Динамику науки можно рассматривать в различных аспектах. В историческом аспекте динамика науки — это, в сущности, история личностной научной деятельности ученых. Здесь все определяется, как пишут историки, деятельностью людей, обладающих свободой воли. Исследование динамики сводится к построению персонализированных моделей деятельности творцов науки.
Термин «история» употребляется в двух смыслах — в смысле определенного рода процесса и в смысле науки о таком роде процессов. Историю как процесс, как в свое время писал Ф. Энгельс, «можно... разделить на историю природы и историю людей» | 60, С. 16, прим.]. В рамках такой широкой рубрикации выделяются частные истории отдельных природных и социальных объектов и систем. Природная и социальная реальность распадаются на хорошо отграниченные друг от друга, качественно различные области и сферы. Это позволяет ввести понятие частной истории объектов и систем, которая характеризуется пространственно-временной областью своей реализации (история солнечной системы, геологическая история Земли, история шумерской цивилизации и т. п.). Эту пространственно-временную область мы назовем полем истории как процесса. Устойчивые совокупности характеристик образуют состояния объектов и систем поля истории. Конкретная конфигурация состояний объектов и систем поля образует состояние поля истории в целом.
История как процесс представляет собой временную последовательность состояний отдельных объектов и систем поля истории, а также поля в целом. Временная последовательность состояний отдельного объекта или отдельной системы поля истории образует отдельную «нить» исторического процесса. Все поле истории можно представить как сложную сеть таких «нитей». Нити имеют начало и конец, они могут существовать параллельно, когда соответствующие объекты и системы поля не взаимодействуют
163
друг с другом, или переплетаться и образовывать единый сложный «канат», сплетенный из нитей. Появление «каната», следуя терминологии Ясперса, мы назовем началом так называемого «осевого времени» истории.
Отдельные «нити» и «канаты» образуют вертикальную (по вектору времени) составляющую исторического процесса и реализуют непрерывность исторического процесса в смысле сохранения во времени объектов, систем и их состояний. Непрерывность предполагает зависимость текущих состояний от предшествующих состояний. Таким образом, история как процесс в самом общем случае предстает в виде временной последовательности состояний поля истории в целом, ее отдельных объектов и систем.
В случае неизменности во времени состояний элементов поля истории можно говорить о застойной фазе истории как применительно к конкретным элементам поля, так и к полю в целом. При чисто количественных изменениях история сводится к простой эволюции объектов и систем. Коренные качественные изменения состояний в поле истории знаменуют различного рода революционные перевороты. История представляет собой сложную конфигурацию возникновения, гибели, взаимодействия элементов поля истории, этапов относительной устойчивости, эволюционного и революционного изменений элементов поля истории.
Корректное оперирование понятием «история» должно исключать редукцию онтологической природы элементов поля истории к материи, материальной действительности (о подобном сведении см.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 141). При редукции элементов поля истории к материи из объема общего понятия «история» выпадает история знаний, духовных ценностей культуры и всех других проявлений человеческого духа, не подпадающих под философское понятие материи. Существование истории указанных явлений говорит о том, что в качестве общего признака всех историй не может фигурировать онтологический статус поля истории и его элементов, определяемый понятием «материя». Общее понятие «история» должно быть нейтральным по отношению к философски определяемому онтологическому статусу поля истории. Такая нейтральность, разумеется, не исключает взаимного влияния, взаимодействия элементов исторических процессов разного онтологического статуса — материального и идеального.
История как процесс является предметом исторической науки (истории как науки) как формы познания. Объяснение исторических событий с использованием понятия «закон» (горизонтального
164
и вертикального взаимодействия состояний элементов поля истории) делает историю как познание наиболее сложным и интересным явлением.
История науки как научная дисциплина дает изложение в хронологическом порядке реального исторического движения научного познания. Существуют разные варианты истории науки как научной дисциплины, что объясняется различной степенью детализации поля истории науки, элементами которого являются результаты научного познания в виде понятий, принципов, законов, теорий, методов и т. п. По объему поля истории особое место занимает всеобщая (всемирная) история науки (и техники), прослеживающая научные результаты по таким фазам всемирной истории, как Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время. Далее можно расположить всемирную или локальную (например, но этническому признаку) историю отдельных отраслей науки и техники (история физики, история математики, история языкознания и т. п.), прослеживаемую по тем же фазам человеческой истории, что и всеобщая история науки. Отраслевая история обычно включает описание и анализ вклада выдающихся ученых в развитие соответствующей отрасли науки. История науки может ориентироваться на хронологическое изложение научных результатов с учетом социокультурного (цивилизационного) контекста их появления или только внутренней логики научного познания. Истории отраслей науки тяготеют обычно к форме «внутренней» истории науки. История науки в социокультурном контексте расширяет поле исторического познания за счет подключения общекультурных факторов к анализу становления науки. Социокультурная история науки трактует историческое движение науки во взаимосвязи с разными формами культуры в рамках конкретных исторических цивилизаций. Здесь прослеживается влияние на науку культуры в целом и отдельных ее элементов. Внутренняя история науки соединяет хронологию с анализом логики научного познания, «вертикальных» и «горизонтальных» взаимосвязей научных результатов в поле истории.
В культурологическом или цивилизационном аспекте динамика науки — это движение науки как элемента культуры в рамках конкретных исторических цивилизаций. Здесь все определяется внутренними факторами культуры в целом, влиянием одних элементов культуры (экономики, политики, идеологии, религии, философии, искусства и др.) на науку. Исследование динамики сводится к разработке конфигураций движения науки в масштабах целой цивилизации [45].
