МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Включает в себя осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию.

При осмотре следует обратить внимание на:цианоз, который может быть генерализованным и локальным (периоральный, периорбитальный);

выделения из носа (слизистые, слизисто-гнойные, кровянистые) и характер носового дыхания (свободное, затрудненное);

голос ребенка (грубый, осипший, полная афония, гнусавый), характер кашля (сухой, влажный, грубый, приступообразный,

спазматический, болезненный, битональный);

 наличие одышки: экспираторная, инспираторная, смешанная,

участие в акте дыхания вспомогательной мускулатуры (раздувание крыльев носа, втяжение межреберий, напряжение грудинно-ключичных грудныхмышц и прямых мышц живота);

тип дыхания: брюшной, грудной или смешанный;

изменения ритма дыхания: тахипноэ - учащение дыхания, брадипноэ,урежение дыхания, патологические типы дыхания - Куссмауля-Биота, Чейна-Стокса;

формул, деформацию и асимметрию грудной клетки;

синхронность участия в дыхании обеих половин грудной клетки;

число дыханий - у детей раннего возраста определяется в те минуты, когда ребенок спит, при этом фонендоскоп держат около носа ребенка.

 При пальпации определяют:

· эластичность и резистентность грудной клетки путем сдавления грудной клетки спереди назад или с боков;

· болезненность грудной клетки (поверхностная и глубокая); толщинукожной складки на симметричных участках;

голосовое дрожание - при этом руки кладутся на симметричные участки грудной клетки с обеих сторон, и больной произносит слова, дающие большую вибрацию голоса (тридцать три и др.). У детей раннего возраста голосовое дрожание исследуется во время крика или плача; ширину межреберий;равномерность участия обеих половин в акте дыхания (руки исследователя кладутся на симметричные участки грудной клетки);

частоту  дыхания - подсчет производится в течение минуты в состоянии покоя или сна, положив руку на грудь, живот или на область реберной дуги в зависимости от типа дыхания (грудной, брюшной или смешанный).

Перкуссия грудной клетки

Сравнительная перкуссия легких проводится на симметричных участках грудной клетки. При этом необходимо обеспечить равномерное положение обеих половин грудной клетки. При перкуссии передней поверхности руки больного располагаются вдоль туловища, боковой поверхности - кладутся за голову, а. задней поверхности - скрещиваются на груди, а больной чуть наклоняется вперед. В норме над легкими определяется ясный легочный звук. У детей дошкольного возраста верхушки легких не выходят за ключицу, поэтому сравнительную перкуссию передней поверхности начинают с подключичной области.

Топографическая перкуссия включает в себя: высоту стояния верхушек легких; ширину полей Кренинга; границы между долями легких; нижний край легкого и его подвижность.

Определение высоты стояния верхушек легких проводится у детей школьного возраста. Высота стояния верхушек спереди - на 2-4 см вверх от середины ключицы, сзади определяется от spinascapulae по направлению костистом отростку VII шейного позвонка. При первом появлении укорочения перкуторного звука перкуссию прекращают.

При определении ширины полей Кренинга палец-плессиметр ставят на середину верхнего края трапециевидной мышцы и от этой точки проводят перкуссию поочередно по направлению к шее и плечу до притупления. Полученное расстояние между двумя точками - ширина полей Кренинга.

Определяются границы между долями легких: спереди слева располагается верхняя доля, справа - верхняя и средняя (границы IV ребро), сбоку справа определяются три доли, слева - две. Сзади расположены верхняя и нижняя доли, граница между которыми проходит по линии, проведенной по spinascapula и до ее пересечения с позвоночником.

Исследуют подвижность нижнего края легких. Для этого находят нижнюю границу посреднеаксилярной или заднеаксилярной линии. Затем больной, глубоко вдыхает и задерживает дыхание, и определяют стояние нижнего края легкого. После этого таким же образом определяют нижнюю границу легких на выходе, для чего просят больного выдохнуть и задержать дыхание. О подвижности нижнего края легких у детей раннего возраста можно судить во время плача или крика.

