(идеомоторная тренировка)
Цель работы: Экспериментально установить эффект тренирующего действия представления движений.
Представление движений полифункционально. Оно выполняет программирующую, регулирующую и тренирующую функции. В процессе обучения технике спортивных упражнений всегда предварительно формируется представление о структуре и технике исполнения, служащее идеальной программой действий, которыми спортсмену нужно овладеть. Это представление – эталон, с которым сличается каждая попытка выполнения упражнения, устанавливаются допущенные ошибки и вносятся необходимые коррективы в последующие попытки. В данном случае представление выполняет регулирующую функцию.
Суть тренирующей функции состоит в том, что можно совершенствовать технику спортивного действия, повторяя его не только практически, но и «мысленно» – путем представления, т.е. путем воссоздания в сознании мышечно–двигательного образа движения или его элементов. Тренирующий эффект представления движений базируется на механизмах идеомоторных реакции. Идеомоторные реакции – это реакции мышечные, вегетативные и другие, возникающие при представлении движений. В основе тренирующего эффекта представления движений лежит оживление и подкрепление ранее сложившихся временных нервных связей. Фактически идеомоторная тренировка есть тренировка нервных механизмов, осуществляющих регуляцию движения. Идеомоторной тренировке поддаются все компоненты движения: пространственные, временные и силовые. Лучше всего тренирующий эффект представления движений обнаруживается в точности движений. Именно этот эффект и является предметом изучения в данной работе.
Приборы и материалы: концентрические мишени (рисунок 2), метроном.
Рисунок 2
Методика выполнения: Студенты делятся на две группы, в одной группе студенты тренируются реально, в другой – идеомоторно. Для реальной тренировки необходимо нарисовать 8 пар концентрических мишеней, расстояние между центрами смежных мишеней 5–7 см.
Инструкция к контрольному опыту: «Нарисуйте мишени на расстоянии 5–7 см между центрами. Метроном установлен на 140 ударов в минуту. Затем возьмите ручку и, удерживая ее над мишенями, некоторое время слушайте темп, задаваемый метрономом. Усвоив темп, начинайте постукивание в точном соответствии с темпом метронома, ударяя поочередно то в левую, то в правую мишень. При переносе ручки с одной мишени на другую стремитесь каждый раз попасть в центр мишени. При этом ведите счет ударов и после 20 прекратите постукивания (по 10 на каждую мишень). Подсчитайте разницу в показаниях до и после постукиваний, общее число постукиваний (которое может оказаться либо больше, либо меньше 20) и среднеарифметические показания (число набранных очков делится на число постукиваний). Записав результаты первого контрольного опыта в протокол, испытуемые приступают к тренировке (один тренируется реально, другой идеомоторно)».
Реальная тренировка: Проводится точно так же, как контрольный опыт, но без фиксации данных в протоколе. Тренировку можно проводить на мишенях, вычерченных на бумаге. С перерывами в 30 с выполняется пять тренировочных опытов (по 20 постукиваний).
Идеомоторная тренировка: Сидя в удобной позе с закрытыми глазами, студент 5 раз воспроизводит в сознании ситуацию контрольного опыта.
Как реальная, так и идеомоторная тренировка проводится под стук метронома, темп которого сохраняется на протяжении всех опытов.
Инструкция (к реальной и идеомоторной тренировке). Студент, тренирующийся реально, остается на месте, тренирующийся идеомоторно садится рядом, но спиной к приборам. Тренирующемуся реально следует 5 раз с интервалом в 30 секунд повторить все то, что делали во время контрольного опыта. При каждом переносе ручки надо стараться попадать в центр мишени.
Тренирующемуся идеомоторно необходимо, сидя в удобной позе с закрытыми глазами, как можно более ярко представлять себе всю ситуацию контрольного опыта. При представлении постукивания надо создавать не только зрительные образы, а главным образом мышечно–двигательный образ движения. Оба должны тренироваться одновременно, начиная и кончая работу по сигналу экспериментатора.
После пяти тренировочных опытов испытуемые проводят второе контрольное измерение. Затем следует вторая серия пяти тренировочных опытов и, наконец, завершающий, третий, контрольный опыт. Все опыты проводятся в одних и тех же условиях, с сохранением одной и той же позы, при постоянном стремлении испытуемых к четкому и правильному выполнению всех требований экспериментатора.
Завершение работы: данные контрольных измерений вносятся в протокол и обрабатываются. Затем каждый студент группы составляет сводный протокол.
Результаты испытуемых, тренировавшихся реально и идеомоторно, сравниваются и кратко описываются студентами.
Таблица 21. Сравнительная таблица результатов идеомоторной и реальной тренировки
Вид тренировки | Испы-туемые | Очки контрольных измерений | Разница между 1-м и 2-м измерениями | Разница между 1-м и 3-м измерениями | |||
Фон | 1 | 2 | 3 | ||||
Реальная | |||||||
Идеомотор-ная | |||||||
Вопросы для обсуждения
1. Что такое идеомоторная тренировка?
2. Каковы физиологические механизмы идеомоторной тренировки?
3. В чем заключается тренирующее действие представления движений?
4. Каковы пути практического использования тренирующего действия представления движений?
Литература
1. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003.
2. Белкин А.А. Идеомоторная подготовка в спорте. – М., 1983.
3. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. – Дубна: Феникс, 2002.
Лабораторная работа № 13
Дата: 2018-12-21, просмотров: 295.