Методика изучения влияния соревнований на личность спортсмена
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

При изучении отношений спортсменов к соревнованиям, по мнению проф. А.Ц.Пуни, необходимо выделить следующие специфические условия спортивной деятельности.

Первое специфическое условие деятельности в физическом воспитании и спорте заключается в том, что предметом ее является сам занимающийся.

Второе специфическое условие относится только к спорту. Оно заключается в том, что сущностью спорта является соревнование. Без соревнования нет и спорта. Пользуясь философским термином, можно сказать, что соревнование – атрибут, т.е. неотъемлемый признак спорта. Психологически оно характеризуется стремлением к достижению все более и более высокого спортивного результата в регламентированных правилами условиях борьбы с другими людьми.

Третье специфическое условие деятельности в физическом воспитании спортсменов экстракласса и в профессиональном спорте высших достижений – необычные по интенсивности и длительности физические и психические напряжения. Необычны они потому, что превышают границы повседневных напряжений, нередко бывают околопредельными и даже предельными для организма и психики спортсменов. Но они совершенно неизбежны и необходимы в физическом воспитании и тем более в спорте.

Четвертое специфическое условие деятельности в физическом воспитании и спорте – ее продукт (результат), спортивное достижение. Оно нередко бывает рекордным.

Таковы специфические условия деятельности в физическом воспитании и спорте. Они определяют возможности и особенности психического развития людей, занимающихся физической культурой и спортом. Известное влияние оказывают также специализированные условия деятельности в каждом конкретном виде спорта.

По существу, вся работа тренера с командой, особенно непосредственная предсоревновательная подготовка, направлена на формирование «боевого настроя», активного желания играть, установки на агрессивно-дружную игру.

Задание 1. Изучение влияния зрелищных эффектов на психику соревнующихся спортсменов.

Вводные замечания. Для целей и выбора адекватных методов психологической подготовки спортсменов к предстоящему соревнованию тренеру важно знать и учитывать индивидуальные особенности восприятия спортсменами факторов публичности соревнований. Публичность соревнований выражает массовую психологию зрелища. Толпа спортивных болельщиков-зрителей на стадионе является своеобразным «социальным зеркалом» для спортсменов, которое способствует актуализации у спортсменов предстартовых состояний. Формирование у тренера практического умения диагностировать отношение (установку) спортсмена к условиям и факторам публичности соревнований является важным элементом тренерского искусства «подводки» спортсмена к соревнованию. Ниже предлагается опросный лист и балльная шкала для оценок факторов публичности соревнований спортсменами. Опрос спортсменов проводится непосредственно за 1-2 часа до соревнований либо ретроспективно после соревнований. Результаты обоих вариантов опроса помогают выявить меру субъективной реакции спортсмена на соревновательный стресс.

Инструкция.

Первый вариант: «Вам предлагается участвовать в психологическом опыте с целью изучения установок спортсменов при восприятии различных факторов публичных соревнований. Отвечая на вопросы, выбирайте ответ А или Б и отмечайте свой ответ в протоколе опыта оценкой в баллах от 0 до 5».

Второй вариант: «Воспользуйтесь своим спортивным опытом и заполните опросник, в котором в каждой паре утверждений вы можете выбрать либо один вариант (А или Б), либо можете отвечать на оба варианта (А и Б), отмечая свои ответы в баллах от 0 до 5».

Инструкция для ретроспективной оценки: «Прежде всего вспомните свои старты и представьте себя на соревнованиях. Затем оцените степень значимости или влияния на вас предложенных в таблице суждений по биполярной шкале (см. ниже). Работайте самостоятельно».

Таблица 10. Опросник и протокол опыта

№ п/п Факторы публичности соревнований Оценка
1 А. Соревнования проходят в своем городе Б. Соревнования проходят в чужом городе  
2 А. На трибунах много зрителей Б. На трибунах мало зрителей  
3 А.Зрители ведут себя активно и шумно Б. Зрители ведут себя сдержанно  
4 А. Зрители (пресса) ждут от меня результата Б. Зрители (пресса) не ждут от меня результата  
5 А. На старте я хорошо различаю лица Б. На старте я никого не замечаю  
6 А. На трибунах есть друзья, родные и близкие Б. На трибунах нет друзей, родных и близких  
7 А. Судьи внимательны ко мне Б. Судьи не выделяют меня из участников  
8 А. Я настраиваюсь на борьбу за место Б. Я настраиваюсь на личный результат  
9 А. Соперники мне хорошо известны Б. Соперники мне плохо известны  
10 А. Тренер внимательно наблюдает за мной Б. Тренер специально не следит за мной  

Таблица 11

Шкала балльной оценки факторов публичных соревнований:

Высшая степень позитивного влияния (+) 5 4 3 2 1 0 - 1 -2 - 3 - 4 - 5 Не влияет Высшая степень негативного влияния (-)

 

