5.3.1. Руководством АО определены и документально оформлены ответственность, полномочия и взаимодействие персонала, который руководит, выполняет и проверяет работу, влияющую на окружающую среду.
5.3.2. Ответственность и полномочия по процессам СЭМ устанавливаются в матрице ответственности, в соответствии с Приложением 1.
5.3.3 Ответственность за функционирование СЭМ в подразделениях несут руководители структурных подразделений.
5.3.4 Ответственность и полномочия персонала определены в рабочих и должностных инструкциях, положениях, документированными процедурами СЭМ.
Планирование
Действия по обработке рисков и возможностей
Общие положения
6.1.1.1.АО разрабатывает, внедряет и поддерживает процессы, необходимые для обеспечения соответствия требованиям в пп. 6.1.1 ‐ 6.1.4.
6.1.1.2 При планировании системы экологического менеджмента АО учитывает:
- требования законодательства и необходимый уровень компетенции персонала согласно п. 4.1;
- потребностей и ожиданий заинтересованных сторон согласно п. 4.2;
- область применения системы экологического менеджмента;
- риски и возможности, связанные с ее экологическими аспектами (см. п. 6.1.2), обязательными требованиями (см. п. 6.1.3); другими факторами и требованиями, идентифицированными в п. 4.1 и п. 4.2, для того, чтобы:
— гарантировать, что система экологического менеджмента может достичь намеченных результатов;
— предупреждать или уменьшать нежелательны е эффекты, включая возможность влияния внешних экологических условий;
— достигать постоянного совершенствования.
6.1.1.3 В области применения системы экологического менеджмента АО определила потенциальные аварийные ситуации, включая те, которые могут оказывать экологическое воздействие.
Организация должна поддерживать документированную информацию о ее:
— рисках и возможностях, которые нужно учесть;
— процессах, необходимых в контексте п. п. 6.1.1 - 6.1.4, в объеме, необходимом для создания уверенности, что они будет выполнены, как планировалось.
6.1.1.4 Деятельность АО связана со следующими рисками:
- рисками нарушения природоохранного законодательства;
-рисками связанными с допущенными ошибками при проведении проектных и конструкторских работ, при сборке оборудования, которые в т.ч. могут привести к авариям, связанным с радиоактивным загрязнением.
6.1.1.5 Деятельность АО связана со следующими возможностями:
- учитывая сравнительно небольшие масштабы производства возможно налаживание экологически эффективной работы по принципам «зеленого офиса».
-возможность разрабатывать и конструировать более экологичное оборудование.
Экологические аспекты
6.1.2.1 Идентификация и оценка значимости экологических аспектов в АО осуществляется в соответствии с требованиями процедуры АО СТО ХХХХ «Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами».
6.1.2.2 СТО ХХХХ «Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами» устанавливает порядок идентификации и оценки значимости экологических аспектов АО , включая:
- идентификацию экологических аспектов подразделений;
- формирование Сводного реестра экологических аспектов предприятия;
- оценку значимости экологических аспектов и формирование Реестра существенных экологических аспектов предприятия.
6.1.2.3 Идентификация экологических аспектов заключается в выявлении всех элементов деятельности предприятия, его продукции и услуг, которые оказывают или могут оказать воздействие на ОС, с учетом жизненного цикла продукции.
6.1.2.4 Идентификация и последующая актуализация экологических аспектов осуществляется руководителями подразделений, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на ОС.
6.1.2.5 Оценка значимости экологических аспектов проводится Представителем руководства по ИСМ совместно с руководителями подразделений.
6.1.2.6 Разрабатывает Сводный реестр экологических аспектов Представитель руководств по ИСМ
6.1.2.7 Утверждает Сводный реестр существенных экологических аспектов Генеральный директор АО .
6.1.3 Обязательные требования
6.1.3.1 Идентификация законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО осуществляется в соответствии с требованиями стандарта АО СТО ХХХХ «Управление нормативно-правовыми требованиями в области охраны окружающей среды и охраны труда».
