А.Н. Задворнов, А.Г. Хайруллин
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

А.Н. Задворнов, А.Г. Хайруллин

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

Набережные челны

2018

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

 

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии отделения юридических и социальных наук

 

 

Рецензенты: Садриев А.Ш., канд.философ.наук, доцент

Яковлева М.Г., канд.философ.наук, доцент

 

             Задворнов А.Н., Хайруллин А.Г.

История и философия науки: учебно-методические указания / А.Н. Задворнов, А.Г. Хайруллин. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ К(П)ФУ, 2018. – 58 с.

 

Учебно-методические указания по дисциплине «История и философия науки» предназначены для магистрантов технических направлений. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями, даны вопросы для самостоятельной работы и зачета. Указания сопровождены тестовыми материалами, а также перечнем основной и дополнительной литературы по курсу.

 

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение. 3

2. Темы, планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями и списком литературы.. 6

3. Самостоятельная работа. 44

4. Вопросы к зачету. 48

5. Тесты для самопроверки знаний. 51

6. Учебная литература по дисциплине. 56

 

Введение

 

Главной целью изучения курса «История и философия науки» является освоение магистрами  знаний в сфере формирования и закономерностей развития науки, в том числе в профессиональной предметной области. Задача курса – попытаться выделить ключевые ситуации в изучении дисциплины, определяющее понимание её основного содержания, структуру и метод развития главных идей. В истории науки к таким ситуациям относятся возникновение, развитие и смена социокультурных типов науки, основных парадигм и научных картин мира на разных этапах эволюции науки. Именно с этими определяющими событиями связаны методические советы в области изучения истории науки. В философии науки стратегия объяснения её проблем и выработки методических советов лежат в русле понимания науки и её особенностей как, во-первых, существенного элемента духовной культуры общества, во-вторых, как специфического способа когнитивного освоения действительности, в-третьих, как социального института, выполняющего важнейшие функции, связанные с материальным производством, развитием техники и технологий и, в-четвертых, как способа решения принципиальных мировоззренческих, социальных и гуманитарных проблем.

Методические советы ориентируют магистрантов на историко-логический метод усвоения тем. Это значит, что, осмысливая разнообразную историко-научную проблематику, следует изначально исходить не из абстрактных метафизических конструкций, в большом количестве созданных и растиражированных в различных философских концепциях, а из того, как эта проблематика исторически возникала в реальной науке, с какими теориями и учеными была связана, как решалась в конкретных научных исследованиях.

В методических указаниях затронуто также содержание реальных познавательных проблем, непосредственно связанных с исследовательской деятельностью ученых, методология научного познания. Эти вопросы также должны быть рассмотрены в широком историческом и социокультурном контексте, оказывающим существенное влияние на понимание мировоззренческих и методологических основ науки. Особое внимание должно быть уделено изучению структуры и функции таких единиц науки, как основания науки, ее матрицы, парадигмы, научно-исследовательские программы, стиль научного мышления. Важное место в курсе должно быть уделено рассмотрению структуры научного знания, характеристики его основных уровней, этапов исследования, способов создания и проверки различных видов научного знания.

Функции дисциплины «История и философия науки» – это ее возможности по отношению к обществу, человеку. Она обладает следующими функциями:

 

1. познавательная – предоставляет знания о науке как социокультурном феномене;

2. мировоззренческая – формирует систему взглядов ученого на науку;

3. методологическая – учит правилам, способам научного познания;

4. аксиологическая – ориентирует на определенные идеалы, нормы научного познания;

5. критическая – учит разумному сомнению в возможностях науки;

6. воспитательная – формирует положительные качества ученого;

7. рефлексивная – позволяет ученому осознать себя как значимую личность;

8. прогностическая – позволяет предвидеть тенденции развития науки в будущем.

 


2. Темы, планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями и списком литературы

 


Раздел 1.История науки.

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.

2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

3. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992.

4. Шредингер Э. Наука и гуманизм. – М., 2001.

 

Литература

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.

2. Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (17-18 вв.). – М., 1987.

3. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.:В 2т. – М., 1989.

4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992.

 

Литература

1. Аршинов В.И.Синергетика как феномен постнеклассической науки. – М., 1999.

2. Бек У.Общество риска на пути к другому модерну. – М., 2002.

3. Белл Д.Грядущее постиндустриальное общество. – М., 1999.

4. Философия науки: наука как инновационная деятельность / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2008.

5. Хюбнер К.Критика научного разума. – М., 1994.

 

 

Раздел 2. Философия науки.

Литература

1. Лебедев С.А. Философия науки: словарь основных терминов. 2-е изд. – М., 2007.

2. Микешина Л.А. Философия науки. – М., 2005.

3. Франк Ф. Философия науки. – М., 1990.

4. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

 

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.

2. Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (17-18вв.). – М., 1987.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

4. Лебедев С.А Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008.

5. Лекторский В.А Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

 

Литература

1. Айер А.Д. Язык, истина и логика. – М., 1998.

2. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.: В 2т. – М., 1989.

3. Дэвидсон Д. Истина и интерпретация. – М., 2003.