 

Нижние границы легких

Линии Справа Слева
Средняя ключичная VI ребро Нижняя граница левого легкого по среднеключичной линии отличается тем, что образует выемку для сердца и отходит от грудины на высоте IV ребра и круто спускается вниз
Средняя подключичная VIII ребро IX ребро
Лопаточная IX-X ребро X ребро  
Паравертебральная

На уровне остистого XI грудного позвонка

При аускультации легких определяют характер дыхания, оценивают патологические шумы. В норме у детей до 3-х лет дыхание пуэрильное, которое постепенно становятся везикулярным. К патологическим шумам относятся сухие и влажные хрипы, крепитация, шум трения плевры.

При выслушивании обращают особое внимание на подмышечные области (раннее появление бронхиального дыхания при сегментарных пневмониях), пространства по обеим сторонам позвоночника (паравертебральные пространства), между позвоночником и лопаткой (область корня легкого), подлопаточные области Дополнительные методы исследования

 Рентгенологические методы: рентгенография легких: в прямой и боковой проекции; рентгеноскопия; бронхоскопия, бронхография; томография;флюорография.

Инструментальные методы: риноскопия; прямая ларингоскопия; бронхоскопия;

биопсия.

Методы исследования функции внешнего дыхания: пикфлуометрия; спирография;

пневмотахометрия; оксигемография; проба Штанге (проба с задержкой дыхания на вдохе); проба Генче (проба с задержкой дыхания на выдохе); проба с физической нагрузкой.

Лабораторные методы:

Ø исследование мокроты (бактериологическое и микроскопическое); исследование плевральной жидкости (микроскопическое, содержание белка и бактериологическое);

Ø исследование кислотно-щелочного состояния по газам крови.

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ

 

Масса сердца относительно больше и составляет 0,8% по отношению к массе тела (у взрослых - 0,4%).

Толщина правого и левого желудочка одинакова у новорожденных и составляет 5 мм, затем стенка левого желудочка утолщается.

Гистологически; мышечные волокна более тонкие, слабо развита соединительная и эластическая ткань. Рост волокон миокарда достигает максимума у девушек к 14-16 годам, а юношей - на 2 года позднее. К 16 годам размеры сердца девушек достигают размеров сердца взрослого.

Сердце до 2-х лет расположено горизонтально. На протяжении первых 2- х лет жизни происходит перемещение сердца внутрь грудной клетки и к 3-4 годам принимает косое положение.

Хорошее кровоснабжение, поэтому у детей чаще отмечаются воспалительные заболевания сердца. Тип кровоснабжения до 2-х лет - рассыпной, от 2-х до 6 лет - смешанный, старше 6 лет - магистральный.

Кровеносные сосуды тонкостенные, слабо развита мышечная и эластическая ткань.

· Просвет артерий относительно шире. По ширине артерии и вены равны между собой. Вены растут быстрее артерий и к 16 годам становятся в 2 раза больше.

· Рост артерий и вен неравномерен росту сердца, поэтому у детей часто имеются шумы формирования сердца.

· Артериальное давление удетей низкое (широкие артерии, меньшая нагнетательная способность сердца) и рассчитывается по формуле:

90 + 2п (систолическое),

60 + п (диастолическое),
где п - число лет.

 

· Пульс у детей учащен (физиологическая тахикардия; лабилен. Часто отмечается дыхательная аритмия - учащение пульса на вдохе и урежение - на выдохе. Частота пульса:       

новорожденный - 140-160 ударов в минуту,

в 1 год - 120,:в 5 лет - 100,

в 14-15 лет - 60-84.

 

Формула расчета пульса:

До 5 лет - 100 + 5 (5 - п),

старше 5 лет 100 - 5 (п - 5), где п - число лет.

 

 



Дата: 2018-12-21, просмотров: 264.