Руководство по системе экологического менеджмента
Введение
Назначение Руководства
1.1.1 Настоящее Руководство по системе экологического менеджмента Акционерного общества, (далее – Руководство по СЭМ) является основным документом системы экологического менеджмента АО. Руководство по СЭМ:
- содержит информацию об АО, включая полное название, местоположение, направления деятельности, данные для связи;
- включает ссылки на взаимосвязанные документы;
- устанавливает обязанности работников АО в системе экологического менеджмента;
- определяет область применения и основные элементы системы экологического менеджмента и их взаимодействие.
1.1.2 Система экологического менеджмента, описанная в настоящем Руководстве по СЭМ, разработана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Структура Руководства по СЭМ соответствует структуре ISO 14001:2015, включая цифровую нумерацию пунктов и подпунктов соответствующих разделов стандарта.
1.1.3 Знание и выполнение положений настоящего Руководства по СЭМ обязательно для всех руководителей и работников АО в рамках их функциональных обязанностей в СЭМ.
Информация о предприятии
АО осуществляет комплексное решение вопросов разработки, изготовления, внедрения и сопровождения эксплуатации систем диагностики оборудования.
Основные тематики:
· техническая диагностика общепромышленного назначения в энергетике;
· проведение НИОКР, обработка и анализ измерений любых случайных процессов;
· построение моделей;
· производство и поставка программно-технических комплексов, датчиков, программного обеспечения;
· сервисное обслуживание систем диагностики;
· обучение;
· экспертиза технических решений;
· разработка средств автоматизации, технологической и электрической части.
К основным из выполненных центром диагностики АО работ относятся:
· разработка и ввод в действие пакета нормативных документов по применению систем оперативной диагностики оборудования ……
Юридический адрес:
Фактический адрес:
Телефон/Факс:
Е-mail:
Общие положения
1.3.1 Руководство АО рассчитывает на сотрудничество в совершенствовании системы экологического менеджмента. Результативность системы экологического менеджмента зависит от вовлеченности всего персонала на всех уровнях организации во главе с Генеральным директором. Все замечания и предложения можно направлять Представителю руководства по интегрированной системе менеджмента (ИСМ).
1.3.2 Настоящее руководство хранится в базе данных __________________и доступно для служебного пользования любому сотруднику АО .
1.3.3 При обнаружении несоответствий требований настоящего руководства требованиям других документов СЭМ, приоритет имеют требования настоящего руководства.
1.3.4 Контрольный экземпляр Руководства по СЭМ хранится у Представителя руководства по ИСМ.
2. Сокращения, термины и определения
Сокращения
ООС - охрана окружающей среды
СЭА - существенные экологические аспекты
ЭА - экологические аспекты
НПА - нормативно правовые акты
СЭМ - система экологического менеджмента
ОПС- окружающая природная среда
2.2 Термины и определения
В настоящем Руководстве применены следующие термины и определения:
Анализ - деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Аудит - систематическая проверка с целью установить соответствие деятельности и ее результатов запланированным показателям, а также степень эффективности достижения этих показателей, и насколько принимаемые меры способствует соблюдению политики и достижению целей организации.
Аудитор - Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).
Безопасность - Свобода от неприемлемого риска нанесения вреда.
Внутренний аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные предприятием.
Воздействие на окружающую среду - любое изменение в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов предприятия.
Документ - Информация и соответствующий носитель.
Другие требования - разрешительная экологическая документация, внутренние нормативные документы.
Заинтересованные стороны - лицо или группа лиц, подверженные влиянию или заинтересованные в эффективности деятельности организации в области охраны окружающей среды.
Законодательные требования - законодательство в области охраны окружающей среды, основанное на Конституции Российской Федерации и состоящее из Кодексов Российской Федерации, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, а также из общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение.
Контроль - процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Корректирующее действие - действие по устранению причины выявленного несоответствия и по предотвращению его появления.
Несоответствие - невыполнение требования.
Окружающая среда - окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.
Постоянное улучшение - процесс усовершенствования системы экологического менеджмента с целью повышения общей эффективности деятельности по охране окружающей среды в соответствии с утвержденной политикой.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения выполнения в процессе производственной, хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
Разрешительная документация - документы различных видов (лицензии, сертификаты, разрешения, заключения, лимиты и др.), оформленные и выданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных для них законодательством в области охраны окружающей среды.
Система экологического менеджмента, СЭМ - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами.
Операция - конкретный вид выполняемой деятельности.
Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологический аспект - Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Нормативные ссылки
В настоящем Руководстве использованы ссылки на следующие стандарты:
ISO 14001:2015 Environmental management systems – Requirements with guidance for use
СТО 9 Система экологического менеджмента. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки значимости
СТО Внутренний аудит. Порядок организации и проведения
ISO 14001:2015 « Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»
ХХХХ – Анализ со стороны руководства функционирования Системы интегрированного менеджмента
ХХХХ – Управление нормативно-правовыми требованиями в области охраны окружающей среды и охраны труда
ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента».
ХХХХ- Контроль и мониторинг ИСМ
ХХХХ - Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности
ХХХХ – Процедура управления документацией ИСМ.
