Правоприменение - особая форма реализации права. Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства.
Закрепление принятого по делу решения осуществляется в форме специальных юридических актов. Они называются актами применения права. Акт применения права - это официальное властное предписание (решение) по юридическому делу, принятое компетентным органом на основе действующих правовых норм с учетом конкретных жизненных обстоятельств в отношении персонально определенных лиц.
Правоприменительные акты - это находящиеся под защитой государства официальные письменные документы, имеющие определенную структуру и наименование (персонифицированное постановление исполнительно-распорядительного органа, приговор суда, приказ руководителя). В некоторых случаях они могут выступать и в устной форме, Например, устное замечание участнику дорожного движения, допустившему незначительное нарушение правил, удаление свидетелей из зала судебного заседания и т.п.
Акты применения права следует отличать от нормативных правовых актов. В отличие от последних они касаются конкретных жизненных случаев, носят индивидуальный характер, имеют разовое значение. Эти акты не содержат в себе общих юридических правил поведения, (норм права), а принимаются в целях их реализации в отношении определенных лиц. Действие акта начинается с момента его принятия, а прекращается после исполнения предписания.
Сходства нормативно-правовых и правоприменительных актов состоят в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, имеют определенную форму и принимаются по установленной процедуре. Существенные различия между данными актами состоят в том, что нормативный акт регулирует общие отношения, является источником права, распространяет своё действие на неопределенный круг лиц, является актом многократного применения, и может иметь только письменную форму. Все эти признаки отсутствуют у правоприменительного акта, распространяющего своё действие на конкретных лиц и действующего однократно.
Сходство актов толкования и правоприменительных актов заключается в том, что они издаются государственными органами, обязательны для исполнения, принимаются в соответствии с определенной процедурой, влекут способом уточнения содержания государственно-властного веления юридические последствия и являются вспомогательными по отношению к закону. Содержание интерпретационного акта – это нормативные или индивидуальные разъяснения нормы права, и поэтому он, в отличие от правоприменительного акта, не регулирует конкретные правовые отношения, а является Акт правоприменения является юридическим фактом, то есть сам порождает субъективные права и юридические обязанности; имеет реквизиты документа (дату и место издания, наименование правоприменительного органа или должностного лица, лицо, которому он адресован, подпись ответственного лица).
Правоприменительные акты разнообразны, и их можно классифицировать в зависимости от определенных оснований на различные виды.
Так, по назначению они могут подразделяться на устанавливающие, прекращающие, изменяющие и охраняющие субъективные права.
По содержанию - на акты, обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
По юридической форме это могут быть указы, постановления, распоряжения, приказы, решения и приговоры суда.
В зависимости от субъектов, осуществляющих правоприменение, акты могут быть судебными или административными.
Классифицированы правоприменительные акты могут быть по различным основаниям:
1) в зависимости от субъектов - акты органов законодательной, исполнительной, судебной власти, акты контрольно-надзорных органов;
2) по значению – основные (например, приговор суда) и вспомогательные (например, постановление об избрании меры пресечения);
3) по характеру регулятивного воздействия – правоустановительные (разрешение на право хранения и ношения оружия) и правоохранительные (постановление по делу об административном правонарушении);
4) по способу выражения – акты-документы, акты-действия и акты-символы;
5) по способу принятия – коллегиальные и единоначальные;
6) по времени действия – однократного (наказание) и длящегося действия (выплата пенсии).
Форма правоприменительного акта может быть:
· текстовой (решение суда);
· устной (требование контролера выплатить штраф за безбилетный проезд);
· резолютивной (краткая надпись на материалах дела: «разрешить», дата, подпись должностного лица);
· в виде конклюдентных действий (требование регулировщика дорожного движения, выраженное жестами).
Правоприменительные акты издаются в установленной законом форме, имеют точное наименование и четкую структуру:
1) вводная часть содержит наименование акта (приговор, приказ, постановление, распоряжение), место и дату издания, наименование органа или должностного лица, которое издает его, по какому делу, фабула дела;
2) в описательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения, фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способами совершены действия;
3) мотивировочная часть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств, юридическую квалификацию фактов, толкование нормы права;
4) резолютивную часть (решение по делу).
Структура акта применения всегда имеет 3 части:
1) описательную: перечисляются и описываются все существенные признаки поведения и фактические обстоятельства, относящиеся к делу (место, время, способ, орудия совершения преступления и т.д.);
2) мотивировочную (ссылка на норму права и мотивирование выбора именно этой нормы);
3) резолютивную (назначение вида и меры наказания).
Виды правоприменительных актов: приговор и решение суда, ордер на заселение квартиры, указ о присвоение почетного звания или о награждении государственной наградой и др.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 737.