Семинарское занятие 2.2. Научное знание, его природа, сущность и структура
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие науки.

2. Основные уровни научного знания. Дисциплинарная организация науки.

3. Основания науки: идеалы и нормы, научная картина мира, философские основания.

4. Научная рациональность и её типы. Демаркация науки.

 

1. Нередко сталкиваемся с такой ситуацией, когда выпускники вузов (бакалавры), поступившие в магистратуру затрудняются давать определение науки, которая является весьма распространенным случаем, связанным с трудностями философского объяснения феномена науки, которое направлено на установление внутренней связи науки с внешними ее формальными сторонами и проявлениями. Эти связи и отношения науки, которые её идентифицируют, являются разносторонними, обусловливающими её необходимость и актуальность в современной цивилизации, которые и определяют её сущность, структуру и параметры, заданные институциональными требованиями общества. Тем самым, определение понятие науки опосредовано многими факторами и условиями, часто бывает так, что даже всеобъемлюще определение не отразит всю сущность науки.

Наука является особым, социально-культурным явлением. Наука является культурным феноменом в силу следующих обстоятельств: наука создана человеком, как и любой другой продукт; наука возникла из общественных потребностей; наука взаимодействует со всеми другими сферами общества; наука организована на базе определенных принципов и моральных норм. Важно отметить два обстоятельства: наука была не всегда, наука была не у всех народов. Наука является формой духовного освоения действительности, наряду с такими, как мифология, искусство, религия, философия, идеология. Она отличается от других форм духа способом отражения действительности (способ отражения – знание) и основными функциями (основные функции – объяснение и интерпретация). Наука взаимосвязана и взаимодействует со всеми другими формами духа: мифологией (наука способствует демифологизации духа), искусством (научное познание сопровождается эмоциональными переживаниями ученых), религией (научное познание включает в себя веру), философией (наука способствует развитию мировоззренческих основ философии), идеологией (наука ориентируется на удовлетворение интересов определенных групп людей). Наука взаимодействует также с обыденным сознанием.

Наука, как социально-культурный феномен, рассматривается в трех аспектах:

как форма познавательной деятельности;

как система дисциплинарно организованных знаний;

как социальный институт.

Наука является формой познавательной деятельностью. Наука вопрошает об основах и причинах вещей и событий, дает знания о том, почему это происходит (Аристотель). Главная задача науки – производство и воспроизводство знаний. В настоящее время существует множество определений науки. Наука – это совокупность знаний, упорядоченных на основе определенных принципов, реальная упорядоченная связь истинных суждений, предположений (И. Кант). Наука – это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире (В. Степин). Наука – это форма духа, отражающая окружающую действительность в виде знаний (А. Сабиров). Общепризнанным определением науки является следующее определение.

Наука – это специфический вид познавательной деятельности человека, направленный на получение новых и обоснованных знаний о мире. Наука – это «машина по производству знаний», это «мышление в понятиях». Наука имеет два главных отличительных признака: а) установка на исследование законов преобразования объектов и реализующие эту установку предметность и объективность научного знания; б) выход науки за рамки предметных структур производства и обыденного опыта и изучение ею объектов относительно независимо от сегодняшних возможностей их производственного освоения (В. Степин). Ей присущи следующие признаки:

предметность (она изучает определенные реалии мира);

объективность (она представляет независимые от интересов людей знания);

ориентированность на открытие новых знаний (она преследует цель – получить знание, которое еще не известно ни одному человеку);

системность (она является целостным образованием);

обоснованность и доказанность знаний (она дает знания, истинность которых подтверждена);

междисциплинарность (она является системой взаимосвязанных между собой научных дисциплин);

символический язык (она создает специфический, формализованный язык);

методы исследования и приборная база (она создает особые способы познания и специальные приспособления, с помощью которых познает мир);

наличие эмпирического и теоретического уровней (она содержит в себе сферы опытного и аналитического познания);

формальная непротиворечивость знания (она соответствует законам логики);

опытная проверяемость знаний и воспроизводимость эксперимента (она проверяется практикой);

открытость для критики (она ориентирована на принцип фальсификации).

