И немецкая классическая философия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эпоха Просвещения (кон. XVII в. – кон. XVIII в.) одна из ключевых эпох в истории западной философии, начавшая в Англии под влиянием научной революции XVII века. Данное движение явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма Декарта и Спинозы, классической механистической картины мира Ньютона. Доминантой мысли Просвещения является стремление к интеллектуальному прогрессу и вера в прогрессивное развитие человеческого общества. Разум, в свою очередь, рассматривался как единственный критерий познания человека и общества.

Характерные идеи Просвещения: наличие естественных и вечных прав человека (свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности), деизм, механицизм, материализм, культ человеческого разума, наличие общественного договора между государством и обществом, право народа на революцию, принцип разделения властей, критика религии

В сочинениях английских просветителей – Д. Локка (1632–1704), Г. Бо-лингброка (1678–1751), Д. Аддисона (1672–1719), А.Э. Шефтсбери (1671–1713), Ф. Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В эпистемологии Локка различаются первичные (объективные) качества, которые являются реальными свойствами физических объектов, и вторичные (субъективные) качества, которые являются результатом свойств предмета на ум. Осмысление подобного дуализма качеств легло в основу мысли Джорджа Беркли (1685–1753). По мнению Беркли представляя любой чувственный объект, мы одновременно представляем самих себя, представляющих этот объект. Объекты имеют лишь соотносительное существование, зависят от воспринимающего духа. Дэвид Юм (1711–1776) следовал за Локком и Беркли в вопросе о познании. Все единообразие в перцептуальном опыте, по словам Юма, происходит от «ассоциирующего качества ума». Поэтому понятие причины, на котором основывается знание, не демонстрирует необходимую связь между вещами, а выступает в качестве результата их постоянного соединения и ассоциации в человеческих умах.

Наиболее значимый вклад французского Просвещения был осуществлен в области социальной и политической философии. В трудах Шарля Луи Монтескье (1689–1755) дальнейшее развитие получило учение Локка о правовом государстве. Он сформулировал принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Интересен и его географический детерминизм, то есть связь "духа народа", государственного устройства и законов с климатом. Франсуа Жан Мари Аруэ (1694–1778) более известный под псевдонимом Вольтер признавал наличие неотчуждаемых естественных прав, выделяя наряду с ними позитивные законы, гарантирующие их соблюдение. Политическим идеалом Вольтера является просвещённый монарх. Жан Жак Руссо (1712–1778) выдвинул идею народного суверенитета и обосновал право народа на революцию. Идеализируя догосударственное положение "благородного дикаря" Руссо рассматривал обмен естественной свободы на гражданскую свободу как подразумевающий, что все права личности становятся подчиненными общей воле.

Иммануил Кант (1724–1804) стремился научить философию «говорить по-немецки», положив начало немецкой классической философии (1770–1831 гг.). Кант стремился преодолеть две доминирующие философские школы в XVIII века: рационализм, в рамках которого утверждалось, что знание может быть достигнуто только разумом, т.е. до опыта (априори), и эмпиризм, согласно которому знание может быть получено посредством органов чувств, т.е. после опыта (апостериори). Всякое знание начинается с опыта, но опыт ограничен, поэтому истинные суждения не могут быть образованы на эмпирической основе. Источником всеобщности и необходимости достоверного знания являются независимые от опыта и предшествующие опыту априорные формы сознания. Кант делил мир на феномены (конкретные факты о мире), которые познаются при помощи априорных форм и непознаваемый мир «вещи в себе» (ноуменов). Трансцендентальный идеализм Канта во многом состоит в убеждении, что воспринимаются непосредственно только феномены. Независимо от этого существует вещь в себе, которая не может быть познана и известна. Предметом философии Канта являются априорные формы познания, конструирование познавательной способностью условий опыта. К категорическому императиву Канта восходит деонтологический подход.

Субъективный идеализм Иоганна Готлиба Фихте (1762–1814) заключается в понимании деятельности как союза субъекта и объекта. Он создал философию, похожую на воззрения И.Канта, отказавшись от понятия "вещи-в-себе". По его мнению, все представления, идеи, образы являются производными познающего субъекта. Фридрих Шеллинг (1775-1854) разработал объективную идеалистическую «философию природы». По Шеллингу, идеи или образы в сознании идентичны объектам, внешним по отношению к разуму, поэтому не существует разницы между субъективным и объективным. 

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) разработал энциклопедическую по своей сути систему, в рамках которой мир рассматривался как продукт мысли, Дух, проявленный в человеческой деятельности. Гегель систематизировал все содержание культуры как в историческом, так и в логическом плане, предложив концепцию объективного идеализма, согласно которой в основе всего сущего лежит духовное начало, абсолютная идея, которая существовала до природы и человека как «чистая мысль». В своем развитии идея проходит 3 этапа: саморазвитие идеи в виде чистых логических сущностей, развитие идеи в форме инобытия, обнаружение идеи в различных формах конкретного духа. Гегель выделяет три стадии развития Духа: субъективный, объективный и абсолютный. Методология Гегеля является диалектической: для каждого тезиса он находит антитезис, и в ходе их противодействия рождается синтез - новый этап формирования мысли.

