Возникнув в кон. VII в. до н.э., античная философия развивалась вплоть до падения Западной Римской империи в V в. и включала в себя этику, метафизику, диалектику, онтологию, логику, риторику и эстетику, политическую философию.
Характерные черты античной философии: переход к рациональным приемам исследования действительности; отсутствие жестких канонов и ограничений; космологизм; антропоцентризм; поиск первоосновы мира; утверждение эстетических категорий; синкретизм.
В истории античной философии выделяют следующие этапы:
1. Досократики (VII–V вв. до н. э.), в центре внимания которых был чувственно-материальный космос, сущность и первоначала мира; центральная проблематика – онтологическая. Фалес Милетский (640/624–548/545 гг. до н.э.) считается первым философом в истории. Он предложил натуралистического объяснение космоса, рассматривая воду как первичную субстанцию. Анаксимен (585/560–525/502 гг. до н.э.) полагал, что архе является воздух. По мнению Анаксимандра (610–547/540 гг. до н.э.), первоосновой сущего является апейрон – неопределенная и бесконечная субстанция.
Гераклит (544–483 гг. до н.э.) является родоначальником диалектики: переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом. Мир является никем не созданным вечно живым огнем.
Элеаты в качестве основополагающей субстанции выдвинули бытие. В центре учения Парменида (540/515–470 гг. до н.э.) – единая, неделимая и неизменная субстанция. Бытие, утверждал он, по определению подразумевает вечность. Изменчивость, текучесть – удел мнимого. Зенон Элейский (490–430 гг. до н.э.) – ученик Парменида, также стремился доказать, что концепция движения абсурдна. Последующие философы предложили плюралистический взгляд. И Эмпедокл, и Анаксагор полагали, что существует несколько неизменных субстанций, которые не сводятся друг к другу и приводятся в движение либо любовью и раздором (у Эмпедокла), либо Умом (у Анаксагора).
Демокрит (460–370 гг. до н.э.) обосновал выдвинутую еще Левкиппом идею об атомах как мельчайших неделимых неразделимых частицах материи, из которых состоит все существующее. Демокрит и его последователи пришли к выводу о бесконечности и вечности материального мира, отвергали идею бессмертия души и критиковали религиозные предрассудки. Начало в исследовании проблемы человека положили софисты Протагор (486–410 гг. до н.э.), Горгий (480–380 гг. до н.э.). В стремлении к убедительности, софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств. Это приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях.
2. Классическая философия (V-III вв. до н.э.), в рамках которой впервые ставится проблема человека и индивидуального бытия; центральная проблематика – онтологическая, антропологическая и гносеологическая.
Поворотным пунктом в развитии античной философии явилась философия Сократа (470/469–399 гг. до н.э.). Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!». Он применял «повивальное искусство», именуемое майевтикой – с помощью искусно задаваемых вопросов он определял ложные убеждения и находил правильные.
Объективный идеализм античной философии связан с именами Платона (429/427–347 гг. до н.э.) и Аристотеля (384–322 гг. до н.э.). Самой известной из метафизических идей Платона является учение о мире вещей и мире идей. Мир идей, нематериальный и абстрактный, являет собой подлинное действительное бытие, являющееся единственным предметом истинного познания. Мир вещей, окружающий человека, в свою очередь, является только отражением идеального мира и вторичен по своей природе.
Ученик Платона – Аристотель – развивает собственное философское учение, рассматривая единичное бытие как синтез материи и формы. Аристотель выделяет четыре причины бытия: материя – вечная, несотворимая и неуничтожимая, инертная и пассивная; форма – цель, сущность и непосредственная причина становления многообразных вещей из материи; действующая причина - то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая – во имя чего совершается действие. Высшей целью является благо.
3. Эллинистическая философия (III–V вв.), ориентированная, прежде всего, на решение этических проблем; основополагающая проблематика – аксиологическая. Основными философскими школами периода эллинизма являются киники, стоики, эпикурейцы, скептики и неоплатоники. Киники (Антисфен (445–365 гг. до н.э.), Диоген (412–323 гг. до н.э.)) полагали, что человек может обрести счастье благодаря строгому обучению и естественному образу жизни, отвергая стремления к богатству, власти, славе.
Основателем скептицизма – философской школы, утверждающей сомнение в качестве абсолютного принципа мышления и настаивающей на относительности любого знания, считается Пиррон (360–275 гг. до н.э.)
К стоикам в Греции принадлежали Зенон из Китиона (334–262 гг. до н.э.), Панетий Родосский (180–110 гг. до н.э.), Посидоний (139/135–51/50 гг. до н.э.), но наибольшую популярность стоицизм получил в Древнем Риме, где самыми выдающимися его представителями были Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Эпиктет (50–138 гг.)и император Марк Аврелий (121–180 гг.). Философия для стоиков являлась скорее жизненной мудростью, ориентированной на то, чтобы научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Стоики устремлены к добродетели не ради счастья, а ради покоя и безразличия к внешнему миру. Их этическим идеалом, по сути, является бесстрастие.