4. Лебедев С.А. Структура и развитие научного знания. – СПб., 2006.

5. Швырев В.С. Научное познание как деятельность. – М., 1989.

 

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.

2. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. – М., 2002

3. Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985.

4. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

5. Философская науки: наука как инновационная деятельность / Под ред. С.А. Лебедева. – М., 2008.

 

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.

2. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. – М., 2002.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.,1 999.

4. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.

5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.

 



Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа направлена на решение следующих задач:

1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных);

2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания аспектов различных социально и личностно значимых проблем;

3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;

4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении культурологических проблем.

Включает следующие виды работ:

– конспектирование учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

– проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);

– подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях ;

– работа с текстами и вопросами для самопроверки:

– написание рефератов (эссе).

Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных мыслителей (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Вопросы для самостоятельной работы.

1. Философия как первая форма теоретического мышления. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний.

2. Осевое время «как скачек в рациональность». Культурно-исторические типы рациональности.

3. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.

4. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.

5. Вклад Платона и Аристотель в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.

6. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.

7. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

8. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.

9. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.

10. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.

11. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности.

12. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.

13. Проблемы философии науки в марксизме.

14. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.

15. Иррационалистическая версия философии науки. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.

16. Неклассическая наука и ее основные параметры.

17. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.

18. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И. Лакатос).

19. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».

20. Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания.

21. Структура и функции научного знания. Проблема классификации наук.

22. Наука как познавательная деятельность. Структура научного исследования.

23. Ценностные ориентации ученого и научное познание, стиль научного мышления.

24. Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.

25. Научные революции и их роль в развитии научного знания.

26. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.

27. Математизация и компьютеризация науки. Проникновение математических методов в социальные и гуманитарные науки.

28. Философско-мировоззренческие принципы и научная картина мира.

29. Метод и методология. Понятие и общая характеристика методов и средств научного познания, их классификация.

30. Методы и средства эмпирического исследования. Формы знания на эмпирическом уровне.

31. Методы теоретического исследования. Формы знания на теоретическом уровне. Способы построения теории.

32. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

33. Диалектика как метод научного исследования (Г. Гегель, К. Маркс).

34. Системный подход (Г. Гегель, К. Маркс, JI. Берталанфи).

35. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).

36. Проблема ноосферы в традициях русского и европейского космизма. Идеи коэволюции.

37. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.

38. Философские проблемы биологии и экологии. Экология и здоровье человека.

39. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

40. Специфика социального познания Особенности субъекта и объекта социального познания.

41. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигмы.

42. Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо-методологические парадигмы изучения общества (К. Маркс, М. Вебер, А.Щюц и др.).

43. Социальный детерминизм и его формы. Понятие социального закона и его специфика.

44. Деятельностный поход и его роль в изучении общества и культуры. Деятельность как способ бытия общества.

45. Системный подход в социальном познании. Системные модели общества. (Г. Спенсер, К. Маркс, П. Сорокин, Р.Мертон, Т.Парсонс). Синергетическая модель общества (И.Пригожин, В.Бранский, Н.Н. Моисеев и др.).

46. Философские проблемы исторического познания (В. Дильтей, М. Блок, Р. Дж. Коллингвуд).

47. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы (К. Маркс, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).

48. Синергетика и проблема нелинейности исторического процесса.

49. Социальное прогнозирование и глобалистика (Д.Белл, А.Тоффлер, Дж. Нейсбит, Ф. Фукуяма и др).

50. Проблема специфики гуманитарных наук и гуманитарного познания (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Гадамер, М. Фуко).

51. Герменевтика как метод гуманитарных наук ( В.Дильтей, Г.Г. Гадамер).

52. Структурализм и структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко, К. Леви-Стросс).

53. Проблема истины в гуманитарном познании.

54.Философские проблемы технических и социально-гуманитарных наук.


 


Вопросы к зачету

1. Философия науки как часть философии. Предмет философии науки.

2. Основные разделы философии науки. Функции философии науки.

3. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».

4. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.

5. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.

6. Вклад Платона и Аристотеля в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.

7. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.

8. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.

9. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.

10. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.

11. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.

12. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности. Коперниканский переворот в философии.

13. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?

14. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.

15. Наука и религия: проблемы взаимодействия.

16. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.

17. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.

18. Проблемы философии науки в марксизме.

19. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.

20. Неклассическая наука и ее основные параметры.

21. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.

22. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).

23. Основные признаки науки. Функции науки в обществе.

24. Формы взаимоотношений философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.

25. Научное познание как форма духовной деятельности человека. Компоненты научного познания: субъект познания, объект познания, взаимодействие субъекта с объектом, методы познания, язык науки.

26. Научная деятельность как творчество. Основные этапы творчества: замысел, созревание идеи, озарение, проверка.

27. Методы эмпирического исследования.

28. Методы теоретического исследования.

29. Эмпирико-теоретические методы исследования.

30. Научная проблема, факт и гипотеза.

31. Научная теория и научный закон.

32. Проблема роста научного знания и смены парадигм в концепции Т. Куна.

33. Концепции истины в философии науки.

