1. Проблема периодизации истории науки.
2. Античный период науки. От натурфилософии до софистов и Сократа. Роль Платона и Аристотеля в закладке основ научного типа рациональности.
3. Особенности развития европейской науки в Средние века. Соотношение знания и веры на этапах патристики и схоластики (Тертуллиан, Ф.Аквинский). Становление системы образования и открытие университетов, их дальнейшая роль в просветительстве и формировании науки.
4. Науки в эпоху Возрождения.
1. Вопрос о времени возникновения науки является дискуссионным.
Существуют несколько точек зрения по поводу появления науки:
наука появилась в древности, вместе с появлением человека (Д. Бер- нал);
наука появилась в Древней Греции (И. Рожанский);
наука появилась в 12-14 веках, вместе с появлением основных эмпирических методов познания;
наука появилась в 16-17 веках, вместе с появлением эксперимента и первых научных академий,
наука появилась в 30 годах 19 века, вместе с появлением университетских лабораторий (В. Гумбольд).
История науки включает четыре этапа развития:
доклассическая наука (преднаука) – 5 век до н.э. – 16-17 века; основные представители – Фалес, Пифагор, Зенон Элейский, Эвклид, Аристотель, Л. да Винчи, Н Кузанский, Д. Бруно. На данном этапе наука не отделена от натурфилософии, ее главная задача – развитие философской картины мира. Существуют только отдельные элементы науки: рациональная обоснованность, критерий истинности знаний – проверка практикой, соответствие законам логики. Оформляется первая наука – математика, разрабатываются логические основания доказательства истинности знаний. В средние века наука становится служанкой богословия. Появляются паранауки: астрология, алхимия, природная магия. Создаются первые университеты;
классическая наука – 16-17 век – начало 20 века; основные представители – Н. Коперник, Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Галилей, И. Ньютон, Д. Максвелл, Ч. Дарвин, А. Пуанкаре. На данном этапе наука отделяется от философии, господствующей наукой является механика, ее главная задача – создание механистической, жестко детерминированной картины мира. Наука понимается только как естествознание, обществознания пока не существует. Появляются научные сообщества (Лондонское королевское общество, Парижская и Петербургская академии наук). Определяются главные черты науки: математизм, механицизм, натурализм, прагматизм, детерминизм, соединение теоретического уровня исследования с эмпирическим экспериментом. Основным объектом изучения является объективная реальность (природа). Совершаются глобальные научные открытия: гелиоцентрическое учение Н. Коперника, теория движения Г. Галилея, механистическая картина мира И. Ньютона, электромагнитная картина мира М. Фарадея, Д. Максвелла, клеточная теория, закон сохранения энергии, теория эволюции Ч. Дарвина;
неклассическая наука – первая половина 20 века; основные представители – Д. Томсон, Э. Резерфорд, А. Эйнштейн, Н. Бор, М. Планк, В. Гейзенберг, Л. де Бройль. На данном этапе в науку снова возвращается и проникает философия. В науке происходит научная революция, связанная с открытием радиоактивности, делением атома. Господствующей наукой является теоретическая физика, ее главная задача – создание релятивистской, вероятностно детерминированной картины мира. В объект познания включается субъект познания. Появляется компьютерное моделирование объекта исследования. Объектом изучения становятся условия, в которых реальная вещь проявляет свои свойства. Объектом исследования становится и социальная реальность. Формируется идея об особом статусе социально-гуманитарных наук. Признается плюралистичность картин мира, их антропоморфный характер;
постнеклассическая наука – вторая половина 20 века – начало 21 века; основные представители – Г. Хакен, В. Вернадский, И. Пригожин, Н. Моисеев. На данном этапе наука кооперируется с философией, господствующей наукой является синергетика, ее главная задача – создание глобалистской картины мира, где все связано со всем. Наука начинает изучать открытые системы, появляются плюралистические картины мира. Естественные и гуманитарные науки сближаются. Основные черты постнеклассической науки: синергетичность, коэволюционность, философизация, математизация, методологический плюрализм, междисциплинарность, проникновение в науку внерациональных компонентов. Особое значение приобретают: теория нестационарной Вселенной, синергетика и теория биологической эволюции, ноосферы. Главное свойство современной науки – стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов глобального эволюционизма, которые предусматривают рассмотрение неживой, живой и социально-организованной материи как единого универсального эволюционного процесса (В. Степин).
В современном мире наука занимает важнейшее место. Численность ученых в мире насчитывает около 5 миллионов человек, в науке существует более 15 тысяч дисциплин, издается несколько сот тысяч научных журналов. Высокий статус науки подтверждается тем, что более 600 ученых из 41 страны (в том числе 11 ученых из СССР и России) награждены высшей научной наградой – Нобелевской премией.
Проблема периодизации истории науки существует в связи с тем, что эволюция науки происходит под воздействием внешних и внутренних факторов её развития, которые в той или иной мере обуславливают качественные изменения в содержании науки, основные парадигмы научного мышления, социокультурные атрибуты науки. Внешние (исторические, социокультурные и др.) детерминанты развития науки носят название –экстерналистские , а внутренние факторы (логика науки) – интерналистские факторы. Наука исторически развивается под влиянием данных факторов. Следует выявить их соотношение на тех или иных этапах развития науки, например, при научных революциях и в процесс эволюционного развития науки.
Философ науки С.А. Лебедев приводит нижеследующие подходы к периодизации истории науки: цивилизационный, формационный и интерналистский подходы. Необходимо рассмотреть перечисленные подходы и выделить из них наиболее оптимальные на каждом этапе эволюции науки.
