№ ДЕ | Наименование ДЕ ГОС | № задания | Тема задания |
1 | Общие основы педагогики | 1.1 2.1 3.1 4.1 | Педагогика как наука. Основные категории педагогики. Образование как общечеловеческая ценность, социальное явление и педагогический процесс. Методы педагогического исследования Развитие, воспитание и формирование личности. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности Педагогический (образовательный) процесс. |
2 | Теория обучения | 2.1 2.2 2.3 2.4 | Сущность, структура, функции процесса обучения Принципы обучения Содержание образования Методы и формы организации учебной деятельности |
3 | Воспитание в педагогическом процессе. Управление образовательными системами | 3.1 3.2 3.3 3.4 | Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса Принципы воспитания Средства и методы воспитания Управление образовательными системами |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ – ЗАЧЕТ
ОБЪЕМНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
· К сдаче зачета допускаются студенты, набравшие в сумме не менее 20 баллов по итогам текущего и рубежного контролей. Студенты, набравшие менее 20 баллов и посетившие при этом не менее 50% занятий, могут быть допущены к обучению в соответствии с дополнительным модулем, предусмотренным в технологической карте дисциплины, по решению декана факультета.
· Зачет по курсу проводится в форме собеседования.
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
по учебной дисциплине «Педагогика»
I. Общие основы педагогики
1. Педагогика как наука, ее объект, предмет, функции.
2. Задачи педагогики как науки.
3. Основные педагогические понятия: воспитание в широком и узком значении,
развитие, обучение, образование. Раскрыть взаимосвязи между ними.
4. Сущность образования и воспитания как общественных явлений, их социальный и исторический характер.
5. Система педагогических наук и их взаимосвязь.
6. Смежные с педагогикой науки (проиллюстрируйте это примерами).
7. Преемственность теории и истории педагогики. Использование в современной педагогике актуальных идей выдающихся педагогов прошлого.
8. Понятие методов педагогического исследования, значение их использования в педагогической работе. Классификация методов педагогического исследования.
9. Методы теоретического исследования, их назначение и характеристика.
10. Методы эмпирического исследования, их назначение и характеристика.
11. Логика и этапы научно-педагогического исследования.
12. Роль наследственности, среды и воспитания в развитии личности. Взаимосвязь воспитания и развития личности.
13. Возрастная периодизация, ее значение и характеристика. Роль деятельности в формировании личности и ее виды на разных возрастных этапах.
14. Индивидуальные особенности личности и их учет в педагогическом процессе.
15. Понятие педагогического процесса, основные его составляющие. Движущие силы педагогического процесса.
16. Основные характеристики педагогического процесса (целенаправленность, двусторонность, целостность).
17. Функциональные компоненты педагогического процесса, их характеристика.
18. Закономерности педагогического процесса. Привести пример учета той или иной закономерности в практике физического воспитания.
II. Дидактика
19. Предмет дидактики, ее задачи. Общая дидактика и частные дидактики, их взаимосвязь.
20. Основные категории дидактики. Раскрыть взаимосвязи между ними.
21. Функции процесса обучения.
22. Характеристика деятельности педагога и учащихся в процессе обучения.
23. Звенья (этапы) процесса обучения. Привести пример звеньев процесса обучения на учебно-тренировочном занятии.
24. Понятие содержания образования, исторический характер его развития. Компоненты содержания образования.
25. Государственный образовательный стандарт. Характеристика компонентов государственного образовательного стандарта.
26. Учебный план и учебная программа, их назначение и требования к содержанию. Охарактеризуйте особенности программы по Вашей спортивной специализации и связь ее с другими учебными предметами.
27. Понятия принципов и правил обучения, их роль в учебном процессе. Общие требования к реализации принципов обучения.
28. Характеристика принципа воспитывающего и развивающего обучения, правила его реализации.
29. Характеристика принципов сознательности и активности обучения, связи теории с практикой, правила их реализации.
30. Характеристика принципов систематичности и последовательности, научности обучения, правила их реализации.
31. Характеристика принципа наглядности обучения, правила его реализации.
32. Характеристика принципа доступности обучения, правила его реализации.
33. Характеристика принципа прочности обучения, правила его реализации.
