КТО ЛУЧШЕ?
Цена конкуренции – духовная жизнь и свобода человека, именно это, в первую очередь приносится в жертву; а также – легкость, покой, воодушевленность, счастье.
Основной вопрос сотрудничества:
КАКОВЫ ОСОБЕННОСТИ ДРУГОГО?
Цена сотрудничества – это ТО, без чего НЕ БЫВАЕТ ПОДЛИНОГО ОБЩЕНИЯ, на этом строится взаимопомощь и взаимная поддержка.
Психологическая игра
«Найти общее»
(разработка Т.Зинкевич-Евстигнеевой, Д.Фролова, Т.Грабенко)
Игра направлена на совершенствование навыков внимательного слушания, постановку уточняющих вопросов, но главное, на отработку навыка нахождения общего содержания в разных темах, идеях, подходах.
Идея игры – проста: каждый из пары собеседников должен говорить только на свою тему. Темы для разговора подбираются таким образом, чтобы они как можно меньше соприкасались друг с другом. Между тем, говоря на свою тему, участник игры должен определить тему партнера и постараться найти общие точки соприкосновения.
Для игры потребуются карточки с темами беседы. Для пары играющих карточки должны быть одного цвета.
Варианты заданий (тем для беседы) в паре:
Возможный цвет карточек | Тема первого собеседника | Тема второго собеседника |
Красный | О погоде | О «новом поколении» |
Желтый | Об экологии | О современной культуре |
Синий | О внешней политике | О взаимоотношениях в трудовом коллективе |
Зеленый | О предназначении человека | О стратегических и тактических целях взаимодействия |
Фиолетовый | О современном детективе | О стилях руководства |
Коричневый | О парфюмерии, духах | О конфликтах в педагогическом коллективе |
Серый | О возможности существования внеземных цивилизаций | О проблеме продления профессионального долголетия |
Черный | О государственной идее | О необходимости эмоционального самоконтроля |
Белый | О спорте | О психологической совместимости в трудовом коллективе |
Оранжевый | О цветах | О компетентности в общении |
Салатный | О живописи | О карьере педагога |
Голубой | О поисках духовного пути | Об основных мотивах деятельности учителя |
Золотой | О проблеме наркотиков | О развитии творчества в детских коллективах |
Темно-зеленый | О литературе | О новых формах и методах обучения |
Бежевый | О проблемах материнства и детства | О СМИ |
Лиловый | О семейной жизни | Об управленческих компетенциях |
Бордовый | О моде | О беспризорности и безнадзорности детей |
Алый | Об искусстве управления людьми | О синдроме «выгорания» современного педагога |
Темно-синий | О качестве воды | О воспитании нравственности |
Участники игры объединяются в пары. Каждой паре предлагается выбрать свой цвет. Выбрав цвет, студенты выбирают карточку с темой для беседы, не показывая друг другу.
Задачи для играющих:
1. Деликатно начать беседу
2. Подвести разговор к своей теме
3. Поговорить на свою тему
4. Понять тему партнера
5. Найти «связки» между темами
6. Найти общую тему
7. Корректно закончить беседу
Студентам дается 3 минуты на обдумывание своей темы, после чего они приступают к беседе. Беседа может сниматься на видеокамеру и поэтапно анализироваться участниками.
Домашнее задание
Цель: выявить преимущества и недостатки каждого из типов взаимодействия (сотрудничества, противоборства, уклонения, компромисса, приспособления).
Инструкция:
Вспомнить и описать собственные ситуации использования разных стилей взаимодействия; перечислить условия, повышающие эффективность применения того или иного типа взаимодействия
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
План
1. Понятие психологического воздействия
2. Психологическое влияние и противостояние влиянию
3. Виды психологического влияния
4. Виды психологического противостояния влиянию
5. «Технические средства» влияния и противостояния влиянию
Литература
Добрович А.Б. (19), Доценко Е.Л. (20), Емельянов Ю.Н. (22), Сидоренко Е.В. (51), Чалдини Р. (63)
Теоретическое введение
Совместная деятельность представляет собой единство:
· во-первых, совместного воздействия ни общий предмет деятельности;
· во-вторых, воздействия участников совместной деятельности друг на друга, которые задаются общественными отношениями.
Воздействие одного партнера по общению на другого имеет целью изменение или формирование установки у последнего путем предоставления ему определенной информации. Эффект воздействия на человека зависит не только от того, каково содержание этой информации, но и от того, какие методы воздействия использовались
Методы воздействия - совокупность приемов, реализующих воздействие на источники, факторы активности человека и его состояния. Осуществление воздействия на источники активности направлено на формирование новых потребностей и может быть реализовано путем:
· вовлечения его в соответствующую (новую) деятельность;
· включения во взаимодействие с определенным человеком, группой;
· периодического многократного повторения определенной (нужной) информации.
Психологическое влияние — это воздействие на состояние, мысли, чувства и действия другого человека с помощью исключительно психологических средств (вербальных, паралингвистических и невербальных), с предоставлением ему права и времени отвечать на это воздействие (ссылки на возможность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими средствами, по крайней мере до тех пор, пока эти угрозы не приводятся в действии).
Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или неизвестных) способов.
Адресат влияния — тот из партнеров, к которому обращена первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии инициатива может переходить от одного партнера к другому в попытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, - адресатом.
Цели влияния:1 - для удовлетворения своих потребностей с
помощью других людей или через их посредство;
2 - для подтверждения факта своего существования и
значимости этого факта;
3 - для преодоления пространственно-временных
ограничений собственного существования.
Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств
Виды влияния и противостояния влиянию
· Убеждение – сознательное аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющая своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения;
· Самопродвижение - Объявление своих целей и предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества на выборах, при назначении на должность и др.
· Внушение - сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям.
· Заражение - передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом (пока не нашедшим объяснения) перенимают это состояние или отношение. Передаваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно, усваиваться — также непроизвольно или произвольно.
· Пробуждение импульса к подражанию - способность вызывать стремление быть подобным себе. Эта способность может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать и подражание (копирование чужого поведения и образа мыслей) также может быть как произвольным, так и непроизвольным.
· Формирование благосклонности - привлечение к себе непроизвольного внимания адресата путем проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности, высказывания благоприятных суждений об адресате, подражания ему или оказания ему услуги.
· Просьба - обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия
· Принуждение - угроза применения инициатором своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности — это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или в изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором — как собственное давление, адресатом — как давление на него со стороны инициатора или «обстоятельств».
· Деструктивная критика - высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека и/или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики — в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отвлекает его силы на борьбу с возникшими отрицательными эмоциями, отнимает у него веру в себя
· Манипуляция - скрытое побуждение адресата к переживанию определенных состояний, принятию решений и/или выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей
Дата: 2018-12-21, просмотров: 278.