Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………............. 4 Лабораторная работа № 1. Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах…………………........................... 6 Лабораторная работа № 2. Экспресс-методы изучения у спортсменов свойств нервной системы ………………………………………………… 9 Лабораторная работа №3. Методика изучения у спортсменов свойств темперамента……………………………………………………………….. 12 Лабораторная работа №4. Методика изучения у спортсменов характерологических акцентуаций личности……………………………. 21 Лабораторная работа №5. Условия, способствующие проявлению волевого усилия……………………………………………………………. 30 Лабораторная работа № 6. Методика изучения предсоревновательных и соревновательных психических состояний у спортсменов…………… 33 Лабораторная работа № 7. Методика изучения влияния соревнований на личность спортсмена…………………………………………………… 40 Лабораторная работа № 8. Изучение особенностей проявления агрессивности в спорте……………………………………………………. 47 Лабораторная работа № 9. Измерение ситуативной тревожности спортсмена………………………………………………………………….. 52 Лабораторная работа №10. Изучение стилей руководства учителя (преподавателя, тренера) физической культуры………………………… 58 Лабораторная работа №11 Аутогенная тренировка……………………... 64 Лабораторная работа №12 Тренирующее действие представления движений (идеомоторная тренировка)…………………………………… 66 Лабораторная работа №13 Изучение профиля мышления спортсменов………………………………………………………………… 69    

ВВЕДЕНИЕ

Психология физического воспитания и спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимость ее появления обусловлена специфическими условиями физкультурно-спортивной деятельности. В данном курсе психология физического воспитания и спорта рассматривается как специальная отрасль психологической науки, раскрываются ее основные проблемы, теоретическое и практическое значение.

Цель дисциплины: подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания.

Задачи дисциплины:

1. Формировать методический опыт, позволяющий выбирать оптимальные средства достижения поставленных целей.

2. Изучить влияние физической подготовленности на устойчивость к утомлению и эмоциональным стрессам.

3. Выявить возможности развивающего и корректирующего воздействия физического воспитания на физическое развитие.

4. Изучить влияние физического воспитания на психическое развитие.

5. Формировать знания о личностной готовности к профессиональной деятельности.

В рамках изучения данного курса проводятся лекционные и семинарские занятия, в числе которых круглые столы, занятия-практикумы, проблемные семинары, деловые игры, целевые дискуссии, обсуждение кино-, видеоматериалов и т.д. Особое место в данном курсе уделяется самостоятельной работе студентов.

Проверка знаний студентов осуществляется при помощи устных и письменных ответов на теоретические вопросы, тестовых заданий и т.д.

Критерии оценки устного ответы: ответ должен содержать все необходимые понятия; ответ на вопрос должен быть выстроен по плану в логической последовательности от условия и вопроса к искомому, от частного к общему либо от абстрактного к конкретному в зависимости от сути обсуждаемого вопроса; ответ должен быть кратким, но полным, содержащим необходимые причинно-следственные связи учебного материала и т.д. Устный ответ студента на теоретический вопрос преподаватель оценивает согласно представленным критериям. Далее выводится качественная оценка ответа и выставляется отметка по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Для оценки письменного ответа на теоретический вопрос применяются те же критерии. Применяется и такой критерий, как логика изложения аргументов и правильность использования и написания терминов.

Для оценки тестовых заданий используется следующая шкала показателей. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах: «2» – менее 50%; «3» – 50% - 65%; «4» – 65% - 85%; «5» – 85% - 100%.



Лабораторная работа № 1

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

 

Лабораторная работа № 4

 

Лабораторная работа № 5

Лабораторная работа №6

 

Лабораторная работа № 7

Лабораторная работа № 8

Лабораторная работа № 9

Лабораторная работа № 10

 

Изучение стилей руководства учителя (преподавателя, тренера) физической культуры

 

Цель работы: Определение склонности к определенному стилю руководства. Самооценка стиля руководства.

Приборы и материалы: тексты-опросники, протоколы исследования.