34. Понятие средств обучения, их назначение. Требования к их выбору. Проанализируйте роль одного из средств на учебно-тренировочном занятии.
35. Понятия о методах и методических приемах обучения. Функции методов обучения.
36. Классификации методов обучения. Требования к выбору методов обучения.
37. Характеристика методов обучения по источнику знаний. Привести примеры их использования на учебно-тренировочном занятии.
38. Характеристика методов обучения по характеру познавательной деятельности учащихся. Привести пример проблемного обучения на учебно-тренировочном занятии, охарактеризовать его значение.
39. Сущность программированного обучения, его достоинства и недостатки; возможности использования в практике обучения физическим упражнениям.
40. Понятие технологии обучения. Показатели технологичности педагогического процесса. Приведите пример проявления технологичности в процессе учебно-тренировочной работы по одному из видов спорта.
41. Виды и формы педагогического контроля. Требования к организации контроля.
42. Характеристика методов педагогического контроля. Оценка и учет результатов учебной деятельности.
43. Понятие организационных форм обучения. Виды организационных форм обучения.
44. Функции организационных форм обучения.
45. Классно-урочная форма организации обучения, ее признаки. Ее преимущества и недостатки перед другими формами организации обучения.
46. Типы и структура уроков.
47. Дополнительные и вспомогательные формы организации обучения.
48. Дидактические требования к уроку и пути его совершенствования.
III. Теория воспитания
49. Сущность воспитательного процесса, его особенности.
50. Раскройте основные подходы к определению и структурированию содержания воспитания.
51. Понятие принципов воспитания, их значение. Система принципов воспитания.
52. Понятие средств воспитания, их характеристика и роль в формировании личности.
53. Понятие о методах воспитания. Классификация методов воспитания. Условия выбора методов воспитания.
54. Характеристика методов формирования нравственного сознания. Привести примеры их использования в учебно-тренировочной работе и отметить причины их эффективности.
55. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения. Привести примеры их использования в учебное и во внеучебное время, отметить причины их эффективности.
56. Характеристика методов стимулирования и коррекции поведения воспитанников. Раскрыть причины их эффективности.
IV. Управление образовательными системами.
57. Система образования в РФ. Принципы государственной политики в области образования.
58. Типы учреждений системы образования. Краткая характеристика общеобразовательной школы (3 ступени).
59. Характеристика принципов управления педагогическими системами.
60. Условия успешного управления педагогической системой коллективом педагогов.
ЛЕКЦИЯ №1 (тезисы). ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
План
1. Педагогика как наука, ее сущность, объект, предмет, функции.
2. Задачи педагогики как науки.
3. Характеристика основных педагогических категорий.
4. Образование как общественное явление и педагогический процесс.
5. Связь педагогики с другими науками.
6. Система педагогических наук.
1. Социально-экономические потребности общества в подготовке подрастающего поколения к жизни существуют с тех пор, как появилось человечество. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало социальным, производственным, духовным опытом предшественников, обогащало и развивало его, в более развитом виде передавало потомкам. Со временем накопление знаний привело к возникновению науки педагогики.
Педагогика – это наука об образовании, воспитании, обучении человека.
Становление педагогики как самостоятельной научной дисциплины относят к ХVII веку и связывают с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Многие идеи Я.А.Коменского не утратили свою актуальность, научное значение до настоящего времени.
Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека в процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование.
Предметом педагогики являются определяющие развитие и формирование личности противоречия, закономерности, отношения, технологии организации и осуществления педагогического (образовательного) процесса.
В настоящее время, как и в трактовке педагогики, так и в определении ее предмета среди специалистов до сих пор нет единого мнения. Со второй половины 90-х гг. ХХ в. большинство специалистов считают предметом педагогики образование, а не воспитание, как это было ранее. Это произошло потому, что во всем мире для обозначения процессов воспитания и обучения используется слово «образование». К этому обязывает также Закон РФ «Об образовании», в котором образование является базовым термином и обозначается как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Таким образом, понятие образование сегодня имеет несколько значений: как общественное явление (ранее в этом значении употреблялось слово «воспитание») и как целенаправленный педагогический (образовательный) процесс, что и составляет предмет педагогики. В современных условиях, когда Россия, ее граждане ориентируются на интеграцию в мировое образовательное пространство, необходимо принять эту терминологию, слово «образование» как базовое, основное в социальной системе страны и общества, а также в педагогической науке и практике. Тем не менее, термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним термину «образование» в вышеуказанных смыслах (Крившенко Л.П., 2007, С. 66).