ХХХХ- Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами
ХХХХ - Процедура взаимодействия с поставщиками и подрядчиками (включая соисполнителей работ), в области системы экологического менеджмента
ХХХХ - Процедура управления отходами
ХХХХ - Управления чрезвычайными ситуациями
ХХХХ - Корректирующие действия
Контекст организации
Лидерство
Лидерство и обязательства
5.1.1. Руководство АО заявляет о твердом намерении разработать, внедрить, поддерживать и постоянно улучшать систему экологического менеджмента, чтобы достигать намеченных результатов, включая улучшение своих экологических показателей, целей, задач, повышать результативность природоохранной деятельности, экологическую безопасность и рационально использовать ресурсы.
5.1.2. Для достижения данной задачи Высшее руководство:
- принимает на себя ответственность за результативность системы экологического менеджмента;
- обеспечивает установление политики и целей в области окружающей среды с учетом контекста и стратегических направлений АО ;
- обеспечивает интеграцию требований системы экологического менеджмента в процессы организации;
- обеспечивает наличие ресурсов, необходимых для системы экологического менеджмента;
- обеспечивает, чтобы система экологического менеджмента достигала запланированных результатов;
- обеспечивает мотивацию и поддержку работников, чтобы они вносили вклад в результативность системы экологического менеджмента и т.д.
5.1.3. Реализация положений СЭМ основывается на следующих принципах:
– неукоснительного соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды;
– системного обучения и тренинга производственного персонала в области охраны окружающей среды;
– контроля и оценки работ по охране окружающей среды;
– заинтересованности сотрудников в повышении экологической безопасности предприятия;
– материально-технического обеспечения мероприятий по охране окружающей среды;
– ответственности каждого сотрудника за оказываемое им воздействие на окружающую среду, в процессе производственной деятельности;
– стандартизации и сертификации системы экологического менеджмента.
5.1.4. Руководство предприятия неукоснительно выполняет требования нормативно-правовых актов по охране окружающей среды, и призывает к этому весь персонал предприятия.
Экологическая политика
5.2.1. Высшее руководство устанавливает, внедряет и поддерживает экологическую политику (Политику в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья, далее Политика), которая:
- соответствует цели и контексту АО в том числе характеру, масштабу и экологическим воздействиям деятельности, продукции и услуг;
- создает основу для установления экологических целей;
- заявляет о приверженности охранять окружающую среду, включая предупреждение загрязнения, и другие области приверженности, свойственные контексту АО ;
- заявляет о приверженности соответствовать обязательным требованиям;
– заявляет о внедрении, обеспечении функционирования и постоянного улучшения СЭМ;
– заявляет об учете идентифицированных существенных экологических аспектов при планировании и осуществлении деятельности для повышения эффективности использования материальных и энергетических ресурсов и минимизации любых значительных отрицательных воздействий на окружающую среду;
– заявляет о привлечении заинтересованных сторон и установления с ними связи;
– заявляет об обязательстве по информированию, мотивации, обучению и вовлечению всего персонала в деятельность по охране окружающей среды;
– заявляет о вовлечении поставщиков и подрядчиков в деятельность АО по охране окружающей среды;
- заявляет о приверженности постоянно улучшать систему экологического менеджмента для повышения результативности в области экологии.
5.2.2. Политика должна:
― поддерживаться как документированная информация;
― быть доведена до сведения внутри организации;
― быть доступной для заинтересованных сторон.
5.2.3. Политика АО определяется и утверждается Генеральным директором.
5.2.4. Ответственность за разработку Политики АО возложена на Представителя руководства по ИМС. Политика в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья разрабатывается в соответствии с процедурой ИСМ ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента».
5.2.5 Разработка и утверждение Политики АО осуществляется в соответствии с порядком управления документацией СЭМ в соответствии процедурами ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента» и .
5.2.6 Политика АО доводится до сведения всех работников АО и лиц, работающих для организации или по ее поручению.
5.2.7. Доведение Политики АО до работников и лиц, работающих для организации или по ее поручению осуществляется любыми подходящими из нижеперечисленных способами:
- наглядная агитация;
- электронная рассылка;
- размещение на сайте АО ;
- обсуждение в подразделениях, на совещаниях и собраниях;
- обучение работников;
- информационные письма (в сторонние организации);
- включение информации об Политике АО в договора, контракты со сторонними организациями;
- информирование при проведении вводного инструктажа и др.
При приеме на работу в АО новых работников каждый из них должен быть ознакомлен с Экологической политикой (Политикой в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья) АО .
5.2.8 При доведении Политики АО до работников особое внимание уделяется:
- основным направлениям деятельности АО в области ООС в целях достижения принятых в Политике обязательств;
- объяснению функций и задач работников различного уровня в СЭМ при реализации Политики АО (для работников АО ;).
5.2.9 Высшее руководство постоянно демонстрирует приверженность принятой им Политики посредством:
– системного контроля и анализа ее выполнения;
– достижением установленных целей в области ООС;
– недопущения отклонения от Политики в любом подразделении предприятия.
5.2.10 Ежегодно АО проводит анализ актуальности действующей Политики АО при необходимости в нее вносятся изменения и дополнения. Анализ основывается на результатах контроля и мониторинга СЭМ, оценки соответствия, внутренних аудитов СЭМ и анализа со стороны руководства.
5.2.11. Условиями актуализации Политики являются:
- изменения законодательных, нормативных и прочих требований;
- переизбрание руководства;
- изменение организационной структуры;
- требования заинтересованных лиц.
