Динамика (от греч. dynamixos – имеющий силу, от dunamis – сила) в музыке – совокупность явлений, связанных с различными степенями громкости звучания.
Динамика – выразительное средство исполнения. Различная степень громкости выражается определёнными динамическими оттенками. Наиболее употребляемые в музыке:
Термин | Обозначение | Произношение | Значение |
Pianissimo | pp | Пианиссимо | Очень тихо |
Piano | p | Пиано | Тихо |
Mezzo piano | mp | Меццо пиано | Не очень (умеренно) тихо |
Mezzo forte | mf | Меццо форте | Не очень громко |
Forte | f | Форте | Громко |
Fortissimo | ff | Фортиссимо | Очень громко |
Обозначения постепенной смены звучности:
Термин | Сокращённое обозначение | Графическое обозначение | Произношение | Значение |
Crescendo | Cresc. | Крещендо | Постепенно увеличивая силу звучания | |
Diminuendo | Dim. | Диминуэндо | Постепенно уменьшая силу звучания |
При помощи различных динамических оттенков в музыке возможно изобразить эффект приближения и удаления, выразить различные грани душевного состояния – от трепета до величия.
Музыкальный темп и его виды
Темп – скорость движения, чередование метрических единиц. Обозначение темпа проставляются в начале произведения над первой нотной строкой на русском и итальянском языке. Различают три основных вида темпа: быстрый, умеренный и медленный. Каждый из указанных имеет свои разновидности.
Темпы | Термины | Произношение | Значение |
Медленные | Largo Lento Adagio | Лярго Ленто Адажио | Широко Протяжно Медленно |
Умеренные | Andante Moderato Sostenuto | Анданте Модерато Состэнуто | Не спеша Умеренно Сдержанно |
Быстрые | Allegro Vivo Presto | Аллегро Виво Престо | Скоро Живо Быстро |
Существуют и специальные термины, обозначающие изменения основного темпа – агогику (агогика – термин, относящийся к небольшим замедлениям и ускорениям темпа при исполнении музыкального произведения):
Термины | Произношение | Значение |
Ritenuto A tempo Tempo primo | Ритэнуто А темпо Темпо примо | Сдерживая В темпе Первоначальный темп |
Для определения точного темпа применяется специальный прибор – метроном.
Тембр как средство выразительности. Певческие голоса
Тембр (окраска) – важнейшее качество, выразительное средство голоса, особенно певческого.
Голоса классифицируются по тембру и высоте. Различают шесть основных типов голосов:
Женские голоса: сопрано, меццо-сопрано, контральто.
Мужские голоса: тенор, баритон, бас.
Детские голоса: сопрано, альт и дискант – высокий голос в хоре мальчиков.
Высокие женские голоса
Сопрано (итал. от sopra – над, сверх) – самый высокий из женских оперных голосов. Диапазон лежит примерно между до1 и до3 октавы. По характеру звучания различают: лирическое, драматическое, лирико-драматическое, колоратурное, лирико-колоратурное сопрано.
Колоратурное сопрано – самый высокий и подвижный женский голос (диапазон: до1 – фа3-соль3 октавы). Голос очень хрупкий, изящный, лёгкий, что позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, бравурные пассажи.
Оперные партии: Царица ночи («Волшебная флейта» В. А. Моцарта), Снегурочка («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова)
Лирическое сопрано – лёгкий, светлый, серебристый, достаточно подвижный высокий голос, обычно не отличающийся большой силой звука, кантиленный, мягкий, ярко звучащий на всём диапазоне. Диапазон: до1 – до3, ре3.
Оперные партии: Виолетта («Травиата» Дж. Верди), Иоланта («Иоланта» П. И. Чайковского).
Драматическое сопрано – сильный, плотный, богатый по тембру голос большого диапазона. По подвижности этот голос не уступает лирическому сопрано. Диапазон: ля – си малой октавы – до3.
Оперные партии: То́ска («То́ска» Дж. Пуччини), Турандот («Турандот» Дж. Пуччини).
Низкие женские голоса
Меццо-сопрано (итал. от mezzo – половина, середина и soprano – верхний) – женский оперный голос с рабочим диапазоном от ля малой октавы до ля-си2 октавы. Эти голоса имеют значительное грудное резонирование, достаточную силу и красоту тембра.
Оперные партии: Амнерис («Аида» Дж. Верди), Весна («Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова), Любаша («Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакова), Марфа («Хованщина» М. П. Мусоргского), Кармен («Кармен» Ж. Бизе).
Контральто – самый низкий и редко встречающийся женский голос. Бархатный насыщенный грудной тембр на всём диапазоне, мощное звучание в нижнем регистре. Диапазон: фа малой октавы – фа второй октавы.
Оперные партии: Ратмир («Руслан и Людмила» М. И. Глинки), Кончаковна («Князь Игорь» А. П. Бородина), Ольга («Евгений Онегин» П. И. Чайковского).
