Методика исследования. Шкала самооценки состоит из 2 частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.
Обработка и анализ данных
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:
РТ =∑1–∑2 + 35,
где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18; ∑2 – сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19 ,20);
ЛТ =∑1–∑2 + 35,
где ∑1 – сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40; ∑2 – сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.
Интерпретация полученных данных. При интерпретации результат тестирования можно оценивать так: до 30 – низкая тревожность; 31–45 – умеренная тревожность; 46 баллов и более – высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания тренера, спортивного врача и психолога, ибо высокая тревожность предполагает склонность спортсменов к появлению навязчивых мыслей о неудаче в предстоящих соревнованиях. Психологами отмечено, что высокое состояние тревоги у человека в ситуациях предстоящего экзамена вызывает у экзаменуемого мысли о его низкой компетентности и неготовности к экзамену. В этом случае тренеру в работе со спортсменом полезно снизить субъективную значимость соревновательной ситуации и задач предстоящей деятельности, т.е. перенести акцент на осмысление самого процесса его предстоящей соревновательной деятельности и формирование у спортсмена чувства уверенности и успеха на основе принятых вариантов тактических действий на соревнованиях даже в том случае, если соперники сумеют противопоставить спортсмену что-то другое. Это побудит спортсмена думать не о результате соревнованиях, а о своих действиях в соревновании, что оптимизирует уровень его реактивной тревожности (РТ).
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности спортсмена. Но иногда, что следует учитывать в работе со спортсменами, очень низкая тревожность в показателях данного теста является результатом активного сознательного вытеснения личностью испытуемого высокой тревожности с целью показать себя в «лучшем свете» в ситуации тестирования. Этот артефакт диагностической процедуры легко установить, задав испытуемому вопрос: «Если бы вы решали, хотели бы вы перенести данные соревнования на более поздний срок или нет?». В случае ответа: «Нет, не хотел бы!» можно с достаточной обоснованностью считать, что данные по тесту реактивной тревожности (РТ) вполне репрезентативны.
Представленную ниже шкалу тревожности можно успешно использовать в целях обучения спортсменов сознательной саморегуляции своих психофункциональных состояний, для тренеров – в целях руководства командой с учетом индивидуального подхода к спортсменам, для спортивных психологов и врачей - в целях психокоррекционной деятельности, а также в исследовательских целях для оценки динамики состояния тревожности спортсменов (например, до занятий аутотренингом и после курса аутотренинга). В последнем случае можно использовать первую половину шкалы (высказывания 1–20) и укороченный вариант шкалы, на заполнение которого уходит всего 10–15с.
Шкала самооценки
(Ч.Д.Спилбергер, Ю.Л.Ханин)
Фамилия_____________ Дата_____________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 15. Бланк для ответов
Нет, это не так | Пожалуй, да | Верно | Совершенно верно | |
1. Я спокоен | 2 | 3 | 4 | |
2. Мне ничто не угрожает | 2 | 3 | 4 | |
3. Я нахожусь в напряжении | 2 | 3 | 4 | |
4. Я испытываю сожаление | 2 | 3 | 4 | |
5. Я чувствую себя свободно | 2 | 3 | 4 |
Окончание таблицы 15
6. Я расстроен | 2 | 3 | 4 | |
7. Меня волнуют возможные неудачи | 2 | 3 | 4 | |
8. Я чувствую себя отдохнувшим | 2 | 3 | 4 | |
9. Я встревожен | 2 | 3 | 4 | |
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 2 | 3 | 4 | |
11. Я уверен в себе | 2 | 3 | 4 | |
12. Я нервничаю | 2 | 3 | 4 | |
13. Я не нахожу себе места | 2 | 3 | 4 | |
14. Я взвинчен | 2 | 3 | 4 | |
15. Я не чувствую скованности, напряженности | 2 | 3 | 4 | |
16. Я доволен | ||||
17. Я озабочен | 2 | 3 | 4 | |
18. Я слишком возбужден и мне не по себе | 2 | 3 | 4 | |
19. Мне радостно | 2 | 3 | 4 | |
20. Мне приятно | 2 | 3 | 4 |
Шкала самооценки
Фамилия___________ Дата____________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 16 .Бланк для ответов
Почти никогда | Пожалуй, так | Часто | Почти всегда | |
21. Я испытываю удовольствие | 2 | 3 | 4 | |
22. Я очень быстро устаю | 2 | 3 | 4 | |
23. Я легко могу заплакать | 2 | 3 | 4 | |
24. Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 2 | 3 | 4 | |
25. Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 2 | 3 | 4 | |
26. Обычно я чувствую себя бодрым | 2 | 3 | 4 | |
27. Я спокоен, хладнокровен и собран | 2 | 3 | 4 | |
28. Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 2 | 3 | 4 | |
29. Я слишком переживаю из-за пустяков | 2 | 3 | 4 | |
30. Я вполне счастлив | 2 | 3 | 4 | |
31. Я принимаю все слишком близко к сердцу | 2 | 3 | 4 | |
32. Мне не хватает уверенности в себе | 2 | 3 | 4 |
Окончание таблицы 16
33. Обычно я чувствую себя в безопасности | 2 | 3 | 4 | |
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 2 | 3 | 4 | |
35. У меня бывает хандра | 2 | 3 | 4 | |
36. Я доволен | 2 | 3 | 4 | |
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 2 | 3 | 4 | |
38. Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 2 | 3 | 4 | |
39. Я уравновешенный человек | 2 | 3 | 4 | |
40. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 2 | 3 | 4 |
Шкала самооценки
Фамилия____________ Дата____________
Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».