Планирование
Общие положения
6.1.1.1.АО разрабатывает, внедряет и поддерживает процессы, необходимые для обеспечения соответствия требованиям в пп. 6.1.1 ‐ 6.1.4.
6.1.1.2 При планировании системы экологического менеджмента АО учитывает:
- требования законодательства и необходимый уровень компетенции персонала согласно п. 4.1;
- потребностей и ожиданий заинтересованных сторон согласно п. 4.2;
- область применения системы экологического менеджмента;
- риски и возможности, связанные с ее экологическими аспектами (см. п. 6.1.2), обязательными требованиями (см. п. 6.1.3); другими факторами и требованиями, идентифицированными в п. 4.1 и п. 4.2, для того, чтобы:
— гарантировать, что система экологического менеджмента может достичь намеченных результатов;
— предупреждать или уменьшать нежелательны е эффекты, включая возможность влияния внешних экологических условий;
— достигать постоянного совершенствования.
6.1.1.3 В области применения системы экологического менеджмента АО определила потенциальные аварийные ситуации, включая те, которые могут оказывать экологическое воздействие.
Организация должна поддерживать документированную информацию о ее:
— рисках и возможностях, которые нужно учесть;
— процессах, необходимых в контексте п. п. 6.1.1 - 6.1.4, в объеме, необходимом для создания уверенности, что они будет выполнены, как планировалось.
6.1.1.4 Деятельность АО связана со следующими рисками:
- рисками нарушения природоохранного законодательства;
-рисками связанными с допущенными ошибками при проведении проектных и конструкторских работ, при сборке оборудования, которые в т.ч. могут привести к авариям, связанным с радиоактивным загрязнением.
6.1.1.5 Деятельность АО связана со следующими возможностями:
- учитывая сравнительно небольшие масштабы производства возможно налаживание экологически эффективной работы по принципам «зеленого офиса».
-возможность разрабатывать и конструировать более экологичное оборудование.
Экологические аспекты
6.1.2.1 Идентификация и оценка значимости экологических аспектов в АО осуществляется в соответствии с требованиями процедуры АО СТО ХХХХ «Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами».
6.1.2.2 СТО ХХХХ «Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами» устанавливает порядок идентификации и оценки значимости экологических аспектов АО , включая:
- идентификацию экологических аспектов подразделений;
- формирование Сводного реестра экологических аспектов предприятия;
- оценку значимости экологических аспектов и формирование Реестра существенных экологических аспектов предприятия.
6.1.2.3 Идентификация экологических аспектов заключается в выявлении всех элементов деятельности предприятия, его продукции и услуг, которые оказывают или могут оказать воздействие на ОС, с учетом жизненного цикла продукции.
6.1.2.4 Идентификация и последующая актуализация экологических аспектов осуществляется руководителями подразделений, деятельность которых оказывает или может оказывать воздействие на ОС.
6.1.2.5 Оценка значимости экологических аспектов проводится Представителем руководства по ИСМ совместно с руководителями подразделений.
6.1.2.6 Разрабатывает Сводный реестр экологических аспектов Представитель руководств по ИСМ
6.1.2.7 Утверждает Сводный реестр существенных экологических аспектов Генеральный директор АО .
6.1.3 Обязательные требования
6.1.3.1 Идентификация законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО осуществляется в соответствии с требованиями стандарта АО СТО ХХХХ «Управление нормативно-правовыми требованиями в области охраны окружающей среды и охраны труда».
6.1.3.2 Данный стандарт устанавливает требования к:
- идентификации законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО ;
- составлению Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО ;
- хранению и обеспечению доступа к идентифицированным требованиям, применимым к экологическим аспектам АО ;
- проведению оценки соответствия деятельности АО идентифицированным законодательным и другим требованиям.
6.1.3.3 Ответственность за подготовку Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО несет Представитель руководства по ИСМ.
Актуализация Реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам АО осуществляется не реже одного раза в год.
6.1.3.4 Дополнительные требования, применимые к экологическим аспектам АО , определяются спецификой его деятельности, региональными и местными нормативными актами по ООС.
6.1.3.5 Для идентификации нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды на АО используется лицензированная электронная справочно-правовая система и нормативная база "Консультант плюс".
6.1.3.6. Информирование персонала об установленных требованиях в области охраны окружающей среды осуществляется за счет:
- обучения персонала в области охраны окружающей среды;
- свободного доступа к нормативно-правовой документации и установленным требованиям.
Планирование действий
6.1.4.1 Планирование действий в отношении существенных экологических аспектах, обязательных требований, рисков и возможностей осуществляется при разработке целей в области СЭМ, программы СЭМ, программы мониторинга, а также в проектных, конструкторских работах, при работе с поставщиками и подрядчиками, при этом учитываются возможности, в т.ч. финансовые.
6.1.4.2 При функционировании других систем менеджмента также необходимо учитывать существенные экологические аспекты, обязательные требований, риски и возможности, там где это применимо и целесообразно.
6.2 Экологические цели и планирование их достижения
Представитель руководства по ИСМ, реализуя Экологическую политику (Политику в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья) АО , обеспечивает планирование функционирования СЭМ посредством разработки:
- целей в области СЭМ и ООС;
- программы в области СЭМ.
Цели и программа разрабатываются в соответствии с процедурой ИСМ ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента».
