Основные структурные элементы конфликта
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Объект конфликта — материальная, социальная или духовная ценность, лежащая на пересечении взаимных интересов сторон,
к обладанию или использования которой стремятся оба оппонента

 Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт, т.е. объективно существующая или воображаемая проблема, служащая источником раздора между сторонами,  то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

  Образ конфликтной ситуации – отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.

  Мотивы конфликта – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (потребности, интересы, цели, идеалы, убеждения).

  Позиции конфликтующих сторон – то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.

Важнейшие условия протекания конфликта:

· пространственно-временные (место разворачивания противоречия и время, в течение которого оно должно быть разрешено);

· социально-психологические (климат в конфликтующей группе, тип и уровень взаимодействия (общения), степень конфронтации и состояние участников конфликта);

· социальные (вовлеченность в противоречие интересов различных социальных групп: гендерных, семейных, профессиональных, этнических и национальных).

Классификация конфликтов  (С.М.Емельянов)

Конфликты, представляющие собой сложные социально-психологическое явление, весьма многообразны и их можно классифицировать по разным признакам.

 Классификация позволяет ориентироваться в специфических проявлениях конфликта и помогает оценить возможные пути их разрешения.

 

Таблица классификации конфликтов

 

№ п/п   Основание классификации Виды конфликтов Общая характеристика
  1   Сферы проявления конфликта   Экономические Идеологические Социалыю-бытовые   Семейно-бытовые В основе лежат экономические противоречия В основе лежат противоречия во взглядах. В основе лежат противоречия социальной сферы В основе лежат противоречия семейных отношений
  2     Степень длительности и напряженности конфликта   Бурные быстротекущие конфликты   Острые длительные конфликты Слабовыраженные и вялотекущие конфликты Слабовыраженные и быстротекущие   Возникают па основе индивидуальных психологических особенностей личности, отличаются агрессивностью и крайней враждебностью конфликтующих Возникают при наличии глубоких противоречий Связаны с не очень острыми противоречиями, либо пассивностью одной из сторон. Связаны с поверхностными причинами, носят эпизодический характер  
  3     Субъекты конфликтного взаимодействия   Внутриличностные конфликты Межличностные конфликты Конфликты «личность -группа»    Межгрупповые конфликты   Связаны со столкновением противоположно направленных мотивов личности Субъектами конфликта выступают две личности Субъекты конфликта: с одной стороны личность, а с другой — группа (микрогруппа) Субъектами конфликта выступают малые социальные группы или микрогруппы  
  4     Социальные последствия   Конструктивные конфликты     Деструктивные конфликты   В основе таких конфликтов лежат объективные противоречия. Способствуют развитию организации или другой социальной системы В основе таких конфликтов, как правило, лежат субъективные причины. Они создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы  
5     Предмет конфликта   Реалистичные (предметные) конфликты Нереалистичные (беспредметные) конфликты     Имеют четкий предмет   Не имеют предмета или имеющийся предмет не является жизненно важным для одного или обоих субъектов конфликта  

Формы конфликтов

(внутриличностных,  межличностных , межгрупповых)

1. Внутриличностный конфликт– столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. По З. Фрейду - изначальная и постоянная форма столкновения противоположных принципов, влечений, амбивалентных стремлений и пр., в коих выражается противоречивость человеческой природы; например, как форма взаимодействия противоречивых импульсов бессознательного и сознательного – «Оно и Сверх-Я».

Виды внутриличностных конфликтов (К. ЛЕВИН)

· «Приближение – приближение» - состояние, когда индивиду приходится выбирать между двумя в равной степени привлекательными, но требующими противоположных действий альтернативами.

· «Приближение – удаление» - конфликтная ситуация выражается в том, что одна и та же цель оказывается для индивида обладающей в равной степени привлекательностью и непривлекательностью (амбивалентный конфликт).

· «Удаление – удаление» - индивид вынужден выбирать между двумя в равной степени непривлекательными альтернативами.

· «Конфликт ролей» - ситуация, в которой от одного и того же человека ожидается реализация противоречащих и несовместимых друг с другом форм поведения.

