Структура малой группы и групповые роли
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 Структура – это совокупность связей, складывающихся между ее членами. Поскольку основными сферами активности представителей малой группы являются совместная деятельность и общение, то часто выделяют:

· структуру связей и отношений, порождаемых совместной деятельностью (функциональных, организационных и т.п.);

· структуру связей, порождаемых общением и психологическими отношениями (коммуникативную структуру, структуру эмоциональных отношений, ролевую и неформально-статусную структуру).

Принято выделять формальную и неформальную структуры группы. Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. Морено.

Основными характеристиками неформальной структуры малой

группы, выявляемыми с помощью социометрии, выступают:

· социометрический статус членов группы, т. е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

· характеристики взаимных предпочтений и отношений;

· наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений;

· характер отношений между ними;

· относительное число взаимных предпочтений (так называемая «социометрическая сплочённость группы»).

В коммуникативной структуре малой группы особое значение имеют:

· положение, которое участники группы занимают в системе коммуникаций (доступ к получению и передаче информации, циркулирующей в группе, объем информации, важной для осуществления жизнедеятельности группы);

· направленность и интенсивность коммуникаций в группе.

В реальных трудовых коллективах статусная структура полностью совпадает со штатным расписанием, но это часто не отражает реальность отношений между людьми.      

Место индивида в группе

Первым из понятий, употребляемых в данном контексте, является понятие «статус» (или «позиция»), обозначающее место индивида в системе групповой жизни.

Статус индивида в группе – это реальная социально-психологическая характеристика его положения в системе внутригрупповых отношений, степень действительной авторитетности для остальных участников.

Другая характеристика индивида в группе – «роль», которую он играет. Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, который раскрывается через перечень реальных функций, возложенных группой на личность, а также содержание групповой деятельности. Принятая на себя роль во многом определяет восприятие и оценку человека в системе внутригрупповых отношений.

Существует много классификаций и названий групповых ролей.
Набор ролевых функций определяется типом группы, ее структурой.

В 1957 г. Р. Шиндлер выделил четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли и одну встречающуюся реже:

(1) лидер (тот, кто импонирует группе, побуждает ее к действиям, формирует программу действий);

(2) эксперт (имеющий специальные знания, способности, навыки, которые группе всегда требуются или которые группа просто уважает);

(3) пассивно и легко приспосабливающиеся члены (старающиеся сохранить свою анонимность);

(4) самый «крайний» член группы (который отстает от всех из-за собственной бездарности, отличия от остальных или от страха);

(5) противник (оппозиционер, активно выступающий против лидера).

В группах могут встречаться и многие другие роли, например:

(6) мученик (вызывающий о помощи и в то же время отказывающийся от нее);

(7) моралист (который «всегда прав»);

(8) перехватчик (захватывающий инициативу у лидера);

(9) любимчик (пробуждающий нежные чувства и постоянно нуждающийся в защите);

(10) агрессор,

(11) шут,

(12) провокатор,

(13) оппозиционер,                        

(14) защитник;

(15) нытик;

(16) педант;

(17) спасатель;

(18) жертва и т. д.

Набор ролей в группе зависит от задач, которые она выполняет. Так, в психокоррекционной группе многие роли носят образные и яркие названия:

· «добродетельный моралист»;

· «жалобщик»;                           

· «хранитель времени»;

· «страж демократии»;

· «аутсайдер».

В группе, сформированной под решение конкретной задачи, значимой для всех ее членов, различают конструктивные и разрушительные роли.

 Конструктивные групповые роли:

· абсолютный лидер, лидер отношений, лидер  коммуникаций, теневой лидер; прогнозист; аналитик; генератор идей; исполнитель; «контролёр» - человек дисциплинирующий команду; эксперт; командный гений (член группы, способный выполнять все, или большинство ролей).

Разрушительные групповые роли:

· руководитель паники; саботажник - сознательное неисполнение определённых обязанностей или небрежное их исполнение; настаивающий на особом отношении; сибарит - праздный, избалованный человек; паразит - нахлебник, тунеядец; неоценённый по заслугам; пожиратель времени.

Социально-психологические параметры малой группы

Малая группа, как всякая другая общность людей, имеет свои особенности.

    1. Взаимоотношения, которые возникают в результате взаимодействия. Взаимоотношения обуславливают стимулы совместной деятельности и поведения людей, механизм формирования и саморазвития малой группы.

    2. Групповые устремления. Сюда относятся цели, задачи, потребности, мотивы, лежащие в основе поведения и совместных усилий.

    3. Групповое мнение, т.е. совокупность оценочных суждений всех членов группы о событиях, происходящих внутри и вне неё.

    4. Групповое настроение – это общий эмоциональный настрой членов группы, которые в значительной степени определяют направленность, ориентацию и характер всех проявлений психологии группы и отдельных её членов.

    5. Традиции. Они представляют собой сложившиеся на основе длительного опыта, совместной деятельности её членов и укрепившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого челна малой группы.

  При социально-психологическом описании малой группы используют и другие понятия:

· Состав группы (возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы).

· Групповая совместимость – способность ее членов согласовывать свои действия и оптимизировать взаимоотношения.