Экологические цели
6.2.1.1 Цели в области СЭМ и ООС разрабатываются с учетом:
- Политики в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья;
- реестра существенных экологических аспектов;
- реестра законодательных и других требований, применимых к экологическим аспектам;
- потребностей улучшения функционирования СЭМ;
- технологических и финансовых возможностей;
- обязательств АО в деловой сфере и мнений заинтересованных сторон.
6.2.1.2 Цели должны:
- по возможности быть измеримыми для осуществления последующего контроля их выполнения;
- соответствовать Политики в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья в рамках обязательств по предотвращению или снижению воздействий на ОС;
- соответствовать законодательным и другим требованиям, применимым к экологическим аспектам;
- ежегодно анализироваться с точки зрения их выполнения и при необходимости обновляться.
6.2.1.3 Цели делятся на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные цели представляют собой детализацию долгосрочных целей, с учетом реальных возможностей предприятия на планируемый год и могут быть определены для конкретных подразделений. Долгосрочные цели формулируются непосредственно на основании действующей Политики в целом для предприятия.
6.2. 1.4 Причиной актуализации установленных целей на год может служить:
- результаты идентификации существенных ЭА;
- результаты расследований аварии, ЧС;
- результаты идентификации опасностей, оценки рисков возникновения ЧС;
- результаты выявленных несоответствий (2 и 3 категории);
- предписания надзорных органов;
- результаты аудитов;
- результаты анализа функционирования СЭМ со стороны руководства.
6.2.1.5 Цели в области системы экологического менеджмента и охраны окружающей среды предварительно согласовываются с участниками и прочими заинтересованными лицами и утверждаются Генеральным директором ежегодно до 01 марта.
Планирование действий для достижения экологических целей
6.2.2.1 Программа системы экологического менеджмента должна содержать конкретные мероприятия по выполнению принятых целей. В программе документально фиксируются:
- планы мероприятий, направленные на совершенствование СЭМ;
- ответственность и полномочия должностных лиц, отвечающих за выполнение данных мероприятий;
- сроки выполнения мероприятий, направленных на совершенствование СЭМ и т.д.
6.2.2.2 Программа системы экологического менеджмента разрабатывается ежегодно до 15 марта. Ответственность за организацию разработки программы несет представитель руководства по ИСМ.
6.2.2.3 Программа системы экологического менеджмента согласовывается со всеми ответственными лицами, включенными в данную программу и с их непосредственными руководителями.
6.2.2.4 Программа системы экологического менеджмента утверждается Генеральным директором.
6.2.2..5 Мониторинг и контроль выполнения данных мероприятий осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Контроль и мониторинг ИСМ».
Поддержка
Ресурсы
7.1.1 Ответственность за функционирование СЭМ, обеспечение ее финансовыми и прочими ресурсами несет Генеральный директор АО .
7.1.2 Руководство АО предоставляет ресурсы (человеческие, технологические и финансовые), необходимые для внедрения, поддержания в рабочем состоянии и совершенствования СЭМ.
7.1.3. В АО введено в действие положение о представителе генерального директора АО по ИСМ.
Данное положение предусматривает обязанности представителя генерального директора АО по ИСМ по обеспечению разработки, внедрения и поддержания функционирования СЭМ, представлению отчетов о функционировании системы руководству и предложений по совершенствованию СЭМ АО .
7.1.4. Обязанности, ответственность и полномочия в СЭМ документально оформляются (в должностных, рабочих инструкциях, дополнительных процедурах и пр.) и доводятся до сведения работников АО .
7.1.5 Конкретные обязанности, ответственность и полномочия работников АО в рамках функционирования СЭМ определены в прилагаемой матрице распределения ответственности в СЭМ, представленной приложение 1;
- положениях о структурных подразделениях;
- должностных инструкциях сотрудников;
- рабочих инструкциях работников.
Компетентность
7.2.1 Требования к работникам определяются в должностных инструкциях. В должностных инструкциях установлены требования к компетентности работников, включая образование, опыт работы, наличие специальной подготовки и навыков, а также подчиненность, обязанности, ответственность.
7.2.2 Выполнение требований по компетентности обеспечивается подбором персонала соответствующей квалификации, систематическим обучением и повышением квалификации работников.
7.2.3 Ответственность за определение потребности в обучении работников несут руководители подразделений.
7.2.4 Представитель руководства по ИСМ принимает участие в определении потребности в обучение работников по вопросам ООС и СЭМ.
7.2.5 При определении потребности в обучении по вопросам ООС и СЭМ учитываются:
- законодательные и другие требования;
- предполагаемые изменения, связанные со стратегическими и оперативными планами и целями АО ;
- результаты анализа реализации обязательств Политики
АО и выполнения Программы СЭМ;
- предписания и постановления природоохранных органов;
- результаты контроля и мониторинга, оценки соответствия, аудитов СЭМ.
7.2.6 Обучение осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности.
Осведомленность
7.3.1 Осведомленность работников об их роли в СЭМ АО обеспечивается их ознакомлением с документами СЭМ.
Ознакомление руководителей подразделений с документами СЭМ осуществляется путем участия в совещаниях, доведения до них соответствующих приказов.
Ознакомление работников подразделений с документами СЭМ осуществляет руководитель подразделения путем их информирования на производственных совещаниях, консультирования и проведения обучения, инструктажей.
