1. Социокультурная природа науки.
2. Взаимовлияния науки и культуры.
3. Этика науки и ученого как социокультурный феномен. Наука и глобальные проблемы современности.
4. Наука и власть. Проблема государственного регулирования науки.
1. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, она возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной науки. Наука вплетена во все сферы человеческих отношений, все формы деятельности, связанная с производством, распределением и потреблением вещей, она внедряется в базисные основания отношений самих людей.
Развитие науки носит исторический характер, она претерпевает процесс адаптации к культурной среде, подключается к культурной традиции, вплетается в культурный контекст
Вместе с тем, сама среда трансформируется под воздействием научных открытий и достижений. Наука является весомой движущей силой социально-исторического прогресса.
Студентам предлагается прокомментировать и интерпретировать вышесказанные, дать объемные характеристики науки как социокультурного феномена.
2. Этот пункт выступает как бы продолжением первого, но требует подробной характеристики о взаимовлияниях отраслей культуры с наукой каждой в отдельности и в целом с самой культурой. В частности, взаимовлияния науки с религией имеет исторические корни. Как они исследуются сегодня, и вопрос: что, как (наука и религия) адаптируются по отношению друг к другу, или, они нейтральны друг к другу? Подобные же вопросы могут быть адресованы взаимоотношением науки и искусства. Тем самым, нужен анализ характеристики взаимоотношений науки, далее, с моралью, политикой и др. сферами культуры.
3. Наука – это чудесный феномен, но он является источником повышенной опасности (К. Ясперс). Научная познание, как форма человеческой деятельности, базируется на определенных этических нормах. Они обусловлены возможным влиянием научных результатов на развитие общества и человека и использованием их без согласия ученого в интересах отдельных групп людей. Наука всегда была соотнесена с этикой, причем роль моральных норм в науке постоянно возрастает. Это вызвано тем, что наука все более сосредотачивается на изучении человека, все чаще человек становиться объектом научных экспериментов. Данные эксперименты связаны с угрозой для здоровья чело- века, а в определенных ситуациях и с угрозой для его существования. В наибольшей степени этика применима к исследованиям человека в таких науках как биомедицина, генетика, психология и др., при решении таких проблем, как клонирование, трансплантология, эвтаназия и др. Роль этики важна и в естественных науках (например, в ядерной физике, биологии, экологии и т.д.), и особенно она важна в социально- гуманитарных науках. В науке правила поведения формулируются в двух основных формах: а) положительная эвристика – что делать, б) отрицательная эвристика – что не делать (И. Лакатос).
Этика науки – это целостная совокупность моральных норм, которым должна соответствовать научная деятельность ученых. Этика науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и объектов, верований, ценностей и предположений, которые считаются обязательными для ученого (Р. Мертон). Она проявляется в двух отношениях: а) внешнем – ответственность науки перед обществом в целом, б) внутреннем – ответственность ученых перед научным сообществом. Этика науки выполняет две основные задачи: во- первых, она предписывает ученому определенные нормы поведения, во-вторых, она предостерегает ученого от возможных санкций со стороны общества или научного сообщества за нарушения этих норм.
Этика присутствует в научном познании, прежде всего, в следующих конкретных аспектах:
в отношении ученого к социальному заказу (согласование принципов и убеждений ученого с теми задачами, которые выдвигает общество);
во взаимоотношениях самих ученых (отношение к другому ученому как к личности со своими интересами и принципами);
в отношении к применению научных открытий (недопущение использования открытий во вред человеку);
во взаимоотношениях науки и других сфер и институтов общества (сохранение объективности и принципиальности в отношениях с властью, бизнесом, политикой, идеологией);
в отношении ученых к открытиям других ученых (например, цитирование идей другого ученого считается этичным, а их заимствование, плагиат – аморален);
в отношении к своему научному творчеству, своему продукту по- знания (ученый ответственен за достоверность полученных знаний, ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать данные).