Людвиг Фейербах (1804–1872) – «конец немецкой классической философии» по мнению Ф. Энгельса. Он сводит основной вопрос философии к вопросу о человеке, о соотношении физического и психического в человеке. Взамен предшествующей философии Фейербах предлагал материалистическую антропологию. Он рассматривает любую форму созерцания как реальное действие индивида, предшествующее всем его ощущениям.

 

Семинар 1.

План проведения:

1. Эпоха Просвещения: общая характеристика

2. Первый период французского просвещения: Ш.Л. Монтескье, Вольтер.

3. Второй и третий периоды французского просвещения: энциклопедисты, Ж. Ж. Руссо.

 

Примерные темы рефератов:

1. Центральные идеи французских просветителей.

2. Концепция социального прогресса Вольтера.

3. Географический детерминизм Ш.Л. Монтескье.

4. "Общественный договор" Ж.Ж. Руссо

5. Учение о человеке и обществе в философии французского Просвещения.

6.  «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» и ее значение в распространении просветительских идей.

 

Основные понятия темы: просвещение, «географический детерминизм», «естественная религия», «естественный человек», деизм, общественный договор.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто из просветителей является автором концепции «географического детерминизма»?

2. Что понимается под идеей «естественной религии»?

3. Какую одинаковую опасность для человека как в атеизме, так и в религии видел Вольтер?

4. Перечислите основные положения критики Ж. Ж. Руссо современного ему образования.

5. В чем суть концепции «естественной религии» в воззрениях французских просветителей?

6. Опишите образ «естественного человека», созданный Ж. Ж. Руссо.

7. Кто из представителей эпохи Просвещения существенно дополнил концепцию «общественного договора»? Какие идеи были отражены?

8. Почему с точки зрения Ш. Монтескье люди северных стран тяготеют к установлению демократического режима?

 

Семинар 2.

Занятие проводится с использованием игровой технологии.

Порядок проведения игры:

I этап. Организационно-подготовительный:

1.1.Формирование четырех игровых групп.

1.2.Ознакомление с общим заданием.

Каждая команда осуществляет подготовку к семинарскому занятию, изучая философию и мировоззрение следующих мыслителей: Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга. Необходимо обратить внимание на следующие аспекты: термины (идеализм, диалектика, метафизика, трансцендентный, имманентный, априорные суждения, апостериорные суждения, объективный дух, субъективный дух, Абсолют) , сочинения, теорию познания (вещь-в-себе, категории познания Канта, диалектику Гегеля, субъективный идеализм Фихте), морально-этические взгляды (категорический императив, эстетический и этический опыт Шеллинга, толкование совести Гегеля, девиз Фихте), медицинскую проблематику (причины болезни, категорический императив).

II Игровой этап.

2.1. Выступления руководителя игры (преподавателя), содержащее сведения о цели, задачах, правилах и критериях оценки.

2.2. Организация рабочих мест команд: игроки каждой команды садятся в форме круглого стола, на котором расположен бланк с вопросами в следующем виде

Категория вопроса Баллы Баллы Баллы Баллы
Сочинения 1 2 3 4
Теория познания 1 2 3 4
Термины 1 2 3 4
Мораль и этика 1 2 3 4
Медицина 1 2 3 4

2.3. Вступление в игру членов команд в следующем порядке:

игрок № 1 команды 1 → игрок № 1 команды 2 → игрок № 1 команды 3 → игрок № 2 команды 2 → игрок № 2 команды 3 и т. д. до тех пор, пока не будут исчерпаны все вопросы.

III Заключительный этап.

Подведение личных и командных итогов игры. Победители (команда, набравшая большее количество баллов, и лучшие игроки из проигравших команд) получают максимум баллов за семинар (3 балла).

Основные понятия темы: Абсолют, диалектика, дух, природа, свобода, феноменология, вещь-в-себе, вещь-для-нас, категорический императив, деонтология, познание, идеализм, антропологический материализм, интеллектуальная интуиция, свобода, сознание, трансцендентальный идеализм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что означает кантовское понятие «вещи в себе»?

2. Назовите идеи чистого разума и категории чистого рассудка?

3. Прокомментируйте основные тезисы категорического императива?

4. Что понимается Г. В. Ф. Гегелем под Абсолютом?

5. Приведите примеры к диалектическим законам?

6. Объясните тезис «Все разумное действительно, все действительное – разумно»?

7. В чем слабость гегелевского идеализма?

8. В чем причины расхождения взглядов И. Г. Фихте с И. Кантом?

9. В чем заключается свобода человека, по мнению И. Г. Фихте?

10. Согласно Ф. Шеллингу, что является высшей ступенью развития воли?

11. Почему Л. Фейербах называет свою философию антропологией? Сформулируйте ее основные принципы.