Высокие мужские голоса
Тенор (итал. Tenore от лат. Teneo – держу) – высокий мужской голос. В нотной записи партия тенора обозначается октавой выше её действительного звучания. По характеру звучания различают лирический, драматический и лирико-драматический тенор. Общий диапазон: до малой – до второй октавы.
Лирический тенор (итал. Tenordigrazia) – серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами мужской голос. Ему свойственны мягкая задушевность, способность к передаче мелодий певучего характера, лёгкая подвижность. Диапазон: до-си малой октавы, до второй.
Оперные партии: Ленский («Евгений Онегин» П. И. Чайковского), Линдоро («Итальянка в Алжире» Дж. Россини), Граф Альмавива («Севильский Цирюльник» Дж. Россини).
Драматический тенор (итал.Tenordiforza) – сильный, яркий, насыщенный мужской голос с «металлом», отличающийся большой силой звучания на всём диапазоне и выразительным, ярким тембром. Певцы, имеющие драматический тенор, обычно исполняют партии мужественных, энергичных героев.
Оперные партии: Герман («Пиковая Дама» П. И. Чайковского), Манрико («Трубадур» Дж. Верди), Калаф («Турандот» Дж. Пуччини).
Лирико-драматический тенор – голос, соединяющий в себе черты лирического и драматического тенора. Он имеет развитый и сильный верхний регистр, крепкую середину и довольно сильный нижний регистр, однако уступает по силе и насыщенности чисто драматическому голосу.
Оперные партии: Альфред («Травиата» Дж. Верди), Герцог («Риголетто» Дж. Верди), Владимир Игоревич («Князь Игорь» А. П. Бородина).
Несколько особняком в группе теноров стоит тенор-альтино. Этот очень редкий голос отличается особенно высокими звуками, легкостью, подвижностью и звонкостью в верхнем регистре (тема Звездочёта в опере Н.А. Римского-Корсакова «Золотой петушок»).
Низкие мужские голоса
Баритон (от греч.Barytonos – тяжелый) – мужской голос, средний между басом и тенором. Баритонам поручают самые ответственные партии. Диапазон от ля большой октавы до фа#-ля первой октавы. По характеру звучания различаются баритоны лирические и драматические. Драматические баритоны по густоте звучания приближаются к басам.
Лирический баритон – высокий, яркий, подвижный мужской голос. Диапазон: ля большой – ля первой октавы.
Оперные партии: Фигаро («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Дон Жуан («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Елецкий («Пиковая Дама» П. И. Чайковского).
Драматический баритон – бархатный, объёмный, сильный по всему диапазону мужской голос. Отличается более тёмной окраской, силой и яркостью.
Оперные партии: Яго («Отелло» Дж. Верди), Дагон («Самсон и Далила» К. Сен-Санса).
Бас (итал. Basso) – самый низкий мужской голос. Диапазон: до большой октавы – ре, ми первой октавы). Отличается большой глубиной и полнотой звучания. Различают высокий бас и низкий, называемый бас-профундо (октава).
Высокий бас – обычно характерный, подвижный, комический. Рабочий диапазон от фа большой октавы до фа первой октавы наверху, по тембру напоминает баритона. Иногда такие голоса называют баритональными басами.
Оперные партии: Дон Базилио («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Лепорелло («Дон Жуан» В. А. Моцарта), Мустафа («Итальянка в Алжире» Дж. Россини).
Центральный бас – крупный, яркий, очень сочный голос, обладающий богатейшим грудным регистром.
Оперные партии: Борис Годунов («Борис Годунов» М. П. Мусоргского), Мельник («Русалка» А. С. Даргомыжского), Рене («Иоланта» П. И. Чайковского), Кончак («Князь Игорь» А. П. Бородина).
Бас-профундо – очень низкий, грудной мужской голос. Отличается глубокими и мощными низкими звуками, имеет в диапазоне ноты контроктавы (поэтому их называют октавистами). Используется чаще всего в церковно-хоровой музыке.
|
Мужские голоса
Тенор (высокий)
Баритон (средний)
Бас (низкий)
Женские голоса
Сопрано (дискант) –
высокий
Меццо-сопрано (средний)
Хор
Хором – называется певческий коллектив. По виду хоровые коллективы делятся на академические (профессиональные) и народные, отличаясь друг от друга манерой пения. Для академических хоров характерен опёртый и прикрытый (слегка затемнённый) звук. Народной манере пения свойственна бо́льшая открытость звука.
По типу хоровые коллективы бывают однородные (женские, мужские, детские) и смешанные. Минимальное число певчих в хоре 12 человек (камерный хор) – по три человека в каждой хоровой партии (сопрано, альты, тенора, басы).
Хор может исполнять произведения с сопровождением и без него – а capella. Пение без сопровождения характерно для профессионального и народного хора. Пение а capella первоначально сформировалось в церковной музыке. Высокими образцами духовной хоровой музыки являются сочинения русских композиторов – Д. С. Бортнянского, П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, П. Г. Чеснокова, А. Д. Кастальского.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 531.