Психологически конструктивное влияние должно отвечать трем критериям:
1) оно не разрушает личности людей, в нем участвующих, и их отношений;
2) оно психологически корректно (грамотно, безошибочно);
3) оно удовлетворяет потребности обеих сторон.
Психологически конструктивное противостояние влиянию также должно отвечать этим трем критериям.
В реальности влияние и противостояние влиянию — это две стороны единого процесса взаимодействия, поэтому правильнее говорить о взаимном психологическом влиянии.
Психологически корректной (грамотной, безошибочной) будет такая попытка влияния, в которой:
а) учитываются психологические особенности партнера и текущей ситуации;
б) применяются «правильные» психологические приемы воздействия.
Для того чтобы влияние было признано психологически конструктивным, должны быть соблюдены все три приведенных выше критерия. Например, очевидно, что психологически безошибочным может быть и разрушительное влияние на другого человека. Поэтому понятия психологической конструктивности и психологической корректности (безошибочности) являются перекрещивающимися, но не совпадающими.
Если оказываемое влияние соответствует критериям психологической конструктивности, у его адресата есть два пути:
1) поддаться влиянию;
2) конструктивно противостоять ему корректными
психологическими способами.
Умение уступить конструктивному влиянию — признак преобладания направленности на задачу над сиюминутным стремлением подтвердить свою собственную значимость. В конечном счете успешное выполнение задачи будет в большей степени способствовать подтверждению собственной значимости, чем несгибаемость в споре.
Если оказываемое влияние не соответствует нормам психологической конструктивности, то правомерным будет только один путь — противостоять ему психологически конструктивными способами. Отказ от противодействия означал бы, что адресат согласен, чтобы его личности был нанесен более или менее серьезный урон; противодействие же с помощью психологически неконструктивных способов, несомненно, нанесет урон адресату и/или инициатору воздействия и/или их отношениям.
Классификация
видов влияния и противостояния влиянию по признаку психологической конструктивности - неконструктивности
ВИДЫ ВЛИЯНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА конструктнвности-неконструктивности | КОНСТРУКТИВНЫЕ виды КОНТРВЛИЯНИЯ | НЕКОНСТРУКТИВНЫЕ виды КОНТРВЛИЯНИЯ |
Убеждение | Конструктивный вид влияния, при условии, что мы ясно и открыто, сформулировали партнеру цель нашего воздействия | Контраргументация | Игнорирование; Принуждение; Деструктивная критика; Манипуляция |
Самопро-движение | Конструктивный вид влияния, при условии, что мы не используем обманных «трюков» и раскрываем свои истинные цели и запросы | Конструктивная критика; Отказ | Деструктивная критика; Игнорирование |
Вкушение | Спорный вид влияния; внушение — это всегда проникновение через «черный вход» | Конструктивная критика; Энергетическая мобилизация; Уклонение | Деструктивная критика; Манипуляция; Принуждение; Игнорирование |
Заражение | Спорный вид влияния; Никто не может определить. насколько полезно адресату заражаться именно данным чувством или состоянием и именно сейчас | Конструктивная критика; Энергетическая мобилизация; Уклонение | Деструктивная критика; Манипуляция; Принуждение; Игнорирование |
Пробуж- дение импульса к подражанию | Спорный вид влияния; считается приемлемым в воспитании детей и при передаче мастерства от профессионала высокого класса молодому | Творчество; Конструктивная критика; Уклонение | Деструктивная критика; Игнорирование |
Формиро-вание благосклон-ности | Спорный вид влияния; лесть, подражание как высшая форма лести и услуга адресату влияния могут быть манипуляцией | Конструктивная критика; Уклонение; Энергетическая мобилизация | Деструктивная критика; Игнорирование |
Просьба | Спорный вид влияния; в российской культуре считается разруши-тельным для того, кто просит; в американс-кой культуре считается оправданным | Отказ; Уклонение | Деструктивная критика; Игнорирование |
Принужде-ние | Спорный вид влияния; считается конструк-тивным в некоторых педагогических, политических системах и в аварийных ситуациях | Конфронтация | Деструктивная критика; Манипуляция; Ответное принуждение; Игнорирование |
Деструктив- ная критика | Неконструктивный вид влияния | Психологическая Самооборона; Уклонение | Ответная деструктивная критика; Манипуляция; Принуждение; Игнорирование |
Манипуля- ция | Неконструктивный вид влияния | Конструктивная критика; Конфронтация | Встречная манипуляция; Деструктивная Критика |
Процесс взаимного влияния — это столкновение двух или нескольких воль, сознательно или бессознательно борющихся за уподобление себе (своим планам, замыслам, желаниям, чувствам и действиям) других людей (их планов, замыслов, желаний и т.д.) Особенность психологически конструктивного влияния — в том, что уподобление партнеров происходит с их взаимного согласия.