Существует две главные этические проблемы для ученого: продолжать ли исследование, если оно принесет вред человеку, брать ли на себя ответственность за применение результатов исследования. Они связаны с тем, что ученый часто вынужден решать дилемму: он ответственен только за знания, которые он получил и предоставил обществу или он ответственен и за то, как эти знания будут использоваться обществом. Данная проблема решаема при соблюдении следующих условий: а) ученый обладает полной свободой в научной деятельности, но он ответственен за практическое использование полученных знаний; б) любое научное исследование, которое затрагивает интересы человека, должно обязательно проходить этическую экспертизу, которую должен осуществлять специально созданный этический комитет.
Этическая экспертиза – это предваряющая научному исследованию проверка того, связано ли оно с риском для здоровья, благополучия и достоинства испытуемых, сопоставим ли риск с теми выгодами, которые им может принести участие в исследовании, обеспечено ли информирование испытуемых и гарантировано ли добровольность их участия в научном исследовании.
Этический комитет – это группа людей, которая проводит этическую экспертизу. В него обычно включаются ученые-специалисты, который не связаны с исследованием, подвергающимся экспертизе; юристы, медики, представители общественности. Он должен быть независимым от тех ученых, которые проводят исследование. Этический комитет после соответствующей экспертизы дает разрешение на проведение тех или иных научных исследований, ходатайствует перед государством или бизнесом о финансировании этих исследований, знакомит население с принятыми решениями.
В настоящее время главными компонентами этики ученого (они зафиксированы в специальных этических кодексах поведения ученых) считаются:
сохранение объективности исследования;
профессиональная ответственность;
отказ от исследования, если оно может причинить вред человеку;
конфиденциальность использования информации;
следование общечеловеческим моральным нормам поведения.
Особо важным этическим качеством ученого является его профессиональная ответственность. Профессиональная ответственность ученого – это обязанность ученого качественно проводить научное исследование, отвечать за полученные результаты, добросовестно выполнять свои профессиональные функции и отвечать за свои поступки перед научным сообществом.
Этика науки, как любая этика, базируется на принципе благоговения перед жизнью (А. Швейцер), который подразумевает: благоговение перед небесным миром, сострадание к равному (к человеческому миру), вспомоществование к низшему (к растительному и животному миру).
В научном сообществе могут проявиться формы неэтичного поведения. Они обусловлены наличием в ряде случаев амбивалентности императивов предписываемого поведения ученых, т.е. противоречивости нескольких одновременно испытываемых эмоциональных от- ношений ученого к нормам поведения. Амбивалентность может порождать пристрастность оценок, склонность к плагиату, партикуляризм, сокрытие полученных результатов, организованный догматизм, отстаивание прав на использование полученных результатов и т.д. Вместе с тем, история науки доказывает, что случаи такого поведения ученых достаточно редки, в научном мире господствуют этические нормы поведения.
В контексте вышеприведенных идей, следует рассматривать этические функции науки в целом, её роль в современном обществе.
4. Научная деятельность не может протекать в отрыве от социально-политических вопросов. Отношение науки и экономики, науки и власти всегда представляли большую проблему.
В современной техногенной цивилизации наука является генератором информации, что связывает её и с политической властью, и с экономическим базисом, что несомненно и основательно. Отсюда не секрет, что экономически развитые страны, сильны и в политическим, и в военном отношении, и что такое развитие базируется на науку и высокие технологии. Поэтому власть должна интегрировать с наукой не только в решении военно-политических задач, но и главным образом социально-политических и культурных программ.
Этот вопрос можно обсудить дискуссионным, информативным и презентативным способами.
Литература
1. Арутюнов В.С., Стрекова Л.Н. Наука как общественное явление: Курс лекций. – М., 2001.
2. Бек У. Общество риска на пути к другому модерну. – М., 2002.
3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.,1 999.
4. Малкей М. Наука и социология знания. – М., 1983.
5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.
Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа направлена на решение следующих задач:
1) выработка навыков восприятия и анализа оригинальных текстов (классических и современных);
2) формирование навыков критического, исследовательского отношения к предъявляемой аргументации, развитие способности схватывания и понимания аспектов различных социально и личностно значимых проблем;
3) развитие и совершенствование способностей к диалогу, к дискуссии, к формированию и логически аргументированному обоснованию собственной позиции по тому или иному вопросу;
4) развитие и совершенствование творческих способностей при самостоятельном изучении культурологических проблем.
