Экспресс-методы изучения у спортсменов свойств нервной системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Цель работы: Определение силы нервной системы через ее выносливость у спортсменов с помощью «теппинг-теста» (Е.П.Ильин,1972).

Тест основан на изменении по времени максимального темпа движений кистью. Испытуемые в течение 30 с стараются удержать максимальный для себя темп. Показатели темпа фиксируются через каждые 5 с, и по шести получаемым точкам строится работоспособность испытуемого.

Приборы и материалы: прибор теппинг-тест, секундомеры, листы бумаги с шестью расположенными в два ряда квадратами 3x3 см, протоколы исследования.

Методика выполнения

При использовании прибора теппинг-теста задание выполняется по общепринятой методике. При отсутствии регистрирующей аппаратуры можно пользоваться графическим способом регистрации максимального темпа движений. Для этого лист бумаги делится на шесть расположенных в два ряда квадратов.

После определения максимального за 5 с темпа движений испытуемого приступают к эксперименту. Испытуемый должен карандашом или ручкой поставить в каждом квадрате за отведенное ему время (по 5 с) как можно больше точек. Переход с одного квадрата в другой следует производить в направлении по часовой стрелке, не прерывая работы. Перед началом работы карандаш (ручку) надо ставить не в первом квадрате, а перед ним. Тогда доли секунды будут теряться при переносе карандаша в каждый квадрат, и неравенство времени нахождения карандаша в первом и последующих квадратах исчезнет.

Испытуемому дается задание работать с максимальной частотой в течение 30 с. Он предупреждается, что чем большее число движений он сумеет сделать за отведенное время, тем сильнее у него нервная система (в действительности для диагноза используется другой критерий). Сигналы о переходе с одного квадрата на другой подаются для испытуемого экспериментатором, который следит за секундомером.

Задание выполняется три раза, результаты записываются в протокол.

Таблица 3. Протокол исследования

Частота движений за отрезки времени

0-5 с 6-10 с 11-15с 16-20 с 21-25с 25-30 с

     

 

 


А                                                                   Б

 

     
 

 


                  

В                                                                    Г

Рисунок 1. Типы кривых изменения максимального темпа движений по 5-ти секундным отрезкам. По вертикали – число движений за 5 с, по горизонтали – 5-секундные отрезки.

А - кривые, характеризующие сильную нервную систему.

Б - кривые, характеризующие среднюю силу нервной системы.

В - кривые, характеризующие средне-слабую нервную систему,

Г - кривые, характеризующие слабую нервную систему.

Завершение работы

На основе полученных данных строятся кривые работоспособности, в которых за исходную (нулевую) точку берется темп движений за первые 5 секунд.

Студенты самостоятельно объясняют полученный результат. В результате получаются типы кривых, представленные на рисунке1.

Выпуклый тип: максимальный темп нарастает в первые 10-15 с, о чем, кстати, испытуемые и не подозревают, в последующем к 25-30 с он может снизиться ниже исходного уровня за первые 5 с работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы.

Необходимые пояснения к работе

Необходимо следить, чтобы обследуемый с первых секунд старался показать максимальную частоту движений, иначе получится выпуклый тип кривой, искажающий диагноз в сторону увеличения силы нервной системы.

При графической регистрации частоты движений карандаш или авторучка должны иметь валик из изоляционной ленты (лейкопластыря), чтобы при ударах по бумаге пальцы испытуемого не соскальзывали с карандаша или ручки (иначе темп движений постоянно будет прерываться и истинной картины выявить не удастся).

Вопросы для обсуждения

1. В чем значение учения И.П. Павлова о законах высшей нервной деятельности для психологии?

2. Каковы свойства нервной системы?

3. Раскройте понятие о силе - слабости нервной системы.

4. Как можно определить силу нервной системы у спортсменов?

5. Каково влияние типологических особенностей на эффективность спортивной деятельности.

Литература

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. – М., 1974.

2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

3. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

 



Лабораторная работа № 3

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 263.