1. Известный ученый и философ античности Аристотель придерживался в своей работе метода
системного;
аналитического;
индуктивного;
дедуктивного.
2. В качестве высшего критерия истины в средние века принималась (принимался)
знание;
вера;
опыт;
здравый смысл.
3. Метод эмпирической индукции разработал
Р. Декарт;
Г. Гегель;
Ф. Бэкон;
Г. Лейбниц.
4. Метод рациональной дедукции разработал
Р. Декарт;
Ф. Бэкон;
Г. Гегель;
Г. Лейбниц.
5. Принцип верификации как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
Л. Витгенштейн;
И. Лакатос;
К. Поппер;
Б. Рассел.
6. Способ обоснования истинности суждения, системы суждений или теории с помощью логических умозаключений и практических средств (наблюдение, эксперимент и т.п.) называется
дедукция;
доказательство;
аргументация;
рассуждение.
7. Методологический принцип, в котором за основу познания берутся чувства и который стремится все знания вывести из деятельности органов чувств, ощущений, называется
эмпиризм;
агностицизм;
скептицизм;
сенсуализм.
8. Один из типов умозаключения и метод исследования, представляющий собой вывод общего положения о классе в целом на основе рассмотрения всех его элементов, называется
дедукция;
индукция;
экстраполяция;
аналогия.
9. Принцип верифицируемости как главный критерий научной обоснованности высказываний сформулировал
Л. Витгенштейн;
Б. Рассел;
Р. Карнап;
И. Лакатос.
10. Структурный элемент работы, в котором определяется ее цель, задачи, исследованность проблемы, называется
заключение;
основная часть;
введение;
оглавление.
11. Познавательный процесс, который определяет количественное отношение измеряемой величины к другой, служащей эталоном, стандартом, называется
моделирование;
сравнение;
измерение;
идеализация.
12. Метод фальсификации для отделения научного знания от ненаучного предложил использовать
Б. Рассел;
Р. Карнап;
К. Поппер;
И. Лакатос.
13. Переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего, называется
индукция;
дедукция;
аналогия;
аргументация.
14. Умственное действие, связывающее в ряд посылок и следствий мысли различного содержания называется
суждением;
синтезом;
умозаключением;
выводом.
15. Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности, называется
синтезом;
мышлением;
фантазией;
анализом.
16. Книга, содержащая перечень определений научных терминов, расположенных в алфавитном порядке, называется
брошюра;
монография;
диссертация;
словарь.
17. Социально обусловленная система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения, называется
языком;
речью;
теорией;
интерпретацией.
18. Образ ранее воспринятого предмета или явления, а также образ, созданный продуктивным воображением; форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания, называется
понятие;
представление;
восприятие;
умозаключение.
19. Небольшой по объему источник, содержащий популяризированный текст в адаптированном для понимания неспециалиста виде, называется
книга;
брошюра;
монография;
словарь.
20. Адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и независимо от человека и его сознания, называется
знанием;
интерпретацией;
правдой;
истиной.
21. Чувственный образ внешних структурных характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств, называется
ощущение;
восприятие;
представление;
понятие.
22. Антиисторический, недиалектический тип мышления, при котором анализ и оценка теоретических и практических проблем и положений производится без учета конкретной реальности, условий места и времени, называется
софистика;
релятивизм;
эклектика;
догматизм.
23. Метод познания, при котором все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека рассматриваются во взаимной связи и развитии, называется
эклектика;
диалектика;
метафизика;
софистика.
24. Положение, принимаемое в рамках какой-либо научной теории за первооснову логической дедукции и поэтому в данной теории играющее роль знания, принимаемого без доказательства, называется
догмат;
теорема;
постулат;
закон.
25. Мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о научном знании как о наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире, называется
провиденциализм;
эмпиризм;
сциентизм;
антисциентизм.
26. Научное допущение или предположение, истинное значение которого неопределенно, называется
гипотезой;
концепцией;
теорией;
аргументом.
27. Формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления, называются
закономерности;
категории;
законы логики;
теории.
28. Та часть объективной реальности, которая взаимодействует с человеком, социальным институтом, обществом в процессе познания, называется
предмет познания;
субъект познания;
объект познания;
предмет практики.
29. Предварительное и проблематичное суждение называется
предположение;
мнение;
домысел;
взгляд.
30. Теория истолкования, имеющая целью выявить смысл текста, исходя из его объективных (значение слов и их исторически обусловленные вариации) и субъективных (намерения авторов) оснований, называется
методология;
гносеология;
герменевтика;
пропедевтика.
6. Учебная литература по дисциплине
Основная литература:
1. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки [Электронный ресурс]: Учебник. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 128 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=356848
2. Зеленов, Л. А. История и философия науки [Электронный ресурс]: Уч. пособ. для магистров, соискателей и аспирантов / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров. - 2-е изд., стереотип. – М. : Флинта : Наука, 2011. – 472 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=406114
3. История и философия науки (Философия науки) [Электронный ресурс]: учебное пособие / под ред. проф. Ю.В. Крянева, проф. Л.Е. Моториной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2018. – 415 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=972251
4. Оришев А.Б., Ромашкин К.И., Мамедов А.А. История и философия науки [Электронный ресурс]: учеб. пособие для магистрантов. – М. : РИОР: ИНФРА-М, 2017. – 206 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=556551
5. Платонова С.И. История и философия науки [Электронный ресурс]: Учебное пособие для магистрантов. – М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 148 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=543675
Дополнительная литература:
1. Бессонов Б. Н. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для вузов / Б. Н. Бессонов. - Москва : Юрайт, 2010. - 395 с.