6.1.3.2 Данный стандарт устанавливает требования к:
- идентификации законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО ;
- составлению Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО ;
- хранению и обеспечению доступа к идентифицированным требованиям, применимым к экологическим аспектам АО ;
- проведению оценки соответствия деятельности АО идентифицированным законодательным и другим требованиям.
6.1.3.3 Ответственность за подготовку Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО несет Представитель руководства по ИСМ.
Актуализация Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО осуществляется не реже одного раза в год.
6.1.3.4 Дополнительные требования, применимые к экологическим аспектам АО , определяются спецификой его деятельности, региональными и местными нормативными актами по ООС.
6.1.3.5 Для идентификации нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды на АО используется лицензированная электронная справочно-правовая система и нормативная база "Консультант плюс".
6.1.3.6. Информирование персонала об установленных требованиях в области охраны окружающей среды осуществляется за счет:
- обучения персонала в области охраны окружающей среды;
- свободного доступа к нормативно-правовой документации и установленным требованиям.
Планирование действий
6.1.4.1 Планирование действий в отношении существенных экологических аспектах, обязательных требований, рисков и возможностей осуществляется при разработке целей в области СЭМ, программы СЭМ, программы мониторинга, а также в проектных, конструкторских работах, при работе с поставщиками и подрядчиками, при этом учитываются возможности, в т.ч. финансовые.
6.1.4.2 При функционировании других систем менеджмента также необходимо учитывать существенные экологические аспекты, обязательные требований, риски и возможности, там где это применимо и целесообразно.
6.2 Экологические цели и планирование их достижения
Представитель руководства по ИСМ, реализуя Экологическую политику (Политику в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья) АО , обеспечивает планирование функционирования СЭМ посредством разработки:
- целей в области СЭМ и ООС;
- программы в области СЭМ.
Цели и программа разрабатываются в соответствии с процедурой ИСМ ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента».
Экологические цели
6.2.1.1 Цели в области СЭМ и ООС разрабатываются с учетом:
- Политики в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья;
- реестра существенных экологических аспектов;
- реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам;
- потребностей улучшения функционирования СЭМ;
- технологических и финансовых возможностей;
- обязательств АО в деловой сфере и мнений заинтересованных сторон.
6.2.1.2 Цели должны:
- по возможности быть измеримыми для осуществления последующего контроля их выполнения;
- соответствовать Политики в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья в рамках обязательств по предотвращению или снижению воздействий на ОС;
- соответствовать законодательным и другим требованиям, применимым к экологическим аспектам;
- ежегодно анализироваться с точки зрения их выполнения и при необходимости обновляться.
6.2.1.3 Цели делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели представляют собой детализацию долгосрочных целей, с учетом реальных возможностей предприятия на планируемый год и могут быть определены для конкретных подразделений. Долгосрочные цели формулируются непосредственно на основании действующей Политики в целом для предприятия.
6.2. 1.4 Причиной актуализации установленных целей на год может служить:
- результаты идентификации существенных ЭА;
- результаты расследований аварии, ЧС;
- результаты идентификации опасностей, оценки рисков возникновения ЧС;
- результаты выявленных несоответствий (2 и 3 категории);
- предписания надзорных органов;
- результаты аудитов;
- результаты анализа функционирования СЭМ со стороны руководства.
6.2.1.5 Цели в области системы экологического менеджмента и охраны окружающей среды предварительно согласовываются с участниками и прочими заинтересованными лицами и утверждаются Генеральным директором ежегодно до 01 марта.
Планирование действий для достижения экологических целей
6.2.2.1 Программа системы экологического менеджмента должна содержать конкретные мероприятия по выполнению принятых целей. В программе документально фиксируются:
- планы мероприятий, направленные на совершенствование СЭМ;
- ответственность и полномочия должностных лиц, отвечающих за выполнение данных мероприятий;
- сроки выполнения мероприятий, направленных на совершенствование СЭМ и т.д.
