Изучение профиля мышления спортсменов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цель данной методики – определение профиля мышления на основе измерения базовых типов мышления и уровня креативности. В психологии выделяют 4 базовых типа мышления и их обобщенный синтетический тип – креативность. В какой мере базовые типы мышления и креативность присущи людям, занимающимся спортом?

Упражнение 1. Знакомство с типами мышления

Инструкция. «Прочтите характеристики возможных типов мышления человека и определите преимущественно, к какому типу мышления вы тяготеете больше, к какому меньше? Взяв за 100% все 5 вариантов, попытайтесь оценить и распределить в процентах, в какой степени представленные типы мышления и креативность присущи вам?»

Таблица 22. Протокол опыта

1 2 3 4 5
         

 

1. Предметное мышление. Неразрывно связано с предметом в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью предметных действий. Существуют физические ограничения на преобразование. Операции выполняются только последовательно. Результатом является мысль, воплощенная в двигательных действиях, в сознании новой конструкции и т.п. Этим типом мышления обладают люди с практическим складом ума.

2. Образное мышление. Отделено от предмета в пространстве и времени. Преобразование информации осуществляется с помощью действий с образами и воображаемыми картинами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции можно осуществлять последовательно и одновременно. Результатом является мысль, воплощенная в картине, в произведении художественной деятельности, в новом рисунке, в двигательном образе, в картине из движений и материальных действий. Этим мышлением обладают люди с художественным складом ума.

3. Логическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью умозаключений. Их смыслы объединяются в более крупные и целостные знаковые и логические единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Этим мышлением обладают люди с философским и логическим складом ума.

4. Символическое мышление. Преобразование информации осуществляется с помощью правил манипуляции с символами, числами и геометрическими фигурами (в частности, алгебраических, геометрических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Этим мышлением обладают люди с математическим складом ума.

5. Креативность. Это способность человека к синтетическому типу мышления, обладающему свойствами вышеприведенных 4 базовых типов мышления, плюс иррациональное мышление (вопреки всем правилам). Креативность проявляется в конструктивном и нестандартном решении трудно решаемых задач, что особенно важно для творчества ученых, для организации поведения человека в экстремальных условиях профессиональной или спортивной деятельности, в ситуациях дефицита информации, в чрезвычайных ситуациях выживания и др.

Упражнение 2. Определение профиля мышления

Методика работы.

Первый вариант: экспериментатор сам зачитывает утверждения, а испытуемые в протоколе опыта отмечают свое согласие или несогласие с вопросом в графе рядом с номером утверждения соответственно знаками «+»или «-».

Таблица 23. Протокол опыта

А Б В Г Д
1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
11 12 13 14 15
16 17 18 19 20
21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
31 32 33 34 35
36 37 38 39 40
41 42 43 44 45
46 47 48 49 50
51 52 53 54 55
56 57 58 59 60
61 62 63 64 65
66 67 68 69 70
71 72 73 74 75

 

Инструкция. Перед вами список вопросов, характеризующих ваши привычки, склонности и интересы. Отмечайте в протоколе опыта свое согласие с вопросом («да») знаком «+», свое несогласие с вопросом («нет») знаком «-».

Опросник по выявлению профиля мышления

1. Мне легче что-либо сделать, чем объяснить, почему я так сделал.

2. Я люблю составлять программы для компьютера.

3. Я люблю читать художественную литературу.

4. Я люблю живопись (скульптуру).

5. Я не предпочел бы работу, в которой все четко определено.

6. Мне проще усвоить что-либо, если я имею возможность манипулировать с предметами.

7. Я люблю шахматы, шашки.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Я хотел бы заниматься коллекционированием.

10. Люблю и понимаю абстрактную живопись.

11. Я скорее хотел бы быть слесарем, чем инженером.

12. Для меня алгебра интереснее, чем геометрия.

13. В художественной литературе для меня важнее не что сказано, а как сказано.

14. Я люблю посещать зрелищные мероприятия.

15. Мне не нравится регламентированная работа.

16. Мне нравится что-либо делать своими руками.

17. В детстве я любил создавать свой шифр для переписки с друзьями.

18. Я придаю большое значение форме выражения мыслей.

19. Мне трудно передать содержание рассказа без жестикуляции и его образного представления.

20. Не люблю посещать музеи, так как все они одинаковы.

21. Любую информацию я воспринимаю как руководство к действию.

22. Меня больше привлекает товарный знак фирмы, чем ее название.

23. Меня привлекает работа комментатора радио, тележурналиста.

24. Знакомые мелодии вызывают у меня в голове определенные картины.

25. Люблю фантазировать.

26. Когда я слушаю музыку, мне хочется танцевать.

27. Мне интересно разбираться в чертежах и схемах.

28. Мне нравятся уроки литературы.

29. Знакомый запах может вызвать у меня всю картину событий, происшедших много лет назад.

30. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче.

31. Истинно только то, что можно потрогать руками.

32. Я предпочитаю точные науки (математику, физику, химию).

33. Когда надо, я за словом в карман не лезу.

34. Люблю рисовать.

35. Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное - игра актеров, новая интерпретация роли или образа.

36. Мне нравилось в детстве собирать механизмы из деталей конструктора.

37. Мне кажется, что я смог бы изучить стенографию.

38. Мне нравится читать стихи вслух.

39. Я согласен с Ф.М.Достоевским, что красота спасет мир.

40. Я предпочел бы быть закройщиком, а не портным.

41. Лучше сделать табуретку руками, чем заниматься ее проектированием.

