МУЗЫКА | ||||
Выражает внутренний мир человека | Изображает внешний мир | |||
чувства | настроение | движение | картины природы | звуки природы |
Главную роль в музыке играет выразительность (она всегда присуща музыке), а изобразительность имеет вспомогательное значение.
Музыка обладает силой наибольшего эмоционального воздействия на человека.
Музыка – временное искусство. «Музыкальное произведение живёт во времени, – отмечает М.С. Каган, – оно рождается, течёт и исчезает вместе с завершением исполнения» …
Музыка – пространственное искусство. При восприятии музыкального произведения человек часто зримо представляет себе ту или иную картину мира. Пространство музыкального мира нельзя ощутить зрительно, оно развёртывается лишь в сознании слушателя, музыка способна с помощью слухозрительных ассоциаций создавать пространственные образы, например: море в симфонической картине «Шехеразада» Н.А. Римского-Корсакова; утренний рассвет в опере «Хованщина» М.П. Мусоргского («Рассвет на Москва-реке» – http://www.youtube.com/watch?v=XvTGSYElepg).
Музыка – искусство интонаций. Природа музыки, её художественных образов связана с интонацией. Б.В.Асафьев называл музыку «искусством интонируемого смысла». Интонация является одним из средств общения. Именно через интонацию передаётся эмоциональное состояние человека, проявляются его чувства, глубина эмоций.
Музыкальная интонация даже состоящая из двух-трёх звуков («зерно»-интонация), в отличие от речевой, несёт в себе музыкальный образ.
Музыка – искусство особых выразительных средств. Наш слух различает звуки музыкальные и шумовые (не музыкальные). Шумовые звуки не имеют точно выраженной высоты, например: треск, шум, грохот, стук и т.д. Следует отметить, что в музыке применяются как звуки музыкальные, так и шумовые – для придания большей выразительности музыкальному образу: шепот, притопы и хлопки в хоровых сочинениях, ударные инструменты (треугольник, барабан, тарелки) с неопределенной высотой звука в оркестре.
Музыка – искусство, создаваемое при помощи музыкальных звуков. Эмоциональное воздействие музыки на человека заложено уже в самих свойствах музыкального звука. Характер музыкального звука определяется четырьмя свойствами:
Эти же свойства определяют и средства музыкальной выразительности, к которым относятся:
- регистр (высокий, средний и низкий);
- ритм (закономерное чередование долгих и коротких звуков «Ритм есть сила, рождающая музыку» (Оливье Мессиан – ритм им понимался как основа всей музыки; Б.В.Теплов);
- метр (порядок чередования сильных и слабых долей музыки);
- лад (организация устойчивых и неустойчивых звуков вокруг тоники); мажор – чаще светлое, жизнерадостное, яркое звучание; минор – чаще всего звучание «мягкое», «затемнённое», с оттенком печали, грусти;
- мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение; музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Направление мелодического движения: восходящее, нисходящее, волнообразное, горизонтальное (движение на повторяющемся звуке – рецитация);
- темп – скорость исполнения музыкального произведения;
- динамика, динамические оттенки (нюансы) – изменение громкости звучания в процессе исполнения музыкального произведения;
- гармония – область выразительных средств в музыке, основанная на объединении звуков в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония создаёт определённый благозвучный фон (аккомпанемент), поддерживающий, обогащающий мелодию.
- фактура произведения – способ изложения музыкального материала:
- гомофонно-гармонический (аккордовый)
- полифонический (многоголосие);
- форма (построение) – определённый композиционный план музыкального произведения; совокупность выразительных средств, воплощающих содержание музыкального произведения. Музыкальные формы: одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная, рондо, вариации и другие.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 599.