7.3.2. Для вовлечения и результативного использования способностей персонала руководство обеспечивает осведомленность всего персонала завода и организаций, выполняющих работы для завода о:
-важности соответствия Политике, процедурам и требованиям СЭМ;
- существенных экологических аспектах, реальных и потенциальных воздействиях своей деятельности на окружающую среду и вкладе в повышении экологической результативности;
- пользе для окружающей среды повышения их личного профессионализма;
- своих обязанностях и ответственности в реализации Политики, достижении соответствия требованиям СЭМ, включая требования подготовленности к аварийным ситуациям и реагированию на них.
- потенциальных последствиях отступлений от рабочих процедур и невыполнения обязательных требований.
7.3.3. Осведомление персонала осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности».
.
Информирование
7.4.1 Общие требования
7.4.1.1 В АО разработан и внедрен процесс обмена информацией по вопросам функционирования СЭМ и взаимодействия с заинтересованными сторонами по вопросам ООС.
7.4.1.2 Целью данного процесса является совершенствование функционирования СЭМ, вовлечение всех работников в выполнение обязательств Политики АО .
Внутреннее информирование
7.4.2.1 Информация о функционировании СЭМ доводится до работников АО путем ознакомления с:
- приказами (распоряжениями) по вопросам функционирования СЭМ;
- документами СЭМ;
-Политикой АО ;
- Целями в области СЭМ и ООС АО ;
- программой СЭМ АО ;
- результатами внутренних аудитов СЭМ;
- результатами сертификационных и инспекционных аудитов, проводимых органами по сертификации;
- результатами инспекционных проверок со стороны уполномоченных органов;
- результатами контроля и мониторинга СЭМ;
- отчетами о функционировании СЭМ АО .
7.4.2.2 Доведение информации осуществляется следующими способами:
– проведение консультаций и совещаний по вопросам СЭМ, общих или в отдельных подразделениях;
– организацию и ведение в подразделениях стендов по охране окружающей среды;
– плакаты по охране окружающей среде и СЭМ;
– напоминающие, предостерегающие, запрещающие, предписывающие надписи;
– лекции и беседы по вопросам СЭМ и по ООС.
7.4.2.3 Ответственным за обеспечение внутреннего информационного обмена по функционированию СЭМ в АО является Представитель руководства по ИСМ.
7.4.2.4 Роль остальных должностных лиц и работников АО во внутреннем информационном обмене (утверждение, согласование, исполнение, информирование) регламентируется должностными инструкциями, положениями о структурных подразделениях и настоящим Руководством по СЭМ.
7.4.2.5. Любой сотрудник АО может направить свои предложения по совершенствованию СЭМ, в т.ч. анонимно, подготовив их в свободной форме и опустив в специально установленный ящик для предложений (прописать место ящика). Использование ненормативной лексики не допускается, подобные предложения будут оставлены без рассмотрения. Сведения вносятся в журнал, форма которого представлена в приложении 2.
Внешнее информирование
7.4.3.1 АО осуществляет связь по вопросам ООС и вопросам функционирования СЭМ с внешними заинтересованными сторонами.
Внешние заинтересованные стороны – это государственные надзорные органы (Ростехнадзор, Росприроднадзор, Роспотребнадзор и т.п.), региональные органы власти и другие организации, в том числе неправительственные и общественные организации, средства массовой информации, общественность, заказчики и т.д.
7.4.3.2 Основными средствами взаимодействия АО с внешними заинтересованными сторонами являются:
- публикации в средствах массовой информации;
- размещение информации на сайте АО ;
- участие в конференциях, выставках, семинарах и др.;
- согласование ряда документов с различными органами власти.
7.4.3.3 Основными источниками информации от внешних заинтересованных сторон являются письма, телефонные и электронные сообщения, публикации в средствах массовой информации.
7.4.3.4 Информация, получаемая от внешних заинтересованных сторон, регистрируется, анализируется и на каждое обращение заинтересованных сторон составляется официальный ответ в соответствии с порядком, установленным в АО .
7.4.3.5 Ответственность за организацию взаимодействия с государственными надзорными органами, а также с другими заинтересованными сторонами по вопросам ООС и функционирования СЭМ несет Представитель руководства по ИСМ.
7.4.3.6 Руководство АО берет на себя обязательство доводить до сведения заинтересованных сторон информацию о своих существенных экологических аспектах и мероприятиях, направленных на управление существенными экологическими аспектами, по запросам, поступающим от заинтересованных сторон, в случаях, когда предоставление такой информации не влечет за собой раскрытие коммерческой или государственной тайны.
7.4.3.7 Руководством по СЭМ предусмотрены формы документов для ведения соответствующих записей по информационному обмену, представленные в приложение 3.
Общие положения
7.5.1.1. Разработка, периодический анализ, пересмотр по мере необходимости и утверждение необходимой документации по ИСМ осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ Управление документацией ИСМ, которая распространяется на:
- Политику АО ;
- Цели и программу в области СЭМ;
- Руководство по СЭМ;
- документированные процедуры;
- положения, стандарты, внутренние регламенты по охране окружающей среды.
7.5.1.2. Структура документации ИСМ АО разделена на 5 блоков.
7.5.1.3Данная процедура применяется при:
- инициации разработки документации ИСМ;
- разработке документации ИСМ;
- согласовании и утверждении документации ИСМ;
- распространении документации среди конечных пользователей;
- хранении данной документации;
- актуализации данной документации;
- аннулировании данной документации.