2. Наиболее общепринятой датой возникновения науки считается 6-5 века до нашей эры, когда в Древней Греции появилось обоснованное до- казательствами знание (Фалес). Наука возникла позднее других форм духа: мифологии, искусства, религии и философии. Она прошла этапы: а) пранауки (разрозненные знания о практических действиях человека в древнем Египте и Востоке), б) протонауки (появление обоснованных доказательствами знаний на ранних стадиях развития Древней Греции), в) собственно науки (появление математизированных и абстрактных знаний в развитой Древней Греции, соединение науки с практическим экспериментом в Новое время).
Появление науки связано с двумя обстоятельствами: во-первых, с изменением культуры античного общества, в котором математика стала теоретическим способом познания; во-вторых, с изменением европейской культуры эпохи Возрождения, в которой научный способ мышления стал достоянием естествознания, а она стала использовать эксперимент как метод познания (В. Степин). Наука возникла в техногенных (а не традиционных) цивилизациях, где высоко ценились инновации, креативная деятельность и творческая активность человека. Наука – феномен западной цивилизации. Как отмечает Э. Цильзель, наука появилась в городе, она была призвана обслуживать технический прогресс, она базировалась на индивидуально-критическом духе университетских ученых, гуманистов и ремесленников-изобретателей и задавала правила поведения и действия людей. Можно выделить следующие вехи возникновения и становления науки: сначала появилась математика, затем – астрономия, физика и технические науки, наконец – социально-гуманитарные науки.
Возникновение досократической натурфилософии обусловлено демифологизацией античного мировоззрения. Уяснить: какие благоприятные исторические и социокультурные условия в Древней Греции позволили появлению преднауки и философии? Как Гегель охарактеризовал этот период?
Софисты и Сократ выражают антропологический поворот в истории античного мышления. Возникает вопрос: каким образом интенсиональное (объектное) мышление древнего грека эволюционировало в сторону саморефлексии («Познай самого себя»)?
На базе истории античной философии и науки мыслителей шел процесс формирования рациональности с её эволюцией в научную рациональность. Нужно рассмотреть данную эволюцию сознания, которое в последующем стало истоком европейского типа рациональности и рационализма.
Показать роль Платона и Аристотеля в закладке основ научного типа рациональности и самих основ современных наук и научной картины мира.
3. Средние века (тысячелетний период) в Европе ознаменуются глобальным формированием религиозных институтов и христианского мировоззрения. Средневековое мировоззрение становилось как антипод античному мировоззрению, однако, оно не могло полностью отречься от своих исторических предпосылок, поэтому надо называть имена античных мыслителей, оказавших наибольшее влияние на формирование мировоззрений представителей патристики и схоластики, а также дать им характеристику.
Соотношение веры и знания занимало центральное место в философском творчестве средневековых мыслителей. В начале эпохи Тертуллиан заявил: «Верую, потому что абсурдно», а спустя десять веков Фома Аквинский выразился так: «Верую, потому что понимаю». Здесь надо объяснить причину эволюции сознания и мировоззрения людей от «слепой веры» к «понимающей» вере. В начале показать роль учреждаемых в период схоластики первых европейских университетов и схоластического образования в них. Ответить на вопрос: перестала ли философия во времена Аквината быть «служанкой богословия»? Сравнить позиции Аверроэса и Аквината по вопросу соотношений истин? Чья позиция вам предпочтительней и отвечает ли она современным реалиям?
4. Приступая к изучению науки эпохи Возрождения, следует обратить внимание на общую характеристику данного исторического периода: разложение старых феодальных связей и появление раннекапиталистических отношений (прежде всего в городах Северной и Средней Италии), возрастание деловой активности человека, возникновение нового мировоззрения – гуманизма, носителем которого стали люди разных профессий и социального положения: поэты, философы, художники, ученые, городская интеллигенция.
Среди выдающихся деятелей эпохи следует назвать имя Леонардо да Винчи (1452-1519) – философа, художника, естествоиспытателя и инженера. Перечислить его достижения и их значения для современности. Наряду с ним, охарактеризовать других выдающихся ученых: Н. Коперника (1473-1543) – автора гелиоцентрической системы, Г. Галилея (1564-1642) – естествоиспытателя, изобретателя и родоначальника классической науки и борца за науку, Д. Бруно (1548-1600). Разумеется, надо оценить роль каждого из этой когорты ученых в создании Европейской науки и последующее влияние их взглядов на философское мировоззрение.
Ответить на вопрос: какая связь между античной мифологией и философией, с одной стороны, и с теоцентризмом, «спонтанно» возникшим интересом людей познать тайны Космоса и Вселенной? Какие плоды дали результаты этих интересов?
Необходимо уделить внимание и изучению социально-гуманитарных дисциплин эпохи Возрождения: вопросам политики и морали в творчестве Николо Макиавелли (1469-1527); этике Жана Кальвина (1509-1564), обосновывавшей культ трудолюбия, предприимчивости, деловой честности, верности слову, личный аскетизм; социальным утопиям Т.Мора (1473-1535) и Т.Кампанеллы (1568-1639), в которых идея гуманизма воплощена в футуристических социальных проектах.
В заключении темы подвести итоги эпохи доклассической науки и её влияние на философию, на практику и на становление науки, научной рациональности.
Литература
1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.
2. Бернал Дж. Наука в истории общества. – М., 1956.
3. Рассел Б. История западной философии. – М., 1992.
4. Шредингер Э. Наука и гуманизм. – М., 2001.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 598.