Формы
Текущего
Контроля
Успеваемости
Форма
Промежуточной
Аттестации
(по семестрам)
Контактная работа
С/р
Заочная форма обучения
Наименование разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Виды учебной работы,
включая самостоятельную работу студентов и
Трудоемкость (в академ. час.)
Формы
Текущего
Контроля
Успеваемости
Форма
Промежуточной
Аттестации
(по семестрам)
Контактная работа
С/р
Таблица 4
Матрица компетенций
Наименование
Разделов, тем
Общая
Трудоемкость
(всего час.)
Коды компетенций
4.2. Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре. Понятие мировоззрения, его структура и основные типы. Мировоззренческие универсалии. Человек и мир человека. Понятие универсума. Философия как самосознание культуры. Предмет философии. Проблема основного вопроса философии. Узловые проблемы философии, их специфика.
Структура и особенности философского знания. Философская рефлексия, язык философии.
Проблема генезиса философии. Понятие «осевого времени». Исторические способы философствования: натуроцентризм, антропоцентризм, теоцентризм, социоцентризм, культуроцентризм.
Место и роль философии в культуре, жизни человека и общества. Философия и наука. Философия и искусство. Философия и религия. Философия и политика. Философия и идеология.
Раздел I. Этапы исторического развития
и основные направления в философии.
Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. Основные характеристики традиционного общества. Зарождение и особенности древневосточной философии. Человек и мир в философских учениях Древнего Китая и Древней Индии. Философия как явление античной культуры. Идея о самопознании как условии познания мира. Поиск единого основания всего существующего. Основные идеи представителей Милетской и Элейской школ. Атомистическое учение Демокрита. Становление идеи человека. Идеи античной диалектики (Гераклит, софисты, Сократ). Философия Платона и Аристотеля, значение их идей для последующего развития философии. Смысложизненная проблематика в эллинистическо-римской философии.
Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. Становление, специфические особенности, этапы развития философии Средневековья. Патристика: Бог, человек, мир, история в учении Августина Блаженного. Понятие, основные характеристики схоластической философии. Номинализм и реализм: спор об универсалиях и свободе воли. Фома Аквинский: Бог и человек, разум и вера, теория «двух истин».
Философия эпохи Возрождения. От теоцентризма к антропоцентризму. Человек как творец самого себя. Гуманистическая трактовка природы человека. Философское содержание идей Реформации. Натурфилософия эпохи Возрождения. Пантеизм. Социальная утопия Томаса Мора и Томазо Кампанеллы.
Тема 4. Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии ( XVII- первая половина XIX вв.) Наука как доминанта духовной культуры. Основные проблемы философии Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта. Дилемма эмпиризма (сенсуализма) и рационализма. Проблемы онтологии в учениях Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница. Субъективный идеализм Д. Беркли, скептицизм Д. Юма. Философские идеи и идеалы Просвещения.
«Критический идеализм» И. Канта: метафизика, проблемы теоретического («чистого») разума. «Практический разум»: этика долга, категорический императив. Система философии Г. В. Ф. Гегеля. Суть и основные принципы гегелевской диалектики. Проблема человека в философии Л. Фейербаха.
Тема 5. Отечественная философская мысль XI- XX вв. Основные этапы развития и национальные особенности философской мысли России. Приоритетные проблемы отечественной философии. Философия российского Просвещения (М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев). Философские концепции славянофилов и западников. Философские идеи Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Русский марксизм. Философская система В. С. Соловьева. Специфика российской философии XX в. (Н. А.Бердяев, И.А. Ильин, П.В. Флоренский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, А. Ф.Лосев и др.). Человек в философии русского космизма.
Тема 6. Философия марксизма, ее судьба. Социокультурные условия, естественно-научные предпосылки, источники философии К. Маркса, Ф. Энгельса. Основные идеи философии марксизма: материалистическое понимание истории, материалистическая диалектика. Историческая судьба философии марксизма. Развитие марксистской философии Г. В. Плехановым, В. И. Лениным. Догматизация марксисткой философии в период сталинизма. Основные достижения марксистско-ленинской философии в советский период.
Тема 7. Западная неклассическая философия XIX - XX вв. Понятие и специфические особенности неклассической философии. Постклассическая философия: неотомизм, неокантианство, неогегельянство. Антиклассика. Философия жизни: А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, В. Дильтей. Философия прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи). Основные идеи психоаналитической философии (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, Э. Фромм). Философия экзистенциализма: истоки, сущность, основная проблематика (К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр). Основные идеи и принципы философской герменевтики (Ф. Шлейермахер, Г. Гадамер), философской антропологии (М. Шелер, А. Гелен, Плесснер и др.). Позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер), неопозитивизм, постпозитивизм. Основные философские идеи постмодернизма.