Наука является социальным институтом с 17-18 века, когда возникли первые научные организации. Наука с этого времени представляет собой общественное учреждение, которое организует и направляет познавательную деятельность ученых. Она включает в себя различные организации (министерство науки, НИИ, научные школы и т.д.), группы ученых (научные школы) и отношения между ними (сотрудничество, конкуренция). Наука обладает многофункциональными возможностями в обществе: наука является основой мировоззрения многих людей, наука выступает производительной силой, развивающей экономику; наука является социальной силой, обеспечивающей преобразования в социуме. Особенно важна роль науки в современном образовании и воспитании личности.

2. В науке выделяют три основных уровня, вида знания, которые различаются по применяемым методам и полученным результатам. Сами методы обусловлены познавательными способностями субъекта познания, о чем писали в начале эры науки философы Ф.Бэкон и Р. Декарт, известные по курсу исторического раздела философии. Если в начале шли дискуссии и споры об истинности тех или иных методов, сегодня они обоюдно нужны, т.к. не бывает половинчатого знания, они взаимодополняемы и взаимозависимы.

Ученый осуществляет научное познание, которое является многоуровневым процессом познания. В нем выделяются три уровня:

эмпирический уровень – он характеризуется: направленностью на реальный объект познания, связью с живым созерцанием, постижением сущности первого порядка (ответ на вопрос: что происходит?), преимущественным применением методов наблюдения и эксперимента. Цель – сбор фактов, создание фрагментарной картины мира.

теоретический уровень – он характеризуется: направленностью на идеальный объект познания, связью с абстрактным отражением, постижением сущности 2 порядка (ответ на вопрос: почему так происходит?), преимущественным применением методов абстрагирования и обобщения. Цель – получение системного знания, создание целостной картины мира.

метатеоретический уровень – он характеризуется: направленностью на человекоразмерный объект познания, связью с философским мышлением, постижением системной сущности (ответ на вопрос: почему так происходит?) Цель – получение общих установок, принципов научного познания; создание философской картины мира.

Наука включает в себя: а) «передний край» науки (научные исследования актуальных, нерешенных проблем); б) конкретные научные дисциплины (знания, оформленные в определенную систему полученные знания). Она является дисциплинарно организованной системой знаний, т.е. состоит из определенной совокупности наук.

Научная дисциплина – это определенная отрасль науки, в которой систематизированы знания с целью их сохранения и передачи новым поколениям ученых. Критерием их выделения являются предмет и содержание науки. Цели дисциплинарной организации науки: а) разработка конкретных научных знаний, б) воспроизводство отрасли науки как профессии.

В глобальном плане наука разделена на 4 блока дисциплин: математика, естествознание, технические науки, социально-гуманитарные науки. Каждая научная дисциплина имеет свои способы и методы понимания и объяснения окружающей действительности, свой специфический язык, свои цели. Математика стремиться выявить общие, количественно замеряемые закономерности мира. Естественные науки преимущественно объясняют природные законы, т.е. раскрывают их сущность. Технические науки выявляют способы освоения человеком, с помощью средств производства, окружающей природы. Социально-гуманитарные науки стремятся к пониманию и интерпретации общественных явлений, т.е. постигают их смысл. В основе дисциплинарной организации науки лежат принципы ее классификации и демаркации.

Дисциплинарная организация науки проявляется в ее делении на отрасли науки и специальности. Сегодня в науке выделяется примерно 15 тысяч дисциплин. В настоящее время выделяются следующие отрасли и специальности:

физико-математические науки (математика, механика, астрономия, физика),

химические науки,

биологические науки,

геолого-минералогические науки,

технические науки (инженерная геометрия и компьютерная графика, машиностроение, электротехника, информатика),

сельскохозяйственные науки,

исторические науки,

экономические науки,

философские науки (онтология и теория познания, история философии, эстетика, этика, логика, философия науки и техники, социальная философия, философия и история религии, философская антропология, философия культуры),

филологические науки (литературоведение, языкознание), географические науки, юридические науки,

педагогические науки (общая педагогика, история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания, коррекционная педагогика и т.д.),

медицинские науки,

фармацевтические науки,

ветеринарные науки,

искусствоведческие науки,

архитектурные науки,

психологические науки,

социологические науки,

политические науки,

культурологические науки,

науки о Земле.

Дисциплинарная организация науки проявляется также в том, что наука содержит в себе такие виды знаний как: а) истина – правильное, соответствующее действительности знание; б) заблуждение – ошибка, вызванная нарушением законов логики, в) фальсификация – искаженное знание. Целью науки является получение истинных знаний, выявление и последующая нейтрализация ошибочных знаний. Критериями проверки истины являются: практическая проверка, верификация, фальсификация, когеренция, корреспонденция, рациональная интуиция, соответствие логическим законам и т.д.