Эпикуреизм – философское учение Эпикура (342/341–271/270 гг. до н.э.). По Эпикуру человеку следует стремиться к удовольствию, которое он понимает скорее как стремление к равновесию, ограничению желаний и тихим радостям. Состояние спокойствия (атараксии) и свободы от страха, а также отсутствия телесных болей является тем, к чему стремится эпикуреец.
Крупнейшим представителем неоплатонизма является Плотин (204/205–270 гг.). Источник бытия, всего сущего в мире Плотин видел в непознаваемом сверхприродном начале, которое он называл Единым – первой ипостасью бытия. Второй ипостасью является мировой ум (Нус), в котором возникает разделение на субъект, поскольку мировой ум мыслит единое, и объект – сам мировой ум. Третья ипостась – мировая душа, заключающая в себе мир идей и форм, без которых не возможно возникновение единичного. Душа есть творец всего живого.
Семинар 1.
План проведения:
1. Философия досократиков: проблема первоначал бытия.
2. Софисты и Сократ: проблема истины.
3. Философские воззрения Платона.
4. Метафизика Аристотеля. Учение о душе. Логика.
Примерные темы рефератов:
1. Проблема изменчивости мира: Гераклит и Парменид.
2. Атомизм Демокрита.
3. Философские идеи Эмпедокла и их влияние на медицинское знание.
4. Философия элейской школы (Парменид, Зенон Элейский)
5. Пифагор и пифагорейцы: единство древнегреческой математики и философии.
6. Проблема человека в философии Сократа.
7. Диалектический метод Сократа.
8. Софистика. Проблема человека в философии Протагора.
9. Философские идеи Платона: объективный идеализм, учение о душе.
10. Аристотель: учение о душе и познании.
11. Социально-политические взгляды Платона и Аристотеля.
Основные понятия темы: архе, космос, хаос, фюзис, хиле, сома, апейрон, апории, логос, гармония, атом, гомеомерии, детерминизм,диалектика, космология, космогония, космогенез, космос, логос, метемпсихоз, субстрат, первоначало, материализм, стихия, акциденция, благо, дедукция, диалектика, индукция, ирония, майевтика, метафизика, модус, психея, софизм, эйдос, энтелехия, нус, докса, технэ, эмпирия, силлогизм, диагнозис, анамнезис, эпикризис, патос, онтос.
Вопросы для самоконтроля:
1. Охарактеризуйте культурно-исторические предпосылки зарождения философской мысли в Древней Греции.
2. Каковы основные стихии выделяемые досократическими философами?
3. Почему Анаксимандр выбирает в качестве первоначала мира абстрактную сущность?
4. Для чего Зенон Элейский придумал апории?
5. Почему Гераклит говорит, что в мире нет ничего неизменного и неподвижного?
6. Какова особенность атомистического учения Демокрита по сравнению с другими натурфилософскими учениями античного материализма?
7. Как Вы понимаете выражение Эмпедокла: «Подобное познается подобным»?
8. В чем смысл фразы Протагора – «Человек есть мера всех вещей?»
9. В чем смысл учения Сократа о человеке?
10. Что представляют собой идеи сами по себе и мир окружающих человека вещей по учению Платона?
11. В чем сущность учения Аристотеля о материи и форме?
12. Какие категории свойств вещей различает Аристотель? Какие из них являются акцидентными?
13. Какой принцип лежащий в основе устройства государства отстаивал Платон, а какой Аристотель?
Семинар 2.
План проведения:
1. Общая характеристика эпохи эллинизма.
2. Эпикур: учение о душе и рецепт счастья.
3. Философия стоиков: страх смерти, судьба и свобода воли.
4. Киники: гедонизм и аскетизм.
5. Неоплатонизм.
6. Античные врачи: Гиппократ, Гален, Алкмеон.
Примерные темы рефератов:
1. Эпоха эллинизма.
2. Эпикуреизм и стоицизм: материализм и идеализм.
3. Марк Аврелий: образ идеального человека.
4. Учение о логосе в философии стоиков.
5. Школа киников
6. Этические учения эпикуреизма, стоицизма, скептицизма.
7. Неоплатонизм Плотина
8. Философские идеи античных врачей: Гиппократа, Галена, Алкмеона.
Основные понятия темы: аффект, индетерминизм, меланхолик, рок, сангвиник, телеология, темперамент, флегматик, холерик, фатум, апатия, апония, автаркия, атараксия, арете, эвдемония, аскезис, нус.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие ценности становятся определяющими для философа эпохи эллинизма?
2. Кто такой космополит?
3. В чем сходство и отличие представлений о душе у Эпикура и Демокрита?
4. Что есть удовольствие по Эпикуру?
5. Почему не стоит бояться смерти согласно Эпикуру?
6. Какой тип взаимоотношений между людьми ценился стоиками превыше других и почему?
7. Прокомментируйте следующее высказывание Сенеки: «Покорного судьба ведет, а упрямого – тащит».