Анализ и интерпретация результатов опыта. После заполнения про­токола опыта экспериментатор (тренер) может выделить те утвержде­ния в протоколе опыта, которые оцениваются максимально больши­ми баллами (4–5 баллов). Это – опорные отношения к факторам публичности соревнований. Они являются доминирующими в структуре сознательного отношения спортсмена к соревнованию как зрелищу. Максимально оцененные спортсменом факторы публичности его выступления в соревнованиях оказывают на психику испытуемого наиболее сильное влияние, а также влияют на фор­мирование его предстартовых состояний. Утверждения, оцененные средними по величине баллами (1-2 балла), – это отношения к фак­торам, которые оказывают меньшее влияние на психику спортсмена. Утверждения, оцененные в 0 баллов, – это отношения к факторам, оказывающим вероятностное сенсибилизирующее влияние на психику спортсменов и часто выпадающим из сферы сознания спортсменов в условиях реальных соревнований.

При использовании данной методики экспериментатору (трене­ру) необходимо также обратить внимание на два возможных типа вос­приятия обстановки соревнований: 1) персонифицированный (конкрет­но-образный) тип восприятия («На старте я хорошо различаю лица вокруг»); и 2) неперсонифицированный (обобщенно-мыслительный) тип восприятия («На старте я никого не замечаю»). Первый тип вос­приятия является показателем распределенного произвольного вни­мания с большим объемом сознательного контроля обстановки сорев­нований, что типично для спортсменов с сильной нервной системой. Второй тип – показатель узко сфокусированного произвольного вни­мания, с суженным объемом сознательного контроля, что может быть характерным для спортсменов со слабой нервной системой.

При использовании данной методики в работе со студентами им предлагается дать письменную характеристику индивидуальных осо­бенностей своего восприятия и отношения к факторам публичных со­ревнований. При работе с действующими спортсменами их просят выделить опорные и сенсибилизирующие установки в структуре их отношения к факторам публичности соревнований.

Завершение работы. Занятие может завершиться групповой дискус­сией по проблеме отношения к соревнованию, что обладает психотренирующим воздействием на психику спортсменов.

Задание 2. Изучение отношения спортсменов к конкретному соревнованию

Вводные замечания. Каким образом можно оперативно выявить от­ношение спортсменов к конкретному соревнованию? Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, как каждый спортсмен субъек­тивно воспринимает предстоящие соревнования, как оценивает шан­сы свои лично и своей команды на выигрыш и т. д. Как считает проф. Ю. Л. Ханин, единственным надежным способом исследования осо­бенностей субъективного отношения к предстоящей игре является уме­ло проведенный психологический опрос в форме интервью или анкеты. Косвенное представление об установке на соревнование у конкрет­ного спортсмена можно получить методом наблюдения за его внеш­ним поведением, за активностью в контрольных двусторонних играх, за общением с партнерами, по самооценке его аппетита и качества сна накануне соревнований и др. Однако внешне наблюдаемое поведение нередко может быть обманчивым даже для опытных тренеров.

Давая установку на соревнование, тренер нередко видит, что от­дельные игроки недостаточно серьезно воспринимают его указания или призывы «собраться на самую важную в сезоне игру». Это проис­ходит чаще всего потому, что воздействия тренера направлены на спорт­сменов без учета или без точного знания того, как именно спортсмен относится к предстоящим стартам.

Познакомимся еще с одной методикой, которая была разработана в ЛНИИФКе проф. Ю.Л. Ханиным (1977) для диагностики отноше­ния спортсмена к предстоящему соревнованию (ОПС). Шкала позво­ляет выявлять особенности восприятия спортсменом предсоревновательной ситуации и предсказывать его состояние перед ответствен­ным стартом.

Шкала «отношение к предстоящему соревнованию» (ОПС) состо­ит из 28 вопросов (по 7 суждений на каждый компонент), на которые спортсмен должен ответ «да» или «нет». В шкале ОПС 11 положи­тельных суждений по всем компонентам чередуются с 17 отрицатель­ными. Это сделано для того, чтобы избежать формирования нежела­тельной установки при опросе.

Обычно опрос спортсменов по шкале ОПС проводится индивиду­ально (или фронтально в группе с соблюдением самостоятельности опрашиваемых). Каждому из спортсменов дается протокол для реги­страции своих ответов. Ниже приведены полный текст шкалы ОПС и форма протокола опыта.

Инструкция. «Постарайтесь как можно ярче мысленно представить предстоящие соревнования и ответьте на каждое из приведенных ниже суждений. Если вы согласны с приведенным суждением, то по­ставьте в регистрационном бланке против номера соответствующего вопроса значок «х» в строке «да»; если вы думаете иначе, то поставьте значок «х» в строке «нет». Постарайтесь долго не думать, доверяйте своим чувствам».

Шкала ОПС

1. Я готов показать высокий результат.

2. К этим соревнованиям я готов лучше, чем мои соперники.

