Виды правового регулирования

Правовое регулирование – это осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Существуют несколько видов правового регулирования:

1) императивный;

2) диспозитивный;

3) поощрительный;

4) рекомендательный.

 

1) Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. То есть между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

2) Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга. Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности. Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

3) Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

4) Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путем разрешений, содействия, рекомендательных актов.

В зависимости от наличия /отсутствия/ у субъектов общественных отношений возможности определять конкретный вариант своего поведения выделяют:

1) централизованное (императивное) правовое регулирование - отсутствие у субъекта такой возможности. Наибольшее распространение такой вид правового регулирования получил в публичном праве;

2) децентрализованное (диспозитивное) правовое регулирование- общественные отношения предоставляют субъекту возможность самостоятельно конкретизировать своё поведение.

В зависимости от используемых юридических средств выделяют виды правового регулирования:

1) нормативное (общее) правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы. Оно осуществляется с помощью правовых норм, или нормативно-правовых актов. Пример. Уголовный кодекс – закон с его помощью осуществляют общее нормативное правовое регулирование;

2) индивидуальное (поднормативное, казуальное) правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом, основное юридическое средство - индивидуальный акт.

Правовое регулирование может быть:

· односторонне властным – вертикальным. Приговор суда или закон это односторонне властное вертикальное правовое регулирование;

· договорным, автономным. В международном праве международный договор является главным источником права, а не нормативно-правовой акт.

С точки зрения территориальных пределов можно выделить несколько уровней, видов правового регулирования. В России это:

1) федеральное правовое регулирование;

2) правовое регулирование на уровне субъектов РФ;

3) на уровне местного самоуправления;

4) и локальное.

Дата: 2018-09-13, просмотров: 15.