Функции педагогики: теоретическая (изучение и обобщение передового педагогического опыта; описание и объяснение сущности, противоречий, закономерностей, причинно-следственных связей образовательного процесса; исследование педагогической действительности и построение на ее основе моделей образования и др.); технологическая (разработка новых форм, методов, средств, систем воспитания, обучения, управления образовательными структурами; внедрение достижений педагогической науки в практику и др.).
2. Задачи педагогики как науки:
1. Изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности.
2. Вскрытие закономерностей в областях образования, воспитания, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
3. Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
4. Внедрение результатов педагогических исследований в практику.
5. Разработка новых методов, средств, форм, технологий воспитания, обучения, управления образовательными структурами.
6. Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
3-4. К основным категориям педагогики относят образование, воспитание (в его широком и узком педагогическом смысле), обучение, развитие. Все категории педагогики тесно взаимосвязаны друг с другом, но не тождественны.
Образование является центральной категорией педагогики. Образование рассматривают, с одной стороны, как общечеловеческую ценность и как социальное явление, выполняющее во все эпохи с учетом потребностей общества функцию подготовки подрастающего поколения к жизни средствами массовой информации и культуры, общественными организациями, церковью, школой, семьей, всем общественным устройством. С другой стороны, образование рассматривают как специально организованный, управляемый педагогический процесс формирования и развития личности, осуществляемый общественными организациями, учебно-воспитательными учреждениями и семьей. Он включает как овладение необходимыми в жизни и деятельности знаниями, умениями и навыками, так и постоянное их обновление, и пополнение в учреждениях по повышению квалификации и путем самообразования. Это обеспечивает непрерывность образовательного процесса.
Таким образом, образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение личностью определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем конкретного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А., 2002).
Образование как процесс – это освоение в условиях образовательного учреждения, а также в результате самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Образование как результат – достигнутый уровень освоения системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений.
Воспитание в широком педагогическом смысле – это целенаправленный, специально организованный процесс по формированию личности. Исторически сложилось стремление прогрессивных слоев общества на разных этапах его развития к многостороннему развитию личности – умственному, нравственному, трудовому, физическому, эстетическому.
Воспитание в узком педагогическом смысле – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на формирование определенных качеств личности.
Обучение – это специально организованный, целенаправленный двусторонний процесс взаимодействия педагога и учащихся под руководством учителя, направленный на передачу и активное усвоение учениками знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Развитие – это естественный, сложный, противоречивый процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых, социальных и природных факторов.
5. Связь педагогики с другими науками. Педагогика как наука о воспитании, образовании, обучении и развитии человека относится к системе человекознания, и в этой системе тесно связана с науками, изучающими человека. Человека как члена общества изучают общественные науки (философия, этика, эстетика, социология, культурология и др.), как продукта биологической эволюции – биологические науки (анатомия, физиология, гигиена, медицина и др.), как мыслящее существо – психологические науки (возрастная, педагогическая, социальная психология и др.).
6. Система педагогических наук. По мере развития педагогической науки выделились ее ветви (отрасли), которые развиваются независимо от общей педагогики, но на ее базе. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. Традиционно выделяют следующие отрасли педагогики:
1. Общая педагогика, которая исследует общие закономерности образования, воспитания, обучения и развития личности. В структуре общей педагогики выделяют: общие (теоретико-методологические) основы педагогики; теорию обучения (дидактику); теорию воспитания; теорию управления образовательными системами.
2. Возрастная педагогика, изучающая возрастные аспекты воспитания, образования, обучения и развития личности. В подсистему возрастной педагогики входят такие отрасли как: ясельная (преддошкольная) педагогика; дошкольная педагогика; школьная педагогика; педагогика среднего специального образования; педагогика высшей школы; андрагогика (педагогика взрослых); геронтогогика (педагогика людей пожилого и старческого возраста).
