ЛЕКЦИЯ 3. ОБУЧЕНИЕ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

План

1. Понятие дидактики, ее задачи и структура, основные категории дидактики.

2. Сущность процесса обучения, его функции.

3. Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения.

4. Характеристика этапов процесса обучения.

5. Система принципов обучения.

 

1. Дидактика (от греч. didactikos – поучающий и didakto – изучающий) - часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования.

  К основным задачам дидактики как относительно самостоятельному разделу педагогики относят: описание и объяснение процесса обучения и условий его реализации; разработка более совершенной организации процесса обучения, новых обучающих систем, новых технологий обучения. В решении этих задач общая дидактика использует достижения смежных с педагогикой наук.

  Основными категориями дидактики являются дидактическая система, обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, цель, содержание, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения, технологии обучения.

В структуре дидактики различают общую и частные дидактики. Общая дидактика изучает такие закономерности процесса обучения, которые можно использовать в преподавании всех учебных дисциплин и на всех уровнях учебной деятельности (начальное обучение, углубленное изучение предмета, совершенствование знаний, умений и навыков и т.д.). Частные дидактики (предметные методики) рассматривают специфические особенности обучения конкретному предмету (например, методика обучения физической культуры, математики и т.д.). Частные дидактики руководствуются основными теоретическими положениями общей дидактики.

2. Полноценная дидактическая (учебная) деятельность выполняет три функции:

§ Образовательную (способствует как овладению знаниями основ наук, так и способами овладения теоретическими знаниями и умениями их использовать в практической деятельности).

§  Воспитательную (способствует формированию мировоззрения, морально-волевых качеств, эстетического вкуса и др.).

§  Развивающую (способствует как развитию всех систем организма, так и личности в целом).

Каждая функция процесса обучения, имея свое содержание, тесно связана с другими, они взаимопроникают друг в друга, составляют единое целое в процессе обучения, что способствует формированию целостной, разносторонне развитой личности.

Процесс обучения отражает все существенные свойства педагогического процесса и в то же время имеет специфические качественные отличия, в частности, это процесс, управляемый педагогом, направленный на организацию усвоения учениками знаний, умений, навыков, развитие их познавательных способностей.

3. В процессе обучения выделяют две взаимосвязанные стороны – преподавание и учение.

   Преподавание - это деятельность педагога по организации усвоения учебного материала (передачи информации, формировании у учащихся умений и навыков; организации учебно-познавательной деятельности учащихся; оказании помощи при затруднении в процессе учения; стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся; оценке учебных достижений учащихся и др.).

  Учение – это деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний, формированию умений их использовать в практической деятельности, самооценке учебных достижений, осознанию личностного смысла и социальной значимости получаемой информации и др.

  Об эффективности процесса обучения судят по результатам усвоения учащимися знаний, овладения ими умениями и навыками, их творческого применения.

Знания – совокупность закрепленных в определенной системе в сознании учащихся научных теорий, фактов, законов, понятий, которые они могут использовать в деятельности и в жизни. Умения – способы применения знаний на практике. Навык – умение выполнять целенаправленные действия, доведенное до автоматизма, в результате сознательного многократного повторения одних и тех же действий, движений или решения типовых задач в учебной деятельности.

  Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны между собой. Умения, навыки вырабатываются на основе знаний.

  4. Процессы преподавания и учения представляют собой определенные взаимосвязанные этапы или звенья познания, отражающие путь от незнания к знанию. Согласно материалистической теории познания, путь познания человеком окружающей действительности можно определить формулой: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике». Таким образом, процесс познания включает следующие этапы: восприятие информации – понимание, осмысление, обобщение – применение на практики.

Структура процесса обучения представлена в табл. 4.

                                                                                                                       Таблица 4.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 223.