 

Цитаты:

Вольтер: «Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других»

Жан Жак Руссо: «Жить – это не значит дышать, это значит действовать. Не тот человек больше всего жил, который может насчитать больше лет, а тот, кто больше всего чувствовал жизнь»

Иммануил Кант: «Есть такие заблуждения, которые нельзя опровергнуть. Надо сообщить заблуждающемуся уму такие знания, которые его просветят. Тогда заблуждения исчезнут сами собою»

Иммануил Кант: «Рассудок ничего не может созерцать, а чувства ничего не могут мыслить. Только из соединения их может возникнуть знание»

Георг Вильгельм Фридрих Гегель: «Всё действительное - разумно, всё разумное – действительно»

Людвиг Фейербах: «Смерть - лучший врач на земле, у которого не было неудачных случаев»

 

Примерные тестовые задания

1. С точки зрения французских просветителей главным тормозом прогресса, образования, саморазвития является

а) религия        б) власть            в) природа               г) семья

2. «Существовать – значит быть воспринимаемым!». Это высказывание принадлежит

а) Д. Локк          б) Д. Юм              в) Ж.Ж. Руссо         г) Д. Беркли

 

3. Д. Юм все содержимое человеческого разума называл

а) идеями б) восприятиями      в) впечатлениями       г) ощущениями

4. Концепцию «общественного договора» вслед за Т. Гоббсом развивал

а) Ж.Ж. Руссо         б) Д. Дидро        в) Вольтер           г) Гельвеций

5. Принцип «разумного эгоизма» отстаивал

а) Д. Дидро    б) Ш. Монтескье       в) Вольтер        г) Гельвеций

 

6. Кому из французских просветителей принадлежит лозунг – «Раздавить гадину!»

а) Ж.Ж. Руссо         б) Д. Дидро          в) Ш. Монтескье        г) Вольтер

 

7. Автором «концепции естественного человека» является

а) Ж.Ж. Руссо      б) Ш. Монтескье      в) Вольтер      г) Гельвеций

 

8. Концепцию «географического детерминизма» разработал

а) Ж.Ж. Руссо       б) Ш. Монтескье         г) Вольтер        д) Гельвеций

9. Две формулировки категорического императива И. Канта

а) «Не делай другому того, чего себе не желаешь!»

б) «Пусть твоя экзистенция не вступает в противоречие с экзистенцией другого человека!»

в) «Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом!»

г) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству!»

10. Первое сочинение «критического периода» И. Канта

а) «Критика практического разума»

б) «Критика чистого разума»

в) «Критика способности суждения»

11. Какой тип поступка предпочитают большинство людей с точки зрения И. Канта

а) легальный                                       б) моральный

 

12. Что такое «пространство и время» с позиции И. Канта

а) интуиции человеческого разума

б) физические параметры объективной реальности

13. И. Кант считал, что наше знание об объективной реальности ограничено познанием

а) феноменов б) ноуменов в) предикатов г) категорий чистого разума

14. Сколько категорий чистого разума выделяет И. Кант

а) 10                 б) 11                в) 12                     г) 9

15. Какие суждения, согласно И. Канту, обеспечивают прирост знания

 а) априорные синтетические суждения

 б) априорные аналитические суждения

 в) апостериорные синтетические суждения

 г) апостериорные аналитические суждения

 

16. Г. Гегелю принадлежит следующее суждение

а) «Свобода есть осознанная необходимость!»

б) «Человек обречен быть свободным!»

в) «Свобода – цель развития абсолютного духа!»

 

17. Законы диалектической логики

а) закон перехода количества в качество

б) закон отрицания отрицания

в) закон достаточного основания

г) закон тождества

д) закон единства и борьбы противоположностей

е) закон исключённого третьего

18. Сколько стадий самопознания мирового духа выделяет Г. Гегель

а) 2                   б) 3              в) 4                г) 5

19. Одним из ключевых тезисов Г. Гегеля является

а) «Всё, что действительно - разумно и всё, что разумно – действительно!»

б) «Всё, что действительно - не разумно и всё не разумное – действительно!»

г) «Всё, что не действительно – разумно и всё разумное – не действительно!»

д) «Всё недействительное – не разумно и всё неразумное – не действительно!»

20. Центральное понятие и метод теории познания Ф. Шеллинга

а) практика б) интеллектуальная интуиция в) трансцендентальная апперцепция

21. Решение проблемы соотношения эмпирического и теоретического в познании Ф. Шеллинг усматривал в

а) повседневной жизни б) науке    в) искусстве    г) религии

22. Учение Л. Фейербаха получило название

а) антропологического материализма

б) логического атомизма

в) интегрального гуманизма

 

23. И. Фихте считал, что наиболее важной функцией человеческого познания является

а) созерцание          б) деятельность             в) интуиция

24. Какова позиция И. Фихте в отношении проблемы свободы?

а) «Свобода есть познанная необходимость!»

б) «Быть свободным – это естественное право человека!»      

в) «Человек свободен как трансцендентная сущность!»

г) «Быть свободным – значит сделать себя свободным!»

 

25. Жизнь Бога, это борьба между светлым – рациональным и тёмным – иррациональным началами Абсолюта. Такова идея философии свободы  

а) И. Канта    б) И. Фихте        в) Ф. Шеллинга        г) Г. Гегеля

 

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 530.