Создание и обновление
7.5.2.1. Согласно процедуре ХХХХ Управление документацией ИСМ инициатором разработки документа в СЭМ может быть:
- Представитель руководства ИСМ;
- руководитель подразделения-участника процесса;
- Генеральный директор.
7.5.2.2. Инициатор оформляет Заявку на разработку нормативного документа и передает её Представителю руководства по ИСМ.
7.5.2.3. Представитель руководства по ИСМ принимает решение о необходимости разработки документации, либо об отклонении Заявки в течение трех рабочих дней. При принятии решения о разработке документации Представитель руководства по ИСМ определяет сроки разработки документации, заносит данные о сроках в Заявку и доводит до сведения Инициатора о принятом решении и сроках разработки необходимой документации.
7.5.2.4 Актуализация документации ИСМ осуществляется в следующих случаях:
- изменения требования нормативно-правовых актов РФ в области охраны окружающей среды и охраны труда;
- изменения требований корпоративных стандартов в области охраны окружающей среды, профессиональной безопасности и здоровья;
- изменения в смежных/связанных документированных процедурах Системы менеджмента качества, Системы экологического менеджмента, Системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья;
- изменения в технологиях производства;
- планового пересмотра документации;
- необходимости соединения нескольких действующих документов в единый документ или разделения одного документа на несколько с целью более полной детализации установленных требований;
- нарушений выявленных в ходе внутренних и внешних аудитов;
- осуществления корректирующих и предупреждающих действий;
- принятий решений по результатам анализа со стороны Руководства функционирования ИСМ.
7.5.2.5 Изменения в документации отмечаются «(изм. №…), при этом меняется версия документа, и соответствующим образом меняется код документа в соответствии с СМК АО
Функционирование
8.1 Операционное планирование и контроль
8.1.1 В АО осуществляется управление операциями, связанными со существенными экологическими аспектами в том числе, путем:
- внесения требований по ООС в инструкции по охране труда по специальностям и видам работ, в технологические документы (технологические регламенты и технологические инструкции, технические условия, маршрутные карты);
- разработки инструкций, регламентов и других документов по конкретным природоохранным процессам (например, инструкция о порядке сбора, хранения, учета ртутьсодержащих ламп, процедура по обращению с отходами производства и потребления и др.);
- указания в должностных инструкциях работников АО обязанностей, ответственности и полномочий при выполнении операций;
- доведения до поставщиков и подрядчиков требований по ООС путем внесения этих требований в договоры.
8.1.2 Ответственность за разработку инструкций, регламентов и других документов по конкретным природоохранным процессам АО , требований по ООС несет должностное лицо/подразделение в соответствии с приказом «Об организации природоохранной деятельности и производственного экологического контроля.
8.1.3 Ответственность за включение требований по ООС в указанные выше технологические документы несут непосредственные разработчики АО .
8.1.4 Ответственность за соблюдение требований по ООС при выполнении операций, связанных со существенными экологическими аспектами, несут руководители подразделений, выполняющих указанные операции.
8.1.5. Ответственность за контроль выполнения поставщиками и подрядчиками установленных процедур и требований СЭМ АО , в т.ч. по управлению операциями, связанными со существенными экологическими аспектами, несут руководители подразделений, курирующих деятельность поставщиков и подрядчиков в соответствии с процедурой ХХХХХ «Процедура взаимодействия с поставщиками и подрядчиками (включая соисполнителей работ), в области системы экологического менеджмента».
8.1.6 В АО разработана процедура ХХХХ «Процедура оперативного управления», содержащая требования к обеспечению идентификации, планирования и установления порядка выполнения операций, которые связаны с выявленными рисками и возможностями предприятии, существенными экологическими аспектами для гарантии контроля и/или снижения связанных с ними вредными воздействиями на окружающую среду и здоровье сотрудников.
8.1.7.Деятелность по обращению с отходами осуществляется в соответствии с процедурой ХХХХ «Процедура управления отходами».
Оценивание результативности
Общие положения
9.1.1.1 Мониторинг АО проводится в соответствии с ХХХХ «Контроль и мониторинг ИСМ», которая определяет требования к:
- организации и проведению мониторинга;
- планированию мониторинга;
- проведению анализа результатов.
9.1.1.2 Ответственность за организацию и проведение мониторинга возлагается на должностных лиц, включенных в комиссию.
9.1.1.3. Оценивание выполнения и мониторинг СЭМ включает в себя:
- мониторинг условий окружающей среды;
- контроль выполнения установленных требований СЭМ;
- производственный экологический контроль, в соответствие с программой, разработанной в рамках действующего законодательства.
9.1.2 Оценивание соответствия обязательным требованиям
9.1.2.1 Оценка соответствия деятельности АО идентифицированным законодательным и другим требованиям, применимым к экологическим аспектам, осуществляется путем анализа выполнения каждого законодательного и другого требования, включенного в Реестр законодательных и других требований в соответствии с процедурой ХХХХ «Управление нормативно-правовыми требованиями в области охраны окружающей среды и охраны труда».
9.1.2.2 Периодичность проведения оценки соответствия – не реже 1 раза в год.
9.1.2.3 Отчет об оценке соответствия является частью входных данных для анализа СЭМ со стороны руководства АО .
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Общие требования
9.2.1.1 Внутренний аудит СЭМ АО проводится с целью проверки соответствия СЭМ требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 и разработки корректирующих действий, направленных на улучшение СЭМ.