 

Склонность к определенному стилю руководства

(методика Е.П. Ильина)

Методика проверена на надежность и валидность в диссертации Нгуен Ки Тыонга (2000) и представляет из себя опросник, с помощью которого можно узнать о склонности субъекта к тому или иному стилю руководства. Однако надо учитывать, что при реальном руководстве человек может использовать другой стиль.

Инструкция. «Представьте себе, что вы руководите коллективом. Вам предлагается ответить, как бы вы осуществляли это руководство в ситуациях, изложенных в опроснике. По каждому пункту опросника из трех вариантов ответа (а, б, в) выберите тот, который в большей степени характеризует ваше поведение в качестве руководителя, и соответствующую ответу букву обведите кружочком».

Текст опросника

1. При принятии важных решений вы:

а) посоветуетесь с коллективом;

б) постараетесь не брать на себя ответственность за принятие решения;

в) примете решение единолично.

2. При организации выполнения задания:

а) предоставите свободу выбора способа выполнения задания участникам коллектива, оставив за собой лишь общий контроль;

б) не будете вмешиваться в ход выполнения задания, полагая, что коллектив сам сделает все как надо;

в) будете регламентировать деятельность членов коллектива, строго определяя, как надо делать.

3. При осуществлении контроля за деятельностью подчиненных:

а) будете жестко контролировать каждого из них;

б) доверите осуществление контроля самим подчиненным;

в) посчитаете, что контроль не обязателен.

4. В экстремальной для коллектива ситуации:

а) будете советоваться с коллективом;

б) возьмете все руководство на себя;

в) полностью положитесь на лидеров коллектива.

5. Строя взаимоотношения с членами коллектива:

а) будете сами проявлять активность в общении;

б) будете общаться, в основном, если к вам обратятся;

в) будете поддерживать свободу общения между вами и подчиненными.

6. При управлении коллективом:

а) будете оказывать помощь подчиненным и в их личных делах;

б) посчитаете, что в личные дела подчиненных нет необходимости «соваться»;

в) будете интересоваться личными делами подчиненных скорее из вежливости.

7. В отношениях с членами коллектива:

а) будете стараться поддерживать хорошие личные отношения даже в ущерб деловым;

б) будете поддерживать только деловые отношения;

в) будете стараться поддерживать и личные, и деловые отношения в одинаковой степени.

8. По отношению к замечаниям со стороны коллектива:

а) не допустите замечаний в свой адрес;

б) выслушаете и учтете замечания;

и) отнесетесь к замечаниям безразлично.

9. При поддержании дисциплины:

а) будете стремиться к беспрекословному послушанию подчиненных;

б) сумеете поддерживать дисциплину без напоминания о ней подчиненным;

в) учтете, что поддержание дисциплины - это не ваш «конек», и не будете «давить» на подчиненных.

10. В отношении того, что о нас подумает коллектив:

а) вам будет безразлично;

б) постараетесь всегда быть хорошим для подчиненных, на обострения не пойдете;

в) внесете коррективы в свое поведение, если оценка будет негативной.

11. Распределив полномочия между собой и подчиненными:

а) будете требовать, чтобы вам докладывали о всех деталях;

б) будете полагаться на исполнительность подчиненных;

в) будете осуществлять только общий контроль.

12. При возникновении затруднений при принятии решения:

а) обратитесь за советом к подчиненным;

б) советоваться с подчиненными не будете, так как все равно отвечать за все придется вам;

в) примете советы подчиненных, даже если их не просили.

13. Контролируя работу подчиненных:

а) будете хвалить исполнителей, отмечать их положительные результаты;

б) будете выискивать в первую очередь недостатки, что надо исправить;

в) осуществлять контроль будете от случая к случаю (зачем вмешиваться?).

14. Руководя подчиненными:

а) сумеете так приказать, что задания будут выполняться беспрекословно;

б) будете в основном использовать просьбу, а не приказ;

в) вообще не умеете приказывать.

15. При недостатке знаний для принятия решения:

а) будете решать сами - ведь вы же руководитель;

б) не побоитесь обратиться за помощью к подчиненным;

в) постараетесь отложить решение: может все образуется само собой.

