоваться в своей деятельности педагогическими принципами, творчески подходить к определению методики обучения и воспитания своих учеников, осуществлять выбор содержания, форм, методов обучения, воспитания с учетом поставленных задач, особенностей воспитанников и др.).
Принципы отбора содержания учебной дисциплины: научности, структурного единства содержания на межпредметном уровне, единства содержательной и процессуально-деятельностной сторон обучения, личностной ориентации, доступности, вариативности.
Критерии отбора содержания учебной дисциплины: целостное отражение в содержании задач профессионального и личностного развития студентов; научная и практическая значимость содержания; соответствие сложности содержания учебной дисциплины реальным учебным возможностям студентов; соответствие объема содержания учебной дисциплины времени, отводимому на ее изучение; соответствие содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе университета.
Учебная программа разработана в полном соответствии с современным состоянием педагогической теории. При составлении программы учитывались достижения в области общей педагогики, педагогической и социальной психологии и других наук. В программе акцентированы теоретико-методологические вопросы образования, воспитания, обучения и развития личности. В ней представлен материал, обеспечивающий формирование у будущего специалиста научного мировоззрения, профессионально-педагогической направленности личности, развитие педагогического мышления, овладение кругом научно-прикладных знаний и умений, необходимых для педагогической деятельности специалиста данного профиля.
Программа по педагогике включает следующие разделы: «Общие основы педагогики», «Дидактика», «Теория воспитания», «Управление образовательными системами». В связи с небольшим количеством часов, отведенных на изучение студентами дисциплины «Педагогика», ряд педагогических тем (это касается прежде всего раздела «Теория воспитания») наиболее полно раскрываются в таких специальных дисциплинах, как «Педагогика ФКиС», «Социальная педагогика». В курсе педагогики наиболее полно представлен раздел «Дидактика», темы которого в последующие годы обучения конкретизируются и углубляются при изучении студентами «Педагогики ФКиС», «Теории и методики физической культуры» и «Теории и методики избранного вида спорта».
Основными формами занятий по предмету являются лекции, практические занятия, консультации преподавателей и самостоятельная работа.
Балльно-рейтинговый контроль учебной деятельности студентов осуществляется с помощью текущего, рубежного и промежуточного контролей (см. технологическую карту дисциплины).
Текущий контроль:
1. Устное собеседование по отдельным вопросам темы занятия.
2. Письменный опрос знаний студентов.
3. Контрольное тестирование по пройденным темам.
4. Проверка качества выполнения практических заданий и самостоятельных работ.
Рубежный контроль:
1. Опрос по I разделу курса – «Общие основы педагогики», который включает в себя следующие темы: «Педагогика как наука, ее предмет, задачи», «Методы педагогического исследования», «Развитие, воспитание и формирование личности», «Целостный педагогический (образовательный) процесс».
2. Тестирование, проводимое УМО.
Промежуточный, семестровый контроль (итоговая аттестация по предмету): экзамен по предмету, проводимый в форме собеседования, на котором проверяется усвоение теоретического материала курса, умение иллюстрировать теоретические положения примерами из практики физической культуры и спорта.
Показателями овладения теоретическими знаниями предмета являются выявленные при собеседовании их систематичность, глубина, прочность, действенность. Показателем умения творчески использовать приобретенные знания - качество учебной работы. Критерием оптимальности обучения является реализация каждым студентом своих учебных возможностей (способность преодолевать в учебной работе свои субъективные и объективные препятствия).
Основные понятия дисциплины:
Образование как социальное явление
Образование как процесс
Воспитание в широком и узком его значении
Обучение
Развитие
Педагогическая деятельность
Педагогический (образовательный) процесс
Педагогическое взаимодействие
Педагогическая технология
Педагогическая задача
Преподавание
Учение
Знания
Умения
Навыки
Закономерности обучения
Принципы и правила обучения
Содержание образования
Методы, методические приемы и средства обучения
Технологии обучения
Формы организации обучения
Принципы воспитания
Содержание воспитания
Средства воспитания
Методы воспитания
Управление образовательными системами
Методы управления
Формы организации управления
В процессе изучения учебной дисциплины «Педагогика» студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями.
Должен знать:
- Предмет, функции, задачи, основные понятия педагогики, смежные с педагогикой науки и ее отрасли.
- Роль образования и воспитания в общественном прогрессе, их влияние на формирование и совершенствование личности.
- Назначение и характеристику методов педагогического исследования, этапы научно-исследовательской работы.
- Роль биологического, социального фактора в развитии личности. Движущие силы и источники развития личности.
- Основные составляющие педагогического процесса, его движущие силы, закономерности и свойства, структурные компоненты.
- Понятие о дидактике и частных методиках, основные категории дидактики, характеристику деятельности учащихся и педагога в процессе обучения, звенья процесса обучения, его функции.
- Научные основы содержания образования, нормативные документы, характеризующие содержание образования в современных образовательных учреждениях.
- Систему принципов обучения и правила их реализации.
- Понятие средств, методов и приемов обучения, их назначение, классификации методов обучения по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности учащихся. Особенности программированного обучения. Условия выбора методов и средств обучения.
- Методы проверки и оценки знаний учащихся.
- Формы организации обучения. Типы и структуру уроков, дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.
- Сущность воспитательного процесса, его закономерности и особенности.
- Цели и задачи воспитания на современном этапе развития общества.
- Систему принципов воспитания и правила их реализации.
- Характеристику средств воспитания как видов деятельности, способствующих формированию личности.
- Классификацию методов воспитания, ее характеристику, условия выбора методов воспитания.
- Основы внутришкольного управления
Должен уметь:
- Объяснить роль образования, воспитания в общественном прогрессе и в процессе формирования личности.
- Раскрыть и обосновать связи между развитием, воспитанием, обучением, образованием.
- Осуществлять обоснованный выбор методов педагогического исследования и использовать их для сбора материала по ходу исследования.
- В учебно-воспитательном процессе обоснованно выделять его структурные компоненты и звенья процесса обучения.
- Пользоваться в учебно-воспитательном процессе нормативными документами, характеризующими содержание образования.
- Выявлять пути реализации принципов обучения, анализируя их достоинства и слабые стороны в реальной учебно-воспитательной работе.
- Отбирать средства обучения с учетом образовательной задачи.
- Осуществлять выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленной образовательной задачей, возрастными особенностями учащихся, находить их оптимальное сочетание. Оценивать их эффективность в реальном педагогическом процессе.
- Различать типы уроков, свойственную им структуру.
- Руководствоваться принципами воспитания в учебно-воспитательном процессе.
- Осуществлять выбор соответствующих средств, методов воспитания, ориентируясь на заданные педагогические ситуации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 226.