1. У истоков классической науки. Небесная механика. Т. Браге, И. Кеплер, Г. Галилей.
2. Роль И. Ньютона в создании классической науки.
3. Парадигма классической науки. Классический тип научной рациональности. Механицизм и метафизика.
4. Философско-методологические проблемы Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
1. Начало классического периода науки положили труды Т. Браге, И. Кеплера, Г. Галилея. К ним прежде всего необходимо обратиться для понимания науки Нового времени.
При изучении творчества Т. Браге (1546-1601) следует отметить ключевую роль в его научных исследованиях: 1) изобретение телескопа, 2) точного наблюдения, 3) классификация эмпирических данных. Именно эти три составляющие позволили создать базу экспериментальных астрономических данных.
И. Кеплер (1571-1630) начинает с обоснования своих научных результатов, где он опирается на теоретические и философские предпосылки прошлого:
1. Гелиоцентрическая система Н. Коперника.
2. Идея Пифагора о математической гармонии мироздания.
3.Утверждения Аристотеля о круговом движении планет.
4. Геометрические фигуры Платона, которые позволяли создать ему модели движения планет.
В итоге он сформулировал три закона небесной механики:
1) Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце.
2) Линия, соединяющая Солнце и планету описывает за равные промежутки времени равные площади.
3) Квадрат периодов обращения планет пропорциональны кубам их средних расстояний до Солнца.
Галилео Галилей (1564-1642) выдвинул три методологических принципа:
1) В основе познания лежит эксперимент.
2) Экспериментальные данные должны доводиться до законов.
3) Систематизация экспериментальных данных проводит путем математического анализа. В итоге: провозглашалась идея синтеза эксперимента и математики. Именно за это Эйнштейн называл Галилея «отцом современной физики». Приводите примеры о достижениях физической науки полученных в результате математизации в XX веке, как она повлияла на ход НТП?
2. В своем основном труде «Математические начала натуральной философии» Исаак Ньютон (1642-1727) показал связь фундаментальных проблем науки с философией. В частности, еще «логос» Гераклита выявил физическую закономерность в «одеянии» натурфилософии, т.е. фундаментальные проблемы природы, как правило, соответствуют онтологическим проблемам философии, которые трактуются как «метафизические», т.е. «дофизические», предшествующие физическим законам. Достижение современной физики в двух полярных сферах: микромир и мегамир (квантовая механика и релятивистская физика) являются весьма примечательными примерами, по глубине и по всеобщности, соответствующие философской онтологии и кантианской гносеологии.
Следует ли утверждать, что слияние математики и механики в эксперименте и в последующем в теоретических обобщениях сталкиваются взаимопроникновением онтологии, гносеологии и методологии, подлинных оснований философии науки.
3. Что касается парадигмы классической науки, то она реализовала свою сущность в познании законов природы. Именно способ открытия законов природы символизирует классическую форму науки и её главную особенность.
Онтология классической науки основывается на механических законах движения, которые тела получают от внешнего толчка. Тело имеет массу, импульс, скорость, ускорение. Движение происходит в трехмерном пространстве.
Субъект и объект познания противопоставлены, господствующие методы – эмпирические, в результате чего получаем факты, которые, затем подвергаются математическому анализу.
Интенсивное развитие математических знаний, внедрений их в естествознание привело к образованию новых естественнонаучных дисциплин, что, впоследствии, вызвало неоднозначную реакцию по отношению к философии со стороны первых позитивистов (О. Конт, Г. Спенсер), которые отрицали роль философии в познании, приписывали его только лишь позитивным наукам.
Следует объяснить появление на научной арене подобных оппонентов философии. В качестве аргументов в их пользу можно назвать научные открытия в начале 19 века и образование естественно научных дисциплин.
4. Существенные изменения в философии Нового времени характеризуются новой проблематикой исследований, новыми характерными чертами, появившимися под влиянием классической науки.
Во-первых, в связи с интенсивным развитием естественных наук появилась необходимость в философском обосновании научных методов познания. Эта задача осуществляется в философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Дж. Локка, Г.В. Лейбница, других ученых и философов.
Во-вторых, философская онтология под воздействием классического естествознания становится механистической в том смысле, что в ней все формы движения упрощаются, сводится к механическому движению. В частности, Ж. Ламетри в своей книге «Человек-машина» рассматривает человека лишь как сложный механизм и дает следующее его определение: «Человек есть просвещенная машина».
В-третьих, время бурных общественных перемен, период подготовки и проведения буржуазных революций активизировали внимание к социальной философии, особенно у представителей французского Просвещения. В этот период разрабатываются теории общественного договора, идеи естественного права, демократических свобод и правового государства.
Продумайте ответы на вопросы проистекавших из вышеупомянутых выводов: Какими аргументами обосновывают актуальность поиска всеобъемлющего универсального метода Ф. Бэкон и Р. Декарт? Рассматривается соотношением понятий механицизм, метафизика и редукционизм. Какие цели преследовали французские просветители? Каков их идейных вклад в западную демократию?
Литература
1. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
2. Гайденко П.П.Эволюция понятия науки (17-18 вв.). – М., 1987.
3. Декарт Р. Рассуждение о методе. Соч.:В 2т. – М., 1989.
4. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. – М., 2001.
5. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 260.