42. Мне кажется, что я смог бы овладеть профессией программиста.

43. Люблю поэзию.

44. Прежде чем изготовить какую-то деталь, сначала я делаю чертеж.

45. Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результат.

46. Для меня лучше поработать в мастерской, нежели изучать чертежи.

47. Мне интересно было бы расшифровать древние тайнописи.

48. Если мне нужно выступить, то я всегда готовлю свою речь, хотя уверен, что найду необходимые слова в нужный момент.

49. Больше люблю решать задачи по геометрии, чем по алгебре.

50. Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить что-то.

51. Я люблю дома заниматься рукоделием, мастерить.

52. Я смог бы овладеть языками компьютерного программирования.

53. Мне нетрудно написать сочинение на заданную тему.

54. Мне легко представить образ несуществующего предмета или явления.

55. Сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

56. Я предпочел бы сам отремонтировать утюг, нежели нести его в мастерскую.

57. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

58. Люблю писать письма.

59. Сюжет кинофильма могу представить как ряд образов.

60. Абстрактные картины дают большую пищу для размышлений.

61. В школе мне больше всего нравились уроки труда, домоводства.

62. У меня не вызывает затруднений изучение иностранного языка.

63. Я охотно что-то рассказываю, если меня просят друзья.

64. Я легко могу представить в образах содержание услышанного.

65. Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системе.

66. Я чаще сначала сделаю, а потом думаю о правильности решения.

67. Думаю, что смог бы изучить китайские иероглифы.

68. Не могу не поделиться только что услышанной новостью.

69. Мне кажется, что работа сценариста интересна.

70. Мне нравится работа дизайнера.

71. При решении какой-то проблемы мне легче идти методом проб и ошибок.

72. Если бы у меня была машина, то изучение дорожных знаков не составило бы труда.

73. Я легко нахожу общий язык с незнакомыми людьми.

74. Меня привлекает работа художника-оформителя.

75. Не люблю ходить одним и тем же путем.

Обработка и анализ данных. В протоколе опыта подсчитывается сумма «+» для каждого фактора (пять вертикальных столбцов):

А - предметное мышление,

Б - символическое мышление,

В - логическое мышление,

Г - образное мышление,

Д - креативность.

Суммарные оценки по шкалам базового типа мышления (шкалы А, Б, В, Г) и креативности (Д) разбиваются на три интервала: низкий уровень (от 0 до 5 баллов), средний уровень (от 6 до 9 баллов), высокий уровень (от 10 до 15 баллов).

Завершение задания. Обсуждение вопросов: 1) Что такое тип мышления? 2) Что такое профиль мышления? 3) Какие базовые типы мышления существуют? 4) Какие типы мышления определяют профиль мышления людей, занимающихся различными видами спортивной деятельности (например, художественной гимнастикой или тяжелой атлетикой и др.)?

 

Изучение пластичности-ригидности мышления

Методика работы. Одним из простейших способов измерения уровня когнитивной ригидности является методика А.С.Ланчинса. На выполнение каждого упражнения дается 90с. Руководит опытом экспериментатор (преподаватель), он же включает и выключает секундомер. Первичную обработку данных проводит испытуемый под руководством экспериментатора.

Предварительная инструкция. «Возьмите чистый лист бумаги, ручку, секундомер. Вам будет предложено четыре упражнения – написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами после того, как секундомер будет включен. Постарайтесь работать как можно быстрее».

Упражнение 1.

Инструкция. После команды «начали!» напишите своим привычным и разборчивым почерком фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп!».

Упражнение 2.

Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «стоп!».

Упражнение 3.

Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» столько раз, сколько успеете до команды «стоп!» следующим образом: первая в каждом слове и все нечетные буквы в каждом слове должны быть письменными и заглавными, а вторая буква и все четные должны быть маленькими и печатными.

Упражнение 4.

Инструкция. После команды «начали!» напишите фразу: «В поле уже таял снег» своим привычным и разборчивым почерком столько раз, сколько успеете до команды «стоп!», но при этом повторяйте каждую букву в каждом слове два раза подряд.

Обработка и анализ данных

1. Подсчитайте количество букв в каждом упражнении:

М1234.

2. Суммируйте количество букв в трех упражнениях кроме первого и высчитайте среднее значение этих трех упражнений:

Мср = (М2 + М3 + М4)/3.

3. Определите коэффициент когнитивной ригидности:

Криг = Мср /  М1

Интерпретация полученных данных.

Если величина Криг лежит в пределах 0,5-1,0, то это означает, что испытуемый обладает достаточно пластичным и гибким мышлением, способен легко и быстро переходить от одного вида деятельности к другому.

Если величина К меньше 0,5, то это свидетельствует о высоком уровне когнитивной ригидности мышления испытуемого.

Завершение задания. Обсудить с испытуемыми возможности повышения пластичности мышления путем специальных упражнений психотренинга тактического мышления и спортивных упражнений игрового характера.

Вопросы для обсуждения

1. Охарактеризуйте специфику проявления интеллектуальной сферы спортсменов.

2. Какова роль интеллекта и мышления в спортивной деятельности?

3. Выявите влияние профиля мышления спортсмена на продуктивность деятельности и профессиональную направленность.

4. В какой мере базовые типы и креативность мышления присущи людям, занимающимся спортом.

Список рекомендуемой литературы

1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Ганзен В.А., Малышев К.Б., Огинец Л.В. Профиль мышления // Практикум по психологии профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2001.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 229.