Включает следующие виды работ:
– конспектирование учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);
– проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе);
– подготовка докладов на семинарах, к участию в тематических дискуссиях ;
– работа с текстами и вопросами для самопроверки:
– написание рефератов (эссе).
Для решения первой задачи студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу работы классических и современных мыслителей (либо их разделы). Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Для развития и совершенствования коммуникативных способностей студентов организуются специальные учебные занятия в виде «диспутов» или «конференций», при подготовке к которым студенты заранее распределяются по группам, отстаивающим ту или иную точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо значимой классической либо современной философской проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Вопросы для самостоятельной работы.
1. Философия как первая форма теоретического мышления. Мировоззренческое значение философии в становлении научных знаний.
2. Осевое время «как скачек в рациональность». Культурно-исторические типы рациональности.
3. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.
4. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.
5. Вклад Платона и Аристотель в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.
6. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.
7. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.
8. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.
9. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.
10. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.
11. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности.
12. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.
13. Проблемы философии науки в марксизме.
14. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.
15. Иррационалистическая версия философии науки. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше.
16. Неклассическая наука и ее основные параметры.
17. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.
18. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П.Фейерабенд, И. Лакатос).
19. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».
20. Наука как система знаний. Научное и вненаучное знание. Проблема критериев научности и новизны знания.
21. Структура и функции научного знания. Проблема классификации наук.
22. Наука как познавательная деятельность. Структура научного исследования.
23. Ценностные ориентации ученого и научное познание, стиль научного мышления.
24. Наука как социальный институт. Научные школы как формы зарождения и воспроизведения традиций.
25. Научные революции и их роль в развитии научного знания.
26. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.
27. Математизация и компьютеризация науки. Проникновение математических методов в социальные и гуманитарные науки.
28. Философско-мировоззренческие принципы и научная картина мира.
29. Метод и методология. Понятие и общая характеристика методов и средств научного познания, их классификация.
30. Методы и средства эмпирического исследования. Формы знания на эмпирическом уровне.
31. Методы теоретического исследования. Формы знания на теоретическом уровне. Способы построения теории.
32. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.
33. Диалектика как метод научного исследования (Г. Гегель, К. Маркс).
34. Системный подход (Г. Гегель, К. Маркс, JI. Берталанфи).
35. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).
36. Проблема ноосферы в традициях русского и европейского космизма. Идеи коэволюции.
37. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.
38. Философские проблемы биологии и экологии. Экология и здоровье человека.
39. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.
40. Специфика социального познания Особенности субъекта и объекта социального познания.
41. Общество как объект социального познания. Классическая и неклассическая парадигмы.
42. Методология социальных наук. Материализм и идеализм как мировоззренческо-методологические парадигмы изучения общества (К. Маркс, М. Вебер, А.Щюц и др.).
43. Социальный детерминизм и его формы. Понятие социального закона и его специфика.
44. Деятельностный поход и его роль в изучении общества и культуры. Деятельность как способ бытия общества.
45. Системный подход в социальном познании. Системные модели общества. (Г. Спенсер, К. Маркс, П. Сорокин, Р.Мертон, Т.Парсонс). Синергетическая модель общества (И.Пригожин, В.Бранский, Н.Н. Моисеев и др.).
46. Философские проблемы исторического познания (В. Дильтей, М. Блок, Р. Дж. Коллингвуд).
47. Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы (К. Маркс, Н. Данилевский, О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби).
48. Синергетика и проблема нелинейности исторического процесса.
49. Социальное прогнозирование и глобалистика (Д.Белл, А.Тоффлер, Дж. Нейсбит, Ф. Фукуяма и др).
50. Проблема специфики гуманитарных наук и гуманитарного познания (В. Дильтей, В. Виндельбанд, Г. Риккерт, Г. Гадамер, М. Фуко).
51. Герменевтика как метод гуманитарных наук ( В.Дильтей, Г.Г. Гадамер).
52. Структурализм и структурный метод в гуманитарных науках (М. Фуко, К. Леви-Стросс).
53. Проблема истины в гуманитарном познании.
54.Философские проблемы технических и социально-гуманитарных наук.
Вопросы к зачету
1. Философия науки как часть философии. Предмет философии науки.
