Философия и психология здоровья. Модели врачевания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Семинар 1.

План проведения:

1. Философские категории и понятия медицины.

2. Понимание нормы в историко-философской перспективе.

3. Представления о «норме» в медицинском знании.

4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в философии и медицине.

Примерные темы рефератов:

1. Диалектика и системный подход в медицине.

2. «Норма» в медицине: определение, виды, критерии определения.

3. Отклонения от нормы в медицинском знании.

4. Представления об идеальном человеке в философии Древнего Востока.

5. Представления об идеальном человеке в эпоху античности.

6. «Ненормальность» в историко-философском дискурсе.

7. Понятия здоровья и болезни и их критерии.

8. Принципы редукционизма и холизма в медицине и философии.

 

Основные понятия темы: диалектика, дискурс, норма, мера, нормальность, релятивизм, система, системный подход, ненормальность, отклонение, редукция, холизм.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Перечислите известные Вам виды «норм».

2. Каково методологическое значение количества, качества, меры в философии медицины?

3. Какие критерии определения здоровья ВОЗ Вы можете назвать?

4. Как Вы определите понятия «норма»» с позиции философского знания?

5. Объясните термин «релятивизм»

6. Актуально ли сегодня высказывание Платона – «Болезни проистекают от неправильной жизни»? Как определяется ненормальность в медицинском знании?

7. Что Вы понимаете под отклонением от нормы?

8. Какие формы отклоняющегося поведения Вы можете назвать?

9. Как Вы объясните холистический подход к пониманию человека?

10. В чем проявляется принцип редукционизма в медицине?

Семинар 2.

План проведения:

1. Проблема жизни и смерти в философии и медицине.

2. Модели врачевания.

3. Типы научной рациональности и модели врачевания.

 

Примерные темы рефератов:

1. Понятия «жизнь» и «смерть»: медицинский дискурс.

2. Дискурс о жизни и смерти в истории философии.

3. Медицинская модель врачевания: особенности взаимоотношений между субъектами лечебного процесса.

4. Роль и функции врача в социально-психологической модели врачевания.

5. Особенности экзистенциальной модели врачевания.

6. Философские вопросы биоэтики.

7. Проблема жизни и смерти: экзистенциальная философия.

8. Тело и телесность.

9. Практики «заботы о себе».

10. Качество жизни и здоровье: взаимозависимость

Основные понятия темы: жизнь, модель врачевания, смерть, субъект, экзистенция, «этос войны».

 

Вопросы для самоконтроля:

1. На каком основании врач констатирует смерть пациента?

2. Как Вы для себя определяете понятия жизнь и смерть?

3. С какими типами рациональности соотносятся медицинская, экзистенциальная и социально-психологическая модели врачевания?

4. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки медицинской модели врачевания?

5. В чем различие функций врача в социально-психологической и экзистенциальной моделях врачевания?

6. Назовите известные вам модели врачевания? Как они связаны с типами научной рациональности?

7. Выделите критерии концепта здоровье?

8. Перечислите основные проблемы и принципы биоэтики.

 

Цитаты:

Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют»

Гиппократ: «Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»

Генрих Риккерт: «Ценность – это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры»

Жан-Поль Сартр: «Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния»

Жан-Поль Сартр: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может»

 

Примерные вопросы к тестовым заданиям:

1. Каковы основные подходы к пониманию ценности в аксиологии? 

2. Что в аксиологии понимается под ценностью «благо»? 

3. В чём заключается гуманистическая функция аксиологии?

4. Что понимается под смыслом в экзистенциальной философии?

5. Может или нет «страдание» мыслиться как высшая ценность и смысл?

6. Проиллюстрируйте ситуацию, когда ценности противоречат актуальному смыслу?

7. Какой экзистенциальный и аксиологический смысл несет в себе концепт «совесть»?

8. Что понимается под «свободой» человека в аксиологическом аспекте?

9. Что понимается под «ответственностью» в экзистенциальном плане?

10. Что в человеке не поддается объективированию и почему?

11. Как меняется самоидентификация человека в современном технологизированном обществе?



МОДУЛЬ 5

Дата: 2018-12-21, просмотров: 504.