Хронологические рамки средневековой философии – IV-V вв. –XIV в. Определяющими чертами средневековой философии являются монотеизм, эсхатологизм, провиденционализм, христианское миропонимание, особая роль экзегетики, рационалистическое обоснование догматов церкви, соединение философии и теологии.
В развитии средневековой философии обычно выделяют два основных этапа – патристику и схоластику. Патристика – это период деятельности «отцов Церкви» (II–VIII вв.), заложивших основы христианского богословия и догматики. Схоластика – это период поисков рациональных путей в богопознании и разработки актуальных философских проблем в рамках номинализма и реализма (VII–XIV вв.).
Августин Блаженный (354–430 гг.) формирует средневековую мысль, систематизировав христианское мировоззрение и внедрив в него принципы неоплатонизма. Бог творит все сущее в мире и время. Его деяния – это благо, стало быть, все сущее также является благом. Зло Августин определяет как отсутствие добра, недостаток, порок и повреждение. Другим важнейшим моментом учения является проблема соотношения веры и рационального знания.Августин предлагает следующую формулу, ставшую каноном христианской ортодоксии: «Верую, чтобы понимать». Рассматривая проблему познания веком ранее Тертуллиан (155/165– 220 гг.) в качестве основных видов познания выделял Откровение и естественное познание. Принцип «верую, ибо абсурдно» подразумевает убежденность в том, что конечные основания любой рациональной системы принимаются на веру, а претензии разума на познание истины беспочвенны.
«О началах» Оригена (ок. 185 – ок. 254 гг.) представляет собой первый в истории христианской мысли систематический богословский трактат. Творение Ориген мыслит как вечный акт: до нашего мира и после него были и будут другие миры, т.о., мироздание является совечным Богу. Свобода, которой обладали духи, привела к тому, что они отвратились от созерцания Бога. За падением должно следовать спасение или восстановление - возвращение всех духов в первоначальное блаженное состояние единства с Богом.
Наиболее ярким явлением в философии периода схоластики является творчество Иоанна Скота Эриугены (ок. 810–ок. 877 гг.). Философия, по его мнению, есть ничто иное, как религия. Интересны идеи Эриугены относительно природы и ее деления. Природу он понимает как всю полноту реальности, включающую как Бога, так и творение. Эриугена предлагает неоплатоническое логико-онтологическое разделение природы: творящая и несотворенная природа (Бог как творец); 2) творящая и сотворенная природа (Божественные идеи, сообразно которым Бог творит мир); 3) сотворенная и нетворящая природа (тварные вещи тварного мира); 4) несотворенная и нетворящая природа (Бог как цель).
Крупным философом-богословом был Петр Абеляр(1079–1142 гг.). Абеляр был одним из первых номиналистов, его работы по этике акцентируют особое внимание на роли намерений действующего лица, а не внешних действий. Принципом богословия Абеляра было не «верую, чтобы понимать», но «понимаю, чтобы верить», поскольку только адекватное понимание догмата делает веру возможной.
Еще одним известнейшим схоластиком является Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.), сформулировавший онтологическое доказательство бытия Бога, согласно которому понятие бытия совершенно реально, хотя и неявно, содержится в собственной характеристике самосущей субстанции – «Боге». Но наиболее детально доказательства бытия Бога разработал Фома Аквинский (1224/25–1274 гг.) - создатель католического аристотелизма. Фома отрицает законность онтологического доказательства Ансельма Кентерберийского и предлагает 5 доказательств существования Бога: от движения, от производящей причины, от необходимости, от степени бытия, от целевой причины.
Выдающимися мыслителями Средневековья являются Роджер Бэкон, Дунс Скот и Уильям Оккам. Р. Бэкон (1214–1292 гг.) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего средневековья. Его философия направлена на то, чтобы преодолеть препятствия к постижению истины, которые не позволяют достичь подлинной мудрости: авторитет, постоянство привычки, мнение несведущей толпы и прикрытие собственного невежества показной мудростью. Для Иоанна Дунса Скота (ок. 1265–1308 гг.) основным вопросом было отношение богословия к философии, веры к знанию. По его мнению, предмет богословия — Бог, а предмет философии — бытие, поэтому философское познание Бога ограничено вследствие отсутствия у человека понятий о нематериальных субстанциях. В учении о познании Д. Скот подчеркивал активность познавательной деятельности. Критика схоластического реализма Уильяма Оккама (ок. 1300–1349 гг.) получила название «бритвы Оккама»: «Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости», или «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего». По Оккаму, предметом всякого познания является единичное.
