Музыка – многожанровое искусство
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Жанр – род (вид, тип) музыкальных произведений (оперный, симфонический жанр, жанры камерной музыки – романс, соната, квартет и многие другие).

Различают первичные и вторичные музыкальные жанры. Первичный жанр – это вид художественного творчества, первоначально связанный с исторической действительностью, с жизнью и бытом. Отсюда возникли так называемые первичные бытовые жанры (песня, танец, а затем марш).

Вторичные жанры – возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождала свои традиционные жанры.

В зависимости от состава исполнителей и способа исполнения различают вокальные и инструментальные жанры.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ

Вокальная музыка

Инструментальная музыка

сольная ансамблевая хоровая сольная ансамблевая оркестровая
           

Вокальные жанры, как правило, связаны с поэтическими (реже прозаическими) текстами. Они предназначены для пения: песня, романс, баллада, ария, кантата и другие.

Инструментальная (программная и непрограммная) музыка включает такие жанры как симфония, концерт, увертюра, соната, жанры танцевальной музыки (вальс, менуэт, полонез, мазурка, гавот, галоп, экосез, фокстрот, танго и др.), произведения малых форм (прелюдия, ноктюрн, этюд, токката и др.).

Программная музыка – род инструментальной музыки; музыкальное произведение, имеющее словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающее запечатлённое в ней содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на явление действительности, которое имел в виду композитор («Утро» Э.Грига из музыки к драме Ибсена «Пер Гюнт»), или на вдохновившее его литературное произведение («Макбет» Р. Штрауса – симфоническая поэма по драме Шекспира) и т.д.

Простейший вид программной музыки – картинная программность (музыкальной картины природы, народных празднеств, битв и т.п.). Например, П.Чайковский «Октябрь» («Осенняя песня») из фортепианного цикла «Времена года» (http://www.youtube.com/watch?v=f8LXdSr0qV0; https://www.google.ru/#newwindow=1&q=чайковский+времена+года+октябрь).

Сложными синтетическими жанрами, объединяющими музыку со сценическим искусством, являются опера и балет.

Крупные вокально-симфонические произведения – оратория, кантата.

Духовная музыка – месса, реквием, хорал, страсти, пассионы, литургия, всенощное бдение.

Классическая музыка – это образцовые, совершенные (классические) произведения, сохраняющие непреходящее значение и силу воздействия на слушателя вне существующего времени (произведения В.А. Моцарта, Л. Бетховена, М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, Г.В. Свиридова и др.)

Популярная музыка – это музыка сегодняшнего дня, широко тиражируемая, музыка, которая «на слуху», которую напевают.

Народная музыка – музыкальный фольклор, песенное и музыкально- инструментальное творчество народа. Эта музыка не имеет автора и передаётся из поколения в поколение, как правило, изустно. (Пример видео – http://www.youtube.com/watch?v=nv_ol7P_wQY – Заплетися плетень, заплетися; http://www.youtube.com/watch?v=VyTrJ8QeDmw).

Детский фольклор – колыбельные песни, потешки, игровые песни, прибаутки, небылицы, сказки, календарные песни, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, игры, трудовые песни и припевки, плясовые песни и припевки.

Д/З:

1. Знать теорию, записать основные термины и их значение (определение).

2. Подготовить сообщение по теме «Свойства музыкального звука».

Литература:

1. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: Академия, 2001. – С.13-14.

2. Звук – http://www.guitarplayer.ru/wiki/Звук

3. Музыкальные звуки – http://gitarre.ru/muzykal-nye-zvuki

4. Музыкальный звук. Свойства музыкального звука (видео урок) – http://www.youtube.com/watch?v=zkv_eurKBgE

5. Свойства звука – http://www.music-theory.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=165

Проверь себя

План-задание:

Ответьте на вопросы:                       

1. Что означает термин музыка?

2. Чем является художественный образ в искусстве?

3. Что может передавать музыка?

4. Что выражает музыка?

5. Приведите примеры известных Вам музыкальных произведений изобразительного характера?

6. Какое из данных средств в музыке играет главную роль?

7. Назовите основные содержательные аспекты музыки как вида искусства. Объясните их значение.

8. Как Вы понимаете выражение средства музыкальной выразительности?

9. Назовите основные средства выразительности. Что означает каждое из них?

10. Что означает термин музыкальный жанр?

11. Назовите первичные музыкальные жанры.

12. С чем связано возникновение вторичных музыкальных жанров? Назовите их.

13. Какие музыкальные жанры различают по составу исполнителей и способу исполнения?

14. В чём состоит различие вокальной и инструментальной музыки? Приведите примеры.

15. Что означает выражение:

- программная музыка;

- классическая музыка;

- духовная музыка;

- популярная музыка;

- народная музыка;

- детский фольклор?

Дата: 2018-12-21, просмотров: 393.