Тесты для самопроверки знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода

системного;

аналитического;

индуктивного;

дедуктивного.

2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)

знание;

вера;

опыт;

здравый смысл.

3. Метод эмпирической индукции разработал

Р. Декарт;

Г. Гегель;

Ф. Бэкон;

Г. Лейбниц.

4. Метод рациональной дедукции разработал

Р. Декарт;

Ф. Бэкон;

Г. Гегель;

Г. Лейбниц.

5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

Л. Витгенштейн;

И. Лакатос;

К. Поппер;

Б. Рассел.

6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется

дедукция;

доказательство;

аргументация;

рассуждение.

7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется

эмпиризм;

агностицизм;

скептицизм;

сенсуализм.

8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется

дедукция;

индукция;

экстраполяция;

аналогия.

9. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал

Л. Витгенштейн;

Б. Рассел;

Р. Карнап;

И. Лакатос.

10. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется

заключение;

основная часть;

введение;

оглавление.

11. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется

моделирование;

сравнение;

измерение;

идеализация.

12. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать

Б. Рассел;

Р. Карнап;

К. Поппер;

И. Лакатос.

13. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется

индукция;

дедукция;

аналогия;

аргументация.

14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется

суждением;

синтезом;

умозаключением;

выводом.

15. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется

синтезом;

мышлением;

фантазией;

анализом.

16. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется

брошюра;

монография;

диссертация;

словарь.

17. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется

языком;

речью;

теорией;

интерпретацией.

18. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется

понятие;

представление;

восприятие;

умозаключение.

19. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется

книга;

брошюра;

монография;

словарь.

20. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется

знанием;

интерпретацией;

правдой;

истиной.

21. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется

ощущение;

восприятие;

представление;

понятие.

22. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется

софистика;

релятивизм;

эклектика;

догматизм.

23. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется

эклектика;

диалектика;

метафизика;

софистика.

24. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется

догмат;

теорема;

постулат;

закон.

25. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется

провиденциализм;

эмпиризм;

сциентизм;

антисциентизм.

26. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется

гипотезой;

концепцией;

теорией;

аргументом.

27. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются

закономерности;

категории;

законы логики;

теории.

28. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется

предмет познания;

субъект познания;

объект познания;

предмет практики.

29. Предварительное и проблематичное суждение называется

предположение;

мнение;

домысел;

взгляд.

30. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется

методология;

гносеология;

герменевтика;

пропедевтика.


6. Учебная литература по дисциплине

 

Основная литература:

1. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки [Электронный ресурс]: Учебник. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 128 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=356848

2. Зеленов, Л. А. История и философия науки [Электронный ресурс]: Уч. пособ. для магистров, соискателей и аспирантов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - 2-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 472 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=406114

3. История и философия науки (Философия науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2018. – 415 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=972251

4. Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие для магистрантов. – М. : РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 206 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=556551

5. Платонова С.И. История и философия науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистрантов. – М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 148 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=543675

 

Дополнительная литература:

1. Бессонов Б. Н. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. - Москва : Юрайт, 2010. - 395 с.

2. Введение в историю и философию науки [Текст]=An Introduction to the History and the Philosophy of Science : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект, 2007. - 384 с.

3. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг. [Текст] : книга для учителя / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотеенков. - Москва : Просвещение, 1988. - 304 с.

4. Войтов А. Г. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - Москва : Дашков и К', 2005. - 692 c.

5. Гайденко П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Гайденко. - Москва ; Санкт-Петербург : Per Se*Университетская книга, 2000. - 456 с.

6. Золотухин В. Е. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Е. Золотухин. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. - 96 с.

7. История и философия науки [Текст]=The History and the Philosophy of Science : учебное пособие / [авт. кол.: С. А. Лебедев и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2007. - 608 c.

8. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники [Текст] / В. А. Кириллин ; Акад. наук СССР. - Москва : Наука, 1986. - 512 с.

9. Коробкина З. В. Наука, которую мы можем потерять: размышления о судьбах ученых в современной России [Текст] / З. В. Коробкина. - Москва : Логос, 2003. - 304 с.

10. Котенко В. П. История и философия классической науки [Текст] : учебное пособие для вузов / В. П. Котенко. - Москва : Академический Проект, 2005. - 475 с.

11. Кравец Т. П. От Ньютона до Вавилова [Текст] : очерки и воспоминания / Т. П. Кравец ; Акад. наук СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Архив ; [редкол.: Ю. Н. Гороховский и др. ; сост.: Н. М. Раскин, Л. С. Созонов, В. А. Ченакал]. - Ленинград : Наука, 1967. - 448 с.

12. Лебедев С. А. История науки : философско-методологический анализ [Текст] : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев, В. А. Рубочкин. - Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.

13. Лебедев С. А. История и философия науки [Текст] : учебно-методическое пособие / С. А. Лебедев, В. А. Рубочкин. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2010. - 198 с.

14. Лось В. А. История и философия науки : основы курса [Текст] : учебное пособие / В. А. Лось. - Москва : Дашков и К', 2004. - 402 с.

15. Надеждин Н. Я. История науки и техники / Н. Я. Надеждин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 622 с.

16. Общие проблемы философии науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей / Ин-т экономики, управления и права ; под общ. ред. Л. Ф. Гайнуллиной. - Казань : Познание, 2008. - 100 с.

17. Огородников В. П. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Огородников. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 363 с.

18. Основы философии науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - 7-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 604 с.

19. Островский Э. В. История и философия науки [Текст] : учебное пособие / Э. В. Островский. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.

20. Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления [Текст] : научное издание / под ред.: И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. - Санкт-Петербург : РХГИ, 1999. - 402 с.

21. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней [Текст] : [в 3 кн.] : перевод с английского / Б. Рассел ; [науч. ред. В. В. Целищев]. - 5-е изд., стер. - Москва : Академический Проект, 2006. - 1005 с. - Содерж.: Кн. 1: Древняя философия; Кн. 2: Католическая философия; Кн. 3: Философия Нового времени.

22. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук [Текст] : учебник для системы послевузовского профессионального образования / [кол. авт.: В. В. Миронов и др.] ; под ред. В. В. Миронова. - Москва : Гардарики, 2007. - 640 с.

23. Степин В. С. Философия науки : общие проблемы [Текст] : учебник / В. С. Степин. - Москва : Гардарики, 2006. - 384 с.

24. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник / Е. В. Ушаков. - Москва : Экзамен, 2005. - 528 с.

25. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник для вузов / Е. В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2008. - 585 с.

26. Философия и социология науки и техники [Текст]=Philosophy and sociology of science and technology : ежегодник 1988-1989 / Академия наук СССР, Научный совет по философским и социальным проблемам науки и техники ; [редкол.: И. Т. Фролов и др]. - Москва : Наука, 1989. - 328 с.

27. Философия науки: общий курс [Текст] : учебное пособие для вузов / [авт. кол.: А. Н. Авдулов и др.] ; под. ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект, 2006. - 732 с.

28. Хрусталёв Ю. М. История и философия науки [Текст] : учебное пособие / Ю. М. Хрусталёв. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 478 с.

29. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники : о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст] : учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.

 


Дата: 2018-12-21, просмотров: 701.