6.2.2.2 Программа системы экологического менеджмента разрабатывается ежегодно до 15 марта. Ответственность за организацию разработки программы несет представитель руководства по ИСМ.
6.2.2.3 Программа системы экологического менеджмента согласовывается со всеми ответственными лицами, включенными в данную программу и с их непосредственными руководителями.
6.2.2.4 Программа системы экологического менеджмента утверждается Генеральным директором.
6.2.2..5 Мониторинг и контроль выполнения данных мероприятий осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Контроль и мониторинг ИСМ».
Поддержка
Ресурсы
7.1.1 Ответственность за функционирование СЭМ, обеспечение ее финансовыми и прочими ресурсами несет Генеральный директор АО .
7.1.2 Руководство АО предоставляет ресурсы (человеческие, технологические и финансовые), необходимые для внедрения, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования СЭМ.
7.1.3. В АО введено в действие положение о представителе генерального директора АО по ИСМ.
Данное положение предусматривает обязанности представителя генерального директора АО по ИСМ по обеспечению разработки, внедрения и поддержания функционирования СЭМ, представлению отчетов о функционировании системы руководству и предложений по совершенствованию СЭМ АО .
7.1.4. Обязанности, ответственность и полномочия в СЭМ документально оформляются (в должностных, рабочих инструкциях, дополнительных процедурах и пр.) и доводятся до сведения работников АО .
7.1.5 Конкретные обязанности, ответственность и полномочия работников АО в рамках функционирования СЭМ определены в прилагаемой матрице распределения ответственности в СЭМ, представленной приложение 1;
- положениях о структурных подразделениях;
- должностных инструкциях сотрудников;
- рабочих инструкциях работников.
Компетентность
7.2.1 Требования к работникам определяются в должностных инструкциях. В должностных инструкциях установлены требования к компетентности работников, включая образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и навыков, а также подчиненность, обязанности, ответственность.
7.2.2 Выполнение требований по компетентности обеспечивается подбором персонала соответствующей квалификации, систематическим обучением и повышением квалификации работников.
7.2.3 Ответственность за определение потребности в обучении работников несут руководители подразделений.
7.2.4 Представитель руководства по ИСМ принимает участие в определении потребности в обучение работников по вопросам ООС и СЭМ.
7.2.5 При определении потребности в обучении по вопросам ООС и СЭМ учитываются:
- законодательные и другие требования;
- предполагаемые изменения, связанные со стратегическими и оперативными планами и целями АО ;
- результаты анализа реализации обязательств Политики
АО и выполнения Программы СЭМ;
- предписания и постановления природоохранных органов;
- результаты контроля и мониторинга, оценки соответствия, аудитов СЭМ.
7.2.6 Обучение осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности.
Осведомленность
7.3.1 Осведомленность работников об их роли в СЭМ АО обеспечивается их ознакомлением с документами СЭМ.
Ознакомление руководителей подразделений с документами СЭМ осуществляется путем участия в совещаниях, доведения до них соответствующих приказов.
Ознакомление работников подразделений с документами СЭМ осуществляет руководитель подразделения путем их информирования на производственных совещаниях, консультирования и проведения обучения, инструктажей.
7.3.2. Для вовлечения и результативного использования способностей персонала руководство обеспечивает осведомленность всего персонала завода и организаций, выполняющих работы для завода о:
-важности соответствия Политике, процедурам и требованиям СЭМ;
- существенных экологических аспектах, реальных и потенциальных воздействиях своей деятельности на окружающую среду и вкладе в повышении экологической результативности;
- пользе для окружающей среды повышения их личного профессионализма;
- своих обязанностях и ответственности в реализации Политики, достижении соответствия требованиям СЭМ, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них.
- потенциальных последствиях отступлений от рабочих процедур и невыполнения обязательных требований.