34. Наука как социальный институт. Научная школа как основной компонент науки. Формы взаимоотношений ученых.

35. Наука и власть. Наука и бизнес.

36. Этика науки как нормы регуляции познавательной деятельности. Главные этические проблемы для ученого. Этический комитет и этическая экспертиза.

37. Наука как система дисциплинарных знаний. Дисциплинарная организация науки. «Передний край» науки и научные дисциплины.

38. Классификация и демаркация наук.

39. Научные революции и их роль в развитии научного знания.

40. Сциентизм и антисциентизм.

41. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.

42. Наука как фактор развития образования. Воздействие науки на компоненты образования. Уровни влияния науки на образование.

43. Основные закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм в науке. Теории развития науки.  

44. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.

45. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).

46. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.

47. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.

48. Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Общество как объект социального познания.

49. Специфика методов социально-гуманитарного познания, их сходство и различие с методами естественнонаучного познания. Номотетический и идиографический метод.

50. Человек как предмет гуманитарного познания. Философское истолкование сущности и природы человека.


А.Н. Задворнов, А.Г. Хайруллин

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ ПО КУРСУ

«ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ»

 

Набережные челны

2018

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

 

 

Печатается по решению учебно-методической комиссии отделения юридических и социальных наук

 

 

Рецензенты: Садриев А.Ш., канд.философ.наук, доцент

Яковлева М.Г., канд.философ.наук, доцент

 

             Задворнов А.Н., Хайруллин А.Г.

История и философия науки: учебно-методические указания / А.Н. Задворнов, А.Г. Хайруллин. – Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр НЧИ К(П)ФУ, 2018. – 58 с.

 

Учебно-методические указания по дисциплине «История и философия науки» предназначены для магистрантов технических направлений. Излагается тематическое содержание курса, предлагаются планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями, даны вопросы для самостоятельной работы и зачета. Указания сопровождены тестовыми материалами, а также перечнем основной и дополнительной литературы по курсу.

 

УДК 001.1(09+1:00(076)

ББК 72.3я73+87.25я73а62

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение. 3

2. Темы, планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями и списком литературы.. 6

3. Самостоятельная работа. 44

4. Вопросы к зачету. 48

5. Тесты для самопроверки знаний. 51

6. Учебная литература по дисциплине. 56

 

Введение

 

Главной целью изучения курса «История и философия науки» является освоение магистрами  знаний в сфере формирования и закономерностей развития науки, в том числе в профессиональной предметной области. Задача курса – попытаться выделить ключевые ситуации в изучении дисциплины, определяющее понимание её основного содержания, структуру и метод развития главных идей. В истории науки к таким ситуациям относятся возникновение, развитие и смена социокультурных типов науки, основных парадигм и научных картин мира на разных этапах эволюции науки. Именно с этими определяющими событиями связаны методические советы в области изучения истории науки. В философии науки стратегия объяснения её проблем и выработки методических советов лежат в русле понимания науки и её особенностей как, во-первых, существенного элемента духовной культуры общества, во-вторых, как специфического способа когнитивного освоения действительности, в-третьих, как социального института, выполняющего важнейшие функции, связанные с материальным производством, развитием техники и технологий и, в-четвертых, как способа решения принципиальных мировоззренческих, социальных и гуманитарных проблем.

Методические советы ориентируют магистрантов на историко-логический метод усвоения тем. Это значит, что, осмысливая разнообразную историко-научную проблематику, следует изначально исходить не из абстрактных метафизических конструкций, в большом количестве созданных и растиражированных в различных философских концепциях, а из того, как эта проблематика исторически возникала в реальной науке, с какими теориями и учеными была связана, как решалась в конкретных научных исследованиях.

В методических указаниях затронуто также содержание реальных познавательных проблем, непосредственно связанных с исследовательской деятельностью ученых, методология научного познания. Эти вопросы также должны быть рассмотрены в широком историческом и социокультурном контексте, оказывающим существенное влияние на понимание мировоззренческих и методологических основ науки. Особое внимание должно быть уделено изучению структуры и функции таких единиц науки, как основания науки, ее матрицы, парадигмы, научно-исследовательские программы, стиль научного мышления. Важное место в курсе должно быть уделено рассмотрению структуры научного знания, характеристики его основных уровней, этапов исследования, способов создания и проверки различных видов научного знания.

Функции дисциплины «История и философия науки» – это ее возможности по отношению к обществу, человеку. Она обладает следующими функциями:

 

1. познавательная – предоставляет знания о науке как социокультурном феномене;

2. мировоззренческая – формирует систему взглядов ученого на науку;

3. методологическая – учит правилам, способам научного познания;

4. аксиологическая – ориентирует на определенные идеалы, нормы научного познания;

5. критическая – учит разумному сомнению в возможностях науки;

6. воспитательная – формирует положительные качества ученого;

7. рефлексивная – позволяет ученому осознать себя как значимую личность;

8. прогностическая – позволяет предвидеть тенденции развития науки в будущем.

 


2. Темы, планы семинарских занятий с учебно-методическими указаниями и списком литературы

 


Раздел 1.История науки.

Дата: 2018-12-21, просмотров: 257.