3. В этих соревнованиях я хочу показать высокий результат.

4. Я боюсь подвести команду.

5. Физически я хорошо готов к этим соревнованиям.

6. На этих соревнованиях будет много равных соперников.

7. Это очень важные для меня соревнования.

8. У меня сейчас натянутые отношения с тренером.

9. Я нахожусь в хорошей спортивной форме.

10. Я плохо знаю своих соперников.

11. На этих соревнованиях многое для меня решится.

12. Конфликты с товарищами по команде мешают мне как следует на­строиться на предстоящие соревнования.

13. Я уверен, что смогу выполнить задачу, поставленную передо мной в этих соревнованиях.

14. Я не боюсь своих соперников.

15. Думаю, что это будут трудные соревнования.

16. Мое успешное выступление на этих соревнованиях важно для всей команды (клуба, общества, города, республики, страны).

17. Я доволен результатом последних соревнований.

18. На предстоящих соревнованиях у меня будут «неудобные» сопер­ники.

19. В этих соревнованиях мне очень важно хорошо выступить.

20. Мне кажется, что товарищи по команде не верят в мой успех.

21. Я уверен в своих силах.

22. Я уже выигрывал у своих соперников.

23. Я постоянно думаю о предстоящих соревнованиях.

24. На этих соревнованиях я боюсь подвести своего тренера.

25. Технически я хорошо готов к предстоящим соревнованиям.

26. Среди моих соперников есть такие, которых я совсем не знаю.

27. Я с нетерпением жду предстоящих соревнований.

28. Тренер высоко оценивает мою готовность к этим соревнованиям.

Таблица 12. Регистрационный бланк к шкале ОПС с ключом

 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Да     + +   + + +   + + +    
Нет + +     +       +       + +
15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
Да + +   + + +     + +   + +  
Нет     +       + +     +     +

 

Анализ и интерпретация данных. Каждый вопрос по шкале ОПС, сов­падающий с ключом, оценивается в 1 балл. Обработка протокола опро­са осуществляется с помощью ключа «работающих» ответов по каж­дому из компонентов. В результате получают 4 показателя и итого­вый индекс с лимитом от 7 до 0 баллов. Чем выше показатель, тем «не­благоприятнее» отношение спортсмена к предстоящему соревнованию.

Показатель уверенности в себе (Ув) – «смогу ли я?» (вопросы 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25). Высокие показатели означают: заниженная субъективная самооценка своих возможностей достижения успеха; неуверенность в своих силах; отсутствие желания выступать; нереальность выполнения поставленных задач и т.д. Показатель Ув в 7 баллов показывает, что спортсмен субъективно не готов к соревнованию. Показатель Ув в 0 баллов – высокая готовность к соревнованию.

Показатель восприятия и оценки возможностей соперников (Сп) – «смогут ли соперники?» (вопросы 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26). Сопоставление своих возможностей с возможностями своих соперников. Показатель Сп в 7 баллов – высокая оценка готовности соперников; 0 баллов – низкая оценка возможностей соперников.

Показатель желания участвовать и значимость соревнования (Зн) – «хочу ли я?» (вопросы 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27); Показатель Зн в 7 баллов – высокая субъективная значимость соревнования и большое желание выступать. Показатель в 0 баллов – низкая значимость и отсутствие желания соревноваться.

Показатель зеркальной самооценки спортсмена (т.е. показатель субъективного восприятия спортсменом оценки его возможностей со стороны других людей (Др) – «смогу ли я с точки зрения других людей (тренера, товарищей по команде, зрителей)?» (вопросы: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28). Показатель Др в 7 баллов свидетельствует о заниженной зеркальной (или отраженной в социуме) самооценке спортсменом его возможностей в соревновании. Показатель в 0 баллов – высокая самооценка.

Если используется приведенная выше форма регистрационного бланка, то показатели по каждому из компонентов можно суммировать, т.е. суммируют число ответов, совпадающих с трафаретом, вырезанным по ключу (по горизонтали). Итоговый индекс представляет собой сумму всех компонентов.

Таблица 13. Протокол исследования

п/п

Компоненты по шкале ОПС

Мужчины

Женщины

М σ М σ
1 Уверенность в своих силах (УВ)        
2 Оценка силы соперников (Сп)        
3 Значимость соревнований (Зн)        
4 Ориентация на оценки других (Др)        
5 Общий итоговый показатель (ОПС)        

Примечание: М – средний показатель по выборке; σ – стандартное отклонение

Вопросы для обсуждения

1. Назовите специфические условия спортивной деятельности.

2. Перечислите факторы, оказывающие влияние на личность спортсмена во время соревнования.

3. Обоснуйте средства, способствующие снижению негативного влияния различных факторов соревновательной деятельности на личность спортсменов.

Рекомендуемая литература

1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. – М.: ACADEMIA, 2000.

Лабораторная работа № 8

Дата: 2018-12-21, просмотров: 281.