Характеристики общительности складываются из суммирования ответов по вертикальным столбцам
1. Потребность: 1, 8, 15, 22, 29 (уединенность);
2 Инициативность: 2. 9, 16, 23, 30 (ригидность);
3. Легкость: 3, 10, 17, 24, 31 (трудность);
4. Широта: 4. 11, 18, 25, 32 (узость);
5. Устойчивость: 5, 12, 19, 26, 33 (импульсивность);
6. Выразительность: 6,13,20,27,34 (эмоциональная
уравновешенность);
7. Неискренность: 7, 14, 21, 28, 35 (честность).
Сумма баллов:
· от 26 до 35 говорит о выраженности данного свойства:
· от 17 до 25 - это равнозначное проявление прямой и обратной характеристики;
· от 7 до 16 - выраженность противоположного свойства (указано в скобках).
Обоснуйте каждый из семи полученных результатов, приведите примеры.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ
План
Литература
.
Асмолов А. Г. (5, 6, 7), Берн Э. (10), Зейгарник Б.В. (24), Хьелл Л. Зиглер Д. (62), Юнг К.Г. (68).
Теоретическое введение
1. В историко-эволюционном подходе выделяются три ипостаси человека, раскрывающее его сущность и существование как личности:
· Человек как многомерное существо, проявляющееся одновременно как участник историко-эволюционного процесса; носитель социальных ролей и программ социотипичного поведения; субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, общества и самого себя.
· Человек как полидеятельностное существо, сущность которого порождается, преобразуется и отстаивается в существовании в мире, в других людях, в себе самом.
· Человек как субъект свободного, ответственного, целенаправленного поведения, выступающий как ценность в восприятии других людей, в том числе и самого себя, и обладающий системой многообразных индивидуальных качеств, характеризующих его самобытность и неповторимость в изменяющемся мире.
При всём разнообразии подходов к пониманию личности, в истории познания и обыденной жизни, очевидным является тот факт, что именно многомерность выступает как сущностная характеристика личности. Человек, будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т.к. не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляющихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни.
Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история борьбы разных полярных ориентаций, в ходе которой разные мыслители выделяли какую-либо одну из реальных граней человеческого бытия, а другие стороны жизни личности не замечались или отрицались.
В философии и гуманитарных науках выделяются следующие полярные ориентации, в пространстве которых акцентируются различные проявления личностного бытия человека:
· Объектная – субъектная ориентации. В первом случае, человек познаётся как вещь среди вещей, которая порождается в природе или обществе (метафизический материализм, позитивизм, прагматизм); во втором случае, личность предстаёт как активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее своё собственное будущее (христианство, философия жизни, антропология, персонализм).
· Детерминистическая – индетерминистическая ориентации. В первом случае, речь идёт о предопределённости существования человека, его жесткой зависимости от судьбы (христианство, картезианство, фатализм). Во втором случае - деятельность человека спонтанна и свободна, он сам в ответе за выбор своей собственной судьбы (неопозитивизм, экзистенциализм).
· Монологическая – диалогическая ориентации. В первом случае, «человек рассматривается вне мира, а мир вне человека» (Г. Лейбниц, антропология, позитивизм). Во втором случае, личность изучается в пространстве коммуникаций, межличностного и внутриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой (материализм Л.Фейербаха, структуралистская концепция личности Ж. Лакана, диалогическая концепция гуманитарного познания М Бахтина).
Проблема личности имеет междисциплинарный статус, она находится в поле внимания социальных и естественных наук, духовной культуры и практики. Представители различных областей знаний обращаются к феномену человеческой личности, пытаются найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, предназначении, смысле существования, роли в истории, его уникальности и типичности.
Практическая работа
Цели работы:
· определение уровня усвоения студентами знаний по теме;
· практическое применение понятий транзактного анализа;
· психологический анализ литературных и народных фразеологизмов и цитат из художественных произведений.
Порядок проведения работы:
1. Сделать подробный конспект по одному из вопросов плана для дальнейшего коллективного обсуждения и ответов на предлагаемые выше вопросы, используя пособие Хьелл Л., Зиглер Д., «Теории личности».
2. Студентам дается задание выбрать из списка качеств (по Э.Берну), тех, которые в большей степени характеризуют:
· Ребёнка,
· Взрослого,
· Родителя:
Выбор качеств необходимо обосновать.
3. Студентам предлагается определить психологические качества, свойства, особенности, о которых идёт речь в крылатых словах и пословицах.
4. Дается задание определить психологический смысл цитат из художественных произведений.
Методические средства:
Подробный план для конспектирования
1. Индивидуальная теория личности А.Адлера рассматривает чувство неполноценности человека и его компенсацию, стремление личности к превосходству, взаимосвязь стиля жизни и социального интереса, творческое «Я», порядок рождения детей в семье, фикционный финализм, природу невроза.
К.Г. Юнг, являясь создателем аналитической теории личности, изучал структуру личности, эго-направленность и психологические функции, развитие личности. Предложил классификацию психологических типов личности.
2. Гуманистическая теория личности Э. Фромма в качестве ведущих положений выделяет понятие свободы и механизмы бегства от неё, экзистенциальные потребности человека, социальные типы характера.
Автор социокультурной теории личности К. Хорни акцентирует своё внимание на особенностях развития личности и возникающих невротических потребностях. Отдельные её работы посвящены психологии женщины.
3. Г.Олпорт является создателем концепции черт личности, рассматривает типы индивидуальных диспозиций черт личности, вводит понятие «проприум» («самость»), указывая аспекты его развития. Обращает внимание на функциональную автономию личности, главные ценностные ориентации в жизни; даёт характеристику психологически зрелой личности.
Р. Кеттел создал свою структурную теорию черт личности, выделив категории черт и разработав статистическую процедуру их оценки – факторный анализ.
Г.Айзенк предложил типологию личности на основе выраженности таких параметров, как экстраверсия – интроверсия, стабильность – нейротизм.
4. Социально-когнитивная теория личности А.Бандуры рассматривает основные процессы научения в жизни человека, виды подкрепления, и его
роль в научении, уделяя большое внимание саморегуляции, самоэффективности, самоконтролю поведения.
В центре внимания теории социального научения Д. Роттера лежит прогноз поведения человека в сложных ситуациях. Роттер полагает, что для этого необходимо проанализировать взаимодействие таких переменных, как потенциал поведения, ожидание, ценность подкрепления, психологическую ситуацию, локус контроля. Особое значение он придаёт потребностям и их компонентам, применимых к прогнозу поведения человека.
5. Д.Келли является создателем теории личностных конструктов, концентрируя внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни. Д. Келли рассматривает формальные свойства и типы конструктов, конструктивную и деструктивную альтернативы, эмоциональные состояния и психические расстройства личности. Он разработал «Репертуарный тест ролевого конструкта» для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни.
6. Основными положениями теории личности А. Маслоу являются иерархия потребностей, метапатологии личности, характеристики самоактуализирующихся людей.
7. Феноменологическая теория личности К.Роджерса подчёркивает идею о том, что люди способны определять свою судьбу, имеют свободу самоопределения. К.Роджерс указывает свою точку зрения на природу человека, рассматривает тенденцию актуализации, как руководящий мотив в жизни человека, Я – концепцию личности; даёт описание личностных характеристик полноценно функционирующих людей и терапевтических условий для изменения личности.
8. В концепции Э. Берна личность описывается через наличие трёх состояний «Я», которые характеризуются как Родитель, Ребёнок, Взрослый. Э. Берн уделяет большое внимание родительскому программированию, выделяя типы жизненных сценариев передаваемых от родителей к детям.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 286.