16. Оценивая себя как руководителя, можете предположить, что вы:

а) будете строгим, даже придирчивым;

б) будете требовательным, но справедливым;

в) к сожалению, будете не очень требовательным.

17. В отношении нововведений:

а) будете скорее консервативен (как бы чего не вышло);

б) если они целесообразны, то охотно их поддержите;

в) если они полезны, добьетесь их внедрения в приказном порядке.

18. Вы считаете, что в нормальном коллективе:

а) подчиненные должны иметь возможность работать самостоятельно, без постоянного и жесткого контроля руководителя;

б) должен осуществляться жесткий и постоянный контроль, так как на совесть подчи­ненных рассчитывать не приходится;

в) исполнители могут быть предоставлены сами себе.

Обработка результатов

За каждый сделанный выбор проставляется по 1 очку.

Таблица 18. Ключ к постановке диагноза

Номер п/п

Ответы

Номер п/п

Ответы

а б в   а б в
1 Д Л А 10 А Л Д
2 Д Л А 11 А Л Д
3 А Д Л 12 Д А Л
4 Д А Л 13 Д А Л
5 Д А Л 14 А Д Л
6 Д А Л 15 А Д Л
7 Д А Л 16 А Д Л
8 А Д Л 17 Л Д А
9 А Д Л 18 Д А Л

Примечание. А - автократический, Д - демократический,

Л - либеральный (попустительский) стиль руководства.

Баллы суммируются отдельно по каждому стилю (А, Д, Л) руководства.

Выводы: поскольку в «чистом» виде склонность к одному из стилей руководства практически не встречается, речь может идти о смешанных стилях с тенденцией склонности к одному из них. Опрашиваемые чаще всего выбирают ответы, характеризующие демократический стиль руководства. Если таких ответов больше 12, можно говорить о склонности к демократическому стилю; если меньше и при этом выборы А превалируют на 3 очка над Л, можно говорить о склонности к авторитарно-демократическому стилю, а в случае превалирования на 3 очка выборов Л над А - о склонности к либерально-демократическому стилю.

Самооценка стиля управления

Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована нами с целью сокращения количества пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключения тех из них, которые имеют весьма далекое отношение к диагностируемым стилям.

Инструкция. По каждому пункту опросника ответьте, долго не задумываясь, «да» или «нет» на высказанные в нем утверждения, и в бланке для ответов сделайте соответствующую пометку.

Текст опросника

1. В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения.

2. В трудных ситуациях я, принимая решение, всегда думаю о других, а потом о себе.

3. Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы.

4. Как правило, я не полагаюсь на своих помощников.

5. Я умею объективно оценивать своих подчиненных, выделяя среди них сильных и слабых.

6. Я часто советуюсь со своими помощниками, прежде чем отдать ответственное распоряжение.

7. Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у подчиненных раздражения.

8. Я всегда требую от подчиненных неукоснительного выполнения моих распоряжений.

9. Мне легче работать одному, чем кем-то руководить.

10. Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия.

11. Чтобы не подорвать свой авторитет, я не признаю своих ошибок.

12. На грубость подчиненного я стараюсь отреагировать так, чтобы не вызвать конфликт.

13. Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения.

14. Я всегда стремлюсь быть первым во всех начинаниях коллектива.

15. Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступить против него.

16. Мне приходится чаще просить, чем требовать.

17. Я предоставляю хорошим специалистам большую свободу в решении сложных задач, осо­бо их не контролирую.

18. Мне нравится обсуждать и анализировать с подчиненными проблемы коллектива.

19. Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими обязанностями.

20. Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, ко­торых всегда можно «поставить на место».

21. Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений, даже наперекор обстоятельствам

22. Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте.

23. Самое трудное для меня - вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий.

24. Меня больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы подчиненных.

25. Я думаю, что управление людьми должно быть гибким: нельзя использовать ни железную непреклонность, ни панибратство.

26. Руководство людьми я представляю себе как мучительное занятие.

27. Я стараюсь развивать в коллективе сотрудничество и взаимопомощь.

28. Я с благодарностью отношусь к советам и предложениям подчиненных.

29. Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек.

30. Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные являются лишь исполнителями решений начальника.

