Нормативные правовые акты РФ

Нормативный правовой акт – письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме субъектом правотворчества в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение, разъяснение, введение в действие, прекращение или приостановление действия правовых норм, содержащих общеобязательные предписания постоянного или временного характера, распространяющиеся на неопределенный круг лиц и рассчитанные на многократное применение.

Нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные НПА.

Органами , уполномоченными принимать законы, являются:

· Федеральное Собрание РФ (Государственная дума и Совет Федерации);

· федеральные и федеральные конституционные законы России;

· законодательные (представительные) органы субъектов РФ;

· законы субъектов РФ;

· правом принятия законов в РФ обладают также граждане, имеющие право избирать и участвовать в референдуме.

Подзаконные нормативные акты издаются в соответствии с законом и регулируют отдельные конкретные аспекты общественных отношений. Подзаконные акты в Российской Федерации подразделяются:

· на акты (указы и распоряжения) президента РФ;

· акты (постановления) правительства РФ;

· акты федеральных министерств и ведомств;

· акты исполнительной власти субъектов РФ;

· акты органов местного самоуправления;

· локальные акты.

Указы и распоряжения президента России. В Российской Федерации в соответствии с Конституцией президент РФ имеет право издавать указы и распоряжения.

Указ — акт более широкого действия, а распоряжение — документ более частного, конкретного назначения.

В целом распоряжения президента, как правило, не являются нормативными правовыми актами (т.е. не содержат норм права). Обычно они принимаются по оперативным вопросам государственного управления (создание рабочих комиссий, выделение регионам средств из резервного фонда). Указы президента также не все являются нормативными правовыми актами. Зачастую они принимаются по конкретным вопросам управления (о назначении на должность, присвоении звания.). В этом случае они являются правоприменительными актами. Нормативные указы президента имеют отличительные признаки: не могут противоречить федеральным законам, но имеют приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам; содержат нормы права; регулируют разнообразные сферы общественной жизни; имеют общеобязательный характер. Таким образом, указ президента нормативного характера — это подзаконный акт, содержащий нормы права, регулирующий разнообразные сферы общественной жизни и имеющий приоритетное значение по отношению к иным подзаконным актам.

В зависимости от характера полномочий президента все его указы можно классифицировать на:

1) указы в границах собственных полномочий;

2) указы на основе полномочий, делегированных парламентом;

3) указы, подлежащие утверждению Советом Федерации (о введении военного положения, чрезвычайного положения, представления о назначении на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора).

Акты правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов президента РФ правительство Российской Федерации может издавать постановления и распоряжения. Акты правительства РФ имеют подзаконный характер. Постановления правительства РФ, как правило, нормативны, то есть они являются нормативно-правовыми актами. Исполнение постановлений правительства РФ осуществляется в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации с ее субъектами.

НПА подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.

НПА подразделяются на общие и специальные. Общие распространяют свое действие на всех лиц, а специальные – на определенную категорию лиц.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:

1) Конституция Российской Федерации;

2) законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;

3) федеральные конституционные законы;

4) федеральные законы;

5) нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

6) НПА президента Российской Федерации;

7) НПА правительства Российской Федерации;

8) НПА федеральных органов исполнительной власти;

9) НПА иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.

НПА РФ принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

ФКЗ принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. ФЗ могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов. Основные НПА президента РФ издаются в форме указов. Основные НПА Совета Федерации Федерального Собрания РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ принимаются в форме постановлений. Основные НПА правительства РФ издаются в форме постановлений. НПА правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов Президента РФ. Основные НПА федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. НПА федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, указов Президента и постановлений Правительства. НПА иных государственных органов РФ и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной ФЗ.

 

Дата: 2018-09-13, просмотров: 14.