Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г и предназначена для исследования представлении субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.
При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчине ние и дружелюбие — агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгу-да: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оценивается по двум переменным, анализ которых осуществляется в трехмерном пространстве, образованном тремя осями' доминирование — подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.
Для представления основных социальных ориентации Т Лири разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование — подчинение,
570
дружелюбие — враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отношениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух глэеных осей.
Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикальная (доминирование — подчинение) и горизонтальная (дру желюбие — враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.
Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика построена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через раьное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.
Т. Лири предлагал использовать методики для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.
Максимальная оценка уровня 16 баллов, но онь разделена
на четыре степени выраженности отношения:
0—4 балла — низкая
5—8 баллов — умеренная адаптивное поведение
9—12 баллов — высокая экстремальное поведение
13—16 баллов — экстремальная до патологии
Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т. д.
Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), лкбо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утвержде-
571
ния, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу
В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опраснику Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.
По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам доминирование и дружелюбие Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + И - IV - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI) Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей С В Максимовым приведены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности
Методический прием позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга
ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ
I. Авторитарный
13—16 — диктаторский, властный, деспотический характер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других Окружающие отмечают эту властность, но признают ее
572
9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, авторитетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения
0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый
П. Эгоистический
13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый
0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству
III. Агрессивный
13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окружающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.
9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раздражительный.
0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.
IV. Подозрительный
13—16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).
9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.
V. Подчиняемый
13—16 — покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.
573
9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.
О—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.
VI. Зависимый
13—16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.
9—12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.
О—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.
VII. Дружелюбный
9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера)
О—8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситуаций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
VIII. Альтруистический
9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
О—8 — ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям про-
574
являет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Бланк обсчета теста
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
до ми | уве- | требова | неза- | зави- | уступ- | общи- | от- |
нант | рен- | тель- | виси- | си- | чи- | тель- | зывчи- |
ность | ность | ность | мость | мость | вость | ность | вость |
1 | 5 | 9 | 13 | 17 | 21 | 25 | 29 |
2 | 6 | 10 | 14 | 18 | 22 | 26 | 30 |
3 | 7 | 11 | 15 | 19 | 23 | 27 | 31 |
4 | 8 | 12 | 16 | 20 | 24 | 28 | 32 |
33 | 37 | 41 | 45 | 49 | 53 | 57 | 61 |
34 | 38 | 42 | 46 | 50 | 54 | 58 | 62 |
35 | 39 | 43 | 47 | 51 | 55 | 59 | 63 |
36 | 40 | 44 | 48 | 52 | 56 | 60 | 64 |
65 | 69 | 73 | 77 | 81 | 85 | 89 | 93 |
66 | 70 | 74 | 78 | 82 | 86 | 90 | 94 |
67 | 71 | 75 | 79 | 83 | 87 | 91 | 95 |
68 | 72 | 76 | 80 | 84 | 88 | 92 | 96 |
97 | 101 | 105 | 109 | 113 | 117 | 121 | 125 |
98 | 102 | 106 | ПО | 114 | 118 | 122 | 126 |
99 | 103 | 107 | 111 | 115 | 119 | 123 | 127 |
100 | 104 | 108 | 112 | 116 | 120 | 124 | 128 |
МЕТОДИКА «Q -СОРТИРОВКА»
Настоящий методический прием используется для изучения представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опубликован в 1958 г.
Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или группы от «наиболее характерных» до «наименее характерных» для него. Задания могут быть приготовлены в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соответствие-несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное «Я» (Каким меня видят другие?);
575
«идеальное «Я» (Каким бы я хотел быть?);
«актуальное «Я» (Какой я в разных ситуациях?);
«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);
«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).
Методика позволяет определить шесть основных тенденции поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально-этических. Тенденция к общительности свидетельствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противоположность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истинными, внутренне присущими личности, а могут быть внешними, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.
Исследование проводится следующим образом. Испытуемому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по
576
соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного качества является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.
В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до —1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расцениваются нами как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости, однако в других случаях это может свидетельствовать об известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности. Эти качества можно верифицировать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.
Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противоположных тенденций.
Определенный интерес представляет использование данной методики в качестве взаимооценки для сравнения представлений о самом себе с мнением каждого, о каждом внутри группы.
Ключ
I. ЗависимостьЗ, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54
П. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60
III. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52
IV. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58
V. Принятие «борьбы» 1,13, 37, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
IV. Избежание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.