9.2.1.2 Внутренний аудит СЭМ АО проводится в соответствии с СТО и ISO 19011:2011, которые определяют требования к:
- планированию внутреннего аудита;
- разработке программы внутреннего аудита;
- разработке плана внутреннего аудита;
- внутренним аудиторам;
- проведению внутреннего аудита;
- подготовке отчета о внутреннем аудите;
- проведению последующих действий за аудитом.
9.2.1.3 Ответственность за организацию и проведение внутреннего аудита СЭМ возлагается на Представителя Руководства по ИСМ.
Совершенствование
Общие положения
Генеральный директор АО по результатам анализа СЭМ определяет возможности для улучшения, которые вносятся в программу СЭМ, а также осуществляет необходимые действия для достижения намеченных результатов системы экологического менеджмента, включая выделение дополнительных ресурсов, депремирование и т.д.
Хранение документации
Хранение, пересмотр, изъятие данного руководства осуществляется в соответствии с процедурой управления документацией ХХХХ Процедура управления документацией ИСМ. Руководство хранится у Представителя руководства по СЭМ.
13. Приложения
Приложение 1. Матрица ответственности.
Приложение 2. Журнал учета предложений от сотрудников.
Приложение 3. Журнал двухсторонних обращений.
Приложение 4. Журнал регистрации несоответствий СЭМ.
Приложение 5. Лист регистраций изменений.
Приложение 1. Матрица ответственности
Матрица ответственности системы экологического менеджмента, соответствующей требованиям ISO 14001:2015
№ п.п. ISO 14001:2015 | Должность Наименование процесса | Генеральный директор | Представитель руководства по ИСМ | Начальник отдела охраны труда (здесь реально только инженер) | Главный инженер | Руководитель производственного участка | Руководитель отдела диагностики РУ | Руководитель отдел разработки ПТК систем дигностики | Отдел диагностики технологического оборудования | Руководитель отдела кадров | Руководитель отдела РУ | Руководитель службы поддержки эксплуатации систем диагностики (его бы поближе к началу) | Специалист по качеству | Исполнительный директор |
4 .1 | Понимание организации и ее контекста | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
4.2. | Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон | У | О | И | У | У | У | У | У | И | И | У | И | У |
4.3. | Определение области действия системы экологического менеджмента | И | О | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И |
4.4 | Система экологического менеджмента | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
5.1. | Лидерство и заинтересованность | О | У | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И |
5.2. | Экологическая Политика | О | У | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И |
5.3. | Организационные роли, ответственность и полномочия | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
6.1. | Действия по обработке рисков и реализации возможностей | И | О | И | У | У | У | У | У | И | У | У | И | И |
6.2. | Экологические цели и планирование их достижения | У | О | И | У | У | У | У | У | И | И | У | И | У |
7.1. | Ресурсы | О | У | И | И | И | И | И | И | И | И | И | И | У |
7.2. | Компетентность | У | О | И | У | У | У | У | У | У | У | У | И | И |
7.3. | Осведомленность | И | О | И | У | У | У | У | У | У | И | У | И | И |
7.4. | Коммуникации | И | О | И | У | У | У | У | У | У | И | У | И | И |
7.5. | Документированная информация | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
8.1. | Оперативное планирование и управление | И | О | И | У | У | У | У | У | И | У | У | И | И |
8.2. | Готовность к чрезвычайным ситуациям | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
9.1. | Мониторинг, измерение, анализ и оценка | И | О | И | У | У | У | У | У | И | У | У | И | И |
9.2. | Внутренний аудит | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
9.3. | Анализ системы экологического менеджмента | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
10.2 | Несоответствия и корректирующие действия | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
10.3 | Постоянное улучшение | У | О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У | У |
О – ответственен
У – участвует
И – информируется
Приложение 2. Журнал учета предложений от сотрудников
Приложение 3. Журнал двухсторонних обращений
Входящая информация
Исходящая информация
Приложение 4. Журнал регистрации несоответствий СЭМ
№ | Подразделение | Описание несоответствия | причина | корректирующие действия | Ответственный | Срок | Отметка о выполнении | Анализ результативности | примечание |
Приложение 5. Лист регистрации изменений*
Дата | Документ | Описание изменений | Основание для внесения изменений | Ответственный | Подпись | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
* Данные, внесенные в лист изменений, являются неотъемлемой частью настоящей процедуры.
Руководство по системе экологического менеджмента
Введение
Назначение Руководства
1.1.1 Настоящее Руководство по системе экологического менеджмента Акционерного общества, (далее – Руководство по СЭМ) является основным документом системы экологического менеджмента АО. Руководство по СЭМ:
- содержит информацию об АО, включая полное название, местоположение, направления деятельности, данные для связи;
- включает ссылки на взаимосвязанные документы;
- устанавливает обязанности работников АО в системе экологического менеджмента;
- определяет область применения и основные элементы системы экологического менеджмента и их взаимодействие.
1.1.2 Система экологического менеджмента, описанная в настоящем Руководстве по СЭМ, разработана в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Структура Руководства по СЭМ соответствует структуре ISO 14001:2015, включая цифровую нумерацию пунктов и подпунктов соответствующих разделов стандарта.
1.1.3 Знание и выполнение положений настоящего Руководства по СЭМ обязательно для всех руководителей и работников АО в рамках их функциональных обязанностей в СЭМ.