3. Коррекционная (специальная) педагогика изучает специфику воспитания и обучения детей и взрослых, имеющих отклонения в развитии. В подсистему коррекционной педагогики входят следующие отрасли: сурдопедагогика (слабослышащих и глухих); тифлопедагогика (слабовидящих и слепых); олигофренопедагогика (умственно отсталых), логопедия (наука, изучающая нарушения речи и разрабатывающая пути их преодоления и предупреждения).
4. Прикладные отрасли педагогики (педагогика спорта, военная, инженерная, театральная, производственная, лечебная, семейная и др.).
5. История педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики в различные исторические эпохи.
6. Многочисленные частные методики (предметные дидактики), которые изучают специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.
2. Анисимов, В.В. Общие основы педагогики: учеб. для вузов/ В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров.- М.: Просвещение, 2006.- 574 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Издательство «Питер», 2000.- 304 с.
4. Борытко Н.М. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Н.М.Борытко, И.А.Соловцова, А.М.Байбаков: под ред. Н.М.Борытко.- М.: Изд. Центр «Академия», 2007.- 496с.
5. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004.– 608с
6. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 576 с.
Дополнительная:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании».- М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.- 78 с.
2. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию/ С.И.Гесен.- М.: «Школа-Пресс», 1995.- 448с.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для ст-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК, ФПК/ Б.Т.Лихачев.- М.: Просвещение, 1992.- 528с.
4. Педагогика. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. Белорусовой В.В., Решетень И.Н. – М..: Физкультура и спорт, 1986.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
6. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 1996.- 432 с.
7. Сидоров, А.А. Педагогика: Учеб. для студ., асп., преп. и тренеров по дисц. «Физ. культура»/ А.А.Сидоров, М.В. Прохорова, Б.Д. Синюхин.- М.: «Терра-Спорт», 2000.- 272с.
8. Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп./ В.И.Смирнов.- М.: Логос, 2002.- 304 с.
9. Стефановская, Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 368 с.
10. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 2-е изд./ И.Ф.Харламов.- М.:Высш. шк., 1990.
ЛЕКЦИЯ 2 (тезисы). ЦЕЛОСТНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ) ПРОЦЕСС.
План
1. Сущность целостного педагогического (образовательного) процесса. Понятие педагогической деятельности и педагогической задачи. Характеристика объекта, предмета, средств, продуктов деятельности.
2. Основные характеристики педагогического процесса.
3. Характеристика структурных компонентов педагогического процесса.
4. Закономерности педагогического процесса.
5. Сущность педагогического взаимодействия.
1. Педагогический процесс – целенаправленное, специально организованное развивающиеся во времени взаимодействие педагогов и учеников, направленное на воспитание, обучение, образование и развитие личности.
Наиболее крупными составляющими педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развития личности.
Образованность личности – характеристика, показатель определенного уровня усвоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности.
Воспитанность личности – показатель определенного уровня усвоения личностью знаний, умений, навыков, привычек, качеств и свойств, реализуемых в деятельности и поведении.
Движущими силами педагогического процесса являются противоречия.
Например, между выдвигаемыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению; между избранными педагогом средствами, формами, методами педагогического взаимодействия и принятием их воспитанниками и другие. Знание этих противоречий необходимо и педагогу, и воспитаннику для успешности и эффективности их взаимодействия в педагогическом процессе.
Педагогический процесс – это своеобразный производственный процесс, в котором, как и в других трудовых процессах, выделяются объекты, средства, продукты труда.
Педагогическая деятельность – система последовательных действий педагога, направленных на достижение поставленной цели через решение целого ряда взаимосвязанных педагогических задач. Педагогическая задача – педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления.
Объект (субъект) деятельности – развивающаяся личность, коллектив воспитанников.
Предмет деятельности – процесс формирования личности.
Средства (орудия) деятельности: знания педагога, его опыт, виды деятельности, в которые педагог включает воспитанников, способы сотрудничества.