«Технические» средства влияния
И противостояния влиянию
(Сидоренко Е. В.).
«Техника» убеждения и контраргументации
Для того чтобы убеждение было по-настоящему конструктивным, оно должно отвечать некоторым условиям.
· Во-первых, цель убеждения должна быть отчетливо осознана самим инициатором влияния и открыто сформулирована адресату. В тех случаях, когда мы начинаем аргументацию, не осознав своей собственной цели и/или не сообщив ее адресату, он может воспринять наше воздействие как манипулятивное.
· Во-вторых, прежде чем предпринимать попытку убеждения, необходимо заручиться согласием адресата нас выслушать. Проблема состоит в том, что убеждение является конструктивным способом влияния, но энергетически не всегда достаточно мощным. Оно требует «эмоционального штиля» и душевной ясности. Для этого зачастую требуется большая предварительная работа. Важный момент переключения здесь — концентрация не столько на логике построения собственного доказательства, сколько на психологии взаимодействия с адресатом. Невозможно быть убедительным вообще, объективно. Можно быть убедительным для кого-то конкретно. Убедительность — это то, что возникает в процессе взаимодействия.
К наиболее эффективным можно отнести три техники аргументации (Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В., 1996):
1) предъявление аргументов;
2) развертывание аргументации;
3) метод положительных ответов.
Контраргументация также требует «эмоционального штиля». Если партнер слишком разгорячился в процессе предъявления собственных аргументов, его адресату рекомендуется вначале заручиться согласием себя выслушать. Начинать контраргументацию, не заручившись таким согласием, бессмысленно. Услышать контраргументы можно только добровольно
Психологически грамотная контраргументация должна начинаться с согласия с оппонентом в чем-то, а затем продолжаться в форме приглашения к обсуждению наших сомнений.
Главная цель контраргументации — найти решение проблемы, а вовсе не переубедить оппонента. Поэтому показателем ее эффективности будет найденное решение, а не ощущение собственной силы и значимости. Даже если найденное решение — это то решение, которое было изначально нами выработано, психологически корректней построить обсуждение таким образом, чтобы оппонент чувствовал себя не убежденным, а дошедшим до этого решения практически самостоятельно.
Наиболее эффективны три техники контраргументации (Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В., 1996) :
I ) «перелицовка» аргументов партнера;
2) расчленение аргументов партнера;
3) встречное развертывание аргументации.
«Техника» конфронтации
Конфронтация — это позиционная война, противопоставление собственного силового маневра силовой игре партнера, с целью заставить его считаться с нами, перестать нас игнорировать. Этот способ является оправданным в тех случаях, когда инициатор влияния использует такие неконструктивные способы воздействия, как манипуляция, деструктивная критика, игнорирование или принуждение. Это сильное средство, и если адресат воздействия решается его использовать, он должен быть последовательным и идти до конца. Конфронтация может быть эффективной, только если реализована каждая из необходимых ее фаз.
· Первая фаза конфронтации — это «Я-послание» о чувствах, которые вызывает данное поведение инициатора воздействий. Только в том случае, если инициатор воздействия игнорирует сообщение о чувствах и вновь повторяет попытки ограничить психологическое пространство адресата, необходимо перейти ко второй фазе.
· Вторая фаза конфронтации — усиление «Я-послания». Если инициатор воздействия принимает это «Я-послание» и прекращает свои поползновения на ограничение психологического пространства, конфронтация может считаться успешно завершенной. Только в том случае, если он этого не делает, адресату необходимо перейти к следующей фазе.
· Третья фаза конфронтации — выражение пожелания или просьбы.
Если просьба не выполняется, необходимо перейти к четвертой фазе.
· Четвертая фаза конфронтации — назначение санкций. Санкция — это угроза, а угроза является атрибутом принуждения. Если конфронтация дошла до этой фазы, необходимо признаться себе, что мы принуждаем манипулятора совершить выбор: либо подчиниться нашим требованиям, либо отказаться от возможности взаимодействовать с нами. Манипулятор может противостоять принуждению в форме ответной конфронтации. Мы можем пойти на переговоры и обсудить его требования. Только в том случае, если он продолжает свои действия или нам не удалось добиться соглашения, необходимо перейти к пятой фазе.
· Пятая фаза конфронтации — реализация санкций. Адресат воздействия должен отказаться от всякого взаимодействия с инициатором. Порвать отношения с ним, если нет другого выхода.