 Виды внутриличностных конфликтов ( М.КОРДУЭЛ)

· Невротический – непродуктивно и нерационально разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности, сопровождаемое возникновением болезненно-тягостным переживанием неудач (неудовлетворение потребностей, не достижение жизненных целей, невосполнимость потерь и т.п. психотравмирующие ситуации); закладывается, как правило, в детстве при нарушении отношений с родителями.

· Психический – постоянный элемент душевной жизни, характерный беспрерывным столкновением влечений, желаний, систем психических и сфер личности.

· Патогенный – болезнетворная форма психического конфликта, образующегося в результате столкновения между влечениями Я и влечениями сексуальными – между Я и сексуальностью.

· Конфликт «Я-реальный» и «Я-идеальный»  – форма отражения противоречий реального и психического, мира внешнего и внутреннего.

 

2. Межличностный конфликт – действующие лица либо преследуют несовместимые цели и реализуют противоречивые ценности, либо одновременно, в конкурентной борьбе, стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута одной из сторон.

Обычно рассматривается две формы межличностного конфликта:

· конструктивная (продуктивная) – конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику, и результативность социально-психологических процессов, служащий источником самоусовершенствования и саморазвития личности; оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений.

   Стратегии поведения в конструктивной форме конфликта (Р.  

   Блейк, Дж. Моутон):

а) соперничество (противоборство) – открытая борьба за свои интересы;

б) сотрудничество – поиск решения удовлетворяющего интересы всех сторон;

в) компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

г) избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не решая ее, не уступая своего, но и   не настаивая на своем;

д) приспособление – тенденция сглаживать противоречия. поступаясь собственными интересами.

· неконструктивная - один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его в глазах окружающих; обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны, диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным, межличностные отношения разрушаются

Виды межличностных конфликтов

· Организационные конфликты (конфликты в трудовом коллективе).

· Семейные конфликты (между супругами, между родителями и детьми, супругами и родственниками).

· Конфликты между личностью (гражданином государства) и представителем государственной или общественной организации.

 

3. Межгрупповой конфликт конфликтующими сторонами выступают социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления.

 

Виды межгрупповых конфликтов (Е.М. Бабосов,)

  1. Соперничество – вид группового взаимодействия, в котором социальные группы – коллективы предприятий, учреждений, спортивные команды и т.п., - состязаясь друг с другом, добиваются одной цели и стремятся в чем-то превзойти соперника.

  2. Столкновение - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие группы стремятся (или вынуждены) нанести ущерб, ощутимый, а иногда и гибельный друг другу.

  3. Доминация (господство) - вид группового взаимодействия, при котором одна группа имеет существенное преимущество перед другой (в силу чего господствует над ней в экономическом, политическом, языковом и т.п. отношении).

  4. Уклонение - вид группового взаимодействия, в котором одна из групп или обе стремятся отойти, отодвинуться от другой, чтобы избежать столкновения, удара, нападения и т.п.

  5. Избегание - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих сторон стремится отделиться, удалиться от другой, избежать встречи с ней, сулящей за собой неприятные, нежелательные последствия.

  6. Аккомодация - вид группового взаимодействия, в процессе осуществления которого одна группа (как правило, уступающая в могуществе, силе, богатстве и т.п. другой) стремится приспособиться к давлению более сильной.

  7. Ассимиляция – специфический вид межгрупповой динамики, характерный тем, что одна группа уподобляется другой в каком-либо важном отношении, усваивая ее существенные особенности, нормы поведения и т.п.

  8. Подавление - вид группового взаимодействия, при котором одна из конфликтующих групп получает решающее преимущество, в силу чего оказывается в состоянии насильственно, часто при помощи вооруженной силы положить конец существованию враждебной группы.

  9. Переговоры – специфический вид межгрупповой динамики, в ходе которого соперничающие группы (чаще их представители) обмениваются мнениями, обмениваются мнениями для сближения позиций и достижения соглашения по урегулирования конфликта.

  10. Компромисс - вид группового взаимодействия, которое позволяет достичь соглашения между группами путем взаимных уступок друг другу.

  11. Согласие – своеобразный вид межгрупповой динамики, позволяющий конфликтующим группам придти к взаимной договоренности.