31. Лучше всего предоставлять коллективу полную самостоятельность и ни во что не вмешиваться.                                                             

32. Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным.

33. Главное в руководстве - умело распределить свои обязанности между помощниками.

Обработка результатов и выводы

За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл.

Ключ к расшифровке данных

О проявлении авторитарного стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам: 1,3, 4, 8,10, 11, 14,15, 21, 22, 30.

О проявлении демократического стиля руководства свидетельствуют утвердительные отве­ты по пунктам 2, 5, 6, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 27, 28.

О проявлении либерального (попустительского) стиля руководства свидетельствуют утвердительные ответы по пунктам 7, 9, 16, 17, 20, 23, 26, 29, 31, 32, 33.

Подсчитывается сумма набранных по каждой шкале (по каждому стилю) баллов. Степень выраженности каждого стиля: 0–3 балла – слабая, 4–7 баллов – средняя, 8–11 баллов – высокая. Если по всем шкалам оценки низкие, то стиль не сформирован, если высокие – то речь может идти о смешанном стиле управления. Преобладание оценок по одной из шкал на 3 и больше балла свидетельствует о большем проявлении стиля, характеризуемого этой шкалой.

Вопросы для обсуждения

1. Что такое «стиль руководства»?

2. Какие стили руководства вам известны и в чем их отличительные черты?

3. Каковы предпочтения стилей руководства учителем физической культуры при работе с различным контингентом учащихся.

Литература

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. – СПб., 2001.

2. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск, 2002.

3. Психология/Под ред В.М. Мельникова. – М., 1987.

4. Журавлев А.Л. Психология управленческого взаимодействия. – М., 2004. – 476 с.

Лабораторная работа № 11

 

Аутогенная тренировка

 

Цель работы: практическое ознакомление с аутогенной тренировкой как одним из приемов регуляции (саморегуляции) психического состояния спортсмена.

В различных видах деятельности определенное значение могут иметь методы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических состояний. Такие состояния, особенно в спорте, обычно обусловлены неопределенностью предстоящей соревновательной борьбы и высокой мерой значимости участия в соревнованиях. Сохранение «нервно–психической свежести» к началу старта, сознательное преодоление излишнего волнения или апатии – важные звенья успешной психологической подготовки к соревнованию.

Приемы регуляции и саморегуляции неблагоприятных психических состояний могут быть объединены в следующие группы:

1. Словесные воздействия.

2. Специальные приемы, обеспечивающие переключение и отвлечение внимания от условий предстоящей деятельности.

3. Приемы, направленные на регулирование неблагоприятного психического состояния путем устранения внешних признаков его.      

4. Идеомоторная тренировка к предстоящим двигательным действиям.

Аутогенная тренировка – «тренировка, исходящая от самого субъекта». По сравнению с другими приемами регуляции и саморегуляции психических состояний получила наибольшее распространение и заслужила признание многих спортсменов, так как способствует организации внимания, воздействию словом и устранению ряда признаков неблагоприятных психических состояний.

Приборы и материалы : текст аутогенной тренировки, протокол субъективных и объективных показателей, секундомеры, магнитофоны, термоизмерители кожи.

Текст аутогенной тренировки (словесные формулировки). В скобках – число повторений фраз

1. Я чувствую себя совершенно спокойно (1).

2. Моя правая рука тяжелая (2).

3. Моя правая рука очень тяжелая (3).

4. Мои руки тяжелые (2).

5. Мои руки очень тяжелые (3).

6. Мои руки и ноги тяжелые (2).

7. Мои руки и ноги очень тяжелые (3).

8. Все мое тело тяжелое (2).

9. Моя правая рука теплая (2).

10. Моя правая рука очень теплая (3).

11. Мои руки теплые (2).

12. Мои руки очень теплые (2).

13. Мои руки и ноги теплые (2).

14. Мои руки и ноги очень теплые (3).

15. Все мое тело тяжелое и теплое (2).

16. Мое сердце бьется спокойно и ровно (5).

17. Я дышу ровно и свободно (5).

18. Мой лоб стал прохладным (2).

19. Мой лоб прохладный – прохладный (3).