2. Введение в историю и философию науки [Текст]=An Introduction to the History and the Philosophy of Science : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев [и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект, 2007. - 384 с.
3. Виргинский В. С. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг. [Текст] : книга для учителя / В. С. Виргинский, В. Ф. Хотеенков. - Москва : Просвещение, 1988. - 304 с.
4. Войтов А. Г. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / А. Г. Войтов. - Москва : Дашков и К', 2005. - 692 c.
5. Гайденко П. История новоевропейской философии и ее связи с наукой [Текст] : учебное пособие для вузов / П. Гайденко. - Москва ; Санкт-Петербург : Per Se*Университетская книга, 2000. - 456 с.
6. Золотухин В. Е. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей / В. Е. Золотухин. - Москва ; Ростов-на-Дону : МарТ, 2006. - 96 с.
7. История и философия науки [Текст]=The History and the Philosophy of Science : учебное пособие / [авт. кол.: С. А. Лебедев и др.] ; под ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект : Альма Матер, 2007. - 608 c.
8. Кириллин В. А. Страницы истории науки и техники [Текст] / В. А. Кириллин ; Акад. наук СССР. - Москва : Наука, 1986. - 512 с.
9. Коробкина З. В. Наука, которую мы можем потерять: размышления о судьбах ученых в современной России [Текст] / З. В. Коробкина. - Москва : Логос, 2003. - 304 с.
10. Котенко В. П. История и философия классической науки [Текст] : учебное пособие для вузов / В. П. Котенко. - Москва : Академический Проект, 2005. - 475 с.
11. Кравец Т. П. От Ньютона до Вавилова [Текст] : очерки и воспоминания / Т. П. Кравец ; Акад. наук СССР, Ин-т истории естествознания и техники, Архив ; [редкол.: Ю. Н. Гороховский и др. ; сост.: Н. М. Раскин, Л. С. Созонов, В. А. Ченакал]. - Ленинград : Наука, 1967. - 448 с.
12. Лебедев С. А. История науки : философско-методологический анализ [Текст] : учебное пособие для вузов / С. А. Лебедев, В. А. Рубочкин. - Москва : МПСИ ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 2011. - 352 с.
13. Лебедев С. А. История и философия науки [Текст] : учебно-методическое пособие / С. А. Лебедев, В. А. Рубочкин. - Москва : Изд-во Московского ун-та, 2010. - 198 с.
14. Лось В. А. История и философия науки : основы курса [Текст] : учебное пособие / В. А. Лось. - Москва : Дашков и К', 2004. - 402 с.
15. Надеждин Н. Я. История науки и техники / Н. Я. Надеждин. - Ростов н/Д : Феникс, 2006. - 622 с.
16. Общие проблемы философии науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов и соискателей / Ин-т экономики, управления и права ; под общ. ред. Л. Ф. Гайнуллиной. - Казань : Познание, 2008. - 100 с.
17. Огородников В. П. История и философия науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Огородников. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 363 с.
18. Основы философии науки [Текст] : учебное пособие для аспирантов / В. П. Кохановский [и др.]. - 7-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. - 604 с.
19. Островский Э. В. История и философия науки [Текст] : учебное пособие / Э. В. Островский. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 160 с.
20. Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления [Текст] : научное издание / под ред.: И. Т. Касавина, В. Н. Поруса. - Санкт-Петербург : РХГИ, 1999. - 402 с.
21. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней [Текст] : [в 3 кн.] : перевод с английского / Б. Рассел ; [науч. ред. В. В. Целищев]. - 5-е изд., стер. - Москва : Академический Проект, 2006. - 1005 с. - Содерж.: Кн. 1: Древняя философия; Кн. 2: Католическая философия; Кн. 3: Философия Нового времени.
22. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук [Текст] : учебник для системы послевузовского профессионального образования / [кол. авт.: В. В. Миронов и др.] ; под ред. В. В. Миронова. - Москва : Гардарики, 2007. - 640 с.
23. Степин В. С. Философия науки : общие проблемы [Текст] : учебник / В. С. Степин. - Москва : Гардарики, 2006. - 384 с.
24. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник / Е. В. Ушаков. - Москва : Экзамен, 2005. - 528 с.
25. Ушаков Е. В. Введение в философию и методологию науки [Текст] : учебник для вузов / Е. В. Ушаков. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : КНОРУС, 2008. - 585 с.
26. Философия и социология науки и техники [Текст]=Philosophy and sociology of science and technology : ежегодник 1988-1989 / Академия наук СССР, Научный совет по философским и социальным проблемам науки и техники ; [редкол.: И. Т. Фролов и др]. - Москва : Наука, 1989. - 328 с.
27. Философия науки: общий курс [Текст] : учебное пособие для вузов / [авт. кол.: А. Н. Авдулов и др.] ; под. ред. С. А. Лебедева. - Москва : Академический Проект, 2006. - 732 с.
28. Хрусталёв Ю. М. История и философия науки [Текст] : учебное пособие / Ю. М. Хрусталёв. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2009. - 478 с.
29. Шаповалов В. Ф. Философия науки и техники : о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи [Текст] : учебное пособие / В. Ф. Шаповалов. - Москва : ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 320 с.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 709.