Проблема истины в философии. Вера и знание
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План проведения:

1. Истина как цель философского знания.

2. Классические теории истины.

3. Неклассические теории истины: прагматизм, когерентность, консенсуальность.

4. Критерии истины.

 

Примерные темы рефератов:

1. Философские основания классического и неклассического типов рациональности.

2. Специфика научного знания в постнеклассической рациональности.

3. Вера: определение, релевантные понятия, свойства.

4. Особые функции веры в познании.

5. Феномен исцеляющей веры.

6. Истина как ценность

 

Основные понятия темы: вера, знание, истина, механизм понимания, научная картина мира, научное знание, ненаучное знание, объяснение, понимание, рациональность, установка, эмпирическое знание, эпистемология.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие критерии истины вы знаете?

2. В чем суть диалектики рационального и иррационального в познании?

3. Перечислите основные виды знаний.

4. В чем связь таких понятий как «вера», «опыт», «интуиция»?

5. Как соотносятся вера и знание?

6. Чем отличается знание от мнения?

7. С какой концепцией истины соотносится ситуация врачебного консилиума?

8. Объясните принцип экономии мышления.

9. В чем смысл критерия «фальсификация» в науке, кто автор?

 

Цитаты:

Сократ: «Я знаю, что я ничего не знаю, но есть люди, которые не знают и этого»

Сенека: «Всякая глупость страдает от отвращения к себе»

Мишель Монтень: «Безумие судить, что истинно и что ложно, на основании нашей осведомленности»

Блез Паскаль: «Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим»

Фрэнсис Бэкон: «Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать – точным»

Фрэнсис Бэкон: «Истина есть дочь времени, а не авторитета»

 

Примерные вопросы к тестовым заданиям:

1. Какие три познавательные способности выделял И. Кант?

2. Какие концепции истины различаются в современном философском знании?

3. Каким образом устанавливается истинность или ложность знания в его различных формах(критерии)?

4. Каковы основные функции веры как гносеологической установки?

5. Что представляет собой механизм понимания?

6. Каковы главные отличия классического типа рациональности от неклассического?

7. Что является идеалом и нормой научного исследования в постнеклассической науке?

8. Какие необходимые характеристики имеет научное знание?

9. Перечислите основные формы научного знания?

10. Перечислите общелогические методы познания?

11. Перечислите методы научного познания?

12. С каким типом научной рациональности соизмерима социально-психологическая модель врачевания?

13. Для какой модели врачевания, метафора - «Забота о смерти», выражает задачу врача?

14. Для каких заболеваний медицинская модель врачевания является адекватной?

 



МОДУЛЬ 4

Аксиология – философская доктрина ценностей (императивы, идеалы, эталоны, регулятивы, принципы, нормы), анализирующая природу, характер, способы, состав регламентирования смысложизненных позиций, ориентаций, мотиваций человеческой деятельности. Аксиология концентрируется на вопросах фундаментального свойства: стихия человеческого общения и принципы его регуляризации, регламентации, регуляции составляют нерв аксиологического рассмотрения.

Аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Ее задача – продемонстрировать возможности практического разума в общей структуре бытия. Предмет аксиологии – деонтологическая среда и механизмы её обязывающего влияния, действенные отображения сферы должного на сферу сущего.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии, и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.

Функции аксиологии: аналитическая, рефлективная, критическая, социальная, регулятивная, гуманистическая.

Ценности – интегральная основа всякого человеческого знания. Сущность ценности заключается в потребностях и интересах. В экономическом или социальном плане, ценность тождественна потребности. Ценность есть норма или смысл («благо есть то, что существует ради самого себя» Платон). Это понимание говорит о том, что ценность обладает эвристическим смыслом. Ценность субъективно значима, поэтому существует возможность личного выбора для человека.

Разрушение системы ценностей ведет к расколу, разрушению человеческого общества (цинизм, нигилизм, экзистенциальный вакуум).

Смысл – это то, что человек проецирует на окружающие предметы, которые сами по себе нейтральны. Отсюда, смысл – относителен субъекта, конкретного человека и конкретной ситуации. Смысл есть нечто большее, чем самость человека. Смысл это то, что имеется в виду каждым конкретным человеком, который задает вопрос в каждой конкретной ситуации и подразумевает ответ.

3 пути поиска смыслов базируются на трех группах ценностей:

1. Ценности творчества

2. Ценности переживания

3. Ценности отношения

Медицинские проблемы рассматриваются в аксиологической перспективе. Выделяют следующие модели врачевания:

Медицинская модель врачевания (классическая модель медицинской деятельности) Стратегия врачевания – «этос войны». Необходимость поставить под контроль чуждую природу, овладеть, освоить, т.е. сделать своим – не-другим, привести механизм тела в положение равновесия, преодолеть сопротивление другого.

Социально-психологическая модель врачевания (ситуация хронического заболевания, реабилитационный период). Модель адекватна в случае хронических заболеваний, когда восстановление жизнедеятельности до нормального уровня либо вообще невозможно, либо растягивается на продолжительное время. Идеология врачевания дополняется логикой общественной жизни – труда, досуга и т.п., при помощи клинической психологии, педагогики, социальной помощи и т.д.

Экзистенциальная модель врачевания (ситуация терминального состояния). Особенность паллиативной помощи в том, чтобы в умирающем увидеть личность человека. Суть паллиативного ухода состоит в том, чтобы ни ускорять, ни отсрочивать смерть, но делать возможным для умирающего человека жизнь до смерти с личностным достоинством.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 419.