1. Покажите на фортепианной клавиатуре, давая правильные названия, все октавы снизу вверх и сверху вниз.
2. В нотной тетради на верхней нотной строке напишите ноты в соответствии с правилами их написания, следующим образом: а) на каждой линейке; б) между линейками в каждом промежутке; в) под нотным станом: на 1-й добавочной линии, на 2-й, 3-й; под 1-й, 2-й, и 3-й добавочной линией; г) над нотным станом: на 1-й добавочной линии, 2-й, 3-й; над 1-й добавочной линией, 2-й и 3-й.
3. Выполните следующие действия:
- напишите в нотной тетради скрипичный ключ;
- ноты: до1,соль, до2, ми, ля, си, фа, ре;
- запишите и правильно прочтите каждую ноту с понижением и повышением на полтона: си, ля, ми, соль, си.
4. Подберите детскую песню из репертуара младших школьников (Хрестоматия, 1 кл.), сделайте её анализ: определите высоту каждого звука (прочтите ноты) и диапазон (запишите самый низкий, затем самый высокий звук данного вокального произведения, например: ре – до2).
Ознакомление с метроритмической организацией в музыке
Цель: ознакомление с компонентами метроритма и особенностями их применения в музыке.
Дидактические единицы: ритм и метр; обозначение длительностей нот и пауз; ритмические организации звуков; сильная и слабая доли; такт, тактовая черта, затакт; размер; приёмы дирижирования в размерах 2/4, 3/4, 4/4.
Тезисы лекции
Ритм. Длительности нот и пауз
Звуки мелодии различаются между собой не только по высоте, но и по длительности. Мы слышим то долгие, то короткие звуки. Длительность звуков обозначается при помощи заполнения пустого овала, а также добавления к нему вертикальной палочки (штиля) и хвостиков (флажков).
1 – флажок, 2 – штиль, 3 – головка
Пустой овал обозначает целую ноту: (1и, 2и, 3, 4и)
Пустой овал со штилем обозначает половинную ноту: (1и, 2и)
Чёрный заполненный овал со штилем – четвертную ноту: (1и)
К восьмой ноте добавляется один флажок: (на «раз» или «и»).
Целая нота равна по длительности двум половинным, половинная – двум четвертным, четверть – двум восьмым.
Чередование различных длительностей называется ритмом.
Ноты можно записывать по-разному:
Правописание штилей (вверх и вниз) зависит от положения ноты на нотном стане: если нота располагается ниже 3-ей линейки нотного стана, то штиль пишется справа вверх, а если нота находится выше 3-ей линейки, то штиль пишется слева вниз:
Перерыв в звучании называется паузой.
Продолжительность пауз измеряется такими же длительностями, как и звуки:
Метр, такт, размер
В музыке звуки организованы во времени. Чередование звуков равными по времени долями образует равномерное движение (как говорят, пульсацию). Доля (в музыке) – элементарная единица музыкального метра. В этом движении звуки некоторых долей времени выделяются ударениями. Такие ударения называются акцентами.
Доли, на которые приходятся акценты, называются сильными долями.
Доли, не имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Последовательность чередования сильных и слабых долей в различных произведениях является неодинаковой.
Для выделения сильной доли ставится тактовая черта (вертикальная черта на нотном стане). Часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой) называется тактом:
На рисунке показаны четыре типа тактовых черт:
Затакт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его. Затакт начинается со слабой доли. Например:
Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.
Метры и такты различают двухдольные (одна доля сильная и одна слабая), трёхдольные (одна сильная и две слабые доли) и др. Метрические доли всегда выражаются определённой длительностью ( , , и т.д.).
Выражение долей метра определенной длительностью называется размером.
В нотном письме размеры обозначаются двумя цифрами. Они помещаются при ключе после знаков альтерации и ставятся одна под другой. Верхняя цифра означает количество долей в такте, нижняя – длительность каждой доли.
Например: размер 2/4 означает, что в каждом такте две доли, размер 3/4 – три, и каждая доля в них равна четверти.
Двухдольные размеры: 2/2, 2/4, 2/8.
Трёхдольные размеры: 3/2, 3/4, 3/8.
Это простые размеры (имеют одну ударную долю, один акцент).
Существуют и более сложные размеры: 4/4, 6/4, 6/8, 9/4, 9/8, 5/4, 12/8 и др.
Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 512.