Цель работы: Ознакомление с некоторыми условиями, способствующими повышению эффективности волевого усилия, а также с использованием различных приемов его саморегуляции. (А.Ц.Пуни, 1979).
Приборы и материалы: кистевые (пальцевые) эргографы, метроном, секундомер, протоколы исследования.
Методика выполнения
Занятие строится как демонстрационный эксперимент с участием 6–8 испытуемых, результаты которого студенты самостоятельно обрабатывают и анализируют. В ходе эксперимента определяется эффективность волевого усилия по времени выполнения работы на эргографе или по количеству сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа. В данной работе эффективность волевого усилия определяется по количеству сгибаний и разгибаний рук в упоре лёжа.
Опыт №1. Перед опытом испытуемым дают следующую инструкцию: «Сейчас вы будете последовательно, один за другим сгибать и разгибать руки в упоре лёжа в темпе ударов метронома до тех пор, пока не станет довольно трудно дальше выполнять задание». После того, как испытуемые выполнят задание, количество «отжиманий» каждого сообщают всем студентам и записывают в протокол.
Опыт № 2. Инструкция испытуемым: «Последовательно, друг за другом, вновь надо выполнить задание. Постарайтесь как можно дольше работать». После того, как студенты выполнят задание, каждому сообщают его результат.
Опыт № 3. Испытуемый получает задание выполнить работу не менее чем на 3–5 «отжиманий» больше, чем во втором опыте. Счет «отжиманий» ведет сам испытуемый или экспериментатор.
Опыт № 4. Испытуемых разбивают на пары по смежным результатам трех первых опытов и дают им инструкцию: «Работать будете попарно. Задание каждого – выполнять работу дольше, чем соперник».
Опыт № 5. Испытуемые делятся на две команды. Инструкция: «Вам предлагается выполнять задание, от результатов которого будет зависеть, одержит ваша команда победу или потерпит поражение. Итог командной борьбы определяется по сумме результатов участников, но учитываться будет при этом не абсолютное время выполнения задания, а величина прибавки ко времени, показанному во втором опыте. Это делается для того, чтобы не давать преимущества физически более сильным или более выносливым».
По окончании каждого опыта все студенты записывают в протокол время выполнения работы испытуемыми, а в приложение к протоколу – оценки самостимуляции волевого усилия.
Таблица 7. Протокол результатов опытов 1-5
ФИО | Опыты (кол – во сгибаний разгибаний рук) | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Таблица 8. Приложение к протоколу результатов опытов
№ | Приёмы самостимуляции волевого усилия | Опыты
| |||||
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | ||
1 | Приемы самоорганизации | ||||||
Сосредоточение на технике движения | |||||||
Контроль за расслаблением мышц | |||||||
Отвлечение | |||||||
Сумма баллов | |||||||
2 | Приемы самомобилизации | ||||||
Самоубеждение | |||||||
Самоободрение | |||||||
Самоприказы | |||||||
Сумма баллов |
В приложении к протоколу 4-го и 5-го опытов испытуемые производят самооценку интенсивности использования приемов самостимуляции волевого усилия в начале, в середине и в конце опыта по пятибалльной шкале (5 - весьма интенсивно, 4 - интенсивно, 3 - средне, 2 - ниже среднего, 1 - слабо, 0 - не использовал вовсе).
Оценке подлежат следующие приемы самоорганизации и самомобилизиции волевого усилия.
Сосредоточенность на технике движения – концентрация внимания на основных звеньях выполняемого действия.
Контроль за расслаблением мышц – сознательное привлечение внимания к возможно более полному расслаблению мышц в нерабочие моменты движений.
Отвлечение - намеренное переключение сознания на эмоционально – привлекательные объекты, мысли и представления, являющиеся посторонними по отношению к выполняемой деятельности (предвкушение удовольствия от просмотра с друзьями нового кинофильма сегодня вечером) или косвенно связанные с ней (напевание мелодии про себя в ритме совершаемых движений).
Самоубеждение – аргументированное доказательство самому себе того, что имеются достаточные возможности для успешного осуществления двигательной деятельности.
Самоободрение – словесное воздействие на эмоциональную сферу, поднимающее настроение и содействующее поддержанию необходимых усилий прямыми призывами («Все в норме», «Ничего-ничего, силы еще есть, выдержу», «Будь молодцом») или косвенно – мыслями и представлениями, связанными с будущей радостью, с умышленным умалением трудности задачи, с обращением к примеру мужественных людей и т.д.
Самоприказ – категорический, в императивной форме приказ самому себе к безотлагательному действию («Так держать», «Терпи», «Сильнее», «Раз – раз – раз», «Ещё – ещё», «Выиграть» и т.п.).
В протокол можно внести и другие приемы, например направление на регуляцию дыхания, переключение внимания на соперника и т.п., также оценивая интенсивность, с которой они использовались.
Завершение работы
По окончании всех опытов необходимо подсчитать средний результат выполнения работы всеми испытуемыми в каждом из опытов и вычислить в процентах изменение среднего результата от опыта к опыту (за 100% принимается результат первого опыта); на основании анализа средних величин письменно сделать выводы об условиях, содействующих повышению эффективности волевого усилия. На основе количественных данных одного или двух опытов с наибольшей эффективностью волевого усилия вычерчивается график интенсивности использования студентом приемов самоорганизации и самомобилизации волевого усилия в начале, в середине и в конце работы:
5
4
3
2
1
0
начало середина конец работы
В заключение объявляются качественные особенности проявления волевого усилия в борьбе с развивающимся утомлением.
Вопросы для обсуждения
1. Что такое волевое усилие?
2. Каково соотношение волевого усилия и волевых качеств?
3. Какие факторы, кроме рассмотренных в теме, способствуют проявлению волевых усилий в спортивной деятельности?
4. Что такое волевые действия, их виды и особенности?
Литература
1. Психология физического воспитания и спорта/Под ред. Т.Т. Джангарова и А.Ц.Пуни. – М., 1979.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.
3. Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
Лабораторная работа №6
Дата: 2018-12-21, просмотров: 276.