Значимой для средневековой философии является проблема универсалий (общих понятий), в которой нашло отражение отношение философов к учению о Святой Троице (Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух). Позиции оппонентов определялись по трем направлениям: реализм, номинализм, концептуализм. Согласно утверждениям реалистов, истинно реальными являются только общие понятия, а не единичные предметы. Универсалии существуют до вещей и являют собой идеи в божественном понимании. К числу реалистов относятся Августин Блаженного, И. С. Эриугену, Ансельма Кентерберийского, Фому Аквинского. Номиналисты, напротив, считали, что универсалии суть имена, данные человеком, в то время как конкретные вещи существуют реально. Номинализм представляли такие философы, как И. Росцелин, П. Абеляр, У. Оккам, И. Дунс Скот. Согласно концептуалистам (умеренным номиналистам) универсалии существуют в нашем сознании после вещей в виде обобщенных названий этих вещей – понятий. То есть, познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из него.
Семинар 1.
План проведения:
1. Основные этапы и проблемы средневековой философии.
2. Теоцентризм философской и религиозной мысли.
3. Отцы-апологеты.
4. Патристика: выработка основных понятий христианской философии.
Примерные темы рефератов:
1. Основные категории и ценности христианской религии.
2. Апологетика Тертуллиана
3. Климент Александрийский: основные идеи творчества.
4. Ориген: синтез христианства и неоплатонизма.
5. Патристика: основные проблемы периода.
6. Проблема свободы воли и богооправдания в творчестве Бл. Августина.
7. Философия истории Августина.
8. Основные проблемы схоластики.
9. Иоанн Скотт Эриугена: о разделении четырех природ.
10. Синтез христианства и стоицизма в творчестве С. Боэция.
11. Философия П. Абеляра.
12. Ансельм Кентерберийский: основные идеи творчества, доказательства бытия Бога.
Основные понятия темы: агапе, апологетика, апофатика, катафатика, креационизм, свобода воли, теодицея, теология, теоцентризм, экзегетика, патристика, провиденционализм, телеологизм, схоластика, абстракция, аподиктическое доказательство, априорный аргумент, апостериорный аргумент, гилозоизм, интеллигибельное знание, номинализм, пантеизм, патристика, реализм, универсалии.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие принципы определяют специфику средневековой философии?
2. Каково культурное значение библейского послания?
3. В чем заключалась основная сложность работ отцов-апологетов?
4. Какие души попадают в рай согласно Оригену?
5. Каково отношение веры и разума согласно Тертуллиану?
6. Как Аврелий Августин решает проблему истории и ее смысла?
7. Каким образом решалась проблема соотношения веры и разума в патристике?
8. Какое влияние оказали аристотелизм и неоплатонизм на представления о душе христианских мыслителей?
9. Какие виды природ различает И. С. Эриугена?
10. На чем основано априорное доказательство бытия Бога А. Кентерберийского?
11. Какие точки зрения на соотношение разума и веры, религии и философии были высказаны представителями схоластики?
Семинар 2.
План проведения:
1. Религиозно-философские изыскания Фомы Аквинского.
2. Поздняя схоластика: Р. Бэкон, Д. Скот, У. Оккам.
3. Платонизм и мистицизм в творчестве Св. Бонавентуры.
4. Особенности арабской средневековой философии: Аль-Газали, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс).
Примерные темы рефератов:
1. Ф. Аквинский: учение о душе
2. Доказательства бытия Бога Ф. Аквинского
3. Св. Бонавентура: о восхождении души.
4. Философские взгляды Р. Бэкона.
5. Номинализм У. Оккама.
6. У. Оккам и Ж. Буридан: основные идеи творчества.
7. Теология и эпистемология Д. Скота
8. Проблема универсалий: реализм, номинализм и концептуализм.
9. Проблема сотворения мира в философии Авиценны.
10. Аверроэс: происхождение мира,«теория двух истин».
11. Представления о природе человека в Средневековье.
12. Монастырская и университетская медицина.
Основные понятия темы: аналогия, анима, благоволение, воля, номинализм, «терминизм», номинальная дефиниция, мистицизм, психея, совесть, теоцентризм.
Вопросы для самоконтроля:
1. У какого мыслителя Ф. Аквинский заимствовал идею перводвигателя?
2. Чем является теология, по мнению Бонавентуры?
3. В чем сущность проблемы универсалий? В чем различие в понимании этой проблемы номиналистами и реалистами?
4. Объясните выражение «бритва Оккама»?
5. Объясните выражение «Буриданов осел»?
6. Как решалась проблема соотношения философии и религии представителями средневековой арабо-мусульманской философии?
7. Определите специфику арабо-мусульманской средневековой философии.
8. По мнению Аверроэса, согласуются ли между собой истины веры и разума?