Раздел II. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания.
Тема 8. Философское понимание мира. Онтологическая проблематика в философии. Онтология как общая форма философского знания. Категория бытия. Бытие и небытие, бытие и становление, сущее, сущность и существование.
Учение о бытии в истории философии. Основные уровни, формы и модусы бытия. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Феномен бытия человека. Тело, душа, дух как уровни бытия человека. Бытие духовного (идеального) и его формы. Понятие субстанции.
Категория материи в философии. Атрибуты материи. Пространство и время, движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерминизм. Современные представления о системной организации материи. Динамические и статические закономерности.
Научная, философская и религиозная картины мира.
Тема 9. Сознание как философская проблема. Философское понимание феномена сознания. Сознание, самосознание и личность. Сознание, познание, знание. Различные варианты решения проблемы происхождения и сущности сознания. Сознание, душа, дух. Сознание и психика. Сознание и бессознательное. Структура индивидуального сознания. Общественный характер сознания. Сознание и язык. Язык и речь. Знак, значение, смысл.
Тема 10. Познание как предмет философского анализа. Гносеология как форма философского знания. Гносеология и эпистемология. Понятие познания. Познание и знание. Структура познавательного отношения: субъект, объект, средства, цель, результат познания. Многообразие форм познания. Виды познавательной деятельности.
Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Специфика и возможности различных видов познания (социального, художественного и т. д.).
Проблема и основные концепции истины. Критерии истины. Действительность, мышление, логика и язык.
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смена типов рациональности. Наука и техника.
Тема 11. Философское понимание человека. Философская антропология как область философского знания. Проблема антропогенеза в философии. Природа человека и сущность человека. Проблема человеческого в человеке. Телесное и духовное, индивидуальное и социальное в человеке. Человек как личность и индивидуальность. Свобода и ответственность как самоосуществление и саморазвитие человека. Проблема жизни и смерти, цели и смысла жизни человека.
Проблема ценностного мира человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах.
Тема 12. Основные проблемы социальной философии. Предмет социальной философии. Понятия «общество», «социум», «социальность», «социальное отношение», «социальная структура». Общество и природа.
Основные концепции природы общества. Типологии общества. Понятие информационного общества. Общество и государство. Государство и гражданское общество. Мораль, справедливость, право. Общество и его структура. Общество как система. Социально-экономические, социально-политические общности людей. Человек в системе социальных связей. Общество и личность.
Тема 13. Философия истории. Предмет философии истории. Закономерное, случайное, стихийное в истории. Специфика исторических законов. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Основные модели истории: линейная, циклическая, спиральная, нелинейная.
Периодизация истории. Характер, смысл, цель, действующие силы исторического процесса. Человек и исторический процесс. Роль личности в истории. Личность и массы; свобода и необходимость.
Тема 14. Философия культуры. Философия культуры. Понятие «культура», многообразие его определений. Основные проблемы философии культуры. Культура и природа. Понятие «цивилизация». Культура и цивилизация. Характеристика современной цивилизации. Единство и многообразие культур. Понятие диалога культур. Культура и общество. Человек, общество, культура. Культура как мера и форма самореализации человека.
Проблема ценностей культуры в философии. Религиозные, нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
Тема 15. Глобальные проблемы современности. Проблемы будущего человечества. Философия о глобальных проблемах современности: понятие, признаки, генезис, сущность. Дискуссия по вопросу классификации глобальных проблем современности. Возможности разрешения глобальных проблем современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
5. Перечень учебно-методического обеспечения
для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Общие положения
Самостоятельная работа студентов – особый вид познавательной деятельности, в процессе которой происходит формирование оптимального для данного индивида стиля получения, обработки и усвоения учебной информации на основе интеграции его субъективного опыта с культурными образцами.
Самостоятельная работа может быть аудиторной и внеаудиторной:
Аудиторная самостоятельная работа осуществляется на лекциях и семинарских занятиях. Внеаудиторная самостоятельная работа может осуществляться:
– в контакте с преподавателем: на консультациях по учебным вопросам, при ликвидации задолженностей, при подготовке к учебным конференциям, круглым столам и заседаниям философского клуба;
– без контакта с преподавателем: в аудитории для индивидуальных занятий, в библиотеке, дома, в общежитии и других местах при выполнении учебных и творческих заданий.
Внеаудиторная самостоятельная работа, прежде всего, включает повторение материала, изученного в ходе аудиторных занятий; работу с основной и дополнительной литературой и интернет-источниками; подготовку к семинарским занятиям; выполнение заданий, вынесенных преподавателем на самостоятельное изучение, научно-исследовательскую и творческую работу студента.
