ТЕСТ ОПИСАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ К. ТОМАСА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тест адаптирован Н. В. Гришиной для изучения личност­ной предрасположенности к конфликтному поведению в 1981 г.

В своем подходе к изучению конфликтных решений К То­мас делал акцент на изменении традиционного отношения

19 Практическая психология                                                                                                                         577


к конфликтам. Указывая, что на ранних этапах их изучения широко использовался термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал: что этот термин подразумевает, что конфликт можно и необходимо разрешать или элиминировать. Целью разрешения конфликтов, таким образом, было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии. Однако в последнее время произошло существенное изменение в отношении специалистов к это­му аспекту исследования конфликтов. Оно было вызвано, по мнению К. Томаса, по меньшей мере, двумя обстоятельствами-осознанием тщетности усилий по полной элиминации кон­фликтов и увеличением числа исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов. Отсюда, по мысли ав­тора, ударение должно быть перенесено с элиминирования конфликтов на управление ими В соответствии с этим К Томас считает нужным сконцентрировать внимание на следующих аспектах изучения конфликтов: какие формы по­ведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструк­тивными; каким образом возможно стимулировать продук­тивное поведение.

Ключ

Соперни­чество Сотруд­ничество Компро­мисс Избе­жание Приспособ­ление
1       А А
2   Б А    
3 А       Б
4     А   Б
5   А   Б  
6 Б     А  
7     Б А  
8 А Б      
9 Б     А  
10 А   Б    
11   А     Б
12     Б А  

578


Соперни­чество Сотруд­ничество Компро­мисс Избежа ние Приспособ­ление
13 Б   А    
14 Б А      
15       Б А
16 Б       А
17 А     Б  
18     Б   А
19   А   Б  
20   А Б    
21   Б     А
22 Б   А    
23   А   Б  
24     Б   А
25 А       Б
26   Б А    
27       А Б
28 А Б      
29     А Б  
30   Б     А

Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас считает применимой двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием чело­века к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собст­венных интересов. Соответственно этим двум основным из­мерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирова­ния конфликтов:

1) соревнование (конкуренция) как стремление добиться
удовлетворения своих интересов в ущерб другому;

2) приспособление, означающее, в противоположность
соперничеству, принесение в жертву собственных интересов
ради другого;

3) компромисс;

579


4) избежание, для которого характерно как отсутствие
стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к дости­
жению собственных целей;

5) сотрудничество, когда участники ситуации приходят
к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих
сторон

К. Томас считает, что при избежании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказывают­ся в выигрыше.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведе­ния К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруп­пированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предла­гается выбрать то суждение, которое является наиболее типич­ным для характеристики его поведения.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шка­ле, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликт­ных ситуациях.

Тест можно использовать в групповом варианте как в со­четании с другими тестами, так и отдельно. Затраты времени не более 15 — 20 мин.

580













МЕТОДИКА PARI

Методика PAR\ (parental attitude research instrument) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матерей) к разным сторонам семейной жизни (семей­ной роли) Авторы — американские психологи Е.С. Шефер и Р.Е Белл

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье Из них — 8 признаков описывают отношение к семей­ной роли и 15 — касаются родительско-детских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 группы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмоциональная дис­танция с ребенком; III — излишняя концентрация на ребенке.

Шкалы эти выглядят следующим образом.

ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНОЙ РОЛИ

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опрос­ном листе 3, 5, 7, И, 13, 17, 19,23:

— ограниченность интересов женщины рамками семьи,
заботами исключительно о семье (3);

— ощущение самопожертвования в роли матери (5);

— семейные конфликты (7);

—сверхавторитет родителей (11);

— неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

— «безучастность» мужа, его невключенность в дела се­
мьи (17);

— доминирование матери (19);

— зависимость и несамостоятельность матери (23).

ОТНОШЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ К РЕБЕНКУ

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

— побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

— партнерские отношения (14);

— развитие активности ребенка (15);

— уравнительные отношения между родителями и ребен­
ком (21).

II Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

581


— раздражительность, вспыльчивость (8);

— суровость, излишняя строгость (9);

—уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками, их номера по опросному листу 2, 4, б, 10, 12, 18, 20, 22):

— чрезмерная забота, установление отношений зависи­
мости (2);

— преодоление сопротивления, подавление воли (4);

— создание безопасности, опасение обидеть (6);

— исключение внесемейных влияний (10);
—подавление агрессивности (12);

—подавление сексуальности (18);

— чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

— стремление ускорить развитие ребенка (22).
Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений,

уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 сужде­ний. Суждения расположены в определенной последователь­ности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схе­ма пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методи­ки. Сумма цифровой значимости определяет выраженность признака. Таким образом, максимальная выраженность при­знака 20, минимальная 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соответ­ственно — 8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.

Имеет смысл в первую очередь анализировать именно высокие и низкие оценки.

Для психолога, работающего в производственном коллек­тиве, пожалуй, больший интерес представляет блок шкал, на­правленных на выявление отношений родителей к семейной роли.

Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений, особенности организации семейной жизни.

В семье можно вычленить отдельные аспекты отношений:

— хозяйственно-бытовые, организация быта семьи (в мето­
дике это шкалы 3, 13, 19, 23);

582


— межсупружеские, связанные с моральной, эмоциональ­
ной поддержкой, организацией досуга, созданием среды для
развития личности, собственной и партнера (в методике это
шкала 17);

— отношения, обеспечивающие воспитание детей, «педа­
гогические» (в методике шкалы 5, 11).

Посмотрев на цифровые данные, можно составить «пред­варительный портрет» семьи. Очень важна шкала 7 (семейные конфликты). Высокие показатели по этой шкале могут свидетельствовать о конфликтности, переносе семейного кон­фликта на производственные отношения.

Психологическая помощь направляется на разрешение семейных конфликтов и улучшение отношений в производ­ственном коллективе.

Высокие оценки по шкале 3 свидетельствуют о приори­тете семейных проблем над производственными, о вторично-сти интересов «дела», обратное можно сказать о шкале 13. Для лиц, имеющих высокие оценки по этому признаку, харак­терна зависимость от семьи, низкая согласованность в рас­пределении хозяйственных функций. О плохой интегриро-ванности семьи свидетельствуют высокие оценки по шкалам 17, 19, 23.

Анализ отношения к семейной роли поможет психологу лучше понять специфику семейных отношений обследуемого, оказать ему психологическую помощь.

Родительско-детские отношения являются основным пред­метом анализа в методике.

Основной вывод, который можно сделать сразу — это оценить родительско-детский контакт с точки зрения его опти­мальности. Для этого сравниваются средние оценки по пер­вым трем группам шкал: оптимальный контакт, эмоциональ­ная дистанция, концентрация.

Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто является ключом к пониманию особенностей не­удавшихся отношений между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.

Методика может также оказать помощь в подготовке и проведении психодиагностической беседы.

583


Ключ

Ответ Приз­нак АабБ   АабБ   АабБ   АабБ   АабБ Значение признака
1   24   47   70   93    
2   25   47   71   94    
3   26   49   72   95    
4   27   50   73   96    
5   28   51   74   97    
6   29   52   75   98    
7   30   53   76   99    
8   31   54   77   100    
9   32   55   78   101    
10   33   56       102    
11   34   57   80   103    
12   35   58   81   104    
13   36   59   82   105    
14   37   60   83   106    
15   38   61   84   107    
16   39   62   85   108    
17   40   63   86   109    
18   41   64   87   110    
19   42   65   88   111    
20   43   66   89   112    
21   44   67   90   113    
22   45   68   91   114    
23   46   69   92   115    

А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б

Признаки:

1) Вербализация

2) Чрезмерная забота

3) Зависимость от семьи

4) Подавление воли

5) Ощущение самопожертвования


1 балл


584


6) Опасение обидеть

7) Семейные конфликты

8) Раздражительность

9) Излишняя строгость

 

10) Исключение несемейных влияний

11) Сверхавторитет родителей

12) Подавление агрессивности

13) Неудовлетворенность ролью хозяйки

14) Партнерские отношения

15) Развитие активности ребенка

16) Уклонение от конфликта

17) Безучастность мужа

18) Подавленная сексуальность

19) Доминирование матери

20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка

21) Уравнение отношений

22) Стремление ускорить развитие ребенка

23) Несамостоятельность матери



















Дата: 2018-12-21, просмотров: 310.