Семинар 1.
План проведения:
1. Философские категории и понятия медицины.
2. Понимание нормы в историко-философской перспективе.
3. Представления о «норме» в медицинском знании.
4. Категории «целое» и «часть», «структура» и «функция» в философии и медицине.
Примерные темы рефератов:
1. Диалектика и системный подход в медицине.
2. «Норма» в медицине: определение, виды, критерии определения.
3. Отклонения от нормы в медицинском знании.
4. Представления об идеальном человеке в философии Древнего Востока.
5. Представления об идеальном человеке в эпоху античности.
6. «Ненормальность» в историко-философском дискурсе.
7. Понятия здоровья и болезни и их критерии.
8. Принципы редукционизма и холизма в медицине и философии.
Основные понятия темы: диалектика, дискурс, норма, мера, нормальность, релятивизм, система, системный подход, ненормальность, отклонение, редукция, холизм.
Вопросы для самоконтроля:
1. Перечислите известные Вам виды «норм».
2. Каково методологическое значение количества, качества, меры в философии медицины?
3. Какие критерии определения здоровья ВОЗ Вы можете назвать?
4. Как Вы определите понятия «норма»» с позиции философского знания?
5. Объясните термин «релятивизм»
6. Актуально ли сегодня высказывание Платона – «Болезни проистекают от неправильной жизни»? Как определяется ненормальность в медицинском знании?
7. Что Вы понимаете под отклонением от нормы?
8. Какие формы отклоняющегося поведения Вы можете назвать?
9. Как Вы объясните холистический подход к пониманию человека?
10. В чем проявляется принцип редукционизма в медицине?
Семинар 2.
План проведения:
1. Проблема жизни и смерти в философии и медицине.
2. Модели врачевания.
3. Типы научной рациональности и модели врачевания.
Примерные темы рефератов:
1. Понятия «жизнь» и «смерть»: медицинский дискурс.
2. Дискурс о жизни и смерти в истории философии.
3. Медицинская модель врачевания: особенности взаимоотношений между субъектами лечебного процесса.
4. Роль и функции врача в социально-психологической модели врачевания.
5. Особенности экзистенциальной модели врачевания.
6. Философские вопросы биоэтики.
7. Проблема жизни и смерти: экзистенциальная философия.
8. Тело и телесность.
9. Практики «заботы о себе».
10. Качество жизни и здоровье: взаимозависимость
Основные понятия темы: жизнь, модель врачевания, смерть, субъект, экзистенция, «этос войны».
Вопросы для самоконтроля:
1. На каком основании врач констатирует смерть пациента?
2. Как Вы для себя определяете понятия жизнь и смерть?
3. С какими типами рациональности соотносятся медицинская, экзистенциальная и социально-психологическая модели врачевания?
4. В чем на Ваш взгляд заключаются недостатки медицинской модели врачевания?
5. В чем различие функций врача в социально-психологической и экзистенциальной моделях врачевания?
6. Назовите известные вам модели врачевания? Как они связаны с типами научной рациональности?
7. Выделите критерии концепта здоровье?
8. Перечислите основные проблемы и принципы биоэтики.
Цитаты:
Протагор: «Человек есть мера всех вещей, существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют»
Гиппократ: «Некоторые больные выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача»
Генрих Риккерт: «Ценность – это духовная цель, жизненная практическая установка, выражающая живой нерв культуры, ее смысловое ядро, отражающая динамику культуры»
Жан-Поль Сартр: «Настоящая свобода начинается по ту сторону отчаяния»
Жан-Поль Сартр: «У человека в душе дыра размером с Бога, и каждый заполняет её как может»
Примерные вопросы к тестовым заданиям:
1. Каковы основные подходы к пониманию ценности в аксиологии?
2. Что в аксиологии понимается под ценностью «благо»?
3. В чём заключается гуманистическая функция аксиологии?
4. Что понимается под смыслом в экзистенциальной философии?
5. Может или нет «страдание» мыслиться как высшая ценность и смысл?
6. Проиллюстрируйте ситуацию, когда ценности противоречат актуальному смыслу?
7. Какой экзистенциальный и аксиологический смысл несет в себе концепт «совесть»?
8. Что понимается под «свободой» человека в аксиологическом аспекте?
9. Что понимается под «ответственностью» в экзистенциальном плане?
10. Что в человеке не поддается объективированию и почему?
11. Как меняется самоидентификация человека в современном технологизированном обществе?
МОДУЛЬ 5
Дата: 2018-12-21, просмотров: 504.