МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г и предназначена для исследования представлении субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной мето­дики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наиболее часто выделяются два фактора: доминирование — подчине­ ние и дружелюбие агрессивность. Именно эти факторы определяют общее впечатление о человеке в процессах меж­личностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межличностного поведения и по содержанию могут быть соотнесены с двумя из трех главных осей семантического дифференциала Ч. Осгу-да: оценка и сила. В многолетнем исследовании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, по­ведение члена группы оценивается по двум переменным, ана­лиз которых осуществляется в трехмерном пространстве, об­разованном тремя осями' доминирование подчинение, дружелюбность — недружелюбность, эмоциональность — аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т Ли­ри разработал условную схему в виде круга, разделенного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доминирование подчинение,

570


дружелюбие враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь — соответственно более частным отно­шениям. Для еще более тонкого описания круг делят на 16 сек­торов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относительно двух глэеных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма баллов каждой ориентации переводится в индекс, где доминируют вертикаль­ная (доминирование подчинение) и горизонтальная (дру­ желюбие враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонального поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из которых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунктов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Методика по­строена так, что суждения, направленные на выявление какого-либо типа отношений, расположены через раьное количество определений. При обработке подсчитывается количество от­ношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методики для оценки наблю­даемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близких людей, для опи­сания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагно­стики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня 16 баллов, но онь разделена
на четыре степени выраженности отношения:
0—4 балла — низкая
5—8 баллов — умеренная          адаптивное поведение

9—12 баллов — высокая             экстремальное поведение

13—16 баллов — экстремальная до патологии

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное «Я», «реальное «Я», «мои партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), лкбо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утвержде-

571


ния, которые соответствуют его представлению о себе, отно­сятся к другому человеку или его идеалу

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опраснику Полу­ченные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстоя­ние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16) Концы векторов соединяются и образу­ют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам доминирование и дружелюбие Доминирование = (I - V) + 0,7 х (VIII + И - IV - VI) Дружелюбие = (VII - III) + 0,7 х (VIII - II - IV + VI) Качественный анализ полученных данных проводится пу­тем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие меж­ду представлениями разных людей С В Максимовым приве­дены индексы точности рефлексии, дифференцированности восприятия, степени благополучности положения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимо­сти группы для личности

Методический прием позволяет изучать проблему психоло­гической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга

ТИПЫ ОТНОШЕНИЯ К ОКРУЖАЮЩИМ






I. Авторитарный

13—16 — диктаторский, властный, деспотический харак­тер, тип сильной личности, которая лидирует во всех видах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других Окружающие отмечают эту властность, но признают ее

572


9—12 — доминантный, энергичный, компетентный, автори­тетный лидер, успешный в делах, любит давать советы, требует к себе уважения

0—8 — уверенный в себе человек, но не обязательно лидер, упорный и настойчивый


П. Эгоистический

13—16 — стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, независимый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окружающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, само­довольный, заносчивый

0—12 — эгоистические черты, ориентация на себя, склон­ность к соперничеству

III. Агрессивный

13—16 — жесткий и враждебный по отношению к окру­жающим, резкий, агрессивность может доходить до асоциаль­ного поведения.

9—12 — требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный, раз­дражительный.

0—8 — упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13—16 — отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к со­мнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9—12 — критичный, испытывает трудности в интерперсо­нальных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.

0—8 — критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13—16 — покорный, склонный к самоуничижению, сла­бовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

573


9—12 — застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному без учета ситуации.

О—8 — скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.


VI. Зависимый

13—16 — резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зави­сим от других, от чужого мнения.

9—12 — послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

О—8 — конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, до­верчивый, склонный к восхищению окружающими, вежливый.

VII. Дружелюбный

9—16 — дружелюбный и любезный со всеми, ориентиро­ван на принятие и социальное одобрение, стремится удовлет­ворить требования всех, «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоционально лабиль­ный (истероидный тип характера)

О—8 — склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и конфликтных ситу­аций. Стремится быть в согласии с мнением окружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициа­тивный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дру­желюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9—16 — гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, навязчи­вый в своей помощи и слишком активный по отношению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

О—8 — ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям про-

574


являет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбод­рить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый. Бланк обсчета теста

 