  12. Сотрудничество - вид группового взаимодействия, при котором соперничающие друг с другом группы начинают заниматься совместной деятельностью в важной для них сфере общественной жизни.  

 

Этапы развития конфликта:

1) постепенное усиление участников конфликта за счет введения все более активных сил, а также за счет накопления опыта борьбы;

2) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации;

3) повышение конфликтной активности участников, изменение характера конфликта в сторону ужесточения, вовлечение в конфликт новых лиц;

4) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия (могут как мобилизующе, так и дезорганизующе влиять на участников конфликта);

5) изменение отношения к проблемной ситуации и конфликту в целом.

 

Этапы разрешения конфликта (Е. Мелибруда):

   1. Определение основной проблемы. Определение проблемы помогает каждому противнику правильно оценить свое поведение и понять другого. Для этого необходимо ответить на вопросы:

а)  как я понимаю проблему? Какие мои действия и какие поступки партнера привели к возникновению и закреплению конфликта?

б) как мой партнер видит проблему? Какие, по его мнению, мои и его собственные действия лежат в основе конфликта?

в) соответствует ли поведение каждого из нас сложившейся ситуации? (Как показывают исследования, сила аффективной реакции обычно не соответствует значимости конфликтной ситуации.)

г) как можно более лаконично и полно определить нашу общую проблему?

д) в каких вопросах мы с партнером расходимся?

е) в каких вопросах мы солидарны и понимаем друг друга?      

      2. Определение причин конфликта:

а) нужно как можно полнее и правдивее уяснить для себя, что в действиях противника кажется неприемлемым;

б) нужно понять, какие действия в конфликте неприемлемы для партнера;

в) необходимо определить причины возникновения конфликта; некоторые причины имеют типичный, повторяемый характер, а «пусковым» механизмом может явиться самый незначительный повод.

  3. Для поиска возможных путей разрешения конфликта стоит ответить на следующие вопросы:

а) что я мог бы сделать, чтобы разрешить конфликт?

б) что бы мог сделать для этого партнер?

в) каковы наши общие цели, во имя которых необходимо найти выход из конфликта?

  4. Для совместного решения о выходе из конфликта следует выяснить:

а) каковы вероятные следствия каждого из возможных путей разрешения конфликта?

б) что нужно сделать для намеченной цели?

в) какой из способов разрешения конфликта вызывает у его участников чувство удовлетворения своей конструктивностью?

  5. Как только принято совместное решение о выходе из конфликта, надо постараться его реализовать. При этом не следует мысленно вновь и вновь «прокручивать» конфликтную ситуацию, сомневаться в правильности способа разрешении конфликта, бесконечно говорить по этому поводу.

  6. На заключительном этапе происходит оценка достигнутого. Если проблему так и не удалось решить, то следует повторить все предыдущие шаги.

 

 

10 правил, способствующих противодействию возникновению конфликтов (Зигерт Вернер, Лючия Ланг):

1 Признавать друг друга.

2. Слушать, не перебивая.

 3. Демонстрировать понимание роли другого.

 4. Выяснить, как другой воспринимает конфликт, как он себя при  

этом чувствует.

5. Четко формулировать предмет обсуждения.

6. Устанавливать общие точки зрения.

7. Выяснить, что вас разъединяет.

8. После этого снова описать содержание конфликта.

9. Искать общее решение.

10.Принять общее «коммюнике».

Ошибки в обсуждении конфликта:

1. Партнер выдвигает в качестве ошибки другого собственный

промах.

2. Партнер не выражает полностью свои потребности.

 3. Партнер принимает «боевую стойку».

 4. Партнер уходит в оборону.

 5. Поведение партнера диктуется исключительно тактическими

соображениями.

 6. Партнер укрывается за «производственной необходимостью».

 7. Партнер настаивает на признании своей власти.

 8. В ход идет знание самых уязвимых мест партнера.

 9. Припоминаются старые обиды.

 

                                  Практическая работа

Цели работы:

· практическое изучение механизмов вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта;

· закрепление знаний студентов о сущности конфликта,

· развитие умений анализа конфликтных ситуаций различных типов;

· формирование умения принимать решения в сложных ситуациях социального взаимодействия, находить способы предотвращения конфликта и выхода из него.

