Средства развития речи детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Свободное речевое общение ребенка в детском саду происходит в быту; во время прогулок; в процессе игр; при ознакомлении с окружающим; в процессе труда; во время праздников и развлечений; во время неречевых занятий: по формированию элементарных математических представлений, рисованию, лепки, конструированию, физкультуре, музыкальных.

Поскольку воспитание в широком смысле (и входящее в это понятие формирование речи) осуществляется взрослым через деятельность, эти виды деятельности можно условно назвать средствами. Таким образом, можно считать средствами развития речи обучение, игру, труд, бытовую или повседневную деятельность, восприятие произведений искусства, т. е. любую деятельность, если ею руководит и ее направляет взрослый и повседневной жизни дети и самостоятельно пользуются речью. Но если их оставить без руководства взрослого, могут закрепляться отрицательные качества речи: жаргонные, бранные выражения, грубые интонации, примитивность словаря, грамматические ошибки. Плохо организованная деятельность, происходящая в молчании или при пассивном выслушивании указаний воспитателя, тоже не окажет заметного влияния на речь детей.

Некоторые речевые задачи решаются как обязательные на всех занятиях — это формирование умения слушать, отвечать и спрашивать, воспитание правильного темпа речи, средней силы голоса, исправление грамматических ошибок и некоторые другие. Не всякий программный материал может быть преподнесен путем обучения на занятиях. Например, воспитание навыков разговорной речи, культуры речевого общения, умения выступать перед аудиторией требуют естественных жизненных ситуаций, правдивых, понятных для ребенка мотивов его деятельности; большая группа словаря — бытового, природоведческого характера — прочно усваивается в действиях, в практике ребенка (еда, умывание, выращивание растений и т. д.). В данном случае обучение сочетается с другими средствами развития речи. Так, труд детей — хозяйственно-бытовой, ручной, сельскохозяйственный — эффективное средство обогащения словаря, средство для формирования навыков речевого общения. Разговоры и рассказы о трудовом процессе служат для активизации усвоенного словаря, для развития связной речи.

Игра является не только благодатным условием для речевых проявлений детей, но и эффективным средством воздействия на качество детской речи. Ролевые игры способствуют самостоятельным высказываниям детей, активизируют определенную группу словаря: «профессиональный» язык воспитателя, врача, моряка, домашней хозяйки. Участие в игре педагога способствует обогащению словаря детей, а также воспитанию культуры речевого общения. Строительные игры пополняют и активизируют словарь детей за счет наиболее трудных для дошкольников слов: обозначений качества, величины, пространственного расположения предметов (крупный, тяжелый, длинный, внизу, внутри, сзади), терминов (арка, перекрытие, фанера). Подвижные музыкальные игры с текстом, игры-драматизации формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественными текстами, вскоре запоминают их и в дальнейшем используют самостоятельно.

Следует учить старших детей толково, обстоятельно объяснять правила игры товарищам, которые с ними не знакомы; организовывать общие разговоры — воспоминания об играх. Все это хороший путь к развитию речи.

Изобразительное искусство, детская книга, праздники, зрелища — важнейшие средства развития речи. Эмоции детей - стимул, влияющий на степень усвоения языка. Чувство радости, состояние взволнованной приподнятости, ожидание необычного обостряют восприятие, усиливают запоминание материала, влияют на выразительность детской речи. Рассматривание картины, предмета прикладного искусства всегда сопровождается у детей вопросами, высказываниями, желанием поделиться новыми впечатлениями с товарищами, родными.

Основной способ удовлетворения личных потребностей человека в общении – речь. Речевое общение — это мотивированный живой процесс взаимодействия между участниками коммуникации, который направлен на реализацию конкретной жизненной целевой установки, протекает на основе обратной связи в конкретных видах речевой деятельности.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 262.