20. Все мое тело тяжелое и теплое, сердце бьется спокойно, я дышу легко и свободно, лоб прохладный – прохладный (2).

21. Я чувствую себя совершенно спокойно (1).

Методика выполнения: каждый студент (испытуемый) до начала аутогенной тренировки регистрирует у себя частоту сердечных сокращений и дыхания, температуру кожи ладони правой руки между 1-м и 2-м пальцами и заносит исходные данные в протокол. В условиях учебной аудитории для проведения аутогенной тренировки рекомендуется следующая поза: все тело расслаблено, плечи и голова опущены, предплечья свободно лежат на бедрах, кисти не касаются друг друга, ноги в коленях согнуты под прямым углом. В соответствии с требованиями словесные формулировки зачитывает преподаватель или они воспроизводятся посредством магнитофона. В паузах между фразами испытуемые повторяют про себя прослушанную формулировку и представляют соответствующие образы из своего прошлого чувственного опыта. После аутогенной тренировки студенты вторично регистрируют объективные изменения температуры поверхности кожи руки, частоты сердечных сокращений и дыхания, записывают показатели в протокол, в котором также отмечают появившиеся под влиянием аутогенной тренировки субъективные ощущения (тяжести, тепла, прохладного лба и др.). Индивидуальные данные испытуемых и средние значения группы сравниваются и обсуждаются. При наличии времени преподаватель сообщает сведения об истории возникновения аутогенной тренировки; о мобилизационной части психорегулирующей тренировки; об условиях ее применения в конкретных видах спорта.

Таблица 19. Протокол регистрации объективных данных

Показатель До аутогенной тренировки После аутогенной тренировки
ЧСС    
Частота дыхания    
Температура поверхности кожи руки

Таблица 20

Протокол регистрации субъективных показателей

Тяжесть    
Тепло    
Прохладный лоб    
Другие ощущения    

 

Вопросы для обсуждения

1. Что такое аутогенная тренировка?

2. Что является основным психологическим механизмом аутогенной тренировки?

3. Каковы возможности применения аутогенной тренировки в практике спорта?

Литература

1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Ильин Е.П. Психомоторная организация человека. – СПб.: Питер, 2003.

4. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов: Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2002.

 

Лабораторная работа № 12

 

Лабораторная работа № 13

 

Список рекомендуемой литературы

1. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П. Волкова. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.

2. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

3. Ганзен В.А., Малышев К.Б., Огинец Л.В. Профиль мышления // Практикум по психологии профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2001.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………............. 4 Лабораторная работа № 1. Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах…………………........................... 6 Лабораторная работа № 2. Экспресс-методы изучения у спортсменов свойств нервной системы ………………………………………………… 9 Лабораторная работа №3. Методика изучения у спортсменов свойств темперамента……………………………………………………………….. 12 Лабораторная работа №4. Методика изучения у спортсменов характерологических акцентуаций личности……………………………. 21 Лабораторная работа №5. Условия, способствующие проявлению волевого усилия……………………………………………………………. 30 Лабораторная работа № 6. Методика изучения предсоревновательных и соревновательных психических состояний у спортсменов…………… 33 Лабораторная работа № 7. Методика изучения влияния соревнований на личность спортсмена…………………………………………………… 40 Лабораторная работа № 8. Изучение особенностей проявления агрессивности в спорте……………………………………………………. 47 Лабораторная работа № 9. Измерение ситуативной тревожности спортсмена………………………………………………………………….. 52 Лабораторная работа №10. Изучение стилей руководства учителя (преподавателя, тренера) физической культуры………………………… 58 Лабораторная работа №11 Аутогенная тренировка……………………... 64 Лабораторная работа №12 Тренирующее действие представления движений (идеомоторная тренировка)…………………………………… 66 Лабораторная работа №13 Изучение профиля мышления спортсменов………………………………………………………………… 69    

ВВЕДЕНИЕ

Психология физического воспитания и спорта – это область психологической науки, изучающая закономерности психических проявлений человека в процессе тренировочной и соревновательной деятельности. Необходимость ее появления обусловлена специфическими условиями физкультурно-спортивной деятельности. В данном курсе психология физического воспитания и спорта рассматривается как специальная отрасль психологической науки, раскрываются ее основные проблемы, теоретическое и практическое значение.