Порядок проведения работы:

1. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи. Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе (по С.М.Емельянову)

2. В группе студентов проводится игра «Внутриличностные конфликты» (С.М.Емельянов).  Результаты участия в игре обсуждаются в группе в виде всестороннего анализа предложенной ситуации.

 


Методические средства

«Конфликтные ситуации»

(решение ситуационных задач)

 Задача 1

   Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

 Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Задача 2

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную — молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

 Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

Задача 3

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 Задача 4

 Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю...

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

Задача 5                                               ,

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

«ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЕ КОНФЛИКТЫ»

                                  (ролевая игра)

Участники игры:

1. Чиновник.

2. Начальник чиновника.

3. Представитель общественности.

4. Проситель.

5. Представитель местной мафии.

6. Жена чиновника.

7. Совесть чиновника.

8. Группа экспертов.

 

В игре могут принять участие от 7-8 до 30 и более человек.

 Игровая ситуация

 

1.     Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2.     В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии,
угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет переданного людям.

3.    Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее:

· диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день;

· разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; ж без мужа»).

В свою очередь, чиновника раздражает то, что не понимают даже дома, в семье.

Порядок проведения игры

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендентов). 

2. Назначить группу экспертов.

3. Игра начинается с разговора начальника с чиновником.

4. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются не вовлеченные непосредственно игроки.
5. Высказывание экспертов и подведение итогов ролевой игры..

 

*Предостережение (для руководителя игры)

Игра предполагает высокое эмоциональное психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилитацию» всех «чиновников»: сделать всесторонний анализ ситуации

Домашнее задание

Цель:

· изучение личной предрасположенности к конфликтному поведению.

 

Тест « Самооценка конфликтности»

ИНСТРУКЦИЯ:

«Вашему вниманию предлагается тест, позволяющий оценить степень Вашей собственной конфликтности. Тест содержит шкалу, которая будет использована для самооценки по 10 парам утверждений.

Выполнение теста сводится к следующему.

Вы оцениваете каждое утверждение левой и правой колонки: кружочком отмечаете, на сколько баллов в Вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка производится по 7-балльной шкале: 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда; 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе»:

Бланк теста (шкала самооценки)

  1.  Рветесь в спор  7 6 5 4 3 2 1    Уклоняетесь от спора
  2. Свои выводы   сопровождаете тоном, не терпящим возражений    7 6 5 4 3 2 1      Свои выводы    сопровождаете    извиняющимся тоном
   3. Считаете, что    добьетесь своего, если    будете очень возражать  7 6 5 4 3 2 1      Считаете, что если будете   возражать, то не добьетесь своего
  4. Не обращаете внимания на то, что другие не  принимают доводов  7 6 5 4 3 2 1   Сожалеете, если видите,   что другие не принимают   доводов
 5.Спорные вопросы обсуждаете в присутствии оппонента  7 6 5 4 3 2 1   Рассуждаете о спорных проблемах в отсутствие оппонента
   6.Не смущаетесь, если попадаете в напряженную обстановку  7 6 5 4 3 2 1   В напряженной обстановке чувствуете себя неловко
   7. Считаете, что в споре надо проявлять свой характер  7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что в споре не   нужно демонстрировать свои эмоции
   8. Не уступаете в спорах  7 6 5 4 3 2 1   Уступаете в спорах
   9. Считаете, что люди легко выходят из конфликта  7 6 5 4 3 2 1   Считаете, что люди с трудом выходят из конфликта
   10. Если «взрываетесь», то    считаете, что без этого    нельзя  7 6 5 4 3 2 1   Если «взрываетесь», то вскоре ощущаете чувство вины

 



Оценка результатов

На каждой строке соедините отметки по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра четыре) влево означает склонность к конфликтности, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов.

Подсчитайте общее количество отмеченных Вами баллов.

Сумма баллов, равная 70, указывает на очень высокую степень конфликтности: 60 — на высокую конфликтность;

                         50 — на выраженную конфликтность;

                              11—15— на склонность избегать конфликты.