Конфронтация — метод, требующий решимости идти до конца в утверждении своей психологической свободы, своего права противостоять чужому влиянию.
Современный человек по-настоящему страдает от неумения противостоять чужому влиянию психологически корректными способами. Проблема имеет важнейшее теоретическое значение, поскольку влияние может рассматриваться как атрибут личности, как ее обязательна характеристика, проявляющаяся в любом межличностном взаимодействии.
Практическая работа
Цели работы:
· применение различных способов воздействия на человека для достижения определенной цели;
· тренировка умений оказывать конструктивное сопротивление деструктивному воздействию;
· тренировка умений убеждать.
Порядок проведения работы:
1. Для участие в игре «Разожми кулак» студенты объединяются в пары. Одному участнику в паре предлагается сжать руки в кулаки. Другому - дается инструкция, любыми способами, не ломая рук, заставить партнера разжать руки (время воздействия – 3 минуты). После этого участники меняются ролями.
Во время группового обсуждения проводится классификация всех используемых студентами способов воздействия, а также – способов сопротивления воздействию. На доске производится запись всех воздействий и осуществляется их анализ.
2. Организуется игра-дискуссия на проблемную тему, (например, «Допустима ли смертная казнь в цивилизованном обществе» или «Следует ли избегать конфликтов в межличностном общении» и т.п.).
При завершении дискуссии ее результаты обсуждаются, а также анализируются наиболее убедительные выступления.
***Перед проведением игры-дискуссии студентам предлагается
познакомиться с методическими рекомендациями
по повышению убедительности выступления.
Методические средства
Игра-дискуссия
(на проблемную тему)
Методические рекомендации
по повышения убедительности выступления
При выступлении важно помнить:
· убеждающая речь должна строиться с учетом индивидуальных особенностей слушателей;
· она должна быть последовательной, логичной, максимально доказательной и содержать как обобщающие положения, так и конкретные примеры;
· необходимо анализировать только те факты, которые известны слушателям;
· убеждающий сам должен быть глубоко убежден в том, что он
доказывает;
· малейшая неточность, логическое несоответствие могут резко снизить эффект убеждения.
· если человеку кажется, что оратор неправдив, скрывает факты, допускает ошибки, то доверие к нему резко падает.
· создается общее представление об авторитетности убеждающего, сравниваются установки оратора и слушателя (если расстояние между установками очень велико, то убеждение может быть неэффективным);
· в случае обнаружения различий в установках наилучшей может быть следующая стратегия убеждения: вначале убеждающий сообщает об элементах сходства со взглядами убеждаемых, в результате чего устанавливается лучшее понимание и создается предпосылка для убеждения.
Убеждение основано на логических приемах доказательств, с помощью которых истинность какой-либо мысли обосновывается через другие суждения. Всякое доказательство состоит из трех частей:
· тезиса - мысли, истинность которой требуется доказать. Тезис должен быть ясно, точно, недвусмысленно определен и обоснован фактами;
· довода — мысли, истинность которой уже доказана, и поэтому она может быть приведена для обоснования истинности или ложности тезиса;
· демонстрации - логического рассуждения, совокупности логических правил, используемых в доказательстве,.
В ряде случаев возможен эффект "бумеранга" - когда убеждение приводит к результатам, противоположным намерениям убеждающего, что происходит в следующих случаях:
· когда исходные установки убеждающего и убеждаемого разделены большой дистанцией, но оратор не обладает должной авторитетностью и вескими аргументами; в этом случае аудитория отгораживает себя «фильтрами», не слушает оратора, отторгает информацию и еще более укрепляется в своей позиции;
· в случае идеологической перегрузки, обилия информации, доводов, доказательств по ничтожному поводу создается эмоциональный барьер, который отторгает все убеждающие доводы, хотя внешне человек может сделать вид, что соглашается;
· если воздействие оказывается на достаточно «прочную» установку человека, имеющую характер убеждения.
Степень эффективности воздействия информации на установки человека зависит и оп параметра первичности-втортности
информации (первая поступившая информация о каком-либо
новом событии, факте воспринимается легче, доверчивее, но
информация о каком-либо давно известном событии, человеке,
которая поступила последней, может перечеркнуть имеющееся
ранее отношение к этому человеку).
Повторяемость информации может вызывать кумулятивность - постепенное накапливание пропагандистского влияния при систематическом повторении информации в различных вариациях, но эти повторения не должны быть чрезмерными — иначе возникает информационное пресыщение, утомление и отторжение надоедливой информации.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 296.