Динамика и динамические оттенки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Динамика (от греч. dynamixos – имеющий силу, от dunamis – сила) в музыке – совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания.

Динамика – выразительное средство исполнения. Различная степень громкости выражается определёнными динамическими оттенками. Наиболее употребляемые в музыке:

Термин Обозначение Произношение Значение
Pianissimo pp Пианиссимо Очень тихо
Piano p Пиано Тихо
Mezzo piano mp Меццо пиано Не очень (умеренно) тихо
Mezzo forte mf Меццо форте Не очень громко
Forte f Форте Громко
Fortissimo ff Фортиссимо Очень громко

 

Обозначения постепенной смены звучности:

Термин Сокращённое обозначение Графическое обозначение Произношение Значение
Crescendo Cresc.   Крещендо Постепенно увеличивая силу звучания
Diminuendo Dim.   Диминуэндо Постепенно уменьшая силу звучания

При помощи различных динамических оттенков в музыке возможно изобразить эффект приближения и удаления, выразить различные грани душевного состояния – от трепета до величия.

Музыкальный темп и его виды

Темп – скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначение темпа проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке. Различают три основных вида темпа: быстрый, умеренный и медленный. Каждый из указанных имеет свои разновидности.

Темпы Термины Произношение Значение
Медленные Largo Lento Adagio Лярго Ленто Адажио Широко Протяжно Медленно
Умеренные Andante Moderato Sostenuto Анданте Модерато Состэнуто Не спеша Умеренно Сдержанно
Быстрые Allegro Vivo Presto Аллегро Виво Престо Скоро Живо Быстро

Существуют и специальные термины, обозначающие изменения основного темпа – агогику (агогика – термин, относящийся к небольшим замедлениям и ускорениям темпа при исполнении музыкального произведения):

Термины Произношение Значение
Ritenuto A tempo Tempo primo Ритэнуто А темпо Темпо примо Сдерживая В темпе Первоначальный темп

Для определения точного темпа применяется специальный прибор – метроном.

Тембр как средство выразительности. Певческие голоса

Тембр (окраска) – важнейшее качество, выразительное средство голоса, особенно певческого.

Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:

Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто. 

Мужские голоса: тенор, баритон, бас.

Детские голоса: сопрано, альт и дискант – высокий голос в хоре мальчиков.

Высокие женские голоса

Сопрано (итал. от sopra – над, сверх) – самый высокий из женских оперных голосов. Диапазон лежит примерно между до1 и до3 октавы. По характеру звучания различают: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное, лирико-колоратурное сопрано.

Колоратурное сопрано – самый высокий и подвижный женский голос (диапазон: до1 – фа3-соль3 октавы). Голос очень хрупкий, изящный, лёгкий, что позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, бравурные пассажи.

Оперные партии: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)

Лирическое сопрано – лёгкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука, кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всём диапазоне. Диапазон: до1 – до3, ре3.

Оперные партии: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского).

Драматическое сопрано – сильный, плотный, богатый по тембру голос большого диапазона. По подвижности этот голос не уступает лирическому сопрано. Диапазон: ля – си малой октавы – до3.

Оперные партии: То́ска («То́ска» Дж. Пуччини), Турандот («Турандот» Дж. Пуччини).

Низкие женские голоса

Меццо-сопрано (итал. от mezzo – половина, середина и soprano – верхний) – женский оперный голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля-си2 октавы. Эти голоса имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.

Оперные партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Весна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе).

Контральто – самый низкий и редко встречающийся женский голос. Бархатный насыщенный грудной тембр на всём диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре. Диапазон: фа малой октавы – фа второй октавы.

Оперные партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского).

Высокие мужские голоса

Тенор (итал. Tenore от лат. Teneo – держу) – высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается октавой выше её действительного звучания. По характеру звучания различают лирический, драматический и лирико-драматический тенор. Общий диапазон: до малой – до второй октавы.

Лирический тенор (итал. Tenordigrazia) – серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами мужской голос. Ему свойственны мягкая задушевность, способность к передаче мелодий певучего характера, лёгкая подвижность. Диапазон: до-си малой октавы, до второй.

Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини).

Драматический тенор (итал.Tenordiforza) – сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой силой звучания на всём диапазоне и выразительным, ярким тембром. Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных, энергичных героев.

Оперные партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Калаф («Турандот» Дж. Пуччини).

Лирико-драматический тенор – голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. Он имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.

Оперные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина).

Несколько особняком в группе теноров стоит тенор-альтино. Этот очень редкий голос отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре (тема Звездочёта в опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»).

Низкие мужские голоса

Баритон (от греч.Barytonos – тяжелый) – мужской голос, средний между басом и тенором. Баритонам поручают самые ответственные партии. Диапазон от ля большой октавы до фа#-ля первой октавы. По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам.

Лирический баритон – высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля большой – ля первой октавы.

Оперные партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского).

Драматический баритон – бархатный, объёмный, сильный по всему диапазону мужской голос. Отличается более тёмной окраской, силой и яркостью.

Оперные партии: Яго («Отелло» Дж. Верди), Дагон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса).

Бас (итал. Basso) – самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой октавы – ре, ми первой октавы). Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Различают высокий бас и низкий, называемый бас-профундо (октава).

Высокий бас – обычно характерный, подвижный, комический. Рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами.

Оперные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини).

Центральный бас – крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий богатейшим грудным регистром.

Оперные партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина).

Бас-профундо – очень низкий, грудной мужской голос. Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты контроктавы (поэтому их называют октавистами). Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.

 

Мужские голоса

 

Тенор (высокий)

Альтино Лирический Драматический

Баритон (средний)

Лирический Драматический

 

Бас (низкий)

Высокий (cantanto) Центральный Низкий (profundo)

 

 

Женские голоса

Сопрано (дискант) –

 высокий

Колоратурное Лирическое Драматическое

Меццо-сопрано (средний)

Высокое (лирическое) Низкое Контральто (низкий)  

Хор

Хором – называется певческий коллектив. По виду хоровые коллективы делятся на академические (профессиональные) и народные, отличаясь друг от друга манерой пения. Для академических хоров характерен опёртый и прикрытый (слегка затемнённый) звук. Народной манере пения свойственна бо́льшая открытость звука.

По типу хоровые коллективы бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные. Минимальное число певчих в хоре 12 человек (камерный хор) – по три человека в каждой хоровой партии (сопрано, альты, тенора, басы).

Хор может исполнять произведения с сопровождением и без него – а capella. Пение без сопровождения характерно для профессионального и народного хора. Пение а capella первоначально сформировалось в церковной музыке. Высокими образцами духовной хоровой музыки являются сочинения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 525.