Американский историк и культуролог Л.-А. Крёбер привел убедительные свидетельства в пользу того, что продуктивная наука, представленная новыми своими результатами, в рамках цивилизации движется не кумулятивно, не по непрерывной восходящей линии, но неравномерно и по циклической конфигурации «рост — расцвет—упадок» [45]. Крёбер отмечает, что наука в рамках
166
цивилизации развивается в форме последовательных вспышек научной продуктивности. В пользу этого положения он приводит следующие исторические данные. В среднем один выдающийся мыслитель (к выдающимся ученым этого периода Крёбер относит Фалеса и Пифагора) приходился на каждые 35 лет философского периода грекоязычной науки (585—440 лет до н. э.). В александрийский период расцвета (440—120 лет до н. э.) жили и работали 48 ученых, среди них 16 выдающихся. Один выдающийся ученый в среднем приходился на каждые 17,5 года периода. Период затишья длился 240 лет (120 лет до н. э. — 120 лет н. э.). В этих временных границах жили и действовали 16 ученых, в том числе 7 выдающихся. В среднем один выдающийся ученый приходился на каждые 43 года периода. Этап постепенного угасания продуктивной науки длился со 120 по 300 годы н. э. На этом этапе действовали всего 5 ученых, среди которых 2 выдающихся. В среднем один выдающийся ученый приходился на каждые 90 лет периода. Упадок грекоязычной науки занял 200 лет (300—500 годы н. э.), в течение которых работали 15 ученых, среди которых выделяют 2 выдающихся. Один выдающийся ученый в среднем приходился на каждые 100 лет периода.
Аналогичные данные Крёбер приводит по науке арабской цивилизации. Один выдающийся ученый приходился в среднем на каждые 26 лет в период до кульминации (770—950 годы н. э.) арабо-язычной науки; один выдающийся ученый приходился в среднем па каждые 12,5 года периода кульминации (950—1050); один выдающийся ученый приходился в среднем на каждые 50 лет периода затишья (1050—1100); один выдающийся ученый — на каждые 200 лет периода упадка (1100— 1300 годы).
Примерно аналогичную динамику продуктивной науки Крёбер намечает для следующих этапов развития культуры (цивилизации). Ранний период развития западной науки (если не считать разработку математического аппарата) в основном укладывается в промежуток между Коперником и Ньютоном. Ньютон исчерпал возможности этой фазы развития. После появления главной работы Ньютона «Принципы натуральной философии» сила ее авторитета застопорила продуктивные научные исследования, которые ограничились решением последних проблем ньютоновской физики (механики). С 1700 по 1750 годы ни одна европейская нация не достигла кульминации в развитии науки. С 1750 года начинается интернациональный период роста западной науки, который продолжается в настоящее время. Поскольку рост продолжается, Крёбер считает невозможным решить вопрос о том, пройден ли кульминационный пик развития западной науки или еще впереди.
167
Данные, приводимые Крёбером, действительно показывают, что продуктивная наука в рамках каждой исторической формы культуры развивается по схеме «рост —расцвет —упадок». Следует при этом еще раз подчеркнуть, что речь идет не просто о количестве ученых, живших в тот или иной исторический период, но о продуктивном вкладе выдающихся ученых в научное познание своего времени, в продуктивное развитие науки.
Интересны и другие результаты Крёбера, полученные в ходе исследования движения продуктивной науки. Среди этих результатов находится положение о том, что великие, плодовитые в научном отношении индивиды появляются на том или ином временном интервале существования цивилизации, истории науки, как правило, целыми группами, и после периода их господства в науке наступает более или менее длительный «пробел» продуктивности. При этом после упадка может наступить новый период роста и научной продуктивности. Одновременное появление целых групп выдающихся ученых не может быть объяснено особенностями биологической наследственности, поскольку наследственность подчиняется законам вероятности и потому на каждую единицу времени рождается равное число потенциально способных людей.
К особенностям динамики продуктивной науки Крёбер относит отсутствие параллелизма между вспышками научной продуктивности и вспышками в других элементах культуры (политика. искусство, религия и др.). Подъемы научной продуктивности либо совпадают с периодами кульминации национального искусства, либо несколько запаздывают в сравнении с ними. Есть случаи периодов кульминации различных форм культуры без роста науки. Так, Испания достигла кульминации в литературе, драматургии, живописи и скульптуре, но так и не узнала того, что называется ростом продуктивной науки.
Ценным для философии науки является отмеченный Крёбером факт отсутствия синхронности между периодами продуктивного развития философии и науки. Греческая наука в периоды 600—120 лет до н. э. и 250—300 лет н. э. существовала параллельно с философией. Аналогично положение вещей в восточной и западной арабской науке в 800—1150 и 975—1200 годах соответственно, в западной науке начиная с 1440 года. Однако арабоязычная продуктивная наука возникла фактически раньше арабоязычной философии и завершилась позже окончания продуктивного периода развития философии. Западная философия в период с 1080 по 1380 годы существовала практически при отсутствии продуктивной науки. Период роста западноевропейской науки наступил
168
раньше продуктивного периода западноевропейской философии. Подобные несовпадения заставляют уточнить положение о роли философии в развитии науки. Уточнение такого рода должно ориентироваться на роль именно продуктивной философии в формировании продуктивной науки. Полного параллелизма между динамикой продуктивной науки и динамикой продуктивной философии не существует. Однако следует принять одну «поправку»: представители продуктивной науки могут использовать ставшие традиционными, устоявшимися философские представления, не репрезентирующие продуктивную философию своего времени.
Анализ Крёбера свидетельствует еще об одной особенности динамики продуктивной науки. Набравшее силу развитие науки имеет тенденцию удерживаться на действительно высоком уровне в среднем около двух столетий и лишь изредка дольше. Действительно, период кульминации продуктивной науки в Греции охватывает 190 лет, первый западный рост 1540—1700 годов— 160 лет, второй западный рост с 1750 года длится более 250 лет. Было два промежутка времени, когда наука не прогрессировала нигде в мире: с 300 но 400 и с 1310 по 1440 годы. В тех регионах, где вообще когда-либо активно развивалась наука, периоды активности составляют менее трети общего количества времени существования науки, При этом в рамках цивилизации развитие пауки начинается с математики. В некоторых случаях (Индия, Китай и Япония) оно так и не пошло дальше математики.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.