Цель: ознакомление с ладом, тональностью и их значением в музыке; особенностями строения мажорной и минорных гамм.
План
1. Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени лада.
2. Строение мажорной гаммы.
3. Минор.3 вида минора.
4. Тональность. Параллельные тональности. Ключевые знаки параллельных тональностей.
Тезисы лекции
Лад. Устойчивые и неустойчивые ступени лада
Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. В музыкальных произведениях звуки, сочетаясь друг с другом, воспринимаются по-разному. Одни являются устойчивыми, другие – неустойчивыми. Устойчивые звуки – это опорные звуки. Неустойчивые звуки обычно тяготеют к устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Наиболее устойчивый звук, которому тяготеют все остальные, называется тоникой (Т).
Лад (слав. лад – согласие, мир, стройность, порядок) – организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники.
Устойчивые звуки лада: I, III, V ступени – образуют тоническое трезвучие.
Тоническое трезвучие До мажора: Тоническое трезвучие до минора:
Неустойчивые звуки лада: II, IV, VI, VII ступени.
При разрешении II ступень переходит в I, IV в III, VI в V, VII в I.
I II III IV V VI VII I (VIII)
Сыграйте данные ступени как показано на рисунке. Внимательно вслушайтесь в звучание. Сделайте вывод, почему I, III и V ступени являются устойчивыми, а другие неустойчивыми.
Работайте в http://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06).
В современной музыке наибольшее распространение получили два лада: мажорный и минорный.
Для каждого музыкального произведения композитор выбирает свой лад. Если мы слышим музыку жизнерадостную, светлую, яркую, это значит, что произведение звучит в мажорном ладу.
Музыка мягкая, «затемнённая», с оттенком печали, грусти – обычно минорного лада.
Строение мажорной гаммы
Гамма – звукоряд в пределах октавы. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами; название гаммы происходит от названия тоники и лада.
Гамма До-мажор:
Сыграйте гамму До-мажор, вслушайтесь в её звучание (http://muratmusicant.narod.ru/authorsoftware/music_exam.swf музыкальный экзаменатор /Камертон (2006.06)
Формула мажорной гаммы: тон, тон, полутон, три тона, полутон. По данной формуле можно построить мажорную гамму от любого звука.
Минор. 3 вида минора
Окраска звучания минорного лада: тёмная, сумрачная, печальная, грустная и т.п., часто – мягкая, нежная, лиричная. В быстром темпе создаётся образ настороженный, тревожный, в медленном темпе – задумчивый, безрадостный, траурный.
Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд. Минор бывает 3-х видов: натуральный, гармонический и мелодический.
Ля минор натуральный
Сыграйте гамму ля-минор, вслушайтесь в её звучание
Кроме натурального минора, в музыке очень часто встречаются гармонический минор и чуть реже мелодический. Гармонический минор отличается от натурального минора тем, что у него повышена седьмая ступень.
Гармонический минор
Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными шестой и седьмой ступенями при движении вверх, а при движении вниз он звучит как натуральный.
Мелодический минор
Тональность. Параллельные тональности. Ключевые знаки параллельных тональностей
Одно и то же музыкальное произведение может быть исполнено на разной высоте. При этом ритмический рисунок и лад произведения остаются те же, а высота изменяется.
Тональность – высота лада. Название тональности происходит от названия тоники и лада данного произведения. В музыкальном произведении тональность определяется по ключевым знакам и тонике.
В музыкальной практике семь диезных и семь бемольных тональностей. Разные тональности имеют разные знаки альтерации. Они всегда выставляются после ключа и следуют в определённом порядке. В мажорных бемольных тональностях, в названии которых присутствует слово «бемоль», знаки пишутся по принципу «бемольного стихотворения» (си , ми , ля , ре , соль , до , фа ):
В мажорных диезных тональностях, в названии которых либо нет никаких знаков, либо есть слово «диез», ключевые знаки пишутся в следующем (обратном) порядке (фа , до , соль , ре , ля , ми , си ):
Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными.
Параллельные тональности – парные тональности мажора и минора, имеющие идентичные ключевые знаки.
Приложение
Ключевые знаки параллельных тональностей
Знаки альтерации | Параллельные тональности | ||
Порядок появления знаков | Количество знаков при ключе | Мажорные тональности | Минорные тональности |
0 | До мажор C dur | ля минор a moll | |
1 : фа | Соль мажор G dur | ми минор e moll | |
2 : фа, до | Ре мажор D dur | си минор hmoll | |
3 : фа, до, соль | Ля мажор A dur | фа минор fis-moll | |
4 : фа, до, соль, ре | Ми мажор E dur | до минор cismoll | |
5 : фа, до, соль, ре, ля | Си мажор H dur | соль минор gismoll | |
6 : фа, до, соль, ре, ля, ми | Фа мажор Fisdur | ре минор dismoll | |
7 : фа, до, соль, ре, ля, ми, си | До мажор Cisdur | ля минор aismoll | |
1 : си | Фа мажор F dur | ре минор d moll | |
2 : си, ми | Си мажор B dur | соль минор g moll | |
3 : си, ми, ля | Ми мажор Esdur | до минор c moll | |
4 : си, ми, ля, ре | Ля -бемоль-мажор Asdur | фа минор fmoll | |
5 : си, ми, ля, ре, соль | Ре мажор Desdur | си минор b moll | |
6 : си, ми, ля, ре, соль, до | Соль мажор Gesdur | ми минор esmoll | |
7 : си, ми, ля, ре, соль, до, фа | До мажор Cesdur | ля минор asmoll |
Д/З:
- Знать теорию;
- уметь определять тональность детских песен, строить мажорные и минорные гаммы.
Литература:
1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – 42-53.
2. Интернет-ресурсы:
- Мажорная гамма http://mussport.com/page.php?id=25
3. Мякотин Е. Музыкальная грамота (методическое пособие) Параллельные тональности http://musstudent.ru/biblio/92-detskaja-muzykalnaja-shkola/solfedzhio/e-myakotin-muzykalnaya-gramota/167-e-myakotin-muzykalnaya-gramota-parallelnye-tonalnosti.html
4. Основы теории музыки. Лад http://www.studio.starport.ru/main/statyi/mt_9.php
Проверь себя
План-задание:
Теоретический блок
1. Какие звуки называются устойчивыми? Перечислите их.
2. Как называется главный устойчивый звук?
3. Как называются звуки мелодии, не выделяющиеся в число устойчивых звуков? Назовите их.
4. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?
5. Что такое лад?
6. Какой лад называется мажорным?
7. В каком порядке располагаются ступени в мажорной гамме?
8. Какой лад называется минорным?
9. Назовите виды минорных гамм.
10. Перечислить порядок последовательности секунд в гамме натурального минора.
11. Что такое тональность?
12. Из чего складывается название тональности?
13. Какие тональности называются параллельными?
Дата: 2018-12-21, просмотров: 547.