МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методика обследования включает в себя осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию.

При осмотре определяют:

положение больного- при резко выраженной сердечной недостаточности - полусидя или сидя с опущенными ногами, при острой сосудистой недостаточности - больной лежит с низким изголовьем;

наличие одышки, которая усиливается в положении лежа и ослабевает в положении сидя (ортопноэ);

цианоз (генерализованный, локальный - акроцианоз);

пульсацию и набухание сосудов шеи (сонных артерий и шейныхвен). В норме отмечается слабая пульсация;и, сердечный толчок - пульсация всей сердечной области. В норме не определяется;

-сердечный горб - выбухание грудной клетки в области сердца (при врожденных пороках сердца);

-верхушечный толчок - виден в виде слабой пульсации;

-пульсацию в эпигастральной области; отеки, которые у большинства больных располагаются на голенях и стопах, но могут быть в области половых органов, на лице; пальцы в виде барабанных палочек, ногти в виде часовых стекол.

 При пальпации определяют:

Верхушечный толчок разлитой; если он пальпируется более чем в 2-х межреберьях. Сила оценивается по сопротивлению, ощущаемому пальцами;кошачье мурлыканье” - систолическое или диастолическое дрожание определяется при наложении ладони на область сердца. Систолическое дрожание совпадает с толчком, а диастолическое - определяется в интервале между сокращениями. Встречается при стенозах митрального и аортального клапанов.

Пульс на лучевой артерии. Пальпацию осуществляют на внутренней поверхности предплечья над лучезапястным суставом. Большой палец охватывает тыл предплечья ребенка, а II и III накладывают  на его внутреннюю поверхность и нащупывают точку максимальной пульсации сосуда. Начинают исследование пульса со сравнением его характеристик на правой и левой руке, используя для этого пальпацию двумя руками одновременно. При одинаковых характеристиках пульса на обеих руках (синхронный пульс) дальнейшее исследование проводят только на правой стороне.

Оценивают следующие качества пульса: частоту, ритмичность,напряжение (твердый, мягкий), наполнение (полный, пустой), величину (высокий, малый, нитевидный), равномерность (равномерный, замедленный), уменьшение пульса на выдохе (парадоксальный пульс). Необходимо сравнить частоту пульса с числом сердечных сокращений. Дефицит пульса - такое состояние, при котором не все пульсовые волны достигают лучевой артерии;

- отеки на голенях.

При перкуссии сердца определяют сердечную тупость:

относительную (соответствует топографическим границам сердца); абсолютную (поверхность сердца, не прикрытая легкими).

Начинают перкуссию с определения правой границы сердца. Для этого вначале определяют верхнюю границу печеночной тупости, затем палец перемещают на одно межреберье выше, переворачивают его перпендикулярно направлению ребер и перкутируют по направлению к грудине до появления притупления перкуторного звука, определяя правую границу относительной тупости сердца. Далее тишайшей перкуссией определяют правую границу абсолютной сердечной тупости.

Верхняя граница сердца перкутируется по левой парастернальной линии. Палец-плессиметр располагают в I межреберье и опускают вниз до появления притупления перкуторного звука - это верхняя граница относительной сердечной тупости. Далее тишайшей перкуссией определяют верхнюю границу абсолютной сердечной тупости.

Для определения левой границы вначале находят верхушечный толчок.

Палец-плессиметр располагается параллельно предполагаемой границе сердца перпендикулярно ходу ребер в межреберье, где локализован верхушечный толчок. Перкуссию проводят от средней аксилярной линии по направлению к сердцу до появления притупления - это левая граница относительной сердечной тупости, затем тишайшей перкуссией определяют левую границу абсолютной сердечной тупости.

 

Аускультация сердца дает представление о тонах и шумах. Ее следует выполнять у максимально спокойного ребенка в различных положениях (стоя, лежа на спине) на высоте вдоха при задержке дыхания и полном выдохе. Над всей областью сердца выслушиваются два тона: I тон - систолический, II тон - диастолический. Оценивается ясность тонов и ритмичность. Умеренно ослабленные тоны называются приглушенными, резко ослабленные - глухими. В норме тоны сердца ясные, ритмичные, шумы не выслушиваются.

Аускультацию проводят в следующем порядке:

· 1 точка - верхушка сердца, область верхушечного толчка, место выслушивания митрального клапана;

· 2 точка - второе межреберье справа от грудины, место выслушивания клапана аорты;

· 3 точка - второе межреберье слева от грудины, место выслушивания клапана легочной артерии;

· 4 точка - у основания мечевидного отростка справа, место выслушивания трехстворчатоге клапана;

· 5 точка (точка Боткина) - место прикрепления 3-4  ребер слева от грудины, место выслушивания аортального и митрального клапанов.

Аускультацию сосудов осуществляют в точках видимой пульсации, шумы в артериях определяются при их сужении и изменении скорости кровотока.

Артериальное давление измеряют по методу А.П. Короткова с помощью сфигоманометра, используя манжеты соответствующие возрасту или окружности плеча ребенка.

 Инструментальные и функциональные методы исследования:

v Электрокардиография (ЭКГ)

v Фонокардиография (ФКГ)

v Эхокардиография

v Рентгенография сердца в трех проекциях

v Велоэргометрия

v Измерение центрального венозного давления

v Функциональные пробы сердечно-сосудистой системы (проба по Шалкову, Штанге,ортоклиностатическая проба, степ-тест, велоэргометрия).

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 235.