Информация о предприятии
АО осуществляет комплексное решение вопросов разработки, изготовления, внедрения и сопровождения эксплуатации систем диагностики оборудования.
Основные тематики:
· техническая диагностика общепромышленного назначения в энергетике;
· проведение НИОКР, обработка и анализ измерений любых случайных процессов;
· построение моделей;
· производство и поставка программно-технических комплексов, датчиков, программного обеспечения;
· сервисное обслуживание систем диагностики;
· обучение;
· экспертиза технических решений;
· разработка средств автоматизации, технологической и электрической части.
К основным из выполненных центром диагностики АО работ относятся:
· разработка и ввод в действие пакета нормативных документов по применению систем оперативной диагностики оборудования ……
Юридический адрес:
Фактический адрес:
Телефон/Факс:
Е-mail:
Общие положения
1.3.1 Руководство АО рассчитывает на сотрудничество в совершенствовании системы экологического менеджмента. Результативность системы экологического менеджмента зависит от вовлеченности всего персонала на всех уровнях организации во главе с Генеральным директором. Все замечания и предложения можно направлять Представителю руководства по интегрированной системе менеджмента (ИСМ).
1.3.2 Настоящее руководство хранится в базе данных __________________и доступно для служебного пользования любому сотруднику АО .
1.3.3 При обнаружении несоответствий требований настоящего руководства требованиям других документов СЭМ, приоритет имеют требования настоящего руководства.
1.3.4 Контрольный экземпляр Руководства по СЭМ хранится у Представителя руководства по ИСМ.
2. Сокращения, термины и определения
Сокращения
ООС - охрана окружающей среды
СЭА - существенные экологические аспекты
ЭА - экологические аспекты
НПА - нормативно правовые акты
СЭМ - система экологического менеджмента
ОПС- окружающая природная среда
2.2 Термины и определения
В настоящем Руководстве применены следующие термины и определения:
Анализ - деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.
Аудит - систематическая проверка с целью установить соответствие деятельности и ее результатов запланированным показателям, а также степень эффективности достижения этих показателей, и насколько принимаемые меры способствует соблюдению политики и достижению целей организации.
Аудитор - Лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита (проверки).
Безопасность - Свобода от неприемлемого риска нанесения вреда.
Внутренний аудит - систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и их объективной оценки для определения степени, в которой выполняются критерии аудита системы экологического менеджмента, установленные предприятием.
Воздействие на окружающую среду - любое изменение в окружающей среде отрицательного или положительного характера, полностью или частично являющееся результатом экологических аспектов предприятия.
Документ - Информация и соответствующий носитель.
Другие требования - разрешительная экологическая документация, внутренние нормативные документы.
Заинтересованные стороны - лицо или группа лиц, подверженные влиянию или заинтересованные в эффективности деятельности организации в области охраны окружающей среды.
Законодательные требования - законодательство в области охраны окружающей среды, основанное на Конституции Российской Федерации и состоящее из Кодексов Российской Федерации, Федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, а также из общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умение.
Контроль - процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями, испытаниями или калибровкой.
Корректирующее действие - действие по устранению причины выявленного несоответствия и по предотвращению его появления.
Несоответствие - невыполнение требования.
Окружающая среда - окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие.
Постоянное улучшение - процесс усовершенствования системы экологического менеджмента с целью повышения общей эффективности деятельности по охране окружающей среды в соответствии с утвержденной политикой.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) - деятельность, осуществляемая в целях обеспечения выполнения в процессе производственной, хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды.
Разрешительная документация - документы различных видов (лицензии, сертификаты, разрешения, заключения, лимиты и др.), оформленные и выданные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий, определенных для них законодательством в области охраны окружающей среды.
Система экологического менеджмента, СЭМ - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами.
Операция - конкретный вид выполняемой деятельности.
Процедура - установленный способ осуществления деятельности или процесса.
Экологическая безопасность – состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Экологический аспект - Элемент деятельности организации, ее продукции или услуг, который может взаимодействовать с окружающей средой.
Нормативные ссылки
В настоящем Руководстве использованы ссылки на следующие стандарты:
ISO 14001:2015 Environmental management systems – Requirements with guidance for use
СТО 9 Система экологического менеджмента. Экологические аспекты. Порядок идентификации и оценки значимости
СТО Внутренний аудит. Порядок организации и проведения
ISO 14001:2015 « Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению»
ХХХХ – Анализ со стороны руководства функционирования Системы интегрированного менеджмента
ХХХХ – Управление нормативно-правовыми требованиями в области охраны окружающей среды и охраны труда
ХХХХ «Разработка политики, целей программ системы интегрированного менеджмента».
ХХХХ- Контроль и мониторинг ИСМ
ХХХХ - Процедура обучения и информирования персонала, подтверждение его осведомленности и компетентности
ХХХХ – Процедура управления документацией ИСМ.
ХХХХ- Система экологического менеджмента. Процедура идентификации, ранжирования и управления экологическими аспектами
ХХХХ - Процедура взаимодействия с поставщиками и подрядчиками (включая соисполнителей работ), в области системы экологического менеджмента
ХХХХ - Процедура управления отходами
ХХХХ - Управления чрезвычайными ситуациями
ХХХХ - Корректирующие действия
Контекст организации
Дата: 2018-09-13, просмотров: 1778.