Цитаты:
Августин Блаженный: «Подобно тому, как бывает иногда милосердие, которое наказывает, так бывает жестокость, которая щадит»
Пьер Абеляр: «Одно дело – лгать, другое – заблуждаться в речах и отступать от истины в словах в силу заблуждения, а не злого умысла»
Фома Аквинский: «Знание - настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источник»
Фома Аквинский: «Кого можно считать умным? Того, кто стремится лишь к достижимой цели»
Роджер Бэкон: «Пока длится невежество, человек не находит против зла средств»
Примерные тестовые задания
1. В средние века в центре дискуссии философов находился вопрос об онтологическом статусе универсалий. “Универсалии существуют независимо от сознания” – так считали
а) реалисты б)номиналисты в) концептуалисты
2. Существует ли зло в онтологическом смысле согласно Аврелию Августину?
а) существует злая сила, альтернативная богу
б) зло не существует
в) существует первоматерия как субстрат изменений и искажений
3. Каким термином принято обозначать совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VII вв.?
а) агностицизм б) патристика в) неоплатонизм
4. Кто является автором одного из фундаментальных христианских сочинений “О граде Божьем”?
а) Тертуллиан б) Пьер Абеляр в) Ориген г) Бл. Августин
5. Какое видение истории предложил Августин?
а) Исторический процесс цикличен
б) История однонаправлена и общество непрестанно совершенствуется
в) Истории не существует
6. “Не следует умножать сущности без надобности!” - такова философская позиция
а) Бл. Августина б) Фомы Аквинского в) У. Оккама г) Р. Бэкона
7. “Вера – это способ согласного понимания.” “Верю, чтобы понимать!”, говорил
а) Бл. Августин б) Тертуллиан в) Фома Аквинский г) У. Оккам
8. Сущность совпадает с существованием в
а) Боге б) человеке в) пророке
9. “Время существует лишь в духовном мире человека”, так полагал
а) Северин Боэций б) Бл. Августин в) Фома Аквинский г) П. Абеляр
10. Любовь - это дар, согласно пониманию любви как
а) эроса б) агапэ в) секса
11. “Методичное сомнение - стимул, пробуждающий научный поиск, исследование, ведущее к истине”, утверждал
а) Пьер Абеляр б) Августин Блаженный в) Фома Аквинский
12. “Верю, ибо абсурдно!” – говорил
а) Тертуллиан б) Ориген в) Пьер Абеляр
13. Термин – “Креационизм”, объясняет
а) создание Богом Адама и Евы
б) возникновение первородного греха
в) сотворение Богом мира из ничего
14. В своем сочинении “О разделении природы”, Иоанн Скот Эриугена называет святой дух
а) природой несотворенной и творящей
б) природой сотворенной и творящей
в) природой сотворенной и не творящей
г) природой несотворенной и не творящей
16. Важнейшей частью человеческой души, Фома Аквинский считает
а) волю б)разум в) память
17. Для первого доказательства бытия Бога, Фома Аквинский заимствует идею “неподвижного перводвигателя” из сочинений
а)Платона б) Аристотеля в) Плотина
18. Ориген считал, что после страшного суда в рай попадут
а) души только праведников
б) души всех людей
в) все души, кроме Иуды
19. Первый период христианской философии называется
а) апологетика б) догматика в) эйдетика
20. Онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского основывается на
а) божественном озарении б) внешнем опыте в) внутреннем опыте
21. Автобиографическое произведение Петра Абеляра называется
а) “Исповедь” б) “История моих бедствий” в) “Имя розы”
22. Онтологическое доказательство бытия Бога
а) аподиктично б) синтетично в) риторично
23. Фома Аквинский считал, что человек с рождения
а) обладает знанием основных принципов внешнего мира
б) обладает лишь предрасположенностью к познанию окружающего мира
в) не обладает ни знанием, ни предрасположенностью, которые в последствие развиваются в нем в ходе процесса социализации
24. Согласно Дунсу Скотту основанием всех прочих сущностей в самой возможности их существования является
а) потенциальное бесконечное сущее
б) актуальное бесконечное сущее
в) возможное конечное сущее
г) необходимое конечное сущее
25. В споре об универсалиях, Уильям Оккам был сторонником
а) умеренного номинализма
б) умеренного реализма
в) концептуализма
26. Согласно Авиценне мир возникает в силу
а) воли Бога
б) непреложной необходимости
в) борьбы добра и зла
27. Согласно Аверроэсу
а) мир сотворен Богом
б) мир вечен
в) мир возникает от «неподвижного перводвигателя»
28. Согласно Аверроэсу
а) истины веры и истины разума согласуются друг с другом
б) истины веры и истины разума диаметрально противоположны и не выводимы одна из другой
в) в силу несовершенства человеческого разума и человеческих чувств, истинное познание невозможно
29. Какой известный средневековый мыслитель «утешался философией» –
а) Авицеброн б) С. Боэций в) Ж. Буридан
Дата: 2018-12-21, просмотров: 596.