Цель дисциплины: подготовка студентов к решению профессиональных задач психологического содержания.

Задачи дисциплины:

1. Формировать методический опыт, позволяющий выбирать оптимальные средства достижения поставленных целей.

2. Изучить влияние физической подготовленности на устойчивость к утомлению и эмоциональным стрессам.

3. Выявить возможности развивающего и корректирующего воздействия физического воспитания на физическое развитие.

4. Изучить влияние физического воспитания на психическое развитие.

5. Формировать знания о личностной готовности к профессиональной деятельности.

В рамках изучения данного курса проводятся лекционные и семинарские занятия, в числе которых круглые столы, занятия-практикумы, проблемные семинары, деловые игры, целевые дискуссии, обсуждение кино-, видеоматериалов и т.д. Особое место в данном курсе уделяется самостоятельной работе студентов.

Проверка знаний студентов осуществляется при помощи устных и письменных ответов на теоретические вопросы, тестовых заданий и т.д.

Критерии оценки устного ответы: ответ должен содержать все необходимые понятия; ответ на вопрос должен быть выстроен по плану в логической последовательности от условия и вопроса к искомому, от частного к общему либо от абстрактного к конкретному в зависимости от сути обсуждаемого вопроса; ответ должен быть кратким, но полным, содержащим необходимые причинно-следственные связи учебного материала и т.д. Устный ответ студента на теоретический вопрос преподаватель оценивает согласно представленным критериям. Далее выводится качественная оценка ответа и выставляется отметка по четырехбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».

Для оценки письменного ответа на теоретический вопрос применяются те же критерии. Применяется и такой критерий, как логика изложения аргументов и правильность использования и написания терминов.

Для оценки тестовых заданий используется следующая шкала показателей. В процентном соотношении оценки (по пятибалльной системе) рекомендуется выставлять в следующих диапазонах: «2» – менее 50%; «3» – 50% - 65%; «4» – 65% - 85%; «5» – 85% - 100%.



Лабораторная работа № 1

Методика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах

 

Цель работы: ознакомление с некоторыми приемами изучения межличностных отношений в спортивном (школьном, физкультурном) коллективе.

Для выявления лидера коллектива (команды), сплоченности и взаимоотношений в физкультурном коллективе применяются социометрические методики.

Приборы и материалы: шкала приемлемости и таблицы-матрицы оценки межличностных отношений. Шкала приемлемости наиболее эффективна для выявления внутригрупповых отношений в школьном физкультурном коллективе.

Методика выполнения

Для исследования с помощью шкалы приемлемости готовится шаблон – лист картона, на котором сверху наклеены пять вариантов ответов:

1. Я очень хотел бы быть с ним в одном коллективе (+2).

2. Мог бы включить его в наш коллектив (+1).

3. Мог бы быть с ним в коллективе, а мог и не быть (безразлично) (0).

4. Лучше не включать его в наш коллектив (-1).

5. Ни в коем случае не хочу быть вместе (-2).

По числу членов коллектива (группы) готовят листы бумаги, на которых слева помещается алфавитный список группы. Получив такой лист и поместив его на трафарет, студент проставляет против каждой фамилии цифру, соответствующую приемлемости для него этого члена группы.

Например, если студент считает, что мог бы включить его в коллектив, хотя и не очень хочет этого, то ставит против его фамилий «+1», а если очень не хотел бы быть с ним в одном коллективе «-2».

Собрав у студентов листы, составляют таблицу-матрицу (см. табл. 1) и заполняют ее клетки цифрами: +2 (I вариант), +1(2 вариант), О (3 вариант), -1 (4 вариант), -2 (5 вариант).

Результаты в горизонтальных и вертикальных рядах суммируются. Алгебраическая сумма цифр горизонтальной графы показывает отношение каждого его члена к коллективу, вертикальной – отношение коллектива к данному студенту (школьнику). Она может быть положительной или отрицательной.