Продукты деятельности: в глобальном плане – это образованный, воспитанный, подготовленный к жизни человек; в конкретных педагогических процессах решаются частные задачи, формируются отдельные качества личности в соответствии с общей целевой установкой.
2. Основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, двусторонность, целостность (их раскрыть). Целостность педагогического процесса – качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. Он предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы воздействие на все сферы личности – сознание, чувства, волю, поведение.
3. В структуре педагогического процесса выделяют следующие структурные компоненты: целевой (определение цели воспитания, обучения, развития, совокупности и последовательности задач для их достижения); содержательный (разработка содержательного наполнения процесса); операционно-деятельностный (процедуры по обучению, воспитанию и взаимодействию участников педагогического процесса; реализуется посредством организационных форм, средств, методов воспитания и обучения); контрольно-регулирующий (контроль педагога за ходом решения поставленных задач и внесение соответствующих изменений); оценочно-результативный (проверка, оценка результатов воспитания и обучения, установление соответствия их поставленным задачам, проектирование новых задач). Все компоненты педагогического процесса тесно взаимосвязаны между собой, так цель обучения (воспитания) определяет его содержание, которое требует использования определенных методов, средств, организационных форм. По ходу учебно-воспитательного процесса необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты обеспечивают определенный результат.
4. Эффективность педагогического процесса зависит от умения педагога учитывать его закономерности. Закономерности педагогического процесса – связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. Внешние связи характеризуют зависимость воспитания, обучения от общественных процессов и условий: социально-экономической, политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне образования. К внутренним закономерностям педагогического процесса относят связи между его компонентами: между процессами обучения, образования, воспитания и развития; между целями, содержанием, методами, средствами, формами и т.д., а также между педагогами и воспитанниками. Например, связи между особенностями взаимодействия педагога с учащимися и результатами обучения, воспитания; мотивами учения и усвоением учебного материала; содержанием учебно-воспитательного процесса и поставленными задачами и др.
5. Взаимную активность педагога и его воспитанников, их сотрудничество называют педагогическим взаимодействием. От меры педагогического взаимодействия зависит эффективность обучения и воспитания. Его мера динамична и изменяется в благоприятную или неблагоприятную сторону в зависимости от действий педагога, основанных на хорошем или плохом настроении, на взаимном доверии и уважении или недоверии, агрессивности и т.д. Педагогическое взаимодействие достигается благодаря умению педагога управлять своим настроением, чувствами, переживаниями, собственной активностью, направленной на поиск взаимопонимания с учениками, сопереживания их успехов и неудач, на организацию их работы и поведения с учетом личностных, психических, физических особенностей и возможностей.
ЛИТЕРАТУРА:
Основная:
1. Педагогика: учебник/ Л.П.Крившенко [и др.]; под ред. Л.П.Крившенко.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.- 432 с.
2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и пед. колледжей. Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2004.– 608с
3. Педагогика: Учебное пособие для студ. высших педагогических учеб. заведений/ Под ред. В.А.Сластенина.- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр
«Академия», 2004.- 576 с.
4. Подласый, И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение, 2009.- 432 с.
Дополнительная:
1. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций. Учеб. пособие для ст-ов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК, ФПК/ Б.Т.Лихачев.- М.: Просвещение, 1992.- 528с.
2. Педагогика. Учебное пособие для ин-тов физ. культуры /Под ред. Белорусовой В.В., Решетень И.Н. – М..: Физкультура и спорт, 1986.
3. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Ю.К.Бабанского.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Просвещение, 1988.- 479 с.
4. Романова, А.В. Педагогическая теория и практика во взаимодействии: Учебное пособие/ А.В.Романова, О.И.Дранюк.- СПб: СПбГАФК им.П.Ф.Лесгафта, 1997.
5. Смирнов, В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе, перераб., испр. и доп./ В.И.Смирнов.- М.: Логос, 2002.- 304 с.
6. Стефановская, Т.А. Педагогика: Наука и искусство. Курс лекций. Учебное пособие для студентов, преподавателей, аспирантов / Т.А. Стефановская. – М.: Издательство «Совершенство», 1998.- 368 с.
7. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие.- 2-е изд./ И.Ф.Харламов.- М.:Высш. шк., 1990.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 220.