Таблица 17. Бланк для ответов (укороченный вариант)
Нет, это не так | Пожалуй, да | Верно | Совершенно верно | |
1. Я чувствую себя свободно | 2 | 3 | 4 | |
2. Я нервничаю | 2 | 3 | 4 | |
3. Я не чувствую скованности | 2 | 3 | 4 | |
4. Я доволен | 2 | 3 | 4 | |
5.Я озабочен | 2 | 3 | 4 |
Показатель РТ высчитывается по формуле
РТ = ∑1–∑2 + 15,
где ∑1 – сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2,5; ∑2 – сумма по пунктам 1,3,4. Величина показателя меняется от 5 до 20.
Завершение задания
Основной прикладной смысл изучения тревожности у спортсменов состоит в побуждении их к овладению более эффективными методами саморегуляции своих предстартовых состояний. В связи с этим в завершение данного задания полезно выяснить отношение испытуемых к показателям их тревожности и влияние этих показателей на их состояния в соревнованиях.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое ситуативная и личностная (реактивная) тревожность спортсменов?
2. Перечислите особенности проявления тревожности в различных видах спорта.
3. Выявите гендерные отличия в проявлении тревожности во время соревнований.
4. Определите взаимосвязь тревожности и уровня спортивного мастерства.
5. Охарактеризуйте методы коррекции тревожности у спортсменов.
Список рекомендуемой литературы
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.
2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
3. Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. – СПб., 2002. - 99 с.
4. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте: Международный сборник. – М.: Физкультура и спорт, 1983. С. 12–23.
Лабораторная работа № 10
Изучение стилей руководства учителя (преподавателя, тренера) физической культуры
Цель работы: Определение склонности к определенному стилю руководства. Самооценка стиля руководства.
Приборы и материалы: тексты-опросники, протоколы исследования.
Склонность к определенному стилю руководства
(методика Е.П. Ильина)
Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.
Инструкция. «Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком».
Текст опросника
1. При принятии важных решений вы:
а) посоветуетесь с коллективом;
б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;
в) примете решение единолично.
2. При организации выполнения задания:
а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;
б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;
в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.
3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:
а) будете жестко контролировать каждого из них;
б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;
в) посчитаете, что контроль не обязателен.
4. В экстремальной для коллектива ситуации:
а) будете советоваться с коллективом;
б) возьмете все руководство на себя;
в) полностью положитесь на лидеров коллектива.
5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:
а) будете сами проявлять активность в общении;
б) будете общаться, в основном, если к вам обратятся;
в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.
6. При управлении коллективом:
а) будете оказывать помощь подчиненным и в их личных делах;
б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»;
в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.
7. В отношениях с членами коллектива:
а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;
б) будете поддерживать только деловые отношения;
в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.
8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:
а) не допустите замечаний в свой адрес;
б) выслушаете и учтете замечания;
и) отнесетесь к замечаниям безразлично.
9. При поддержании дисциплины:
а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;
б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;
в) учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш «конек», и не будете «давить» на подчиненных.
10. В отношении того, что о нас подумает коллектив:
а) вам будет безразлично;
б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;
в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.
11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:
а) будете требовать, чтобы вам докладывали о всех деталях;
б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;
в) будете осуществлять только общий контроль.
12. При возникновении затруднений при принятии решения:
а) обратитесь за советом к подчиненным;
б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;
в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.