Научные знания могут классифицироваться и по другим основаниям: а) эмпирическое (фактологическое знание о сущности первого порядка) и теоретическое (системное знание о сущности второго порядка), б) естественно-математическое (знания о природной реальности), техническое (знания о технике и технологии) и социально-гуманитарное (знания об обществе), в) явное (знание, оформленное в научных публикациях) и неявное (знание, присутствующее в голове ученого).

Проблема классификации и демаркации наук является важной философской проблемой.

Классификация наук – это процедура расположения наук по определенным группам. Главное в классификации наук – определить основания их классификации.

Первая классификация – науки подразделяются на следующие науки:

естественно-математические (предмет – природа, цель – объяснение объективных законов, метод - номотетический),

технические (предмет – техника и технология, цель – выявление оптимальных способов использования средств производства, метод номотетический и идиографический),

социально-гуманитарные (предмет – общество, цель – понимание смысла социальных явлений, метод – идиографический).

Вторая классификация – наука подразделяется на следующие науки:

науки о природе (предмет – объективная реальность);

науки об обществе (предмет – социальная реальность);

науки о человеке (предмет – человек);

науки о познании (предмет – духовная реальность).

Третья классификация – наука подразделяется на следующие науки:

фундаментальные (науки, ориентированные на разработку глобальных проблем);

прикладные (науки, ориентированные на разработку практических рекомендаций внедрения научных знаний в жизнь).

3. Возникновение, становление и развитие научных знаний происходит благодаря основаниям науки, которые являются по сути теоретическим фундаментом научного процесса. С.А. Лебедев выделяет два круга оснований, которые схожи с экстернационалистским и интернационалистским детерминантами развития науки. Это круг внешних оснований: объектное и социокультурные основания и круг внутренних оснований: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, парадигмальные научные теории и т.д.

Из круга внешних оснований, объектные основания определяются объектами изучения наук. В частности, природа выступает объектом естественных наук. Она многомерна и многопланова, следовательно, отсюда разнообразны сами естественные науки. В общество человек и культура являются объектами социально гуманитарных наук, также обладают разнообразием. В условиях интеграции и глобализации усиливаются не только взаимопроникновение естествознания и социогуманитарных наук, но и онтологический и аксиологический аспекты взаимосвязи. Вам и предстоит разобраться в этих взаимосвязях, анализировать их природу взаимодействия.

Что касается круга внутренних оснований, они были представлены еще в общем курсе «философия» бакалавриата. По нашему мнению, они наиболее сложные,невидимые и сущностные, имеют сложные переплетения. Идея предпосылки в анализе внутренних оснований, следует продолжить их анализ и эволюцию в процессе движения самих наук. Например, могут быть заданы такие вопросы: Как меняются идеалы и нормы исследований в научных революциях? Чему подвергаются философские основания?

Как известно, понятие «парадигма» было введено Т.Куном, автором «Структуры научных революций» которая имеет переведенные образцы. Поэтому необходимо познакомиться с этим первоисточником.

В истории науки существовали три основных модели научной картины мира (они возникали по мере развития наук в обществе):

классическая научная картина мира (или научная картина мира до- дисциплинарной науки) – природа понималась как жестко- детерминированная система, существовала вера в безграничные возможности науки, осуществлялось линейное развитие науки, наука находилась на додисциплинарном уровне развития, преобладали объективистские образы мира, широко был распространен редукционизм;

неклассическая научная картина мира (или научная картина мира дисциплинарно организованной науки) – природа понималась как вероятностно-детерминированная система, осуществлялось синусоидальное развитие науки, появилось определенное сомнение в возможностях науки, наука дифференцировалась на отдельные дисциплины;

постнеклассическая научная картина мира (или научная картина мира междисциплинарной науки) – данная картина существует в настоящее время, в ней природа понимается как бифуркационно-детерминированная система, осуществляется синергетическое развитие науки, существуют сомнения в возможностях науки, науки интегрируются, господствующей становится теория глобального эволюционизма.

