План проведения:
1. Истина как цель философского знания.
2. Классические теории истины.
3. Неклассические теории истины: прагматизм, когерентность, консенсуальность.
4. Критерии истины.
Примерные темы рефератов:
1. Философские основания классического и неклассического типов рациональности.
2. Специфика научного знания в постнеклассической рациональности.
3. Вера: определение, релевантные понятия, свойства.
4. Особые функции веры в познании.
5. Феномен исцеляющей веры.
6. Истина как ценность
Основные понятия темы: вера, знание, истина, механизм понимания, научная картина мира, научное знание, ненаучное знание, объяснение, понимание, рациональность, установка, эмпирическое знание, эпистемология.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие критерии истины вы знаете?
2. В чем суть диалектики рационального и иррационального в познании?
3. Перечислите основные виды знаний.
4. В чем связь таких понятий как «вера», «опыт», «интуиция»?
5. Как соотносятся вера и знание?
6. Чем отличается знание от мнения?
7. С какой концепцией истины соотносится ситуация врачебного консилиума?
8. Объясните принцип экономии мышления.
9. В чем смысл критерия «фальсификация» в науке, кто автор?
Цитаты:
Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»
Сенека: «Всякая глупость страдает от отвращения к себе»
Мишель Монтень: «Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомленности»
Блез Паскаль: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»
Фрэнсис Бэкон: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным»
Фрэнсис Бэкон: «Истина есть дочь времени, а не авторитета»
Примерные вопросы к тестовым заданиям:
1. Какие три познавательные способности выделял И. Кант?
2. Какие концепции истины различаются в современном философском знании?
3. Каким образом устанавливается истинность или ложность знания в его различных формах(критерии)?
4. Каковы основные функции веры как гносеологической установки?
5. Что представляет собой механизм понимания?
6. Каковы главные отличия классического типа рациональности от неклассического?
7. Что является идеалом и нормой научного исследования в постнеклассической науке?
8. Какие необходимые характеристики имеет научное знание?
9. Перечислите основные формы научного знания?
10. Перечислите общелогические методы познания?
11. Перечислите методы научного познания?
12. С каким типом научной рациональности соизмерима социально-психологическая модель врачевания?
13. Для какой модели врачевания, метафора - «Забота о смерти», выражает задачу врача?
14. Для каких заболеваний медицинская модель врачевания является адекватной?
МОДУЛЬ 4
Аксиология – философская доктрина ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), анализирующая природу, характер, способы, состав регламентирования смысложизненных позиций, ориентаций, мотиваций человеческой деятельности. Аксиология концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции составляют нерв аксиологического рассмотрения.
Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Ее задача – продемонстрировать возможности практического разума в общей структуре бытия. Предмет аксиологии – деонтологическая среда и механизмы её обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего.
Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии, и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.
Функции аксиологии: аналитическая, рефлективная, критическая, социальная, регулятивная, гуманистическая.
Ценности – интегральная основа всякого человеческого знания. Сущность ценности заключается в потребностях и интересах. В экономическом или социальном плане, ценность тождественна потребности. Ценность есть норма или смысл («благо есть то, что существует ради самого себя» Платон). Это понимание говорит о том, что ценность обладает эвристическим смыслом. Ценность субъективно значима, поэтому существует возможность личного выбора для человека.
Разрушение системы ценностей ведет к расколу, разрушению человеческого общества (цинизм, нигилизм, экзистенциальный вакуум).
Смысл – это то, что человек проецирует на окружающие предметы, которые сами по себе нейтральны. Отсюда, смысл – относителен субъекта, конкретного человека и конкретной ситуации. Смысл есть нечто большее, чем самость человека. Смысл это то, что имеется в виду каждым конкретным человеком, который задает вопрос в каждой конкретной ситуации и подразумевает ответ.
3 пути поиска смыслов базируются на трех группах ценностей:
1. Ценности творчества
2. Ценности переживания
3. Ценности отношения
Медицинские проблемы рассматриваются в аксиологической перспективе. Выделяют следующие модели врачевания:
Медицинская модель врачевания (классическая модель медицинской деятельности) Стратегия врачевания – «этос войны». Необходимость поставить под контроль чуждую природу, овладеть, освоить, т.е. сделать своим – не-другим, привести механизм тела в положение равновесия, преодолеть сопротивление другого.
Социально-психологическая модель врачевания (ситуация хронического заболевания, реабилитационный период). Модель адекватна в случае хронических заболеваний, когда восстановление жизнедеятельности до нормального уровня либо вообще невозможно, либо растягивается на продолжительное время. Идеология врачевания дополняется логикой общественной жизни – труда, досуга и т.п., при помощи клинической психологии, педагогики, социальной помощи и т.д.
Экзистенциальная модель врачевания (ситуация терминального состояния). Особенность паллиативной помощи в том, чтобы в умирающем увидеть личность человека. Суть паллиативного ухода состоит в том, чтобы ни ускорять, ни отсрочивать смерть, но делать возможным для умирающего человека жизнь до смерти с личностным достоинством.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.