Обоснуйте результаты тестирования

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                  Литература

1. Абрамова Г. С. Сборник задач по социальной психологии и психическому развитию - М., 1999

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1988

3. Андриенко Е. В. Социальная психология - М., 2000

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов, - М.: 1999

5. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М., 1996

6. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.,2001

7. Атватер И. Я Вас слушаю.- М., 1988

8. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учеб. пособие. – Минск, 2001

9. Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры. - СПб, 2000

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986

11. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М., 1978

12. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком.- М., 1982

13. Большаков А.Г., Несмелов М.Ю. Конфликтология организаций. Учеб. пособие. – М., 2001

14. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – 2-е изд. перераб. и доп. – Новосибирск, 1989

15. Введение в практическую социальную психологию / Под ред. Жукова М. Ю. и др. – М.,1996

16. Гришина Н. В. Психология конфликта - М., 1999

17. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987

18. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство.- М., 1980

19. Доценко Е.Л. Психология манипуляций. - М., 1996

20. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии.- СПб.,2000

21. Емельянов Ю.Н. Обучение паритетному диалогу. – Л., 1991

22. Еникеева С. М. Общая и социальная психология - М., 2000

23. Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. - М., 1982

24. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М.,1990

25. Кон И.С. Социология личности. - М., 1987

26. Кон И.С. Дружба: Этико-психологический очерк. - М., 1987

 

27.  Куликов В.Н. Введение в социальную психологию. - Иваново, 1990

28. Кузьмин Е.С. Актуальные проблемы социальной психологии. - Л., 1987

29. Леонтьев А.А. Психология общения.- Тарту, 1973

30. Майерс. Социальная психология.- Спб., 1997

31. Мелибруда И. Я-Ты-Мы. - 1986

32. Мид М. Культура и мир детства - М., 1988

33. Надирашвили Ш.А. Социальная психология личности. - Тбилиси 1975

34. Немов Р. С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: кн. Для учителя - М., 1998

35. Немов Р.С. Практическая психология.- М., 1997

36. Новиков В.В. Социальная психология.- СПб, 1998

37. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. - Л., 1979

38. Пайнс Э., Маслач К., Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000

39. Парыгин Б. Д. Социальная психология - СПб., 1999

40. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М., 1982

41. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии - М., 1984

42. Петровский А. В. и др. Социальная психология – М., 1987

43. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клецкиной. – СПБ, 2003

44. Проблемы зарубежной социальной психологии. М., 1976

45. Психология личности: тесты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырия. - М., 1982

46. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.– М., 1988

47. Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг. Социальный конфликт: Эскалация, тупик, разрешение. – СПб., 2002.

48.  Рыбанова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе: Кн. для учителей. – М., 1991

49. К.Рудестам. Групповая психотерапия.Психокоррекционные группы: теория и практика. – СПб., 1998

50. Сидоренко Е.В.Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. В.кн.: Психология влияния. – СПб., 2000

51. Сидовенко Е.В. Терапия и тренинг по А. Адлеру. – СПб, 2000

52. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. - М.,2002

53. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. СПб, 2000

54. Спиваковская А.С. Как быть родителями: (О психологии родительской любви). - М., 1986

55. Скотт Д.Г. Конфликты. Пути их преодоления. – Киев, 1991

56. Снайдер Д. Практическая психология для подростков или как найти свое место в жизни. – М., 2000

57. Федоров Ю.М. Социальная психология. -  Тюмень, 1997

58. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999

59. Хасан Б.И. Психотехника конфликта. – Красноярск, 1995

60. Хрестоматия по социальной психологии. Под ред. Т.В. Кутаповой, М., 1994

61. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. - СПб., 2000

62. Чалдини Р. Психология влияния.- СПб., 1997

63. Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1985

64. Шевардин Н. И. Социальная психология в образовании - М.. 1995

65. Щихирев П.Н. Современная социальная психология. 1999

66. Эриксон Э. Детство и общество - СПб, 2000

67. Юнг К.Г. Психологические типы. - М., 1999

68. Ядов В.А. Социологические исследования. - М., 1987

 

      Анкета студента по завершению учебного курса

(дисциплины)

      

 

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

           

Вы только что сдали экзамен по курсу_______________________

Каково ваше мнение об этом предмете?

 

1. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной системе качество читаемых лекций и проводимых семинаров:

Оценка лекций_______________

Оценка семинаров______________

2. Пожалуйста, аргументируйте свою оценку:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

3. Какие темы вызвали у Вас наибольший интерес?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

4. Если были затруднения, то каковы их причины?