2. Основные разделы философии науки. Функции философии науки.
3. Наука как объект философского изучения. Определение понятия «наука».
4. Становление научного типа рациональности. Основные концепции происхождения науки. Протонаука и ее особенности.
5. Пифагорейская школа и развитие математики. «Начала» Евклида как прототип античной науки.
6. Вклад Платона и Аристотеля в развитие теоретического мышления и возникновение научного знания.
7. Социально-исторические предпосылки и генезис научных представлений в Средние века. Развитие околонаучных знаний.
8. Становление основ опытной науки. Оксфордская школа: Роджер Бэкон и Уильям Оккам.
9. Возникновение Новоевропейской науки: Д. Бруно, Коперник, Галилей, Ньютон.
10. Формирование классического типа научной рациональности и механической картины в Новое время. Метафизический метод мышления.
11. Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта. Их роль в развитии методологии науки Нового времени.
12. И. Кант и формирование неклассического типа научной рациональности. Коперниканский переворот в философии.
13. Кантовские трансцендентальные вопросы возможности науки. Как возможна математика? Как возможно естествознание? Возможна ли метафизика как наука?
14. Категорический императив Канта и проблема этики как науки. О неопределенности разума в учении Канта о роли трансцендентальной логики.
15. Наука и религия: проблемы взаимодействия.
16. Наука и искусство. Метафизика прекрасного.
17. Философия науки Г. Гегеля и развитие диалектики.
18. Проблемы философии науки в марксизме.
19. Позитивизм как направление философия науки. Основные этапы развития позитивизма.
20. Неклассическая наука и ее основные параметры.
21. Постнеклассическая наука и ее специфические особенности.
22. Философия науки XX в. (К. Поппер, Т.Кун, П. Фейерабенд, И. Лакатос).
23. Основные признаки науки. Функции науки в обществе.
24. Формы взаимоотношений философии и науки: трансценденталистская, позитивистская, антиинтеракционистская, диалектическая.
25. Научное познание как форма духовной деятельности человека. Компоненты научного познания: субъект познания, объект познания, взаимодействие субъекта с объектом, методы познания, язык науки.
26. Научная деятельность как творчество. Основные этапы творчества: замысел, созревание идеи, озарение, проверка.
27. Методы эмпирического исследования.
28. Методы теоретического исследования.
29. Эмпирико-теоретические методы исследования.
30. Научная проблема, факт и гипотеза.
31. Научная теория и научный закон.
32. Проблема роста научного знания и смены парадигм в концепции Т. Куна.
33. Концепции истины в философии науки.
34. Наука как социальный институт. Научная школа как основной компонент науки. Формы взаимоотношений ученых.
35. Наука и власть. Наука и бизнес.
36. Этика науки как нормы регуляции познавательной деятельности. Главные этические проблемы для ученого. Этический комитет и этическая экспертиза.
37. Наука как система дисциплинарных знаний. Дисциплинарная организация науки. «Передний край» науки и научные дисциплины.
38. Классификация и демаркация наук.
39. Научные революции и их роль в развитии научного знания.
40. Сциентизм и антисциентизм.
41. Дифференциация и интеграция наук. Единство и многообразие современной науки.
42. Наука как фактор развития образования. Воздействие науки на компоненты образования. Уровни влияния науки на образование.
43. Основные закономерности развития науки. Интернализм и экстернализм в науке. Теории развития науки.
44. Философия как всеобщая методология научного познания. Специфика философского подхода и философской методологии.
45. Синергетика как новое миропонимание и метод исследования (Г. Хакен, И. Пригожин).
46. Философия техники. Место и роль технического знания в духовном освоении мира. Философский анализ научно-технического прогресса.
47. Глобализм и идеи эволюции человека. Глобальный эволюционизм и современная картина мира.
48. Специфика объекта и предмета социально- гуманитарных наук. Общество как объект социального познания.
49. Специфика методов социально-гуманитарного познания, их сходство и различие с методами естественнонаучного познания. Номотетический и идиографический метод.
50. Человек как предмет гуманитарного познания. Философское истолкование сущности и природы человека.
Дата: 2018-12-21, просмотров: 305.