I II III IV V VI VII VIII
до ми уве- требова неза- зави- уступ- общи- от-
нант рен- тель- виси- си- чи- тель- зывчи-
ность ность ность мость мость вость ность вость
1 5 9 13 17 21 25 29
2 6 10 14 18 22 26 30
3 7 11 15 19 23 27 31
4 8 12 16 20 24 28 32
33 37 41 45 49 53 57 61
34 38 42 46 50 54 58 62
35 39 43 47 51 55 59 63
36 40 44 48 52 56 60 64
65 69 73 77 81 85 89 93
66 70 74 78 82 86 90 94
67 71 75 79 83 87 91 95
68 72 76 80 84 88 92 96
97 101 105 109 113 117 121 125
98 102 106 ПО 114 118 122 126
99 103 107 111 115 119 123 127
100 104 108 112 116 120 124 128

МЕТОДИКА «Q -СОРТИРОВКА»

Настоящий методический прием используется для изуче­ния представлений о себе. Разработан В. Стефансоном и опуб­ликован в 1958 г.

Испытуемому предлагается набор карточек, содержащих утверждения или группы от «наиболее характерных» до «наи­менее характерных» для него. Задания могут быть приготовле­ны в соответствии с целями диагностики. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, реальное «Я», а не «соот­ветствие-несоответствие» статистическим нормам и резуль­татам других людей. Возможна и повторная сортировка того же набора карточек, но в других отношениях: «социальное «Я» (Каким меня видят другие?);

575


«идеальное «Я» (Каким бы я хотел быть?);

«актуальное «Я» (Какой я в разных ситуациях?);

«значимые другие» (Каким я вижу своего партнера?);

«идеальный партнер» (Каким бы я хотел видеть своего партнера?).

Методика позволяет определить шесть основных тен­денции поведения человека в реальной группе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятие «борьбы» и избегание «борьбы». Тенденция к зависимости определена как внутреннее стремление индивида к приня­тию групповых стандартов и ценностей: социальных и мо­рально-этических. Тенденция к общительности свидетель­ствует о контактности, стремлении образовать эмоциональные связи как в своей группе, так и за ее пределами. Тенденция к «борьбе» — активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений; в противопо­ложность этой тенденции избегание «борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компро­миссным решениям. Каждая из этих тенденций имеет, на наш взгляд, внутреннюю и внешнюю характеристики, т. е. зависимость, общительность и «борьба» могут быть истин­ными, внутренне присущими личности, а могут быть внешни­ми, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека. Если число положительных ответов в каждой сопряженной паре (зависимость — независимость, общитель­ность — необщительность, принятие «борьбы» — избегание «борьбы») приближается к 20, то мы говорим об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции, прису­щей индивиду, и проявляющейся не только в определенной группе, но и за ее пределами.

Исследование проводится следующим образом. Испытуе­мому предъявляется карточка утверждений и предлагается ответить «да», если оно соответствует его представлению о себе как члене данной конкретной группы, или «нет», если оно противоречит его представлению, и только в исключительных случаях разрешается ответить: «сомневаюсь», т. е. разложить на три группы ответов. Ответы испытуемого разносятся по

576


соответствующим ключам и подсчитываются тенденции по каждой из сопряженных пар. Так как отрицание одного каче­ства является признанием полярного качества, количество ответов «да» складывается с количеством ответов «нет» противоположных тенденций.

В результате мы получаем суммарное количественное определение для каждой из перечисленных тенденций. Для сведения результатов в границы от +1 до —1 полученное число мы делим на 10. Предполагается, что ответ «да» имеет положительный знак, а ответ «нет» — отрицательный. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциям расце­ниваются нами как признак нерешительности, уклончивости, застенчивости, однако в других случаях это может свидетель­ствовать об известной избирательности в поведении, о такти­ческой гибкости, стеничности. Эти качества можно верифици­ровать, анализируя их в совокупности с другими личностными особенностями.

Возможна и нулевая оценка, когда суммы ответов «да» и «нет» совпадают. Именно такое положение может явиться источником внутреннего конфликта личности, находящейся во власти имеющих одинаковую выраженность противополож­ных тенденций.

Определенный интерес представляет использование дан­ной методики в качестве взаимооценки для сравнения пред­ставлений о самом себе с мнением каждого, о каждом внутри группы.

Ключ

I. ЗависимостьЗ, 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45, 51, 54

П. Независимость 6, 12, 18, 24, 30, 36, 42, 48, 57, 60

III. Общительность 5, 7, 13, 19, 25, 31, 37, 43, 49, 52

IV. Необщительность 4, 10, 16, 22, 28, 34, 40, 46, 55, 58

V. Принятие «борьбы» 1,13, 37, 23, 29, 35, 41, 47, 56, 59
IV. Избежание «борьбы» 2, 8, 14, 20, 26, 32, 38, 44, 50, 53




Дата: 2018-12-21, просмотров: 269.