· Социально-психологический климат – качественная сторона межличностных отношений (симпатия, взаимопомощь, заинтересованность в успехе или конкуренция, зависть, амбиции и т.п.).

· Сплоченность группы – степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.

· Групповые нормы – определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна.

· Ценности группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям.

Психологические процессы в малой группе

     1. Сплочение малой группы – это процесс формирования связей такого типа, которые позволяют достигать единства, избегать конфликтов и конфронтации. Сплочённость, как черта группы, выражает степень единомнения и единодействия её членов.

      2. Руководство – процесс управления группой, осуществляемый руководителем на основе полномочий и норм, данных ему.

      3. Принятие решений. Группа постоянно сталкивается с ситуациями, требующими группового обсуждения, оценка различных ситуаций, поиск возможных путей выхода из них и выработка единой точки зрения.

      4. Групповое давление. Каждая группа в ходе развития вырабатывает и закрепляет нормы, которые представляют общие требования. Нормы группы связаны с ценностями, нормы и ценности должны принимать и соблюдать все. Отсюда вытекают функции давления:

     а) стремление обеспечить достижение групповых целей;

     б) сохранение группы как целого;

     в) разъяснение членам группы тех принципов жизни и

         деятельности, на которые они должны ориентироваться;        

     г) определение членами группы своего отношения к  

         социальному окружению.

      5.  Конфликт – это трудноразрешимая ситуация, которая может возникнуть в силу сложившейся дисгармонии между членами группы. Конфликт играет в малой группе как конструктивную, так и деструктивную роль.

  


Практическая работа

Цель работы:

· анализ структуры студенческой группы.

 

Порядок проведения работы:

· группе студентов предлагают принять участие в игре «Групповой пирог» и проанализировать размер вклада каждого участника игры в деятельность группы.

 

Методические средства:

Игра «ГРУППОВОЙ ПИРОГ»

 

ИНСТРУКЦИЯ:

«Представьте себе, что нарисованный ниже круг - это круговая диаграмма, представляющая членов вашей учебной или дискуссионной группы, и разделите её как пирог, на куски (по одному на человека). Размер каждого куска должен отражать размер вклада каждого человека в деятельность группы. Обязательно отрежьте кусок и для себя и для вашего преподавателя и обозначьте на каждом куске фамилию и инициалы того, для кого он предназначен».

 

После того, как каждый участник игры «разрежет» «пирог» и «раздаст» его всем остальным участникам (т.е.напишет на каждом «куске» фамилии членов группы), проводится общегрупповое обсуждение принятых каждым студентом решений. Для этого им предлагается ответить на вопросы:

1. Какими критериями вы пользовались для определения размера вклада каждого человека в деятельность группы (например, сколько он говорит, качество его высказываний, количество интересных вопросов, влияние на других)?

2. Расскажите, каким образом вы делили пирог. Дали ли вы всем одинаковые куски, или вы дали некоторым людям куски значительно большего размера, чем другим?

3. Назовите трёх членов, которые получили самые большие куски. Действовали ли они как лидеры группы? Если да, то опишите те аспекты их лидерского поведения, которые не указаны в пункте 1.

4. Как вы оценили себя по сравнению с другими членами группы? Какую роль вы играли в группе? Как вы вели себя во время групповых дискуссий?

 

Домашняя работа

Цель:

· применить знания по содержанию темы для решения практических задач.

1. Определите, к какому виду групп относятся перечисленные ниже группы, и укажите стадию их развития. Обоснуйте.

· группа детей играющих на перемене

· школьный класс

· группа студентов беседующих за столиком в буфете

· рабочая бригада

· группа учащихся возвращающихся после школы

 

2. Проанализируйте и объясните следующие ситуации:

1. В организации обязательно должно быть создано несколько независимых групп планирования и оценки, какого-либо вопроса, но под началом различных руководителей.

2. На каждое заседание группы следует по очереди приглашать одного, или нескольких независимых экспертов и просить их спорить взгляды основных членов группы.

 

3. Опишите групповые роли, которые вы исполняли в различных группах на протяжении своей жизни (например, в школьном классе, в компании своих друзей, в студенческой группе и т.п.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________

КОНФЛИКТ

                                   План

        1. Понятие о конфликт

          2. Социально-психологические концепции   конфликта

        3. Классификация конфликтов, формы и виды конфликтов

        5. Этапы развитие, разрешения и предупреждения

            конфликта                                                                                       

            

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. (4), Бабосов Е.М. (9), Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. (15), Гришина Н.В. (17), Емельянов С.М. (21), Зигерт В., Ланг Л. (25)

 

Теоретическое введение

Основные понятия

Конфликт – вид общения, в основе которого лежат реальные или иллюзорные, объективные или субъективные и в различной мере осознанные противоречия в целях общающихся личностей при попытках их разрешения на фоне острых эмоциональных состояний (Платонов К.К. 1984).

  Конфликт – психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. В последнем случае говорят о внутреннем конфликте. (Конюхов Н.И. 1996).

Конфликт – биполярное явление (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон (противостояние двух начал), проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречий, субъектность (наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта) (Гришина Н.В. 2000).

Дата: 2018-12-21, просмотров: 329.