8. Каковы принципиальные различия эпикурейской и стоической философии?
9. Какова взаимосвязь гуморальной теории Гиппократа и учением о субстанции? Что есть болезнь и здоровье с точки зрения холистического подхода?
Цитаты:
Фалес Милетский: «Сильней всего – неизбежность»
Гераклит Эфесский: «Всё течёт и движется, и ничего не пребывает»
Сократ: «Всё тайное, однажды становится явным»
Платон: «Речь истины проста»
Аристотель: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели»
Марк Аврелий: «Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности»
Гиппократ: «Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай мимолетен, опыт обманчив»
Примерные тестовые задания
1. Кто из известных античных философов является автором следующего афоризма – «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»?
а) Платон б) Эпикур в) Сократ г) Демокрит
2. Что находилось в центре внимания “досократических” философских школ?
а) душа человека
б) чувственно-материальный космос, сущность и первоначала мира
в) отношения личности и существа
3. Термин “Апейрон”, означает
а) бессмысленное б) безумное в) беспредельное
4. Онтологический статус числам придавали
а) Ионийцы б) Пифагорейцы в) Софисты
5. Кто из античных философов предложил понятие “мир идей”?
а) Сократ б) Аристотель в) Демокрит г) Платон
6. Какие произведения составляют творческое наследие Сократа?
а) “Апология Сократа” б) “О природе” в) “Метафизика”
г) Сократ не писал книг
7. Первым человеком, назвавшим себя софистом, согласно Платону, был
а) Продик б) Гиппий в) Протагор г) Горгий
8. Для какого философского учения характерно понимание философии, как “науки умирать”?
а) Неоплатоники б) Киники в) Стоики г) Скептики
9. “Энтелехия” – понятие, которое Аристотель использовал для обозначения процесса
а) очеловечивания
б) оформления материи
в) перехода людей в состояние небожителей
10. Состояние философа-мудреца, выражающее автономность существования
а) автаркия б) апония в) атараксия г) апатия
11. Кто из античных философов впервые употребил термин диалектика?
а) Протагор б) Зенон Элейский в) Сократ
12. По мнению Платона, «им нет дела до истины, важна только убедительность». О ком говорит Платон?
а) Софисты б) Киники в) Стоики г) Скептики
13. Из каких первоэлементов, по мнению многих античных мыслителей, состоит мир?
а) газ б) вода в) металл г) огонь д) стекло е) земля
ж) воздух з) дерево и) пластик к) пыль
14. Учение о бытии, как пустоте, наполненной атомами, впервые детально разработал
а) Ксенофан б) Анаксимен в) Платон г) Демокрит
15. Что не относится к 4 причинам бытия Аристотеля?
а) форма б) материя в) эфир г) производящая причина
д) цель е) энергия ж) сила
16. «Апории» - это
а) взаимоисключающие суждения
б) неразрешимые противоречия
в) бессмысленные высказывания
17. Сократ считал, что человек от природы стремится к
а) благу б) злу в) ни к чему
18. Вечная и неизменная часть души, согласно Платону
а) аффективная б) чувствующая в) рациональная
19. Кто из древнегреческих философов изрек?: «Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и не существующих, как они не существуют».
а) Сократ б) Аристотель в) Протагор г) Платон
20. Какие из десяти категорий Аристотеля не выражают акцидентные свойства вещи?
а) субстанция б) качество в) количество г) отношение д) место е) время ж) положение з) обладание и) страдание к) действие
21. Наиболее достоверными Аристотель считал суждения
а) дедуктивные б) индуктивные в) суждения по аналогии
22. Наилучшая форма управления государством согласно Аристотелю является
а) монархия б) тирания в) аристократия г) олигархия
д) полития е) крайняя демократия
23. «Единое» - основа бытия, принцип непрестанно эманирующий «свет», который и есть само бытие. Это идеи философского учения:
а) Неоплатоников б) Киников в) Стоиков г) Скептиков
24. Согласно эпикурейцам, человеческая душа после смерти
а) исчезает б) переселяется в новое тело в) попадает в рай
25. Основная причина всех человеческих несчастий, согласно философии Эпикура
а) страхи б) объективное зло в) стремление к наслаждению
26. Все наши знания, согласно стоикам
а) человек получает из внешнего опыта
б) заложены в человеке изначально
в) даруются божественным озарением
27. Как называется элемент сократической диалектики, который похож на «искусство повивальной бабки, помогающее истине появиться на свет»? а) ирония б) изономия в) майевтика г) опровержение
28. Основателем скептической школы считается
а) Пиррон б) Секст Эмпирик в) Тимон
29. Известная фраза Эпикура
а) Живи сегодняшним днем!
б) Живи помня о смерти!
в) Проживи незаметно!
г) Проживи наслаждаясь!
30. “Мировой разум” - согласно Плотину, порождает
а) Единое б) материальный мир в) мировую душу
Дата: 2018-12-21, просмотров: 475.