_________________________________________________________

_________________________________________________________

5. Считаете ли Вы, что полученные знания будут полезны в Вашей профессиональной деятельности? 

Пожалуйста, аргументируйте свой ответ. _________________________________________________________

_________________________________________________________

6. Ваши предложения по совершенствованию курса:

_________________________________________________________

_________________________________________________________

7. Как Вы оцениваете свою работу по данному курсу

(оцените по 10 балльной шкале) ______________________________

 

8. Оцените соотношение аудиторной и самостоятельной работы по данному курсу (оптимальное, нет, % отношение, Ваше мнение )

__________________________________________________________________________________________________________________

9. Оцените учебно-методическое обеспечение данного курса (наличие учебников, вспомогательной литературы, методических разработок, указаний, пособий и т.д.) Нужное подчеркнуть.

Достаточное, недостаточное, устарело, не хватает количества экземпляров.

10. Укажите % посещенных вами занятий

Лекций___________    Семинарских занятий __________

 

11. Оценка, полученная Вами на экзамене: _______________

 

БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!                                                 


АНКЕТА для СТУДЕНТОВ

Уважаемый студент!

Ответьте, пожалуйста, откровенно и самостоятельно на предлагаемые вопросы. Ваши ответы помогут нам проанализировать ход учебного процесса и улучшить его. Фамилию указывать не нужно.

Инструкция: Обведите кружком цифру, наиболее полно отражающую степень Вашего согласия с тем или иным (противоположным) утверждением

 

  Утверждение оценка Утверждение
1 Мне обычно непонятно, с какой целью читается та или иная лекция 3 2 1 0 1 2 3 Мне практически всегда ясно, с какой целью читается та или иная лекция
2 Если преподаватель задает вопросы аудитории, я не задумываюсь над ними, не пытаюсь мысленно ответить 3 2 1 0 1 2 3 Если преподаватель задает вопросы аудитории, я задумываюсь над ними и пытаюсь мысленно ответить
3 На лекциях у меня обычно плохое настроение 3 2 1 0 1 2 3 На лекциях я всегда в хорошем настроении, доволен, жизнерадостен
4 На лекциях я редко узнаю новое для себя, изучаю дисциплину без всякого интереса 3 2 1 0 1 2 3 На лекциях я узнаю много нового для себя, изучаю дисциплину с большим интересом
5 На лекциях я не люблю делать записи; я отдыхаю от окружающей суеты 3 2 1 0 1 2 3 На лекциях я активный, всегда хочу работать, делаю нужные записи, веду «красивый» конспект
6 Мне кажется, что преподаватель относится ко мне без доверия и уважения 3 2 1 0 1 2 3 Мне кажется, что преподаватель относится ко мне с доверием и уважением
7 Я затрудняюсь выделить главное в курсе, с трудом ориентируюсь в его структуре 3 2 1 0 1 2 3 Я четко вижу главное в курсе, представляю всю его структуру
8 Если у меня возникают вопросы по материалу лекции (курса), я их обычно не задаю 3 2 1 0 1 2 3 Если у меня возникают вопросы по материалу лекции (курса), я их обычно задаю лектору
9 Когда мне не интересно, я разговариваю на лекциях, отвлекаюсь, занимаюсь посторонними делами 3 2 1 0 1 2 3 Я никогда не разговариваю на лекции, не отвлекаюсь, не занимаюсь посторонними делами
10 Я бы не хотел слушать лекции данного преподавателя 3 2 1 0 1 2 3 Я бы хотел и дальше продолжать слушать лекции данного преподавателя.

 

0 – затрудняюсь ответить

1 – согласен в некоторой степени «скорее ДА, чем НЕТ»

2 – практически согласен за небольшим исключением.

3 – полностью согласен

 

ПРАКТИКУМ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

 

Учебное пособие

 

Компьютерная верстка: Е.В.Мартыновой

Сдано в набор. Подписано в печать.

Формат 60Х84/16.Бумага писчая. Печать на ризографе.

Усл. печ.л. 8,6. Уч.-изд.л. 8,4 Тираж100

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 231.