165
друг с другом, или переплетаться и образовывать единый сложный «канат», сплетенный из нитей. Появление «каната», следуя терминологии Ясперса, мы назовем началом так называемого «осевого времени» истории.
Отдельные «нити» и «канаты» образуют вертикальную (по вектору времени) составляющую исторического процесса и реализуют непрерывность исторического процесса в смысле сохранения во времени объектов, систем и их состояний. Непрерывность предполагает зависимость текущих состояний от предшествующих состояний. Таким образом, история как процесс в самом общем случае предстает в виде временной последовательности состояний поля истории в целом, ее отдельных объектов и систем.
В случае неизменности во времени состояний элементов поля истории можно говорить о застойной фазе истории как применительно к конкретным элементам поля, так и к полю в целом. При чисто количественных изменениях история сводится к простой эволюции объектов и систем. Коренные качественные изменения состояний в поле истории знаменуют различного рода революционные перевороты. История представляет собой сложную конфигурацию возникновения, гибели, взаимодействия элементов поля истории, этапов относительной устойчивости, эволюционного и революционного изменений элементов поля истории.
Корректное оперирование понятием «история» должно исключат!, редукцию онтологической природы элементов поля истории к материи, материальной действительности (о подобном сведении см.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 141). При редукции элементов поля истории к материи из объема общего понятия «история» выпадает история знаний, духовных ценностей культуры и всех других проявлений человеческого духа, не подпадающих под философское понятие материи. Существование истории указанных явлений говорит о том, что в качестве общего признака всех историй не может фигурировать онтологический статус поля истории и его элементов, определяемый понятием «материя». Общее понятие «история» должно быть нейтральным по отношению к философски определяемому онтологическому статусу поля истории. Такая нейтральность, разумеется, не исключает взаимного влияния, взаимодействия элементов исторических процессов разного онтологического статуса — материального и идеального.
История как процесс является предметом исторической науки (истории как науки) как формы познания. Объяснение исторических событий с использованием понятия «закон» (горизонтального
164
и вертикального взаимодействия состояний элементов поля истории) делает историю как познание наиболее сложным и интересным явлением.
История науки как научная дисциплина дает изложение в хронологическом порядке реального исторического движения научного познания. Существуют разные варианты истории науки как научной дисциплины, что объясняется различной степенью детализации поля истории науки, элементами которого являются результаты научного познания в виде понятий, принципов, законов, теорий, методов и т. п. По объему поля истории особое место занимает всеобщая (всемирная) история науки (и техники), прослеживающая научные результаты по таким фазам всемирной истории, как Древний мир, Средневековье, Новое время, Новейшее время. Далее можно расположить всемирную или локальную (например, по этническому признаку) историю отдельных отраслей науки и техники (история физики, история математики, история языкознания и т. п.), прослеживаемую но тем же фазам человеческой истории, что и всеобщая история науки. Отраслевая история обычно включает описание и анализ вклада выдающихся ученых в развитие соответствующей отрасли науки. История науки может ориентироваться на хронологическое изложение научных результатов с учетом социокультурного (цивилизационного) контекста их появления или только внутренней логики научного познания. Истории отраслей науки тяготеют обычно к форме «внутренней» истории науки. История науки в социокультурном контексте расширяет поле исторического познания за счет подключения общекультурных факторов к анализу становления науки. Социокультурная история науки трактует историческое движение науки во взаимосвязи с разными формами культуры в рамках конкретных исторических цивилизаций. Здесь прослеживается влияние на науку культуры в целом и отдельных ее элементов. Внутренняя история науки соединяет хронологию с анализом логики научного познания, «вертикальных» и «горизонтальных» взаимосвязей научных результатов в поле истории.
В культурологическом или цивилизационном аспекте динамика науки — это движение науки как элемента культуры в рамках конкретных исторических цивилизаций. Здесь все определяется внутренними факторами культуры в целом, влиянием одних элементов культуры (экономики, политики, идеологии, религии, философии, искусства и др.) на науку. Исследование динамики сводится к разработке конфигураций движения науки в масштабах целой цивилизации [45].
165
В логическом аспекте динамика науки — это движение научного познания, определяемое его внутренней логикой. Исследование динамики сводится к разработке механизмов, моделей развития научного познания в рамках отдельной научной дисциплины, отдельной научной теории в составе такой дисциплины. В конечном итоге полученные модели с той или иной степенью адекватности обобщаются на междисциплинарные знания, на науку в целом.
Первый аспект исследования динамики науки — это в основном дело историков науки, историков отдельных научных дисциплин, хотя и философы в принципе могут найти свое место в таком исследовании. Второй аспект — это всегда точка пересечения как историков науки, так и философов науки. Дело в том, что рост науки как культурного феномена приходится в конечном итоге изъяснять языком выдающихся ученых, научных гениев — генераторов высочайших научных достижений и ценностей. Поэтому исторические сведения о деятельности ученых необходимы для построения конфигураций движения науки в рамках цивилизаций. Но при культурологическом подходе к динамике науки оказывается, что гении науки в значительной мере выступают в роли «средств» реализации тех (внутренних и внешних) возможностей продвижения познания, которые имеются на соответствующем историческом этапе. Задача философов в рамках культурологического подхода к динамике науки состоит, в частности, в поиске общих закономерностей движения науки и объяснении общих конфигураций такого движения в масштабе цивилизации.
При логичес ком подходе к изучению динамики науки должны учитываться данные истории науки, но сама разработка проблематики—дело чисто философское. В соответствии со сказанным к задачам философии науки относятся рассмотрение культурологического и логического аспектов динамики науки.
ДИНАМИКА НАУКИ
Дата: 2018-12-21, просмотров: 288.