Таблица 1. Первичная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сумма балов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Сумма балов

Социометрию можно использовать с целью выявления лидера коллектива, выбора капитана команды, физорга класса (группы).

Студентам раздают листочки бумаги и предлагают написать, кого они хотели бы выбрать капитаном команды (физоргом), запасным капитаном, если первый по какой-либо причине (болезнь, загруженность общественной работой и т.п.) не может быть утвержден, и кого хотели бы выбрать резервным капитаном, на случай, если первые двое не смогут выполнять намеченные обязанности. На основе заполненных студентами листочков составляется таблица-матрица (см. табл. 2).

Фамилии студентов вносятся в таблицу, и против каждой фамилии в клетках, соответствующих номеру выбранных студентов, как в таблице шахматных соревнований, проставляются цифры 1, 2 и 3, указывающие выбор соответственно первого капитана, второго запасного и третьего резервного.

В последних трех графах таблицы проставляется суммарное или общее количество выборов (ОКВ), количество взаимных выборов (ВВ) и положительный социальный статус (ПСС) каждого студента (школьника), который определяется по формуле: ПСС равно количеству полученных выборов, деленному на максимально возможное число выборов.

Таблица 2. Сводная матрица по изучению межличностных отношений в коллективе

Фамилия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ОКВ ВВ ПСС
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Чтобы выявить взаимные симпатии и сплоченность коллектива, предлагается написать на листочках бумаги фамилии трех товарищей, с которыми студент особенно хотел бы быть в одной команде, группе, отделении, причем регистрировать их по степени значимости от единицы до трех. Делается таблица-матрица (можно воспользоваться и предыдущей матрицей по выбору капитанов) и подсчитывается количество взаимных выборов.

Если разделить полученную цифру на общее число выборов, в частном получается коэффициент сплоченности. Он характеризует спаянность коллектива. Если не ограничивать число выборов, то по материалам матрицы нетрудно будет выявить потребность каждого в дружеских отношениях, его общительность, эмоциональную экспансивность. Она равна числу выборов, сделанных членом группы: П-1, где П - чисто членов коллектива. Для определения групповой экспансивности, т.е. потребности всей группы в дружеских отношениях, следует общее число выборов, сделанных группой, разделить па число членов группы.

Для обозначения статуса члена группы разработана специальная терминология. Получившие в 2 раза больше среднего возможного числа выборов называются звездами, получившие среднее и выше среднего число выборов – приятными, не получившие выборов – изолированными.

Завершение работы

Обсуждение фактических материалов, характеризующих межличностные отношения в группе, полученных с помощью самих студентов.

Необходимые пояснения к работе

При проведении социометрических исследований необходимо гарантировать тайну выбора. Социометрический опрос не рекомендуется проводить преподавателю, у которого по каким-либо причинам испорчены отношения с коллективом или отдельными его членами. Но кто бы ни проводил исследование, полученные путем социометрии материалы необходимо перепроверить, предложив ученикам другой критерий выбора, выявив ценностно-ориентационное единство команды (совпадение позиций преподавателя и учащихся, успешность выступления коллектива в соревнованиях и т.п.) в ходе педагогического наблюдения за поведением и взаимными отношениями членов коллектива, экспериментальной беседы.

Вопросы для обсуждения

1. В чем заключается сущность понятия о группах?

2. Какова специфика проявления признаков малой группы в физическом воспитании и спорте?

3. Каковы особенности межличностных отношений в группе?

4. В чем сущность лидерства и руководства?

5. Охарактеризуйте стили деятельности тренера, учителя физкультуры

Литература

1. Ильин Е.П. Психология спорта. – СПб.: Питер, 2008. – 352 с.

2. Ильин Е.П. Психология физического воспитания. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2000. – 468 с.

3. Межличностное общение/ В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб., 2002.

4. Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы. – М.,1997.

5. Попов А.А. Спортивная психология. – М., 1998.

6. Чирков В.И. Межличностное отношение, внутренняя мотивация и саморегуляция//Вопросы психологии. – 1997. №3.

 

Лабораторная работа № 2


Дата: 2018-12-21, просмотров: 338.