13. Контролируя работу подчиненных:
а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;
б) будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить;
в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).
14. Руководя подчиненными:
а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;
б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;
в) вообще не умеете приказывать.
15. При недостатке знаний для принятия решения:
а) будете решать сами - ведь вы же руководитель;
б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;
в) постараетесь отложить решение: может все образуется само собой.
16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:
а) будете строгим, даже придирчивым;
б) будете требовательным, но справедливым;
в) к сожалению, будете не очень требовательным.
17. В отношении нововведений:
а) будете скорее консервативен (как бы чего не вышло);
б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;
в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.
18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:
а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;
б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчиненных рассчитывать не приходится;
в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.
Обработка результатов
За каждый сделанный выбор проставляется по 1 очку.
Таблица 18. Ключ к постановке диагноза
Номер п/п | Ответы | Номер п/п | Ответы | ||||
а | б | в | а | б | в | ||
1 | Д | Л | А | 10 | А | Л | Д |
2 | Д | Л | А | 11 | А | Л | Д |
3 | А | Д | Л | 12 | Д | А | Л |
4 | Д | А | Л | 13 | Д | А | Л |
5 | Д | А | Л | 14 | А | Д | Л |
6 | Д | А | Л | 15 | А | Д | Л |
7 | Д | А | Л | 16 | А | Д | Л |
8 | А | Д | Л | 17 | Л | Д | А |
9 | А | Д | Л | 18 | Д | А | Л |
Примечание. А - автократический, Д - демократический,
Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.
Баллы суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.
Выводы: поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.
Самооценка стиля управления
Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована нами с целью сокращения количества пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключения тех из них, которые имеют весьма далекое отношение к диагностируемым стилям.
Инструкция. По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» на высказанные в нем утверждения, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.
Текст опросника
1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.
2. В трудных ситуациях я, принимая решение, всегда думаю о других, а потом о себе.
3. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.
4. Как правило, я не полагаюсь на своих помощников.
5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных и слабых.
6. Я часто советуюсь со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.
7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у подчиненных раздражения.
8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного выполнения моих распоряжений.
9. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.
10. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.
11. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаю своих ошибок.
12. На грубость подчиненного я стараюсь отреагировать так, чтобы не вызвать конфликт.
13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.
14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех начинаниях коллектива.
15. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступить против него.
16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.
17. Я предоставляю хорошим специалистам большую свободу в решении сложных задач, особо их не контролирую.
18. Мне нравится обсуждать и анализировать с подчиненными проблемы коллектива.
19. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанностями.
20. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно «поставить на место».
21. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений, даже наперекор обстоятельствам
22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.
23. Самое трудное для меня - вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.
24. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.
25. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: нельзя использовать ни железную непреклонность, ни панибратство.
26. Руководство людьми я представляю себе как мучительное занятие.
27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество и взаимопомощь.
28. Я с благодарностью отношусь к советам и предложениям подчиненных.
29. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.
30. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные являются лишь исполнителями решений начальника.
31. Лучше всего предоставлять коллективу полную самостоятельность и ни во что не вмешиваться.
32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.
33. Главное в руководстве - умело распределить свои обязанности между помощниками.
Обработка результатов и выводы
За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл.
Ключ к расшифровке данных
О проявлении авторитарного стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам: 1,3, 4, 8,10, 11, 14,15, 21, 22, 30.
О проявлении демократического стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам 2, 5, 6, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 27, 28.
О проявлении либерального (попустительского) стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам 7, 9, 16, 17, 20, 23, 26, 29, 31, 32, 33.
Подсчитывается сумма набранных по каждой шкале (по каждому стилю) баллов. Степень выраженности каждого стиля: 0–3 балла – слабая, 4–7 баллов – средняя, 8–11 баллов – высокая. Если по всем шкалам оценки низкие, то стиль не сформирован, если высокие – то речь может идти о смешанном стиле управления. Преобладание оценок по одной из шкал на 3 и больше балла свидетельствует о большем проявлении стиля, характеризуемого этой шкалой.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое «стиль руководства»?
2. Какие стили руководства вам известны и в чем их отличительные черты?
3. Каковы предпочтения стилей руководства учителем физической культуры при работе с различным контингентом учащихся.
Литература
1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.
2. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск, 2002.
3. Психология/Под ред В.М. Мельникова. – М., 1987.
4. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия. – М., 2004. – 476 с.
Лабораторная работа № 11
Аутогенная тренировка
Цель работы: практическое ознакомление с аутогенной тренировкой как одним из приемов регуляции (саморегуляции) психического состояния спортсмена.