7.3.3. Осведомление персонала осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности».
.
Информирование
7.4.1 Общие требования
7.4.1.1 В АО разработан и внедрен процесс обмена информацией по вопросам функционирования СЭМ и взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам ООС.
7.4.1.2 Целью данного процесса является совершенствование функционирования СЭМ, вовлечение всех работников в выполнение обязательств Политики АО .
Внутреннее информирование
7.4.2.1 Информация о функционировании СЭМ доводится до работников АО путем ознакомления с:
- приказами (распоряжениями) по вопросам функционирования СЭМ;
- документами СЭМ;
-Политикой АО ;
- Целями в области СЭМ и ООС АО ;
- программой СЭМ АО ;
- результатами внутренних аудитов СЭМ;
- результатами сертификационных и инспекционных аудитов, проводимых органами по сертификации;
- результатами инспекционных проверок со стороны уполномоченных органов;
- результатами контроля и мониторинга СЭМ;
- отчетами о функционировании СЭМ АО .
7.4.2.2 Доведение информации осуществляется следующими способами:
– проведение консультаций и совещаний по вопросам СЭМ, общих или в отдельных подразделениях;
– организацию и ведение в подразделениях стендов по охране окружающей среды;
– плакаты по охране окружающей среде и СЭМ;
– напоминающие, предостерегающие, запрещающие, предписывающие надписи;
– лекции и беседы по вопросам СЭМ и по ООС.
7.4.2.3 Ответственным за обеспечение внутреннего информационного обмена по функционированию СЭМ в АО является Представитель руководства по ИСМ.
7.4.2.4 Роль остальных должностных лиц и работников АО во внутреннем информационном обмене (утверждение, согласование, исполнение, информирование) регламентируется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях и настоящим Руководством по СЭМ.
7.4.2.5. Любой сотрудник АО может направить свои предложения по совершенствованию СЭМ, в т.ч. анонимно, подготовив их в свободной форме и опустив в специально установленный ящик для предложений (прописать место ящика). Использование ненормативной лексики не допускается, подобные предложения будут оставлены без рассмотрения. Сведения вносятся в журнал, форма которого представлена в приложении 2.
Внешнее информирование
7.4.3.1 АО осуществляет связь по вопросам ООС и вопросам функционирования СЭМ с внешними заинтересованными сторонами.
Внешние заинтересованные стороны – это государственные надзорные органы (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и т.п.), региональные органы власти и другие организации, в том числе неправительственные и общественные организации, средства массовой информации, общественность, заказчики и т.д.
7.4.3.2 Основными средствами взаимодействия АО с внешними заинтересованными сторонами являются:
- публикации в средствах массовой информации;
- размещение информации на сайте АО ;
- участие в конференциях, выставках, семинарах и др.;
- согласование ряда документов с различными органами власти.
7.4.3.3 Основными источниками информации от внешних заинтересованных сторон являются письма, телефонные и электронные сообщения, публикации в средствах массовой информации.
7.4.3.4 Информация, получаемая от внешних заинтересованных сторон, регистрируется, анализируется и на каждое обращение заинтересованных сторон составляется официальный ответ в соответствии с порядком, установленным в АО .
7.4.3.5 Ответственность за организацию взаимодействия с государственными надзорными органами, а также с другими заинтересованными сторонами по вопросам ООС и функционирования СЭМ несет Представитель руководства по ИСМ.
7.4.3.6 Руководство АО берет на себя обязательство доводить до сведения заинтересованных сторон информацию о своих существенных экологических аспектах и мероприятиях, направленных на управление существенными экологическими аспектами, по запросам, поступающим от заинтересованных сторон, в случаях, когда предоставление такой информации не влечет за собой раскрытие коммерческой или государственной тайны.
7.4.3.7 Руководством по СЭМ предусмотрены формы документов для ведения соответствующих записей по информационному обмену, представленные в приложение 3.
Дата: 2018-09-13, просмотров: 881.