Целью самостоятельной работы студентов является:
- формирование приверженности к будущей профессии;
- систематизация, закрепление, углубление и расширение полученных знаний умений, навыков и (или) опыта деятельности;
- формирование умений использовать различные виды изданий (официальные, научные, справочные, информационные и др.);
- развитие познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации;
- развитие исследовательского и творческого мышления.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, и ее объем по каждой дисциплине определяется учебным планом. Методика ее организации зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, индивидуальных качеств и условий учебной деятельности.
Для эффективной организации самостоятельной работы студент должен:
Знать:
– систему форм и методов обучения в вузе;
– основы научной организации труда;
– методики самостоятельной работы;
– критерии оценки качества выполняемой самостоятельной работы.
Уметь:
- проводить поиск в различных поисковых системах;
- использовать различные виды изданий;
- применять методики самостоятельной работы с учетом особенностей изучаемой дисциплины.
Иметь навыки и опыт деятельности:
– планирование самостоятельной работы;
– соотнесение планируемых целей и полученных результатов в ходе самостоятельной работы;
– проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению, но с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения рабочей программы дисциплины, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Обязательно следует помнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочного занятия, а затем – приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном рабочей программой дисциплины.
5.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Таблица 5
5.2.1. Содержание самостоятельной работы
Наименование разделов, темы | Содержание самостоятельной работы в рамках подготовки к семинарам | Кол-во часов с/р | Форма контроля |
Тема 1. Введение. Философия, ее предмет, основные проблемы и место в духовной культуре | - подготовка вопросов по плану семинара № 1; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 3 | опрос, оценка |
- составить таблицу сопоставления философии и других форм духовной культуры общества (мифология, религии, мораль, наука, искусство); | |||
- письменно перечислить и раскрыть функции философии | |||
Раздел 1. Этапы исторического развития и основные направления в философии | |||
Тема 2. Человек и мир в философии Древнего мира. | - подготовка вопросов по плану семинара № 2 и № 3; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
составить таблицу основных идей и представителей школ древнекитайской и древнеиндийской философии; | |||
- прочитать диалог Платона «Пир» и письменно ответить на вопросы | |||
Тема 3. Философия европейского средневековья и Возрождения. | - подготовка вопросов по плану семинара № 4; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
- выписать и объяснить содержание доказательств бытия Бога по Ф. Аквинскому; | |||
- пояснить философский смысл возрожденческого принципа антропоцентризма на материале «Речи о достоинстве человека» Пико дела Мирандола | |||
- письменно изложить содержание основных философских идей Реформации (М. Лютер). | |||
Тема 4.Человек и мир человека в философии Нового времени и классической немецкой философии (XVII – первая половина XIX вв.) | подготовка вопросов по плану семинара № 5 и № 6; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
выписать и объяснить содержание правил для руководства ума по работе Р. Декарта «Рассуждения о методе»; | |||
сделать выборку примеров, поясняющих содержание основных законов диалектики Г.В.Ф. Гегеля (из работы Ф.Энгельса «Анти-Дюринг», отдел 1, § 7 и 8) и привести примеры из современной общественной жизни | |||
Тема 5.Отечественная философская мысль XI-XX вв.. | - подготовка вопросов по плану семинара № 7; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
- письменно перечислить основные философские идеи евразийства и указать его основных представителей; | |||
- дать письменную характеристику содержания идей о творчестве по работе Н. А. Бердяева «Смысл творчества»; | |||
- дать краткую письменную характеристику философского содержания трех ветвей русского космизма (религиозного, естественнонаучного и художественного). | |||
Тема 6.Философия марксизма, ее судьба | - подготовка вопросов по плану семинара № 8; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
- раскрыть структуру способа производства материальных благ и пояснить его историческую диалектику на основе фрагментов произведений К. Маркса и Ф. Энгельса («Немецкая идеология», «Капитал», «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии»); | |||
- пояснить диалектику общего и единичного используя примеры из фрагмента «К вопросу о диалектике» в «Философских тетрадях» В. И. Ленина | |||
Тема 7. .Западная неклассическая философия XIX - XX вв. | - подготовка вопросов по плану семинара № 9; составление развернутых планов ответов на вопросы семинара; составление словаря терминов, подготовка к тестированию; | 5 | опрос, оценка |
- проанализировать 2 из предложенных: фрагмента работ философов и письменно ответить на поставленные вопросы: - Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» - З. Фрейд «Я и Оно» - Э. Фромм «Иметь или быть» - А. Камю «Бунтующий человек» - Х.-О. Гассет «Восстание масс» | |||
Раздел 2. Теоретическая философия. Основные проблемы современного философского знания | |||
Дата: 2018-12-21, просмотров: 242.