В различных видах деятельности определенное значение могут иметь методы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Такие состояния, особенно в спорте, обычно обусловлены неопределенностью предстоящей соревновательной борьбы и высокой мерой значимости участия в соревнованиях. Сохранение «нервно–психической свежести» к началу старта, сознательное преодоление излишнего волнения или апатии – важные звенья успешной психологической подготовки к соревнованию.
Приемы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических состояний могут быть объединены в следующие группы:
1. Словесные воздействия.
2. Специальные приемы, обеспечивающие переключение и отвлечение внимания от условий предстоящей деятельности.
3. Приемы, направленные на регулирование неблагоприятного психического состояния путем устранения внешних признаков его.
4. Идеомоторная тренировка к предстоящим двигательным действиям.
Аутогенная тренировка – «тренировка, исходящая от самого субъекта». По сравнению с другими приемами регуляции и саморегуляции психических состояний получила наибольшее распространение и заслужила признание многих спортсменов, так как способствует организации внимания, воздействию словом и устранению ряда признаков неблагоприятных психических состояний.
Приборы и материалы : текст аутогенной тренировки, протокол субъективных и объективных показателей, секундомеры, магнитофоны, термоизмерители кожи.
Текст аутогенной тренировки (словесные формулировки). В скобках – число повторений фраз
1. Я чувствую себя совершенно спокойно (1).
2. Моя правая рука тяжелая (2).
3. Моя правая рука очень тяжелая (3).
4. Мои руки тяжелые (2).
5. Мои руки очень тяжелые (3).
6. Мои руки и ноги тяжелые (2).
7. Мои руки и ноги очень тяжелые (3).
8. Все мое тело тяжелое (2).
9. Моя правая рука теплая (2).
10. Моя правая рука очень теплая (3).
11. Мои руки теплые (2).
12. Мои руки очень теплые (2).
13. Мои руки и ноги теплые (2).
14. Мои руки и ноги очень теплые (3).
15. Все мое тело тяжелое и теплое (2).
16. Мое сердце бьется спокойно и ровно (5).
17. Я дышу ровно и свободно (5).
18. Мой лоб стал прохладным (2).
19. Мой лоб прохладный – прохладный (3).
20. Все мое тело тяжелое и теплое, сердце бьется спокойно, я дышу легко и свободно, лоб прохладный – прохладный (2).
21. Я чувствую себя совершенно спокойно (1).
Методика выполнения: каждый студент (испытуемый) до начала аутогенной тренировки регистрирует у себя частоту сердечных сокращений и дыхания, температуру кожи ладони правой руки между 1-м и 2-м пальцами и заносит исходные данные в протокол. В условиях учебной аудитории для проведения аутогенной тренировки рекомендуется следующая поза: все тело расслаблено, плечи и голова опущены, предплечья свободно лежат на бедрах, кисти не касаются друг друга, ноги в коленях согнуты под прямым углом. В соответствии с требованиями словесные формулировки зачитывает преподаватель или они воспроизводятся посредством магнитофона. В паузах между фразами испытуемые повторяют про себя прослушанную формулировку и представляют соответствующие образы из своего прошлого чувственного опыта. После аутогенной тренировки студенты вторично регистрируют объективные изменения температуры поверхности кожи руки, частоты сердечных сокращений и дыхания, записывают показатели в протокол, в котором также отмечают появившиеся под влиянием аутогенной тренировки субъективные ощущения (тяжести, тепла, прохладного лба и др.). Индивидуальные данные испытуемых и средние значения группы сравниваются и обсуждаются. При наличии времени преподаватель сообщает сведения об истории возникновения аутогенной тренировки; о мобилизационной части психорегулирующей тренировки; об условиях ее применения в конкретных видах спорта.
Таблица 19. Протокол регистрации объективных данных
Показатель | До аутогенной тренировки | После аутогенной тренировки |
ЧСС | ||
Частота дыхания | ||
Температура поверхности кожи руки |
Таблица 20
Протокол регистрации субъективных показателей
Тяжесть | ||
Тепло | ||
Прохладный лоб | ||
Другие ощущения |
Вопросы для обсуждения
1. Что такое аутогенная тренировка?
2. Что является основным психологическим механизмом аутогенной тренировки?
3. Каковы возможности применения аутогенной тренировки в практике спорта?
Литература
1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.
3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003.
4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2002.
Лабораторная работа № 12
Дата: 2018-12-21, просмотров: 368.