Научная картина мира включает в себя три основных элемента:

центральное теоретическое ядро – фундаментальные, неопровержимые для данного времени знания (например, принципы сохранения энергии, постоянный рост энтропии и т.д.);

фундаментальные допущения – условно неопровержимые знания (например, открытые законы природы);

частные теоретические модели – дополнительные знания (они постоянно меняются).

4. История науки знает классический, неклассичекий и постнеклассический типы научной рациональности. Классический тип рациональности опирается на классическую механику, где субъект и объект разграничены. Истина верифицируема и однозначна. Неклассический тип научной рационализации базируется на теорию относительности А.Эйнштейна и квантовую механику М.Планка. В этом типе субъект-объектные отношения взаимозависимы. Научная истина не всегда абсолютно адекватна модели реальности. Знание может носить характер вероятности и рациональности. В постклассическом типе научной рациональности субъект присутствует в «базе» знания, он придает социо-культурную специфику в систему знания. Истина таких зависит от целей субъекта. В конце необходимо ответить на вопрос: Какие экстернационалистские детерминанты повлияли на ход эволюции типов научной рациональности?

Три крупные стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три типа научной рациональности:

– классическая рациональность;

– неклассическая рациональность;

– постнеклассическая рациональность.

Классический тип научной рациональности схематично может быть представлен следующим образом:

 

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций

 

 

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний с ценностно-целевыми структурами.

 

Необходимо охарактеризовать выше приведенные схемы типов научной рациональности:

классический (главным элементом в системе познавательной деятельности является объект, т.е. фрагмент действительности, который исследуется ученым);

неклассический (главным элементом в системе познавательной деятельности являются средства исследования, т.е. методы, технологии, которые использует ученый);

постклассический (главным элементом в системе познавательной деятельности является субъект, т.е. ученый или группа ученых, специально подготовленных к научной познанию).

Главная черта современной науки – стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые обуславливают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса. Важным моментом развития современной науки является сближение естественно-математических и социально-гуманитарных наук. Оно может быть осуществлено на основе принципов глобального эволюционизма, который имманентно включает установку на объективное изучение саморазвивающихся объектов. Соотнесение таких объектов с проблематикой места человека, учет включенности человека и его действий в функционирование подавляющего большинства исторически развивающихся систем, освоенных в человеческой деятельности, привносят в научное знание новый гуманистический смысл (В. Степин). Роль науки в развитии современного общества постоянно возрастает, так как наука становится компонентом НТР.

В современной науке актуализировалась также проблема демаркации наук. Демаркация науки – это процедура разграничения научного знания от философского и ненаучного знания. Наука отличается от других форм духа следующим:

от философии – тем, что ее предметом исследования являются конкретные реальности мира, а не весь мир в целом, как у философии, а способом отражения мира являются знания, а не принципы, как у философии,

от паранауки (астрологии, алхимии и т.д.) – тем, что научное знание в отличие от ненаучного знания рационально сформулировано, соотнесено с другими имеющимися знаниями и практически обосновано и доказано,

от религии – тем, что она ориентирована, прежде всего, на сомнение, а не на веру, на релятивность, а не на догматизм,

от мифологии – тем, что она дает объективные знания, а не фантастические картины мира, от искусства – тем, что она освобождена от субъективных, чувственно-образных представлений, от идеологии – тем, что ориентирована на общечеловеческие, а не на частные интересы людей.

Научное знание отличается также от обыденного знания (здравого смысла, личного опыта) тем, что оно в отличие от него рационально обосновано, является системным, отражает сущностные стороны мира.

Своеобразно решена проблема демаркации наук К. Поппером на основе принципа фальсификации. Согласно этому принципу научное знание отличается от других знаний тем, что оно может быть опровергнуто. «Теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было событием, ненаучна. Неопровержимость – не достоинство теории (как часто думают), а порок» (К. Поппер). Интересную версию отличия научного знания от ненаучного предлагает В. Степин. Он указывает на то, что в науке не видно личности ученого, а в других формах духа личность видна (в законах Ньютона не видно личности Ньютона, а в картинах Рембрандта видна его личность).

Демаркация науки не решает проблему истинности знаний. Она способствует решению вопроса – принадлежит ли знание к сфере эмпирической науки.

 

Литература

1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.

2. Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (17-18вв.). – М., 1987.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 2001.

4. Лебедев С.А Философия науки. Краткая энциклопедия. – М., 2008.

5. Лекторский В.А Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.

 

Дата: 2018-12-21, просмотров: 315.